ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-6923/19 от 26.09.2019 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-6923/2019

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен сентября 2019 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Левичевой Е.И.,  

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Ятовой Е.В.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия о признании незаконным и отмене  предписания от 17.04.2019 года № 06-20-20/11-5720

при участии представителей:

заявителя – Матюнькина А.А., представитель по доверенности от 14.05.2019,

ответчика -  Караульных Е.В., представитель по доверенности от 29.12.2018,

установил: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия, ОГРН 1041000046339, ИНН 1001048399, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Дзержинского, д. 9 (далее – заявитель, Главное управление МЧС России по Республике Карелия, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия, ОГРН 1031000029257, ИНН 1001041918, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д. 21 (далее – ответчик, УФК по Республике Карелия) о признании незаконным и отмене  предписания от 17.04.2019 года № 06-20-20/11-5720 .

            В отзыве на заявление ответчик заявленных требований не признал, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, в удовлетворении заявления просит отказать.

            В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

            Представитель ответчика в судебном заседании заявленных требований не признал, поддержав правовую позицию, отраженную в отзыве.

            Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

            Как следует из материалов дела, УФК по Республике Карелия в соответствии с приказом от 18.01.2019 № 14 проведена плановая выездная проверка ГУ МЧС России по Республике Карелия использования средств федерального бюджета на оплату труда, денежное довольствие, материальное стимулирование, а также на осуществление обязательного государственного страхования, в том числе соответствия страховой премии фактическим выплатам за 2016-2018 годы.

            По результатам проверки составлен акт от 21.02.2019, на который заявителем поданы возражения.

ГУ МЧС России по Республике Карелия выдано предписание от 17.04.2019 года № 06-20-20/11-5720, с которым не согласился заявитель и обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В ходе плановой выездной проверки выявлено, что объектом контроля - ГУ МЧС России по Республике Карелия по категории «сотрудники Федеральной противопожарной службы» табели учета использования рабочего времени не велись, приказы о назначении ответственных лиц за ведение табелей использования рабочего времени не издавались (отсутствовали), что является нарушением части 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 1 статьи 264.1 БК РФ, пункта 2 приложения № 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н (далее - приказ Минфина № 52н).

С целью устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также причин и условий таких нарушений ответчиком направлены Управлению представление от 17.04.2019 № 06-20-20/11-5719 и оспариваемое предписание.

Согласно пункту 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому  контролю  органами   внутреннего   государственного  финансового контроля направляются объектам контроля, в том числе, представления, предписания.

Под предписанием, в силу пункта 3 статьи 270.2 БК РФ, в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

            В оспариваемом предписании отражено нарушение заявителем бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения.

Предписание содержит требование об устранении выявленного нарушения (отсутствие приказов о назначении ответственных лиц за ведение табеля учета использования рабочего времени по категории «сотрудники Федеральной противопожарной службы») путем издания локального акта о назначении ответственных должностных лиц за ведение табелей учета использования рабочего времени по категории «сотрудники Федеральной противопожарной службы» в срок до 17.05.2019.

Суд не принимает довод заявителя о том, что понятие «рабочее время» к категории «сотрудник» в системе МЧС не применяется, на размер денежного довольствия нахождение сотрудника в служебной командировке, на больничном или в отпуске, не влияет, и, как следствие, необходимость ведения табеля учета служебного (рабочего) времени отсутствует по следующим основаниям.

Пунктом 9 Положения о ГПС № 385 предусмотрено, что личный состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

В федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).

Порядок и условия трудовой деятельности, условия прохождения службы указанных выше различных категорий лиц определяются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими трудовую деятельность, прохождение государственной гражданской службы, службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России.

Понятие «служебное время» для категории «сотрудник» дано в статье 54 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 141-ФЗ), в соответствии с которым служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.

Для категории «гражданский государственный служащий» служебное время определяется как время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени (статья 45 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ).

Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (статья 91).

Суд считает одинаковой правовую природу понятий «служебное время» и «рабочее время», доводы заявителя являются несостоятельными и не принимаются судом.

Кроме того, целью применения табеля учета использования рабочего времени является учёт использования рабочего или служебного времени или регистрация различных случаев отклонений от нормального использования рабочего или служебного времени.

Такой учет и регистрация случаев отклонений от нормального использования рабочего (служебного) времени необходимы не только для начисления заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия), в том числе для категории «сотрудники» (несмотря даже на то, как указывает заявитель, на размер денежного довольствия сотрудника не влияет нахождение последнего в служебной командировке, на больничном, в отпуске), но и для определения размера денежного довольствия за неполный месяц (пункт 7 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195), для определения размера премии (пункт 41 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195), для фиксации факта отсутствия сотрудника на службе и т.д.

Статьей 6 БК РФ определено понятие «получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета)», согласно которому, это - орган государственной     власти     (государственный     орган),     орган     управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно пункту 1 статьи 162 БК РФ к числу бюджетных полномочий (т.е. прав и обязанностей) получателя бюджетных средств относится, в том числе, ведение бюджетного учета (обеспечение ведение бюджетного учета).

Статьей 264.1 БК РФ предусмотрено, что Единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса (пункт 1).

Во исполнение данного положения приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н (далее - приказ Минфина № 52н) утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению.

Пунктом 2 приложения № 5 к приказу Минфина России № 52н установлено, что табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421) применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени. Данным пунктом также предусмотрено, что табель учета использования рабочего времени ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений (отделов, отделений, факультетов, лабораторий и других структурных подразделений) обособленных подразделений (филиалов).

Таким образом, в силу названных выше норм бюджетного законодательства, ГУ МЧС России по Республике Карелия, являющийся получателем бюджетных средств - средств федерального бюджета (статья 162 БК РФ), обязан вести бюджетный учет (обеспечивать ведение бюджетного учета) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 264.1), в том числе, вести табель учета использования рабочего времени лицами, назначенными приказом по учреждению, как это предусмотрено приказом Минфина России № 52н (пунктом 2 приложения № 5).

Суд считает, что бюджетное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения не содержат исключений в части бюджетных полномочий для органов МЧС, в том числе, обязанность по ведению бюджетного учета (обеспечение ведение бюджетного учета) включая и такую категорию личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, как «сотрудники».

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, оспариваемое предписание принято уполномоченным органом в пределах его полномочий, соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, а, следовательно, заявление является необоснованным, в его удовлетворении суд отказывает.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявленных требований Главному управлению МЧС России по Республике Карелия отказать.

2.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Левичева Е.И.