ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-5540/2022 от 15.09.2022 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-5540/2022

            Резолютивная часть решения объявлена  15 сентября 2022 года.

            Полный текст решения изготовлен   сентября 2022 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хе Ю.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества Россети Северо-Запад»

к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия

о признании незаконным отказа № 18244/12.4-21 от 21.06.2022

при участии представителей:

от заявителя, публичного акционерного общества Россети Северо-Запад» , -  Семенова Я.Б., представитель по доверенности от 15.06.2022;

от ответчика, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия , -  не явился,

установил: публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», общество, сетевая организация) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) решение, выраженного в письме от 21.06.2022 №18244/12.4-21, в выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в целях строительства линейного ответвления классом напряжения 10/0,4 кВ, об обязании Министерства в течение 5 дней с момента вынесения решения суда выдать публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 10:07:0062201:556 в целях размещения линий электропередачи и трансформаторных подстанций на основании заявления от 12.04.2022 №МР2/3-50/135-35/829.

В судебном заседании представитель общества поддержала предъявленные требования.

Министерство в суд не явилось, извещено о времени и месте судебного заседания, в отзыве от 14.09.2022 возражало против удовлетворения заявления, указав, что порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Карелия от 17.08.2017 №283-П «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Порядок). Согласно подпункту «ж» пункта 11 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается, в том числе, в случае, если земли или земельные участки не отнесены к определенной категории земель либо отнесены к категории земель запаса, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрена возможность использования земель запаса без их перевода в другую категорию. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 10:07:0062201:556 отнесен к категории земель «земли запаса». Таким образом, у Министерства отсутствовали основания для удовлетворения заявления истца.

 Дело в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ рассматривается в отсутствие представителя Министерства.

Заслушав представителя сетевой организации, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ПАО «Россети Северо-Запад» является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждены Постановлением Правительства Российской федерации от 27.12.2004 № 861).

В силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон №35-ФЗ) технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В силу пункта 1 статьи 26 Закона №35-ФЗ, пунктов 3, 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Общество обязано осуществить строительство линий электропередачи до объекта (земельного участка) любого обратившегося к нему лица в целях обеспечения дальнейшего непрерывного электроснабжения в сроки, которые императивно установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения.

Несоблюдение этих сроков является нарушением прав потребителей на доступ к системе жизнеобеспечения, а также основанием для привлечения Общества к установленной законом ответственности, в том числе административной по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с санкцией в виде штрафа до 1 млн. руб.

Во исполнение договоров технологического присоединения, заключенных с Гардымовым К.Г. и другими гражданами, всего 16 заявителей, для подключения к системе электроснабжения их домов Обществу было необходимо осуществить строительство линейных объектов напряжением до 10 кВ до границ участков потребителей по государственным земельным участкам в Лахденпохском и Сортавальском районах Республики Карелия.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Постановление №1300).

Согласно пункту 5 указанного Перечня, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется размещение объектов, в числе которых линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона Республики Карелия № 1644- ЗРК «О некоторых вопросах градостроительной деятельности в Республике Карелия» при строительстве, реконструкции линий электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования разрешение на строительство не требуется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 №1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены:

- перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;

-перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.

Согласно этим Перечням не требуется получение разрешения на строительство и подготовка документации по планировке территории для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 года № 390-П утверждено Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее-Положение).

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт  1 Положения).

В силу подпункта 42 пункта 9 Положения Министерство выдает разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ.

ПАО «Россети Северо-Запад» обратилось в Министерство с заявлением в порядке статей 39.33, 39.36 ЗК РФ и Постановления №1300 о выдаче разрешения на размещение линий электропередачи и связанных с ними трансформаторных подстанций напряжением 0,4/10 кВ для осуществления технологического присоединения в районе ур.Хяркяля Сортавальского муниципального района на земельном участке с кадастровым номером 10:07:0062201:556.

Письмом от 21.06.2022 №18244/12.4-21 Министерство отказало Обществу в выдаче разрешения со ссылкой на подпункт «ж» пункта 11 постановления Правительства Республики Карелия от 17.08.2017 № 283-П «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее-Порядок 283), поскольку земельных участок для размещения линейных объектов отнесен к категории земель запаса.

Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд.

            Согласно подпункта «ж» пункта 11 Порядка 283 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если земли или земельные участки не отнесены к определенной категории земель либо отнесены к категории земель запаса, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрена возможность использования земель запаса без их перевода в другую категорию.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений статей 7, 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Таким образом, использование земель осуществляется согласно их целевому назначению и разрешенному использованию.

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412.

Классификатор содержит вид разрешенного использования «Запас» (код 12.3)

Из примечания № 2 к названному Приказу следует, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в нем размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.

Положения примечания № 2 к Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение отдельных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в Перечень №1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка

Данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий), следовательно, действующее законодательство не препятствует использованию земель (земельных участков) запаса и иных в целях размещения отдельных видов объектов, указанных в Перечне 1300.

Согласно статье 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Как отмечает Конституционный суд Российской Федерации в определении от 26.03.2019 № 722-О федеральный законодатель, принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, предусмотрел возможность размещения ряда сооружений без предоставления находящихся в публичной собственности земельных участков и установления сервитутов, т.е. без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки.

В порядке реализации этого законоположения постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 был утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включающий временные и передвижные объекты, линейные объекты и сооружения вспомогательного характера, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в том числе и сооружений Общества.

Подобное правовое регулирование обеспечивает возможность оперативного - без оформления правоустанавливающих документов на землю - возведения определенных объектов с учетом их особых характеристик и назначения.

В связи с указанным, доводы о невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 10:07:0062201:556, относящегося к категории земель запаса, не принимаются.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2016 № 306-ЭС15-18799 в отношении размещенного линейного объекта, включенного в постановление Правительства Российской Федерации № 1300, сделан следующий вывод: "занимаемые такими сооружениями земельные участки имеют небольшую площадь (в данном случае - 10 кв. м), и оформление на них вещных или обязательных прав нецелесообразно и ведет к неоправданному дроблению земельных участков, что повлекло введение соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (статья 39.36)...оформление прав на земельный участок, занимаемый данными объектами, после 01.03.2015 в силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется".

Согласно пункту 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации проектирование лесных участков в целях размещения линейных объектов не проводится.

Таким образом, образование земельного участка, понятие которого дано в статье 6 ЗК РФ, для размещения линейного объекта 0,4-35 кВ, в том числе участков под опорами ЛЭП или в ее охранной зоне не происходит, выдача разрешения на строительство, подготовка проектной документации на публичный участок, постановка его на кадастровый учет и оформление прав на участок, занятый объектами, указанными в постановлении N 1300, после вступления в силу закона № 171-ФЗ не требуется (Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2016 № 306-ЭС15-18799, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2017 по делу № А44-8550/2016).

Специальными нормами ЗК РФ, Классификатором видов разрешенного использования земельных участков подтверждается, что правовой режим использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения объектов из Перечня 1300, не зависит от категории земель.

Кроме того, в отношении земель запаса при размещении объектов в силу пункта 1 статьи 39.33 и статьи 103 ЗК РФ соблюдается основное условие для выдачи разрешения - эти земли не предоставлены гражданам или юридическим лицам.

Таким образом, ЗК РФ установлено, что вне зависимости от категории государственных, муниципальных земель, включая земли запаса, для размещения объектов из Перечня №1300 не требуется образование земельного участка, его перевод в иную категорию, оформление прав на него, изменение вида разрешенного использования.

Приведенные нормы устанавливают возможность использования земель из земель запаса без их перевода в другую категорию для целей размещения объектов из пункта 5 Перечня №1300, а, значит, как правильно указал представитель общества, подпункт «ж» пункта 11 Порядка 283 применен Министерством при вынесении Решения необоснованно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014  №1244 утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях, предусмотренных статьей 39.34 ЗК РФ.

Пункт 3 Правил № 1244 содержит требования к содержанию самого заявления, а пункт 4 Правил содержит требования к составу документов, приложенному к заявлению. В соответствии с пунктом 7 названных Правил № 1244 решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.

