ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-5511/15 от 01.09.2015 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-5511/2015

            Резолютивная часть решения объявлена  01 сентября 2015 года.

            Полный текст решения изготовлен   сентября 2015 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зенит"

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия

о признании недействительными решения №13 от 13.03.2015

при участии представителей:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Зенит», - Воробьев А.А. по доверенности от 10.08.2015; 

от ответчика, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия, - Новожилова Е.А., главный специалист – эксперт юридического отдела по доверенности от 12.01.2015,

установил: общество с ограниченной ответственностью "Зенит" (далее –  общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (далее – Фонд, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 13.03.2015 года №13 в части эпизода, связанного с уплатой дополнительных тарифов страховых взносов.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование предъявленных требований общество указывает, что после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», увеличивающих процент страховых взносов для категорий работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, ООО «Зенит» на основании результатов аттестации рабочих мест перечислило страховые взносы по дополнительному тарифу 2% за январь и за февраль 2013 года (платежные поручения №165 от 06.02.2013, №474 от 06.03.2013). По факту указанного перечисления работники Пенсионного фонда указали, что страховые взносы по дополнительному тарифу 2% перечисляются только за тех работников, которые имеют право на льготное пенсионное обеспечение, и предложили ООО «Зенит» доказать право работников на льготное пенсионное обеспечение, путём предоставления хронометража каждого рабочего дня на каждого работника. А также обратили внимание на то, что необходимым условием для предоставления работникам права на льготное пенсионное обеспечение, является наличие на предприятии единого технологического процесса лесозаготовок. По итогам беседы с представителями Фонда со стороны ООО «Зенит» в данное учреждение 19 марта 2013 года был направлен официальный запрос с просьбой разъяснить, имеют ли работники ООО «Зенит» право на льготное пенсионное обеспечение с учётом действующего режима труда на предприятии и нормативных документов. В результате изучения полученного ответа Пенсионного фонда, ООО «Зенит» было вынуждено согласиться с тем, что его работники не имеют права на льготное пенсионное обеспечение. Перечисленные ООО «Зенит» страховые взносы по дополнительному тарифу 2% за январь и февраль 2013 года были в итоге зачтены в счёт обычных платежей общества за последующий период. Таким образом, Пенсионный фонд отказался принимать от ООО «Зенит» страховые взносы по дополнительному тарифу 2%, перечисленные на основании результатов аттестации рабочих мест. В дальнейшем, до проведения выездной проверки, Управление не сообщало обществу об изменении своей позиции по вопросу перечисления взносов по дополнительному тарифу 2%, ни разу не указывало на отсутствие данных платежей в качестве задолженности предприятия.

Представитель Фонда требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве от 03.08.2015, возражая против удовлетворения заявления, ссылается на то, что ООО «Зенит» является плательщиком страховых взносов, осуществляющим выплаты в пользу работников, занятых на работах с особыми условиями труда, виды которых указаны в подпунктах 2, 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон №173-Ф3), на выплаты в пользу которых подлежат начислению страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ), с момента возникновения с такими работниками трудовых отношений. Исчисление таких взносов осуществляется со всех выплат и вознаграждений в пользу работника, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьями 7, 8, 9 Закона № 212-ФЗ. Установленная с 01.01.2013 статьей 58.3. Закона № 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам поставлена в прямую зависимость от наличия в штате организации работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, то есть в рассматриваемом случае, с учетом положений подпунктов 2, 7 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ и пункта 2 статьи 27 Закона №173-ФЗ - занятых по профессиям, поименованным в Списке, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 и Списке, утвержденный Постановлением Правительством РФ от 24 апреля 1992 г. №273, и основана на следующих взаимосвязанных положениях действующего и ранее действовавшего законодательства. Статьей 27 Закона № 173-ФЗ установлены категории лиц, имеющих право (при наличии соответствующего стажа и соблюдении, в ряде случаев, иных условий) на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного по Российской Федерации пенсионного возраста (статья 7 Закона № 173-ФЗ). В силу пункта 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктах 1 - 18 пункта 1 указанной статьи и имевшие место после 01.01.2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,  при  условии  начисления  и  уплаты  страхователем  страховых  взносов  по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ. Обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам в соответствии с нормами действующего законодательства об обязательном пенсионном страховании и о пенсионном обеспечении в зависимость от факта включения периодов работы в стаж работы,  дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не ставится. Федеральный закон № 212-ФЗ также не ставит обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в зависимость ни от факта представления работодателем сведений о стаже за соответствующие периоды с указанием кода особых условий труда в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ни от процента занятости работников на работах, предусмотренных подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (тогда как право на включение соответствующих периодов в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поставлено в зависимость от полной (не менее 80% рабочего времени) занятости в указанных условиях). Необходимым и достаточным основанием для уплаты взносов по дополнительному тарифу с точки зрения норм действующего законодательства является наличие в организации профессий, предусмотренных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 10.02.2015 года №10.

Не согласившись с доначислением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, начислением соответствующих сумм пеней и привлечением к ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения в этой части  недействительным.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Законом №212-ФЗ.

