ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-6592/12 от 20.09.2012 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Петрозаводск

Дело №

А26-6592/2012

27 сентября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2012 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Лазарев А.Ю., при ведении протокола секретарем Сёмкиной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 сентября 2012 года материалы дела по заявлению Петрозаводской общественной организации «Попечительский совет Древлянки и Перевалки» о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску от 03.07.2012 года № 4.6-08/123 о назначении административного наказания,

при участии представителей:

заявителя, Петрозаводской общественной организации «Попечительский совет Древлянки и Перевалки», - ФИО1 (доверенность от 12.07.2012), ФИО2 (доверенность от 12.07.2012), ФИО3 (доверенность от 12.07.2012),

ответчика, Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, - ФИО4 (доверенность от 26.07.2012),

прокурора города Петрозаводска – Елисеева Алексея Александровича, помощника прокурора,

установил:

Петрозаводская общественная организация «Попечительский совет Древлянки и Перевалки» (далее – заявитель, Попечительский совет) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее – ответчик, Инспекция, административный орган) от 03.07.2012 года № 4.6-08/123 о назначении административного наказания. Оспариваемым постановлением Попечительский совет привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде 40 000 рублей штрафа.

В обоснование требований заявитель ссылается на отсутствие события правонарушения, поскольку Попечительский совет не осуществляет расчеты наличными денежными средствами; отсутствие в оспариваемом постановлении существенных обстоятельств, имеющих значение для дела, - суммы неоприходованных денежных средств и даты осуществления деяния.

В представленном отзыве ответчик требования отклонил повторив доводы, изложенные в постановлении (л.д.32-34). По мнению инспекции Попечительский совет осуществлял наличные денежные расчеты без оформления кассовых ордеров и без ведения кассовой книги, тем самым нарушил Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П).

Определением от 28.08.201 к участию в деле привлечен прокурор города Петрозаводска на основании его ходатайства, поданного в порядке статьи 25.11 КоАП РФ (л.д.79,86). При удовлетворении ходатайства прокурора о вступлении в процесс суд руководствовался разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», статьями 25.11, 30.10 КоАП РФ, частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

После вступления в процесс прокурор города Петрозаводска заявил ходатайство о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.97-98). По мнению прокурора, рассмотрение настоящего дела неподведомственно арбитражному суду поскольку деятельность заявителя, в результате которой совершено вменяемое правонарушение, не может расцениваться как предпринимательская либо экономическая. В обоснование ходатайства прокурор сослался на постановление пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2, постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18, статью 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации.

Оценив мнения участников процесса по заявленному прокурором ходатайству (Попечительский совет возражал относительно удовлетворения ходатайства – л.д.92-94, а Инспекция оставила вопрос на усмотрение суда – л.д.99), суд ходатайство отклонил. По мнению суда, поскольку объектом рассматриваемого состава правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации, а объективная сторона вмененного заявителю правонарушения предполагает нарушение правил приема и выдачи наличных денег (неоприходование в кассу денежной наличности), т.е. непосредственно связана с защитой финансовой системы государства, спор вытекает из иной экономической деятельности общественной организации и подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. ФИО1 пояснил, что в соответствии с уставом законным представителем общественной организации является Председатель Правления, который вправе действовать от имени Попечительского совета без доверенности. О приглашении законного представителя Попечительского совета на вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении ФИО1 сведениями не располагает, а он сам приглашался для участия в составлении процессуальных документов по телефону.

Представитель Инспекции требования отклонил, указав на правомерность оспариваемого постановления. Дополнительно пояснил, что датой совершения правонарушения считает дату выдачи наличных денежных средств и представил суду доказательства направления в адрес Попечительского совета приглашения на рассмотрение дела об административном правонарушении.

Прокурор требования отклонил, поддержав позицию административного органа. Представил пояснения по вопросу проведения прокуратурой города Петрозаводска проверки Попечительского совета и на вопрос суда пояснил, что доказательства уведомления законного представителя общественной организации о дате и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в прокуратуре отсутствуют.

Заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся доказательства и материалы административного производства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В ходе проверки деятельности Попечительского совета Прокуратурой города Петрозаводска выявлены факты выдачи наличных денежных средств в качестве материальной помощи без оприходования денежных средств в кассу и без оформления расходных кассовых ордеров. Согласно имеющимся в материалах дела распискам, 01.06.2012 года гражданкам ФИО5 и ФИО6 выданы денежные средства в сумме 3000 руб. и 1500 руб. соответственно (л.д.44,48). Указанные обстоятельства расценены как нарушение пунктов 1.2, 3.1, 4.1 Положения № 373-П.

По результатам проверки заместителем прокурора города Петрозаводска Яковлевым И.В. 19.06.2012 вынесено постановление о возбуждении в отношении Попечительского совета производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Постановление обосновано наличием в действиях Попечительского совета признаков нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности.

В постановлении прокурора указано, что законным представителем Попечительского совета является ФИО1, действующий на основании доверенности от 01.06.2012 года, выданной ПОО «Попечительский совет Древлянки и Перевалки» в лице Председателя Правления ФИО7

При вынесении постановления присутствовал ФИО1, который высказал возражения относительно изложенных в постановлении обстоятельств.

Материалы проверки и постановление от 19.06.2012 направлено в инспекцию для рассмотрения по существу (л.д.35).

