Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-6792/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Левичевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием аудиозаписи секретарем судебного заседания Горячкиной М.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства спорта Республики Карелия к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия об отмене представления от 02.04.2020 № 06-20-23/11-3320
при участии представителей:
заявителя - Кортукова М.В., представитель по доверенности от 31.07.2020,
ответчика - Караульных Е.В., представитель по доверенности от 29.12.2018,
установил: Министерство спорта Республики Карелия, ОГРН 1101001013563, ИНН 1001242131, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 8, помещ. 12, 13 (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия, ОГРН 1031000029257, ИНН 1001041918, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д. 21 (далее – ответчик, УФК по Республика Карелия, Управление) об отмене представления от 02.04.2020 № 06-20-23/11-3320 по тем основаниям, что оно не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. Просит восстановить срок для подачи заявления в арбитражный суд в связи с первоначальным обращением в суд общей юрисдикции.
В отзыве на заявление ответчик заявленных требований не признал, считает оспариваемое представление законным и обоснованным в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Просит восстановить срок для подачи заявления в арбитражный суд, учитывая направление заявления не в тот суд.
Представитель ответчика заявленных требований не признал, считает, что отсутствуют уважительные причины для восстановления срока подачи заявления, поддержав правовую позицию, отраженную в отзыве.
Заслушав пояснения сторон, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поручением Федерального казначейства от 23.12.2019 № 07-04-18/09-27961 в период с 21.01.2020 по 03.02.2020 на основании приказа Управления от 10.01.2020 № 1 «О назначении внеплановой камеральной проверки в Министерстве спорта Республики Карелия» проведена внеплановая камеральная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в Министерстве за 2016-2019 годы.
По результатам проверки составлен акт от 03.02.2020.
В рамках реализации результатов камеральной проверки в адрес Министерства направлено представление с требованием в срок до 01.09.2020 устранить бюджетное нарушение путем возврата в федеральный бюджет средств субсидии, использованных с нарушением, в сумме 5 200 470 рублей 00 копеек и принять меры по устранению причин и условий данного бюджетного нарушения. Представление получено Министерством 10.04.2020. Данный факт заявителем не оспаривается.
С данным представлением Министерство не согласилось и 04.08.2020 обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 данной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Представитель заявителя ходатайствует о восстановлении пропущенного срока в связи с обращением в суд общей юрисдикции.
Суд признает причины пропуска подачи заявления уважительными и восстанавливает срок подачи заявления, учитывая обращение с заявлением в суд общей юрисдикции и непродолжительный срок пропуска.
Суд считает, что выводы Управления о том, что Министерством нарушены условия предоставления субсидии, являются обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.1. Соглашения от 16.02.2017 № 777-09-165 субсидия из федерального бюджета предоставлена бюджету Республики Карелия на софинансирование мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 30 (далее - Федеральная целевая программа), и в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Согласно Приложению № 1 «Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» к Соглашению № 777-09-165, одним из мероприятий является закупка спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва (далее - Спортивное оборудование).
Срок реализации Федеральной целевой программы - 5 лет, с 2016 по 2020 год.
Одним из мероприятий, проводимых в целях реализации мероприятий Федеральной целевой программы, является «Закупка спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва», результатом исполнения указанного мероприятия должна быть поставка 1103 комплектов спортивного оборудования в спортивные школы и училища олимпийского резерва по состоянию на 01.01.2021 (Приложение № 3 к Федеральной целевой программе, в редакции от 21.12.2017).
Согласно целевым индикаторам Федеральной целевой программы, Спортивное оборудование поставляется в спортивные школы и училища олимпийского резерва с целью подготовки спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания «Заслуженный мастер спорта») в общем количестве спортсменов-разрядников в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва.
Ожидаемый результат выполнения мероприятия Федеральной целевой программы «Закупка спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва» установлен в Приложении № 3 к Федеральной целевой программе.
