ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-514/2022 от 29.03.2022 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-514/2022

29 марта 2022 года

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи  Александрович Е.О.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Е.В.,  рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон материалы дела по иску акционерного общества «Единый расчетный центр Республики Карелия»  к администрации Ладва-Веткинского сельского поселения   о взыскании 22 572 руб. 44 коп.,

третье лицо - Фонд капитального ремонта Республики Карелия,

установил:  акционерное общество «Единый расчетный центр Республики Карелия» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Ладва-Веткинского сельского поселения (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 22 572 руб. 44 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.06.2020 по 31.12.2021 в отношении объекта недвижимости: п. Ладва-Ветка, ул. Привокзальная, д. 40, квартиры 1, 2, 3, 4.

Исковые требования обоснованы ссылками на положения статей 210, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, на статьи 30, 153, 154, 155, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд капитального ремонта Республики Карелия.

Ответчик в отзыве на исковое заявление требования истца не признал, указав на то, что спорное имущество фактически является аварийным, в связи с чем, взносы на капитальный ремонт по квартирам 1,2,3,4, расположенным в   <...>, уплате не подлежат.

Истец представил в суд письменные возражения на отзыв (л.д. 120-121), в которых указал, что ответчиком не представлены надлежащие доказательства признания дома авариным,  а также выписки из единого реестра прав на недвижимое  имущество по квартирам 1,2,3,4, расположенным в   <...> в подтверждение расчёта долга. 

Третье лицо в письменном отзыве поддержало исковые требования в полном объеме.

Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.

Суд рассмотрел дело по существу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица по правилам частей 3,  5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в муниципальной собственности Ладва-Веткинского сельского поселения в спорный период находились жилые помещения, расположенные по адресам: <...>, 3, 4.

В отношении спорных помещений образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт.

Истец направил претензию о наличии задолженности в адрес Администрации Ладва-Веткинского сельского поселения, которая осталась без добровольного удовлетворения.

Указанное послужило основанием для обращения  истца в суд с настоящим иском о взыскании указанной задолженности, в соответствии со статьей 210, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и условиями агентских договоров № 08/2021-А от 02.07.2021, № 01/2021-А от 22.01.2021, заключенных между Фондом капитального ремонта (принципал) и АО "ЕРЦ РК" (агент).

Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В силу пункта 2 статьи 154 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-342/2009 на Администрацию Ладва-Веткинского сельского поселения возложена обязанность принять в собственность поселения жилой дом №40 по ул. Привокзальная в пос. Ладва-Ветка Прионежского муниципального района Республики Карелия в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Во исполнение решения суда    имущество принято Администрацией  по акту приема-передачи.

В отзыве на исковое заявление ответчик указывает на то, что данный многоквартирный дом разрушен (отсутствует крыша и большая часть стен), однако у Администрации отсутствует возможность привлечения специализированной организации для проведения экспертизы, свидетельствующей о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Как следует из материалов дела, указанный дом включен в региональную программу капитального ремонта на 2015-2046 годы, утверждённую Постановлением Правительства РК от 26.11.20214 № 346-П.

В силу части 2 статьи 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ в региональную программу капитального ремонта включается перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Таким образом, если МКД в установленном порядке был признан аварийным, он не должен был быть включен в региональную программу капитального ремонта.

Кроме того порядок признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение).

В соответствии с абзацем первым пункта 7 Положения межведомственная комиссия проводит оценку и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно абзацу седьмому пункта 7 указанного Положения решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, а в случаях, если комиссией проводится оценка жилых помещений фонда РФ, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти; решение принимается на основании заключения комиссии.

Таким образом, действующее законодательство регламентирует порядок признания дома аварийным.  Документов, свидетельствующих о принятии уполномоченным органом решения о признании спорного МКД аварийным, ответчиком не представлено, что исключает применение в отношении данного имущества положений части 2 статьи 169 ЖК РФ.

При рассмотрении настоящего спора суд обязан проверить правильность расчёта задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.06.2020 по 31.12.2021 в отношении каждого объекта недвижимости, расположенного в <...>, а именно квартиры 1, 2, 3, 4. 

Постановлением правительства Республики Карелия от 09.12.2019 № 464-П установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2020 год - 8 руб. 90 коп. на один квартальный метр общей площади помещения в месяц.

Как было указано ранее, решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-342/2009 суд обязал Администрацию Ладва-Веткинского сельского поселения принять в собственность поселения жилой дом №40 по ул. Привокзальная в пос. Ладва-Ветка Прионежского муниципального района Республики Карелия.

В указанном решении содержится описание спорного объекта -  одноэтажный жилой дом № 40 по ул. Привокзальная в пос. Ладва-Ветка Прионежского района, 1915 года постройки, общей площадью 154, 4 кв.м, согласно техническому паспорту на здание.

Во исполнение указанного решения спорное имущество (одноэтажный жилой дом № 40 по ул. Привокзальная в пос. Ладва-Ветка Прионежского района) передано по акту приема-передачи от 30.06.2009. В акте содержится описание объекта - общая площадь дома- 154,4 кв.м.

К отзыву на исковое заявление приложен паспорт объекта, в котором также содержится его описание со ссылкой на общую площадь дома в целом.

В ходе рассмотрения дела судом  в целях подтверждения расчёта долга  запрошены доказательства, свидетельствующие о площади каждой квартиры,  расположенной в спорном доме. Истец 09.03.2022   представил  в материалы дела  выписки из единого государственного реестра недвижимости в отношении квартир 1, 2, 3 и 4, согласно которым площадь квартир составляет: № 1 – 37,5 кв.м., № 2 - 22,6 кв.м., № 3- 22,6 кв.м., № 4- 44,9 кв.м. 

С учётом дополнительно представленных документов расчёт предъявленных к взысканию сумм по каждому из объектов подтверждён документально.  

При указанных обстоятельствах требование истца о взыскании 22 572 руб. 44 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.06.2020 по 31.12.2021 в отношении объекта недвижимости: <...>, 3, 4 заявлено обоснованно и  подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные  расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат взысканию в его пользу с ответчика.   

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования удовлетворить полностью.

                 Взыскать с  администрации Ладва-Веткинского сельского поселения (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу акционерного общества «Единый расчетный центр Республики Карелия» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 22 572 руб. 44 коп. задолженности, а также 2 000 руб. судебных расходов по уплате  государственной пошлины.

2.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд   через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Александрович Е.О.