ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-6533/20 от 27.01.2021 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-6533/2020

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2021 года.

Полный текст решения изготовлен   января 2021 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,  

при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Ильченко Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия к   Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия о признании недействительным представления № 06-20-23/11-3890 от 28.04.2020,

при участии представителей:

заявителя, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, -  ФИО1, представителя по доверенности № 11-09 от 31.12.2020;

ответчика, Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, -  ФИО2, представителя по доверенности № 06-17-20/11-10676 от 29.12.2020;

третьего лица, Министерства  финансов Республики Карелия, - ФИО3, по доверенности от 20.02.2018;

третьего лица, Министерства финансов Российской Федерации, - не явился;

установил:

            Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия  (ОГРН: <***>, адрес: 185035, <...> (Центр р-н), 1А; далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (ОГРН: <***>, адрес: 185035, <...> (Центр р-н), 21; далее - Управление, УФК, ответчик) о признании недействительным представления № 06-20-23/11-3890 от 28.04.2020.

 Согласно указанному представлению,  Управление Федерального казначейства по Республике Карелия в  соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1092,  в  срок до 30 октября 2020 года  потребовало от Министерства устранить бюджетные нарушения, указанные в пунктах 1, 2, настоящего Представления, путем перечисления средств в доход федерального бюджета в размере 660 119 082 рубля 96 копеек (нецелевое использование средств) по соответствующим  реквизитам. В срок до 30 октября 2020 года устранить нарушение, отраженное в пункте 3 Представления (неэффективное использование средств в размере 339 880 916 руб. 86 коп.),   и принять меры по  устранению нарушения, указанного в пункте 4 Представления (неосуществление Министерством контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями).

            В отзыве по делу Управление сослалось на законность и обоснованность оспариваемого представления и просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

            В письменных возражениях на отзыв Министерство считало заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, привлечены  Министерство финансов Республики Карелия (далее – Минфин Карелии) и Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России).

          Министерство финансов Республики Карелия  в отзыве на заявление поддерживает доводы заявителя.

         Министерство  финансов Российской Федерации в отзыве на заявление считает оспариваемое представление № 06-20-23/11-3890 от 28.04.2020 правомерным, а заявление Министерства – не подлежащим удовлетворению. 

  Министерство  финансов Российской Федерации извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем,  дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанного третьего лица.

Заслушав объяснения представителей Министерства, Управления, Минфина Карелии, поддержавших доводы, изложенные соответственно в заявлении, отзывах на него,  исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии с приказом Управления от 30.01.2020 № 25 «О назначении плановой   выездной   проверки   в   Министерстве   строительства,   жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия» в период с 30.01.2020 по 23.03.2020 в отношении Министерства строительства, жилищно - коммунального и  энергетики  Республики  Карелия  проведена  плановая  проверка использования средств из федерального бюджета, предоставленных в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской  Федерации,   предоставленной   бюджету   Республики   Карелия   в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.09.20192044-р (идентификатор контрольного мероприятия - 2020-ПВ.000.2019-0600.007).

По результату выездной проверки составлен акт выездной проверки от 23 марта 2020 года (том 2, листы дела 22-47) и в адрес Министерства направлено Представление (том 1, листы дела 11-17) с требованием в срок до 30 октября 2020 устранить бюджетные нарушения, отраженные в Представлении, в том числе путём перечисления средств в доход федерального бюджета в размере 660 119 082 рубля  96 копеек, и принять меры по устранению причин и условий указанных бюджетных нарушений.

Министерство   не согласилось с представлением № 06-20-23/11-3890 от 28.04.2020 и обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением о признании представления недействительным.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)  бюджетная система Российской Федерации основана на принципах сбалансированности бюджета, что означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов, а также эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Дотации - это средства, которые предоставляются одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования (ст. 6 БК РФ).

          В силу части 1 статьи 131 БК РФ в составе федерального бюджета предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

           Согласно части 11 статьи 131 БК РФ дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.

           Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 231 "О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации" (далее – Постановление №231) предусмотрено, что дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - дотации) предоставляются: для финансового обеспечения исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации при недостатке собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации; на основании отдельных поручений и указаний Президента Российской Федерации и (или) поручений Председателя Правительства Российской Федерации.

