ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-5706/16 от 05.10.2016 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-5706/2016

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен октября 2016 года

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Кришталь Н.А.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С.,

рассмотрев в судебном заседании 28.09.2016, продолженном после перерыва 05.10.2016, дело по заявлению публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия о признании недействительным предписания от 29.03.2016 № П-10/3/36-нд/135991/1/8,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, начальника отдела технического учета Карельского филиала ПАО «Ростелеком», доверенность от 27.09.2016 № 0204/29/25-16; ФИО2, представителя, доверенность от 16.12.2015 № 0204/29/20-15;

от ответчика – ФИО3, ведущего специалиста-эксперта, доверенность от 22.04.2016 № 22-Д; ФИО4, заместителя начальника отдела, доверенность от 22.04.2016 № 21-Д;

установил: публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – заявитель, ПАО «Ростелеком», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (далее – ответчик, Управление Роскомнадзора по Республике Карелия, Управление) об отмене предписания от 29.03.2016 № П-10/3/36-нд/135991/1/8 об устранении выявленного нарушения.

В заявлении Общество не оспаривает, что при соединении абонентов г. Петрозаводска и санатория «Марциальные Воды» трафик не проходит через зоновую сеть Общества. Вместе с тем, заявитель указывает, что объекты связи в поселке Марциальные Воды (акт приемки № 2/2/1 от 14.12.1999) введены в эксплуатацию в соответствии с Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 № 113. До 01 ноября 2004 года АМТС/ОПТС-76 в г. Петрозаводске, включая сельско-пригородный узел (СПУ) в поселке Марциальные Воды, административно находилась в подчинении Петрозаводского городского совета. Далее телефонная станция была принята Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия, на основании акта приемки сооружений связи приемочной комиссией № 08-23227 выдавались разрешения на эксплуатацию сооружений связи от 30.12.2008 № 10-23227, № 49841-592 и от 19.05.2009 № 10-23227, № 49841-604 в порядке переоформления ранее выданного разрешения. Требования к построению телефонной сети связи общего пользования, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 08.08.2005 № 97 (далее – Требования № 97), и Требования к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 08.08.2005 № 98 (далее – Требования № 98), вступили в законную силу с 01 января 2006 года, то есть после ввода в эксплуатацию объектов связи в п. Марциальные воды Кондопожского района, и не содержат указания на то, что действие данных нормативных правовых актов распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2006 года. При этом вышеуказанные Требования не содержат сроков, в течение которых ранее введенные в эксплуатацию объекты связи должны быть приведены в соответствие с данными Требованиями. С учетом данного обстоятельства, заявитель считает, что Управление Роскомнадзора по Республике Карелия превысило свои полномочия, установив в оспариваемом предписании срок устранения нарушений Требований № 97 и № 98, в связи с чем выданное предписание является неправомерным. Кроме того, заявитель ссылается на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А26-75/2010, которым отказано в привлечении ОАО «Северо-Западный Телеком» (правопредшественника) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования в п. Марциальные воды Кондопожского района.

В отзыве на заявление ответчик предъявленное требование не признал указал, что Требования № 97 и № 98 не содержат сроков, в течение которых операторы связи должны привести свои объекты связи в соответствие с изменившимся законодательством. Вместе с тем, лицензионная деятельность по оказанию услуг связи должна осуществляться в соответствии с действующими в настоящее время Требованиями к построению телефонной сети и порядку пропуска трафика и предполагает приведение объектов и сооружений связи в соответствие с изменившимися условиями, как технического характера, так и административно-территориального деления Республики Карелия. Указанные Требования Обществом не исполняются, при этом техническая возможность привести сооружение связи в соответствие с действующим законодательством у ПАО «Ростелеком» имеется.

В судебном заседании 28.09.2016 представитель заявителя ФИО2 уточнила заявленное требование – просила признать предписание от 29.03.2016 № П-10/3/36-нд/135991/1/8 недействительным.

В порядке статьи 163 АПК РФ по ходатайству представителей заявителя в судебном заседании 28.09.2016 был объявлен перерыв до 05.10.2016 до 10 час. 50 мин., после чего судебное заседание продолжено при участии представителя заявителя ФИО2, представителей ответчика ФИО3 и ФИО4

После перерыва представитель заявителя представил для приобщения к материалам дела письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ, ссылался на несоответствие оспариваемого предписания Федеральному закону от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», статье 5 «Положения  о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228. При этом представитель пояснил, что предписание от 29.03.2016 № П-10/3/36-нд/135991/1/8 является неисполнимым, поскольку не содержит четких требований, а также обязывает Общество провести комплекс мероприятий, требующих значительных временных и финансовых затрат.

В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В Едином государственном реестре юридических лиц публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером <***>; на территории Республики Карелия действует Карельский филиал ПАО «Ростелеком».

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Обществу выданы лицензии: № 135990 от 27.01.2016 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; № 135991 от 16.02.2016 - на оказание услуг внутризоновой телефонной связи; № 135989 от 27.01.2016 – на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов.

На основании приказа от 03.03.2016 № 36-нд должностными лицами Управления Роскомнадзора по Республике Карелия в период с 15.03.2016 по 29.03.2016 проведена внеплановая выездная проверка контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения от 28.08.2015 № П-10-063.