Суд считает, что неиспользование по назначению спортивного оборудования и его передача в Муниципальное казенное учреждение «Медвежьегорская спортивная школа № 1» не соответствует задачам, для решения которых была принята Федеральная целевая программа, и влияет на результаты ее исполнения.
Суд не принимает довод заявителя о том, что оспариваемое представление не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что Управление, как орган государственного финансового контроля, в рамках контрольного мероприятия осуществляло свое полномочие по контролю за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, которыми и установлены условия предоставления и использования межбюджетных трансфертов, нарушение которых было вменено Министерству. Спорные отношения, связанные с предоставлением субсидии, не регулируются гражданским законодательством.
Пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта (Приложение № 6 к Федеральной целевой программе) (далее - Правила № 30) предусмотрено, что субсидии предоставляются по направлениям государственных программ субъектов Российской Федерации, соответствующим целям и задачам Федеральной целевой программы.
Одним из таких направлений являлась закупка спортивного оборудования для спортивных школ и училищ олимпийского резерва, сертифицированного на соответствие государственным стандартам (ГОСТ Р) (подпункт «г» пункта 2 Правил № 30).
Министерство являлось ответственным исполнителем Государственной программы Республики Карелия «Развитие физической культуры, спорта и совершенствование молодежной политики Республики Карелия» на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 17.07.2014 № 228-П (в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 31.10.2016 № 392-п), в части закупки спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва.
Допущенное Министерством нарушение условий предоставления субсидии привело к недопоставке комплектов спортивного оборудования в спортивные школы олимпийского резерва.
Инициировав 13.04.2018 изъятие из оперативного управления подведомственного Министерству Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва» (далее - Учреждение) спортивного оборудования, закупленного по государственному контракту от 10.08.2017 № 0111200003317000018, заключенному между Учреждением и ООО «ПРОСПОРТСЕРВИС», в том числе, за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета в рамках Соглашения от 16.02.2017 № 777-09-165, Министерство обосновало это отсутствием у Учреждения потребности в указанном имуществе, поскольку оно в полной мере обеспечено вышеуказанным спортивным инвентарем и оборудованием (письмо Министерства от 13.04.2018 № 1572/11-15/ММС-и).
Один комплект спортивного оборудования в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 05.06.2018 № З94р-П был передан в муниципальную собственность муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», а затем, в оперативное управление Муниципальному казенному учреждению «Медвежьегорская спортивная школа № 1», которое не относится к спортивным школам и училищам олимпийского резерва, что не соответствует положениям подпункта «г» пункта 2 Правил № 30, пункта 1.1 Соглашения № 777-09-165.
Выводы Управления о том, что средства субсидии из федерального бюджета в сумме 5 200 470 рублей 00 копеек израсходованы с нарушением условий ее предоставления, согласно которым субсидия предоставлялась в целях софинансирования мероприятия «Закупка спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва», что установлено Приложением № 1 к Соглашению № 777-09-165, являются обоснованными.
Результатом реализации Федеральной целевой программы является непосредственно поставка спортивного оборудования в спортивные школы и училища олимпийского резерва, к которым Муниципальное казенное учреждение «Медвежьегорская спортивная школа № 1» не относится, в связи с чем несостоятельным является и довод Министерства об исполнении показателей Государственной программы по причине того, что Муниципальное казенное учреждение «Медвежьегорская спортивная школа № 1» является базовой для подготовки контингента Учреждения и учебно-тренировочной базой.
Суд считает, что Министерством нарушен пункт 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт «г» пункта 2 Правил № 30, пункт 1.1 Соглашения от 16.02.2017 № 777-09-165, и бюджетные средства в размере 5 200 470 рублей 00 копеек (5 940 000*87,55%), источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета, израсходованы не в соответствии с условиями, в целях софинансирования которых предоставлялась субсидия.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает заявление необоснованным, в его удовлетворении Министерству отказывает.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявленных требований Министерству спорта Республики Карелия отказать.
2.Обеспечительные меры по определению Арбитражного суда Республики Карелия от 11.09.2020 сохранить до вступления решения в законную силу.
3.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65А) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья | Левичева Е.И. |