Как следует из материалов дела Пенсионным фондом выявлено занижение базы по дополнительному тарифу в 2013 году в отношении работников ООО «Зенит»:

 – рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках, включая обслуживание механизмов и оборудования;

- электросварщика ручной сварки (страховые взносы страхователем не начислялись).

Оспаривая решение Пенсионного фонда в отношении рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках, включая обслуживание механизмов и оборудования, заявитель указывает на то, что ООО «Зенит» не осуществляет единый технологический процесс лесозаготовок, а оказывает услуги по выполнению отдельных видов работ по заготовке леса на отведенных арендатором делянках, заканчивающиеся передачей заготовленного леса арендатору непосредственно в местах заготовки. Таким образом, мастер на лесосеках и первичном лесосплаве не подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации №273. В связи с этим, на него не начисляются взносы по дополнительным тарифам. ООО «Зенит» не имеет собственного лесного фонда, автомобили-сортиментовозы ООО «Зенит» используются исключительно для перевозки приобретаемых у арендаторов леса, заготовленных и складированных лесоматериалов от мест отгрузки продавцом до конечных потребителей. Для перевозки приобретаемых лесоматериалов используются трассовые автомобили-сортиментовозы. При этом автомобилей лесовозов в ООО «Зенит» не имеется и не имелось. Таким образом, и водители автомобилей на вывозке леса ООО «Зенит» не подпадают под действие Постановления Правительства Российской Федерации № 273 и на них также не должны начисляться взносы по дополнительным тарифам. В отношении электросварщика ручной сварки  указал, что он не был занят в течение полного рабочего дня на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 2%.

Согласно статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. 

Статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ установлены категории лиц, имеющих право (при наличии соответствующего стажа и соблюдении ряда условий) на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного по Российской Федерации пенсионного возраста.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет и 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Подпунктом 2 пункта 1 вышеуказанной статьи предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

При этом к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXXIII «Общие профессии» Списка №2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, относятся электросварщик ручной сварки (код позиции 23200000-19906).

Довод заявителя о неправомерности доначисления фондом суммы страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу мастера на лесосеках, водителей автомобилей на вывозке леса по тем основаниям, что не осуществляется единый технологический процесс лесозаготовок, отсутствует собственный лесной фонд, автомобили – сортиментовозы  общества используются для перевозки приобретаемого у арендаторов леса, отсутствуют автомобили лесовозы,  а в отношении электросварщика ручной сварки, по тем основаниям, что он не был занят в течение полного рабочего дня на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, судом отклоняется.

Установленная с 1 января 2013 года статьей 58.3 Закона №212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам поставлена в прямую зависимость от наличия в штате организации работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, а не в зависимость от того, осуществляется единый технологический процесс лесозаготовок или нет, имеется собственный лесной фонд или нет, каким образом осуществляется перевозка груза, занят на данных работах работник полный рабочий день или неполный рабочий день.

Все указанные обществом причины неуплаты не являются в соответствии с действующим пенсионным законодательством основанием для освобождения работодателя от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу.

В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с особыми условиями труда, поименованных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующему дополнительному тарифу осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ, поименованных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.05.2013 №17-3/877).

С учетом изложенного Пенсионным фондом правомерно произведено начисление страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 118 384 руб. 60 коп.

Что касается пеней в сумме 4 723 руб. 40 коп., штрафа в сумме 23 676 руб. 92 коп., то суд считает, что имеются обстоятельства, исключающие вину общества в совершении правонарушения и начисление пеней,  соответственно подпунктом 3 пункта 1 статьи 43 Закона №212-ФЗ и пунктом 9 статьи 25 Закона №212-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 18 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно статье 25 Закона №212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Законом сроки.

В пункте 9 статьи 25 Закона №212-ФЗ также установлено правило, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 43 Закона №212-ФЗ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения, признается: выполнение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных конкретному лицу или неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Таким образом, в силу прямого указания закона, при выполнении плательщиком взносов письменных разъяснений, по смыслу и содержанию относящихся к периодам, в которых совершено правонарушение, пени и санкции не подлежат применению.

Общество, прекратив с марта месяца 2013 перечисление дополнительного тарифа страховых взносов, руководствовалось разъяснениями, данными Пенсионным фондом 01.04.2015 письмом №5444/03-103 (лист дела 69), следовательно, решение в части взыскания штрафа и начисления пеней следует признать недействительным.

Решение от 13.03.2015 №13 в части доначисления страховых взносов является законным и обоснованным, поэтому оснований для признания его недействительным в указанной части у суда не имеется. В связи с чем, в удовлетворении требований заявителя в этой части суд отказывает.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая, что требования заявителя удовлетворены частично, расходы по государственной пошлине суд относит на Фонд.

            Руководствуясь статьями 110, 132, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия N 13 от 13.03.2015 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Зенит" к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, в части начисления пеней по эпизоду, связанному с уплатой дополнительных тарифов страховых взносов.

В остальной части заявленных требований отказать.

Судья                                                                                                            С.Н. Гарист