Согласно пункту 9 Правил № 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 правил; б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ; в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Такие основания для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка из пункта 11 Порядка 283-П, как размещение объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их категорией или разрешенных использованием (подпункт «г»); в отношении земельного участка не установлен вид разрешенного использования (подпункт «л»), и как в подпункте «ж» отсутствуют в федеральном порядке, установленном постановлением №1244, и с учетом приведенных выше доводов, являются незаконными, поскольку объекты, указанные в Перечне №1300, могут размещаться в упрощенном порядке на землях любого целевого назначения и разрешенного использования.

Последствием размещения линий электропередачи является установление на земельном участке в порядке статей 104, 106 ЗК РФ зон с особыми условиями использования территорий. Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу пункта 23 статьи 106 ЗК РФ зоны устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.

То есть линейные объекты могут располагаться на землях любых категорий без их перевода в земли энергетики, в том числе из земель запаса. Иными словами, размещение на землях запаса объекта энергетики, указанного в Перечне 1300, не влечет изменение (обязанность по изменению) категории земель на земли энергетики.

В силу пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной ил муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.

Ограничение прав на земельные участки в части наличия охранных зон объектов электроэнергетики не является использованием участков. Права на земельные участки, на которых размещены линии, у Общества не возникают ни при размещении объекта, ни впоследствии, а, следовательно, оно и не может определять его дальнейшее целевое использование (категорию).

Согласно абзацу 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 06.12.2017 № 37-П указано следующее.

Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 ГК РФ) и, соответственно, свободны в выборе способа их защиты (одного или нескольких), притом, однако, что порядок судебной защиты прав и свобод определяется на основе Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

В числе способов защиты гражданских прав, которые могут быть задействованы лишь при участии юрисдикционных органов, статья 12 ГК РФ называет признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а равно неприменение судом акта этого органа, противоречащего закону. Осуществляемая судом оценка нормативного правового акта на предмет его непротиворечия нормативному правовому акту большей юридической силы (статья 13 АПК РФ), выступая частью процедуры выбора применимых норм права, относится к исключительным прерогативам суда, к самому существу судопроизводства, ключевая цель которого - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Следовательно, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 13 и пункт 3 части 4 статьи 170 АПК РФ). Исполнение данной обязанности обеспечивается, кроме прочего, возможностью отмены или изменения судебного решения вышестоящим судом в связи с неприменением закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 270 и пункт 1 части 2 статьи 288 АПК РФ).

Тем самым положения абзаца 13 статьи 12 ГК РФ и части 2 статьи 13 АПК РФ направлены - по своему буквальному смыслу - на правильное применение законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении арбитражными судами дел, а значит, на реализацию требований статей 46 (часть 1) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" о применении правовых положений, имеющих наибольшую юридическую силу, не предполагают каких-либо исключений из данного правила и потому имеют целью не ограничение, а гарантирование конституционного права на судебную защиту.

На такое понимание указанных законоположений ориентируется и правоприменительная практика в отношении выбора судами норм права при разрешении гражданских споров. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в постановлении от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", что согласно абзацу 13 статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Обществом в полной мере выполнены все требования, установленные законодательством и Порядком №283, земельный участок не предоставлен физическому или юридическому лицу, размещение сооружения не препятствует дальнейшему использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и не противоречит документам территориального планирования, поскольку размещение линий электропередачи напряжением до 35 кВ допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

При таких обстоятельствах, отказ Министерства является незаконным, противоречащим положениям действующего законодательства и нарушающим права заявителя при осуществлении деятельности по строительству, реконструкции линейных объектов, включенных в пункт 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.33, пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что оспариваемое решение Министерства не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.

Судебные расходы суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, , 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации принятое Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия решение, выраженное в письме от 21.06.2022 №18244/12.4-21, в отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в целях строительства линейного ответвления классом напряжения 10/0,4 кВ.

Обязать  Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение 5 дней с момента вынесения решения суда выдать публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 10:07:0062201:556 в целях размещения линий электропередачи и трансформаторных подстанций на основании заявления от 12.04.2022 №МР2/3-50/135-35/829.

Судья

Гарист С.Н.