По результатам контрольных мероприятий Управлением составлен акт проверки ПАО «Ростелеком» А-10/3/36-нд/66 от 29.03.2016, Обществу выдано предписание № П-10/3/36-нд/135991/1/8 от 29.03.2016, в котором указано, что в нарушение подпункта 1 пункта 17 Требований № 97 сеть фиксированной зоновой телефонной связи не имеет точки присоединения на территории Кондопожского района с узлом связи сети местной телефонной связи, размещенным в п. Марциальные воды Кондопожского района; в нарушение пункта 2 Требований № 98 при оказании услуг внутризоновой телефонной связи, а именно, при соединении абонентов г. Петрозаводска и п. Марциальные Воды Кондопожского района пропуск трафика не осуществляется через узел связи сети фиксированной зоновой телефонной связи ПАО «Ростелеком»; Обществу установлен срок устранения нарушения - 29.09.2016.

Полагая, что предписание № П-10/3/36-нд/135991/1/8 от 29.03.2016 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в области предпринимательской деятельности, публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предписание - это мера реагирования на нарушение закона, которая представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для лица, которому оно выдано. Следовательно, оспариваемое предписание обладает признаками ненормативного правового акта и может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу действующего законодательства предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи установлены Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона № 126-ФЗ для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи в зависимости от категорий сетей связи (за исключением сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования) устанавливает требования к их проектированию, построению, эксплуатации, управлению ими или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона № 126-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области связи осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в области связи и информатизации, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 26 Закона № 126-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в области связи обязан устанавливать нормативные требования к сетям связи в части задействования ресурсов нумерации, требования, обязательные для операторов связи, к построению сетей связи, управлению сетями связи, нумерации, защите сетей связи от несанкционированного доступа и передаваемой по ним информации, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, в том числе между сетями связи специального назначения и сетью связи общего пользования, условиям взаимодействия сетей связи, оказанию услуг связи, порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 418, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России).

Согласно пунктам 5.2.2, 5.2.5 вышеуказанного Положения Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: требования к построению сетей связи, применяемым средствам связи и управлению сетями связи; требования к порядку пропуска и маршрутизации трафика.

В соответствии с пунктом 1 Положения  о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 (далее – Положение № 228) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Пунктом 5 Положения № 228 установлены полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, к которым относится, в том числе, государственный контроль и надзор в сфере связи (подпункт 5.1.1.2 Положения № 228).

Согласно пунктам подпунктам 7.1.2.1, 7.1.2.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 31, Управление осуществляет на подведомственной территории государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и редакций средств массовой информации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, определенной Положением об Управлении, в сфере связи: за соблюдением требований к построению и порядку ввода в эксплуатацию сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, и почтовой связи; за соблюдением операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации.

Таким образом, Управление Роскомнадзора по Республике Карелия осуществляет контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых актов в сфере связи, однако не вправе самостоятельно принимать такие акты и устанавливать дополнительные требования, не предусмотренные данными актами.

Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации (Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) от 08.08.2005 № 97 утверждены Требования к построению телефонной сети связи общего пользования, разделом III которых установлены требования к построению сети фиксированной зоновой телефонной связи.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 17 Требований № 97 точки присоединения размещаются в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда сеть связи функционирует на территории г. Москвы, г. Санкт-Петербурга или г. Севастополя.

Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 08.08.2005 № 98 утверждены Требования к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, пунктом 2 которых определен порядок пропуск трафика при оказании услуг внутризоновой телефонной связи.

Требования № 97, № 98 введены в действие с 01 января 2006 года, то  есть до ввода в эксплуатацию объектов связи в п. Марциальные воды Кондопожского района (акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией № 2/2/1 от 14.12.1999), и не содержат сроков, в течение которых ранее введенные в эксплуатацию объекты связи должны быть приведены в соответствие с данными Требованиями.До настоящего времени Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации такие сроки не установлены. Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, у Управления Роскомнадзора по Республике Карелия отсутствуют полномочия на их установление.

С учетом изложенного, установление контролирующим органом в предписании срока, в течение которого объект связи, введенный в эксплуатацию в 1999 году, должен быть приведен в соответствие с Требованиями № 97, № 98, свидетельствует о нарушении прав оператора связи и незаконности оспариваемого предписания.

Кроме того следует отметить, что особенностью предписаний является то, что этот вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого оно выносится, определенных действий.

Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок конкретное выявленное нарушение.

Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

Вместе с тем, в предписании от 29.03.2016 № П-10/3/36-нд/135991/1/8 не указаны действия, которые необходимо совершить Обществу для устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки.

В материалы дела заявителем представлены локальная смета № 1 монтажа станционного оборудования на сумму 1467618 руб., обращение о замене нумерации для переключения абонентов с аналоговой АТС на цифровую в Кондопожском районе от 04.10.2016, приказ Карельского филиала ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» «О реализации инвестиционного проекта «Объединение узлов связи в г. Медвежъегорск, г. Сегежа, пос. Кончезеро» от 04.05.2016, свидетельствующие о значительной стоимости оборудования и работ, связанных с приведением введенного в эксплуатацию в 1999 году объекта связи в пос. Марциальные воды в соответствие с Требованиями № 97, № 98, и предпринимаемых заявителем мерах, направленных на исполнение указанных требований.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого предписания Федеральному закону от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», «Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, и наличии оснований для признания его недействительным и удовлетворения требования заявителя.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, суд относит на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 4397 руб. 79 коп., зачтенная определением от 04.07.2016 в счет оплаты по настоящему делу, подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 110, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1.Заявленное требование удовлетворить. Признать предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия от 29.03.2016 № П-10/3/36-нд/135991/1/8 недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», «Положению  о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

2. Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

3. Возвратить публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением № 632222 от 20.12.2013 государственную пошлину в сумме 4397 руб. 79 коп.

4.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия. 

         Судья

Кришталь Н.А.