         Пунктом 4 Постановления №231 предусмотрено, что Предоставление дотаций в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 1 настоящего постановления, осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Целью предоставления дотаций, субвенций, субсидий является создание равных условий для публично-правовых образований соответственно по исполнению собственных полномочий, делегированных полномочий, софинансирования конкретных расходных обязательств, иных целей.

        Как следует из материалов дела,  согласно Распоряжению Правительства РФ от 12.09.2019 № 2044-р «О выделении Минфину России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетных ассигнований на предоставление бюджету Республики Карелия» (далее - Распоряжение Правительства РФ от 12.09.2019 № 2044-р) предусмотрено выделение Минфину России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетных ассигнований в размере 1000000 тыс. рублей на предоставление бюджету Республики Карелия дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".

        Минфину России предписано осуществить контроль за целевым и эффективным использованием указанных в пункте 1 настоящего распоряжения бюджетных ассигнований с представлением доклада до 1 февраля 2020 г.

         16.10.2019 между Минфином России и Правительством Республики Карелия заключено Соглашение № 01-01-06/06-204 о предоставлении в 2019 году бюджету Республики Карелия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджетав виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 1 000 000 000 (один миллиард) рублей.

        Согласно пункту 1.2 Соглашения раздела «Предмет соглашения» дотация предоставляется  на основании  распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 года №2044-р и поручений Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от 04.09.2019 № ДМ-П9-7562р  и от 23 сентября 2019 года №ДМ-П13-8073 в целях реализации данных поручений.

Соглашение не содержат положений о том, на приобретение каких  товаров, материалов, работ, услуг должны быть направлены выделяемые средства.

В обращениях к Председателю Правительства Российской Федерации ФИО4 Главы Республики Карелия от 04.09.2019 № 9228/02-01/Аи и от 18.09.2019 № 9748/ОГ-01/Аи было указано, что  в Республике Карелия сложилась негативная ситуация по подготовке к отопительному периоду 2019/20 года. В связи с низким уровнем газификации Республики Карелия основными видами топлива, используемого на источниках теплоснабжения, являются уголь и мазут. В результате роста цен на данные виды топлива, выше предусмотренных при установлении тарифов на тепловую энергию, у теплоснабжающих организаций образовалась существенная задолженность перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов.  Сложившаяся ситуация ставит под угрозу поставку топлива к предстоящему отопительному периоду, что может привести к срыву полноценной и своевременной подготовки к отопительному периоду и обеспечению надежного теплоснабжения населения. Бюджету Республики Карелии на компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства разницы  фактической  стоимости   топлива  (мазута  и  угля)  и  стоимости,  предусмотренной при тарифном регулировании, требуются денежные средства  в размере 1 003,63 млн. до начала отопительного периода 2019/2020г.г.  

           В письме также указывалось на неудовлетворительное состояние объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения (степень физического износа составляет более 80%), в связи с чем, существует потребность использовать средства дотации не только на компенсацию расходов  организациям  жилищно-коммунального хозяйства,  связанных с ростом цен на мазут и уголь, но и для проведения мероприятий по организации теплоснабжения.

         Таким образом, дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета в виде дотации в размере 1 000 000 000 (один миллиард) рублей была выделена   Республике Карелия с целью обеспечения сбалансированности бюджета Республики Карелия.

        В соответствии с Законом Республики Карелия от 11 октября 2019 года № 2403-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» бюджетом Республики Карелия предусмотрены ассигнования в размере 250 млн. рублей с целью выплаты субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на уголь и мазут, а также средства в размере 750 млн. рублей на организацию теплоснабжения.

        Перечень организаций и объемы субсидий, связанных с ростом цен на уголь и мазут, определены путем отбора в соответствии с Порядком предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим  лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на уголь и мазут, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 24 декабря 2018 года № 489-П.

        Получателем субсидии в размере 750 млн. рублей на организацию теплоснабжения является государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго».

        Постановлением Правительства Республики Карелия от 21 октября 2019 года № 394-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» на финансовое обеспечение затрат на проведение мероприятий по организации теплоснабжения и приобретению топлива для источников теплоснабжения (субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг).

        Направления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, включают в себя реализацию следующих мероприятий:

      -приобретение труб стальных с тепловой изоляцией из пенополиуретана с оболочкой и фасонных частей к ним, приобретение труб стальных с тепловой изоляцией из пенополиуретана с оцинкованное оболочкой и фасонных частей к ним;

-приобретение транспортных средств, приобретение самоходных машин, приобретение весового оборудования;

-приобретение топлива для источников теплоснабжения.

