Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-4907/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен июля 2015 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации Сегежского городского поселения
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным предписания №224 от 12.03.2015 года
при участии представителей:
заявителя, администрации Сегежского городского поселения, - ФИО1, по доверенности от 05.05.2015;
ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - ФИО2, по доверенности от 23.12.2004;
установил: администрация Сегежского городского поселения (место нахождения: 186420, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – заявитель, Администрация)) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (место нахождения: 185000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – ответчик, Инспекция) о признании незаконным предписания №224 от 12.03.2015 года.
В обоснование заявленного требования Администрация указывает на неисполнимость названного предписания, поскольку жилой дом №5 по ул. Гористой в г. Сегеже имеет собственника, вследствие чего постановка этого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного невозможна.
В отзыве на заявление Администрации Инспекция просит отказать в удовлетворении заявленного требования. При этом Инспекцией представлено решение от 03.07.2015 о внесении изменений в предписание №224 от 12.03.2015. Инспекция указывает, что предписание №224 от 12.03.2015 было направлено на организацию Администрацией действий по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи с целью недопущения ухудшения её состояния и дальнейшего разрушения.
Учитывая отсутствие возражений сторон относительно завершения стадии подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства в первой инстанции, а также то, что представленных материалов достаточно для разрешения спора по существу, суд в соответствии с частью 1 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает оконченной подготовку дела к судебному разбирательству и переходит к судебному разбирательству в настоящем судебном заседании.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании требования Администрации не признал по основаниям, указанным в отзыве на заявление и оспариваемом предписании.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 21.01.2015 в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия поступило обращение гражданки ФИО3, проживающей по адресу: <...>, по вопросу неудовлетворительного состояния и содержания жилого помещения, в котором проживает ФИО3 с семьей.
На основании проведенной проверки и исследования всех представленных документов Инспекцией Администрации выдано предписание №224 от 12.03.2015 года об устранении нарушений действующего законодательства. Заявителю предписано в срок до 20 апреля 2015 года организовать и обеспечить учет многоквартирного дома №5 по ул. Гористой в г. Сегеже.
Полагая, что ненормативный правовой акт Государственной жилищной инспекции Республики Карелия не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Администрации, администрация Сегежского городского поселения обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодека Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 ГК РФ.
В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Находящееся на территории муниципального образования бесхозяйное недвижимое имущество принимается на учет территориальным органом Федеральной регистрационной службы. В этих целях орган местного самоуправления подает соответствующее заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. п. 4, 7 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701, абз. 7 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Документом, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (собственник неизвестен), в том числе являются (пп. "а" п. 7 Порядка):
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ.
Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (п. 14 Порядка).
По истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета территориального органа Федеральной регистрационной службы с момента государственной регистрации права муниципальной собственности (абз. 2 п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. п. 25, 26 Порядка).
Как усматривается из материалов дела, в квартире №2 двухквартирного жилого дома №5 по ул. Гористой в г. Сегеже проживает ФИО3
Квартира №1 названного дома не используется для проживания.
В соответствии с представленными выписками Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о зарегистрированных правах на одноэтажный жилой бревенчатый дом площадью 109,7 кв.м названный объект недвижимости находится в общей долевой собственности. Правообладателем ½ доли в праве на основании государственной регистрации права №10-01/06-10/2003-68 от 13.09.2003 является гражданин ФИО4
Таким образом, согласно выпискам Управления Росреестра в Республике Карелия имеется информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – жилой дом №5 по ул. Гористой в г. Сегеже.
При таких обстоятельствах названный объект недвижимости не является бесхозяйным.
Кроме того, согласно сведениям технического паспорта на дом №5 по ул. Гористой в г. Сегеже ½ дома находится в личной собственности граждан, ½ - ведомственный.
Доказательства того, что собственник объекта недвижимости отказался от права собственности, суду не представлены.
В квартире №2 проживает ФИО3 и члены её семьи.
Согласно акту обследования квартиры №2 в названном доме от 10.02.2015 года жилой дом №5 по ул. Гористой в г. Сегеже построен в 1925 году, одноэтажный, двухквартирный; в доме предусмотрено электроснабжение, печное отопление; квартира №2 трехкомнатная.
Как указывалось выше, гражданину ФИО4 принадлежит ½ доли в праве собственности на жилой дом.
Согласно пункту 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии со ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
В соответствии со статьей 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними (пункт 1). Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества (пункт 2).
Статьей 30 Жилищного кодека Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из анализа положений ст. ст. 247 и 252 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ, п. 11 Постановления Пленума ВС СССР от 31.07.1981 № 4, а также п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 10.06.1980 № 4 следует, что выдел доли в праве собственности на жилое помещение в натуре предполагает и раздел внутренних инженерных коммуникаций, раздел в натуре прекращает право общей долевой собственности на него, поэтому каждой стороне должны быть выделены отдельные помещения жилого и нежилого назначения, обособлены коммуникации.
Доказательства того, что в данном случае произведен выдел доли в праве собственности на жилое помещение в натуре, вследствие чего квартира №2 не является собственностью гражданина ФИО4, ответчик в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ суду не представил.
Более того, ответчик также не определил, что он считает бесхозяйным имуществом – квартиру №2 или помещение №2; какими индивидуально определенными признаками обладают эти объекты в целях их идентификации.
В этой связи суд соглашается с доводами Администрации о невозможности исполнения оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое предписание - признанию недействительным.
Учитывая то, что стороны в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, оснований для взыскания последней не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Заявление удовлетворить.
Признать недействительным, как противоречащее Гражданскому кодексу Российской Федерации, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия предписание № 244 от 12.03.2015 года об устранении нарушений действующего законодательства.
Судья | Васильева Л.А. |