Дело об административном правонарушении рассмотрено Инспекцией 03.07.2012 года. По результатам рассмотрения вынесено постановление № 4.6-08/123 о привлечении ПОО «Попечительский совет Древлянки и Перевалки» к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде 40 000 рублей штрафа (л.д.73). Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлялось в адрес Попечительского совета (л.д.69). При рассмотрении дела интересы заявителя представлял ФИО1

Не согласившись с указанным постановлением, Попечительский совет оспорил его в судебном порядке.

Оценивая доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в совершении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.

Подробное описание существа вмененного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Указанный порядок определен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 № 373-П. При этом не любое нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Диспозиция указанной нормы включает несколько самостоятельных противоправных деяний, одним из которых является неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности. Объективную сторону данного правонарушения составляет совершение определенных действий, направленных на нарушение правил приема и выдачи наличных денег (т.е. неоприходование в кассу денежной наличности). Моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения наличных денежных средств и неоприходования их в кассу.

Как видно из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и оспариваемого постановления, административный орган, привлекая Попечительский совет к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, вменил заявителю нарушение порядка работы ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.

Существенными обстоятельствами, подлежащими доказыванию в данном случае, являются сам факт противоправного деяния, дата его совершения и количество неоприходованных денежных средств. При этом дата совершения деяния необходима для соблюдения срока давности привлечения к ответственности.

Оспариваемое постановление сведений о количестве денежных средств и дате их неоприходования не содержит. Выдача денежных средств в сумме 4500 руб. сама по себе не может подтверждать неоприходование денежных средств, количество неоприходованых средств и дату совершения противоправного деяния. В этой связи указанная в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении дата совершения правонарушения – 01.06.2012 года, т.е. дата выдачи денежных средств гражданам, не соответствует объективной стороне вменяемого правонарушения. В оспариваемом постановлении дата совершения правонарушения вообще отсутствует.

Отсутствие существенных сведений о событии правонарушения в постановлении по делу об административном правонарушении фактически свидетельствует о незаконности постановления, поскольку именно постановление является актом, в котором фиксируются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и путем вынесения которого осуществляется привлечение к административной ответственности.

Суд считает, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства, позволяющие с уверенностью говорить о совершении Попечительским советом вменяемого правонарушения. В данном случае административный орган, в нарушение части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказал, что действия общества носят характер противоправного посягательства и могут рассматриваться как виновные. При отсутствии соответствующих доказательств, неполноте представленных материалов выводы Инспекции о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения являются необоснованными.

Кроме того, суд усматривает нарушение порядка привлечения заявителя к административной ответственности, являющееся самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления.

В силу пункта 3 статьи 29.1 КоАП РФ административный орган при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет в числе прочего и вопрос о правильности составления протокола об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 25.11 КоАП РФ прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также предоставлено право представить объяснения и замечания по содержанию протокола (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Названные нормы права призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное, всестороннее и объективное установление фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).

Таким образом, протокол об административном правонарушении (в рассматриваемом случае постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении) составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо при наличии доказательств, свидетельствующих об уведомлении привлекаемого к административной ответственности лица, о дате, времени и месте составления соответствующего постановления.

В соответствии с абзацем 3 пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).

В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10) разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Вместе с тем, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении возбуждено прокурором в отношении Попечительского совета 19.06.2012 года. При этом от имени Попечительского совета действовал ФИО1 по доверенности от 01.06.2012. (л.д.77). Указанная доверенность является общей, выдана до возбуждения дела об административном правонарушении и не содержит полномочий на подписание протоколов об административных правонарушениях.

Суд расценивает указанную доверенность, как носящую общий характер и не определяющую полномочия представителя по конкретному административному делу.

В соответствии с уставом Попечительского совета законным представителем общественной организации является Председатель Правления, который вправе действовать от имени Попечительского совета без доверенности (л.д.56). ФИО1 указанную должность не занимает (л.д.59). Содержащееся в постановлении прокурора утверждение о том, что законным представителем Попечительского совета является ФИО1 противоречит статье 25.4 КоАП РФ.

Доводы прокурора о передаче полномочий по представлению интересов Попечительского совета в ходе проверки ФИО1 суд отклоняет как документально неподтвержденные.

В материалах дела отсутствуют данные о том, что на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (19.06.2012) прокурор располагал сведениями о надлежащем извещении законного представителя юридического лица либо самого юридического лица о времени и месте вынесения постановления. Данное обстоятельство подтверждено представителем прокурора в судебном заседании.

Постановление подписано ФИО1 который законным представителем общества не являлся и не был уполномочен законным представителем на участие в рассмотрении конкретного дела об административном правонарушении в отношении Попечительского совета. Уведомление данного представителя по телефону надлежащим уведомлением не является.

Указанное свидетельствует о том, что при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не соблюдены процессуальные гарантии прав лица, привлеченного к административной ответственности. Выявленные нарушения суд оценивает как существенные, возможность их устранения отсутствует.

Из пункта 10 Постановления № 10 следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Проанализировав оспариваемое постановление на предмет его законности и обоснованности, суд пришел к выводу о том, что при привлечении заявителя к ответственности была существенно нарушена процедура административного производства, а также требование о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела.

Оценив в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску от 03.07.2012 года № 4.6-08/123 которым Петрозаводская общественная организация «Попечительский совет Древлянки и Перевалки» (ОГРН <***>, расположена по адресу: <...>) привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 000 рублей штрафа признать незаконным и отменить полностью.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья Лазарев А.Ю.