       Средства дотации Министерством строительства РК доведены до теплоснабжающих организаций в виде субсидий на основании Соглашений, предметом которых является компенсация расходов организациям ЖКХ,  связанных с ростомцен на мазут и уголь в 2019 году.

         Казначейство пришло к выводу, что Министерством строительства РК направлены средствав размере 225 884 559 рублей 82 копейки теплоснабжающим организациям в форме  субсидий на компенсацию расходов организациям ЖКХ, связанных с ростом цен на уголь и мазут (компенсация затрат теплоснабжающим организациям ЖКХ наразницу между фактическими расходами приобретения топлива (мазута и угля) и ценой топлива, предусмотренной в экономически обоснованном тарифе на тепловую энергию организаций ЖКХ), без документального подтверждения фактически сложившихся выпадающих доходов, связанных с ростом цен на топливо, что не  обеспечивает соблюдение цели выделения средств по Соглашению № 01-01-06/06-204.

      По мнению ответчика, Министерством нарушен пункт 11 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 4  постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 231 "О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации", согласно которому предоставление дотаций на основании отдельных поручений и указаний Президента Российской Федерации и (или) поручений Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; пункт 3.2.2 Соглашения № 01-01-06/06-204 о предоставлении в 2019 году бюджету Республики Карелия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 1 000 000 000 (один миллиард) рублей, Распоряжению Правительства РФ от 12.09.2019 № 2044-р и поручения председателя Правительства Российской Федерации ФИО4.

         Казначейство также пришло к выводу, что в нарушение условий соглашения  434 234 523 руб. 14 коп. были направлены на приобретение топлива, что не соответствует целям предоставления  дотации. Финансовое обеспечение мероприятия «приобретение топлива» в обращении Главы Республики Карелия, и в поручении Председателя правительства   Российской   Федерации   от   23.09.2019   № ДМ-П13 -8073   не предусмотрено.

          В нарушение статьи 34 БК РФ Министерством строительства РК допущено неэффективное использование бюджетных средств в размере 339 880 руб. 86 коп.    Имущество,    приобретенное    для    использования    в межотопительный период 2019/2020 на средства, запрашиваемые в обращении  Главы Республики Карелия, на момент проведения контрольных мероприятий находится в месте хранения и не используется, исполнительная документация по работам отсутствует.

       Приобретенное имущество не относится к реализации первоочередных мероприятий в Республике Карелия, поскольку отсутствуют программы (планы) мероприятий по организации теплоснабжения в Республике Карелия, программы (планы) мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2019/2020г, проектная документация на развитие, ремонт (реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры), отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (работа с котельными).

        Закупленное имущество не было направлено на оптимизацию объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения и не повлияло на повышение качества предоставления коммунальных услуг,  что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.

         По мнению Управления, Министерство не обеспечило  соблюдение получателями межбюджетных субсидий, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. 

        Суд не соглашается с такими выводами Управления.

        Из материалов дела следует и Управлением не оспаривается, что  средства предоставлены бюджету Республики Карелия на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 года №2044-р и поручений Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от 04.09.2019 № ДМ-П9-7562р  и от 23 сентября 2019 года №ДМ-П13-8073.

        Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 года №2044-р   Минфину России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году выделены бюджетные ассигнования в размере 1000000 тыс. рублей на предоставление бюджету Республики Карелия дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".

       Дотации - это средства, которые предоставляются одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования (ст. 6 БК РФ).

         В силу части 1 статьи 131 БК РФ в составе федерального бюджета предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

        Согласно части 11 статьи 131 БК РФ дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.

       Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 231 "О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации" (далее – Постановление №231) предусмотрено, что дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - дотации) предоставляются: для финансового обеспечения исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации при недостатке собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;  на основании отдельных поручений и указаний Президента Российской Федерации и (или) поручений Председателя Правительства Российской Федерации.

          Пунктом 4 Постановления №231 предусмотрено, что Предоставление дотаций в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 1 настоящего постановления, осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации 

           Таким образом,  дотация предоставлена в целях финансового обеспечения исполнения расходных обязательств Республики Карелия при недостатке собственных доходов консолидированных бюджетов Республики Карелия, что не оспаривается сторонами.

