ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-6873/13 от 25.11.2013 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-6873/2013

25 ноября 2013 года

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Пасаманик Н.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский леспромхоз" к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 375/13л от 13.08.2013,

установил: общество с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский леспромхоз" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 375/13л от 13.08.2013. Указанным постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

В обоснование заявления общество указало на недоказанность события административного правонарушения, а именно: отсутствие в деле об административном правонарушении доказательств того, что в обнаруженных при патрулировании лесных участков 14.06.2013 бочках находились горюче-смазочные материалы, а также указав, что на проведение рейда патрулирования общество не приглашалось. Общество настаивает на том, что в обнаруженных бочках горюче-смазочные материалы отсутствовали, бочки находились на железных поддонах и были подготовлены для вывоза к утилизации.

Ответчик направил в суд материалы дела об административном правонарушении, а также отзыв, в котором просил в удовлетворении заявления отказать, указав, что факт правонарушения, выявленного в ходе патрулирования территории лесного фонда и выразившегося в хранении ГСМ в период пожароопасного сезона без окаймления минерализованной полосой, подтверждается материалами дела, письменными пояснениями проводивших патрулирование должностных лиц, согласно которым обнаруженные в квартале 179 выделе 7 Повенецкого участкового лесничества бочки находились в металлическом поддоне, в котором было разлито дизельное топливо, от тары исходил запах солярки, при попытке пошатать бочки в них чувствовалось наличие топлива. Одновременно с отзывом ответчик направил в суд ходатайство о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства ввиду отсутствия единообразной судебной практики по рассматриваемой категории дел, невозможности дачи сторонами дополнительных пояснений и предоставления дополнительных доказательств при возникновении невыясненных обстоятельств.

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Материалы дела размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. Сроки, установленные судом для представления доказательств и иных документов, истекли.

Оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства суд не усматривает.

Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, определены в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 указанной нормы, на который ссылается ответчик, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства придет к выводу о том, что это не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.

Изучив материалы дела, в том числе представленные ответчиком материалы дела об административном правонарушении, в рамках которого вынесено оспариваемое постановление, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельств, препятствующих рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021001010029.

На основании договора аренды от 25.12.2008 №87-з сроком действия до 31.12.2023 общество осуществляет заготовку древесины на лесном участке, расположенном на территории Повенецкого участкового лесничества, в том числе с 1 по 193 квартал (территория ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество»).

14.06.2013 в ходе патрулирования территории лесного фонда в квартале 179 выделе 7 Повенецкого участкового лесничества лесничим Повенецкого участкового лесничества ФИО1 и государственным инспектором по охране леса Повенецкого участкового лесничества ФИО2 выявлено нарушение подпункта «а» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в хранении горюче-смазочных материалов без окаймления минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Выявленное нарушение отражено в акте патрулирования №20 от 14.06.2013.

17.06.2013 обществу направлено требование об устранении в срок до 20.06.2013 нарушений лесного законодательства, одновременно обществу направлено уведомление о проведении 20.06.2013 проверки на предмет соблюдения требований выданного предписания. В ходе осмотра квартала 179 выдел 7 Повенецкого участкового лесничества 20.06.2013 установлено и в акте осмотра №1/03 отражено, что нарушение устранено.

20.06.2013 государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия лесничим Повенецкого участкового лесничества ФИО1 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола 17.06.2013, что подтверждается его входящим штампом на уведомлении от 14.06.2013 №1225. На составление протокола явился представитель общества мастер, занятый на лесосеке ФИО3, уполномоченный доверенностью от 13.05.2013, который с выявленным нарушением был не согласен, пояснив, что ГСМ в бочках отсутствовали, бочки находились в железных поддонах и были подготовлены для вывоза на утилизацию.

13.08.2013 заместителем начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства, заместителем главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия ФИО4 вынесено постановление №375/13л, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30000 руб. При назначении наказания Министерством в качестве отягчающего ответственность обстоятельства было учтено повторное совершение однородного правонарушения со ссылкой на постановление №891/12л от 13.11.2012 о назначении обществу административного наказания по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, которое было признано законным и обоснованным решением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.02.2013 по делу №А26-10493/2012.

Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела 15.07.2013, что подтверждается почтовым уведомлением, своего представителя не направило. Постановление направлено обществу по почте и вручено 09.09.2013.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд с соблюдением срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проанализировав порядок привлечения к административной ответственности и предшествующих этому действий административного органа, судом не установлено нарушений законодательства и гарантированных законом прав лица, привлекаемого к административной ответственности, являющихся самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления. Протокол и постановление по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Полномочия должностных лиц государственных учреждений, подведомственных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществлять патрулирование лесов предусмотрено подпунктом «б» пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394, подпунктом «в» пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.08.2010 №595, действующего на момент проведения патрулирования, а также пунктами 11, 12 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, действующего с 18.06.2013. Извещение юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесных участков, о проведении патрулирования законодательством не предусмотрено.

Оценив существо вменяемого обществу правонарушения, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статья 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Совершение этого правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Обществу вменяется в вину нарушение подпункта «а» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила).

Указанные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил на юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, возложена обязанность хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Приказом Министерства от 20.04.2013 №642 пожароопасный сезон на территории Республики Карелия введен с 01.05.2013, а закончен 30.09.2013 на основании приказа от 26.09.2013 №1434.

Таким образом, на дату проведения патрулирования 14.06.2013 лицами, осуществляющими использование лесных участков на территории Республики Карелия, должны были исполняться требования и ограничения, установленные на период пожароопасного сезона.

Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом патрулирования №20 от 14.06.2013, протоколом об административном правонарушении от 20.06.2013 №2/03, подтверждается хранение обществом в период пожароопасного сезона на лесном участке в квартале 179 выдел 7 Повенецкого участкового лесничества горюче-смазочных материалов без отделения противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а, следовательно, нарушение обществом Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.

Доводы общества о том, что в указанном квартале имело место хранение тары без горюче-смазочных материалов, опровергается доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении – актом патрулирования №20 от 14.06.2013 и протоколом об административном правонарушении №2/03 от 20.06.2013, а также имеющимися в материалах дела письменными пояснениями должностных лиц, проводивших патрулирование. Оснований сомневаться в обстоятельствах, установленных в ходе патрулирования, суд не усматривает.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества установлена и подтверждается материалами дела. Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, общество не представило.

Таким образом, вывод административного органа о наличии в деяниях заявителя состава вмененного ему правонарушения является правомерным.

Характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, создающего непосредственную угрозу пожарной безопасности лесов в период пожароопасного сезона, отсутствие каких-либо исключительных обстоятельств, не позволяют суду сделать вывод о его малозначительности.

Оспариваемым постановлением заявителю назначен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ - 30000 рублей. Назначенное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 4.1 КоАП РФ и принципам юридической ответственности. С учетом повторного совершения обществом однородного правонарушения у административного органа не имелось оснований для назначения наказания в виде предупреждения.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконным и отмены постановления Министерства о назначении административного наказания, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия №375/13л от 13.08.2013 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский леспромхоз" (зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021001010029, место нахождения: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, 3) административного наказания по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30000 рублей отказать полностью.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Пасаманик Н.М.