ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-5261/15 от 20.07.2015 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-5261/2015

Резолютивная часть решения объявлена  20 июля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен   июля 2015 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Ильченко Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Петрозаводска"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

о   признании незаконными и отмене решения № 03-02/09-2015 от 27.04.2015 и предписания от 27.04.2015

при участии представителей:

заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Петрозаводска", -  ФИО1, по доверенности от 28.01.2014;

ответчика, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, -   ФИО2, по доверенности от 06.03.2015;

установил: общество с ограниченной ответственностью "Недвижимость Петрозаводска" (ОГРН: <***>; ИНН: <***>; далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН: <***>, ИНН: <***>; далее – ответчик, Карельское УФАС России,  Управление) о признании недействительными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия решения по делу № 03-02/09-2015 от 27.04.2015 года и предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе   от 27.04.2015 года.

Общество указывает, что в соответствии со статьями 8,10 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон № 2124-1)  действует заявительный  порядок регистрации  средства массовой информации (далее – СМИ); в заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны, в частности, название средства массовой информации, примерная тематика и (или) специализация (части вторая и седьмая статьи 10). Согласно свидетельству о регистрации СМИ от 24.02. 2014  ПИ № ТУ10-00276, журнал  «Недвижимость Петрозаводска»  зарегистрирован в качестве специализирующегося  на сообщениях и материалах рекламного характера.  Законодательство не предусматривает строго определенные фразы, характеризующие специализацию журнала. На обложке вышеуказанного журнала имеется пометках «Размещение рекламы и объявлений», которое, по сути, является  предварительным оповещением потребителя о рекламном характере информации, поскольку позволяет ему распознать   соответствующий материал как рекламный  непосредственно в момент его представления. По мнению заявителя, поскольку журнал  «Недвижимость Петрозаводска»  является периодическим печатным изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера, положения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) на него не распространяется. 

В отзыве на заявление Управление находит заявление Общества необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Ответчик указывает, что в указанном журнале  объем рекламы составил более 40% (62,30%). Рекламные объявления не сопровождаются пометкой «реклама» или «на правах рекламы», а на обложке отсутствует  информация о его рекламной специализации.  Пометка «Размещение рекламы и объявлений тел. <***>», размещенная в правом нижнем углу обложки печатного издания, является очередным рекламным  объявлением, информирующим потребителя о том, что по указанному телефону можно обратиться для размещения рекламы в печатном издании и не идентифицирует издание как  рекламное.

Учитывая отсутствие возражений сторон относительно завершения стадии подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства в первой инстанции, а также то, что представленных материалов достаточно для разрешения спора по существу, суд в соответствии с частью 1 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает оконченной подготовку дела к судебному разбирательству и переходит к судебному разбирательству в настоящем судебном заседании.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования Общества не признал по основаниям, указанным в отзыве на заявление и оспариваемом решении и предписании.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Карельское УФАС России на основании  заявления Управления Роскомнадзора по Республике Карелия относительно выпуска СМИ «Недвижимость Петрозаводска» от 15.01.2015 №20 с признаками нарушения  статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",  выразившегося, по мнению заявителя,  в отсутствии  на обложке периодического  печатного издания сведений о его специализации на сообщениях и материалах рекламного  характера,  определением от  20.03.2015 возбудило дело №03-02/09-2015.

На основании проведенной проверки и исследования всех представленных документов,   Управлением 27.04.2015 принято решение по делу №03-02/09-2015, которым реклама, размещенная в выпуске СМИ «Недвижимость Петрозаводска» от 15.01.2015 №20, признана ненадлежащей, нарушившей требования статьи 16 Закона о рекламе, так как её объем превышает 40% и на обложке указанного  журнала не содержится информация о его специализации на сообщениях и материалах рекламного характера.

Обществу выдано предписание  от 27.04.2015 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Полагая, что ненормативные правовые акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия не соответствуют действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества,  последнее обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу положений статьи 3 Закона № 38-ФЗ рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5); рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму (пункт 6); рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7).

Как указано в статье 16 Закона о рекламе,  размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Из представленных в дело документов следует и суд установил, что согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от  24.02. 2014 ПИ № ТУ10-00276, периодическое печатное издание - журнал  «Недвижимость Петрозаводска»  - зарегистрировано в качестве специализирующегося  на сообщениях и материалах рекламного характера.  При регистрации  указанного журнала Общество указало примерную его тематику и (или) специализацию – рекламное СМИ; рекламная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с уставом ООО «Недвижимость Петрозаводска» одним из основных видов его деятельности является рекламно-информационная  деятельность, в том числе  производство и размещение рекламной продукции.  

Следовательно, журнал  «Недвижимость Петрозаводска» является средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера.   Наличие в ней материалов иного характера  не меняет  его специализацию.

Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. "Издания. Основные виды. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 25.11.2003 № 331-ст, журнал - периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературно-художественные произведения.

Согласно пункту 4.5.11 ОСТ 29.130-97 "Издания. Термины и определения", утвержденного приказом Госкомпечати Российской Федерации от 07.04.1997 № 39, обложка - бумажное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является также элементом внешнего оформления издания.

Как установлено судом, на обложке СМИ «Недвижимость Петрозаводска» от 15.01.2015 №20 содержится информация о его специализации на сообщениях и материалах рекламного характера. В правом нижнем углу обложки указано: «Размещение рекламы и объявлений». То обстоятельство, что названный текст размещен под  номером телефона, само по себе не  свидетельствует  об отсутствии  на обложке информация о специализации СМИ на сообщениях и материалах рекламного характера.

Выходные данные средства массовой информации  согласно статье 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"  также содержат такую информацию.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом данных обстоятельств, суд считает заявление Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Судебные расходы по настоящему делу суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявление общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Петрозаводска" удовлетворить.

Признать недействительными, как противоречащие Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ  "О рекламе", вынесенные  Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия решение по делу № 03-02/09-2015 от 27.04.2015 года и предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе   от 27.04.2015 года.

2.Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия  устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Петрозаводска".

3. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Петрозаводска"  (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

4.Решение в части пунктов 1, 2 подлежит немедленному исполнению, но  может быть обжаловано  в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>)

через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Васильева Л.А.