          Из материалов дела также следует, что предоставленные средства использованы в соответствии с  Соглашением № 01-01-06/06-204 от 16 октября 2019 года  о предоставлении в 2019 году бюджету Республики Карелия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

        Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 11.10.2019 № 2403-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (принят ЗС РК 10.10.2019)  предусмотрена субсидия государственному унитарному предприятию Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" на финансовое обеспечение затрат по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, находящихся в собственности Республики Карелия и закрепленных на праве хозяйственного ведения (аренды), к отопительному сезону (Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг)        (код 811)  в сумме 365 432,0 тыс. руб.

         Субсидия государственному унитарному предприятию Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" на финансовое обеспечение затрат по организации теплоснабжения и приобретению топлива для источников теплоснабжения (Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг) (администратор доходов - Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия - код 811) в сумме 750 000,0 тыс. руб.

         Таким образом, на момент заключения Соглашения №01-01-06/06-204  целевые статьи  расходования средств предоставляемой дотации были определены правовыми актами Республики Карелия.

        Полученные денежные средства направлены  в качестве субсидий теплоснабжающим предприятиям:  государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго», ООО «Карелэнергоресурс», ООО «Петербургтеплоэнерго», АО «Сегежский ЦБК», ООО «РК Гранд» в соответствии с заключенными с указанными организациями соглашениями:  о предоставлении из бюджета Республики Карелия  субсидии на финансовое обеспечение затрат по организации  теплоснабжения и приобретения  топлива для источников теплоснабжения (том 1, листы дела 33-40);   субсидии  на компенсацию расходов организациям  жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на уголь и мазут (том 2, листы дела 115-122; 123-129; 130-136; 137-143; том 3, листы дела 1-7;  8-14).

      Указанные организации закупали топливо на основании  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) в соответствии с договорами и первичными документами (том 3, листы дела 58-138; том 4, листы дела 1-169; том 5, листы дела 1-5),

        Главой Республики Карелия в Министерство финансов Российской Федерации представлены отчеты об исполнении обязательств,  предусмотренных Соглашением № 01-01-06/06-204 от 16 октября 2019 года (том 2, листы дела 14-21). 

В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

       К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных этими органами плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов (пункт 5 части 2 указанной статьи); определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 6); осуществление мониторинга показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения (пункт 7.2); иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (пункт8).

      В пределах предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации принято постановление от 8 августа 2012 года №808, которым утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации. Согласно пункту 121 названных Правил определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа и оценки: схем теплоснабжения поселений, городских округов; статистики причин аварий и инцидентов в системах теплоснабжения; статистики жалоб потребителей на нарушение качества теплоснабжения.

        При таких обстоятельствах  вывод Управления о нецелевом использовании денежных средств на приобретение топлива нельзя признать обоснованным.

В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Выявленное УФК нарушение выразилось в использовании бюджетных средств в сумме 339 880 916 86 коп. на  приобретение имущества государственным унитарным предприятием Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго».

       Однако в нарушение статьи 65 АПК РФ  Управление, квалифицировав данное нарушение как неэффективное использование бюджетных средств, не доказало, что поставленные перед участником бюджетного процесса (Министерство) задачи могли быть выполнены без использования указанного или меньшего объема средств или, что используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

         При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности УФК неэффективного использования Министерством бюджетных средств по данному эпизоду,  следовательно, об отсутствии со стороны Министерства нарушения, установленного в пункте 3 оспариваемого представления.

Поскольку, по мнению суда, материалами дела не установлено нарушение Министерством целевого характера, а также  неэффективного использования  бюджетных средств в соответствии с  Соглашением № 01-01-06/06-204,  является необоснованным вывод Управления, что  Министерство не обеспечило соблюдение  теплоснабжающими организациями как получателями субсидий условий и целей, установленных при их предоставлении, соответственно,  нарушило подпункт 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании их незаконными.

        При таких обстоятельствах заявление Министерства подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку Министерство и Управление освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о судебных расходах в виде государственной пошлины судом не рассматривается. 

           Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным как противоречащее Бюджетному кодексу Российской Федерации вынесенное Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия представление № 06-20-23/11-3890 от 28.04.2020.

Судья

Васильева Л.А.