Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск
Дело №
А26-6399/2008
13 ноября 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Зинькуевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Моисеенко А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия
к индивидуальному предпринимателю Полиэктову Александру Михайловичу
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании специалиста-эксперта Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия ФИО2 (доверенность от 29.01.2008 №1.2-03/102),
установил: в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Республике Карелия (далее – заявитель, Управление, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
По мнению административного органа, предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом не соблюдаются условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и установленные Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Ответчик, предприниматель ФИО1, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, возражений на заявленные требования не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело без его участия в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Предприниматель ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304101813200090. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, осуществляется предпринимателем на основании лицензии № АСС-10-226056 от 6 октября 2005 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, срок действия лицензии по 5 октября 2010 года.
На основании приказа Управления от 17 октября 2008 года № 533-ип должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия с 21.10. по 22.10.2008 в присутствии предпринимателя проведена плановая проверка деятельности предпринимателя и составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 22 октября 2008 года предпринимателю вменяется в вину нарушение условий, предусмотренных лицензией, а именно: нарушение требований, установленных подпунктов «б», «в», «г» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, а именно:
- подвижной состав не имеет лицензионной карточки установленного образца;
- документально не подтверждено планирование и фактическое проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;
- не обеспечивается хранение путевых листов, путевые листы за период, предшествующий 01.10.2008 для проверки не представлены, журнал регистрации ведется не по установленной форме, не обеспечивается хранение путевых листов, реквизиты путевых листов заполняются не по установленной форме;
- не представлены графики работы (сменности);
- не организован контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, не ведется документация по учету рабочего времени и времени отдыха;
- предприниматель ФИО1, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, не прошел соответствующую аттестацию.
В связи с тем, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ), Управление государственного автодорожного надзора по Республике Карелия обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 указанного Закона деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) относится к лицензируемому виду деятельности.
Согласно подпунктам «б», «в», «г» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Статья 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Пунктами 3.3.2, 4.1, 4.2 и 4.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденных приказом Министра транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 года № 27, предусмотрено, что режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха; организации и водители-предприниматели обязаны: использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца; соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонтутранспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами; обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения.
Пунктами 7, 9.4, 9.5, 9.9, 11 Порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями (приказ Минтранса России от 30.06.2000 № 68, действовавший в рассматриваемый период) предусмотрено, что путевые листы предприниматели обязаны хранить в течение 5 лет, а журнал регистрации хранится в течение 5 лет после даты последней записи. Заполнение путевого листа производится в следующем порядке: в строках «Водитель» и «Номер водительского удостоверения» записываются фамилия и инициалы водителей, работающих по данному путевому листу, и номера их водительских удостоверений на право управления автотранспортным средством; в строке «Лицензионная карточка» указывается вид лицензионной карточки и ее регистрационный номер; в строках «Выезд» и «Возврат» указываются дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства. Аналогичные требования к путевым листам предъявляются и приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.
Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (пункт 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказов Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Таким образом, предприниматель ФИО1, имея лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, и осуществляя перевозки, обязан соблюдать установленные правила перевозок.
Материалы дела, а именно: протокол об административном правонарушении от 22.10.2008 (л.д.5-6), акт проверки от 22.10.2008 (л.д.8-11), перечень лицензионных карточек (л.д.12), договоры аренды транспортных средств (л.д.13-18), путевые листы (л.д.19-21), журнал выдачи путевых листов (л.д.22), объяснения предпринимателя (л.д.23) подтверждают, что требования указанного выше законодательства ответчиком не соблюдались, данные обстоятельства предпринимателем не оспаривались.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина предпринимателя ФИО1 заключается в ненадлежащем выполнении обязанностей по организации деятельности в части обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Пунктом 3 части 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что, помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В данном случае протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя составлен старшим государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия ФИО3 в пределах полномочий.
В судебном заседании установлено, что событие административного правонарушения и факт совершения правонарушения предпринимателем ФИО1 имели место; имелись основания для составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа.
При таких обстоятельствах заявленные требования Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
1. Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия удовлетворить полностью.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (место жительства: <...>, основной государственный регистрационный номер 304101813200090) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
2. Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Расчетный счет № <***>
Наименование получателя платежа: Управление Федерального казначейства по РК (УГАДН по РК)
ИНН <***> КПП 100101001
БИК 048602001 ОКАТО 864 010 000 00
в ГРКЦ Национального банка РК Банка России г. Петрозаводск
КБК 106 116 90040 04 0000 140
Назначение платежа: административный штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-6399/2008.
3. Решение может быть обжаловано:
в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
И.А. Зинькуева