Арбитражный суд Республики Карелия | |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-5870/2014 |
13 октября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 8 октября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен октября 2014 года .
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Шалапаева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рудомётовой А.И.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению администрации Авдеевского сельского поселения Пудожского муниципального района Республики Карелия (ОГРН <***>)
об установлении факта, имеющего юридическое значение
заинтересованные лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, администрация Пудожского муниципального района, Министерство культуры Республики Карелия
при участии: представители заявителя и заинтересованных лиц не явились
установил: Администрация Авдеевского сельского поселения Пудожского муниципального района Республики Карелия (далее – истец, Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения воинскими захоронениями №2 (расположенного на территории деревни Авдеево), № 4 (расположенного в деревне Песчаное) и №13 (расположенного в пос. Онежский) Авдеевского сельского поселения.
В последующем Администрацией заявлен отказ от требования об установлении факта владения воинским захоронением №13. Частичный отказ от заявления судом принят. Производство по делу в указанной части прекращено определением от 17.09.14.
Предметом рассмотрения является требование об установлении факта владения в течение срока приобретательной давности захоронениями № 2 и №4.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление Росреестра по Республике Карелия, Министерство культуры Республики Карелия и администрация Пудожского муниципального района.
В отзыве на заявление Администрация Пудожского муниципального района не возражала против удовлетворения заявленного требования; сообщила, что комплекс мемориальных сооружений погибших в войнах 1919-1920, 1941-1945 гг. не числится в собственности ни администрации района, ни администрации поселения; подтвердила, что администрация поселения с 1995 года и по настоящее время, то есть более 19 лет, добросовестно, открыто и непрерывно владеет заявленными объектами, осуществляет их ремонт и содержание, проводит работы по улучшению их состояния (л.д.39).
Управление Росреестра по Республике Карелия в отзыве на заявление (л.д.40-41) сообщило об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на заявленные объекты; пояснило, что вступившее в законную силу решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения недвижимым имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности будет являться основанием для государственной регистрации права Авдеевского сельского поселения на братские могилы, в том случае, если они являются недвижимым имуществом и будут поставлены на кадастровый учёт вне зависимости от расположения данных объектов на земельном участке, принадлежащем иному правообладателю.
Министерство культуры Республики Карелия в отзыве на заявление сообщило, что заявленные объекты постановлением Совета Министров КАССР от 21.04.71 №199 включены в сводный список памятников истории и культуры Карельской АССР, подлежащих государственной охране как памятники истории местного значения; не возражало против удовлетворения заявления.
Заявитель и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На территории Авдеевского сельского поселения Пудожского муниципального района Республики Карелия находятся воинские захоронения: №4 – Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., местоположение: д. Песчаное Пудожского района Республики Карелия, и №2 – Братская могила воинов, погибших в года Гражданской войны 1919-1920 гг и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, местоположение: 2 км от села Авдеево Пудожского района. Данный факт подтвержден учётными карточками воинских захоронений (л.д.10-22).
Постановлением Совета Министров Карельской АССР от 21.04.71 №199 утвержден сводный список памятников истории и культуры КАССР, подлежащих государственной охране, куда обе братские могилы включены как памятники истории местного значения.
С принятием ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.02 указанные памятники истории местного значения приобрели статус объектов культурного наследия.
Вместе с тем указанные объекты не имеют собственника, на балансе в администрации поселения или администрации муниципального района не находятся.
Начиная с 1950-х годов и по настоящее время органы местного самоуправления: Авдеевский сельский Совет и его правопреемник - администрация - добросовестно, открыто и непрерывно владеют названными памятниками истории как своим собственным имуществом, осуществляя их содержание и ремонт за счет собственных средств.
Отсутствие правоустанавливающих документов о приобретении права собственности на братские захоронения, являющиеся сооружениями, препятствует заявителю в регистрации права собственности в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что обусловило его обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением. Как полагает заявитель, отсутствие у воинских захоронений собственника препятствует организации их учета, государственной охраны, реставрации и ремонта, сохранению объектов на постоянной основе, контролю за их состоянием, чем нарушаются интересы Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, направленные на сохранение памятника в надлежащем виде, в том числе, для последующих поколений.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти при защите Отечества" (далее - Закон N 4292-1) воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. и общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В соответствии со статьей 11 Закона N 4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации;
Статьей 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
Пунктом 3 статьи 2 этого же закона установлено, что имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Порядок оформления права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, установлен пунктом 2 статьи 63 Федерального закона N 73-ФЗ, но в то же время не распространяется на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями.
Таким образом, применительно к рассматриваемому делу в отношении сооружений, являющихся предметом заявления, отсутствует специальный порядок приобретения права собственности, обусловленный статусом данных объектов.
Статьей 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования юридически лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно пункту 19 Постановления совместного Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление 10/22), возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор.
Согласно пункту 15 названного Постановления давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Пунктом 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 названного Закона.
В силу пункта 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Факт открытого, добросовестного, непрерывного владения администрацией и ранее осуществлявшим полномочия по вопросам местного значения на данной территории сельским Советом сооружениями подтверждается: пояснениями заявителя и Администрации Пудожского муниципального района, учетными карточками воинских захоронений, планом мероприятий по подготовке и проведению 70-й годовщины Победы в ВОВ 1941-1945 гг.
Решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Поскольку материалами дела подтверждается отсутствие у заявителя возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; законодательством не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующего факта; в силу федерального закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявленное администрацией требование является обоснованным, подтверждено материалами дела и подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос об отнесении судебных расходов, суд принимает во внимание характер заявленного требования и возлагает расходы по госпошлине за рассмотрение заявления на Администрацию Авдеевского сельского поселения. Поскольку заявитель в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.337 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя взысканию в федеральный бюджет не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Заявление администрации Авдеевского сельского поселения Пудожского муниципального района (ОГРН 1051002567967) об установлении факта, имеющего юридическое значение, удовлетворить.
2.Установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения администрацией Авдеевского сельского поселения Пудожского муниципального района памятниками истории местного значения: Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., местонахождение: дер. Песчаное Пудожского района Республики Карелия, и Братская могила воинов, погибших в годы Гражданской войны 1919-1920 гг и Великой Отечественной войны, местонахождение: 2 км от села Авдеево Пудожского района, как своими собственными в течение срока приобретательной давности.
3.Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья | Шалапаева И.В. |