ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-713/19 от 28.03.2019 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-713/2019

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Подкопаева А.В.

при ведении протокола помощником судьи Сафроновой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Карельский окатыш»

к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия

о признании частично недействительным решения № 57 осс/расходы от 29.10.2018

при участии представителей:

заявителя, АО «Карельский окатыш», - не явился,

ответчика, Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, - Шараповой Л.Н. (доверенность от 10.11.2017),

установил: акционерное общество «Карельский окатыш» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее – о признании частично недействительным решения № 57 осс/расходы от 29.10.2018 . Общество оспаривает решение учреждения в части непринятия к зачету расходов по оплате листка нетрудоспособности, в размере 19 498,6 руб., а также в части непринятия к зачету расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, в размере 364 288, 88 руб.

В отзыве на заявление учреждение не согласно с заявленными требованиями, указывает, что правомерно, в соответствии с действующим законодательством, не приняты к зачету расходы общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за период с января 2015 года по декабрь 2016 года.

От общества в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав представителя учреждения, давшей пояснения, аналогичные изложенному в отзыве на заявление, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом установлено, что в период с 21 мая 2018 года по 19 июля 2018 года учреждением в отношении общества проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По результатам проверки составлен акт № 274 осс/расходы от 14 сентября 2018 года.

Учреждение указывает в решении, что общество в октябре 2016 года приняло к оплате листок нетрудоспособности № 202273373926 за период с 19 января 2016 года по 29 января 2016 года, выданный застрахованному лицу ФИО2, за пределами шести месяцев после окончания периода освобождения от работы в случае ухода за больным членом семьи. В результате страхователем неправомерно выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 19 498 рублей 60 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.

Согласно части 3 Закона № 255-ФЗ при обращении за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Общество, как страхователь, не представило доказательств обращения к учреждению, являющемуся страховщиком, с указанием уважительной причины пропуска срока обращения за пособием. Учреждение, в свою очередь, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 № 74 «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком», не нашло уважительных причин пропуска обществом срока обращения за пособием.

Таким образом, учреждением правомерно не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в размере 19 498 рублей 60 копеек (за октябрь 2016 года).

Кроме того, учреждение в оспариваемой части решения указывает, что обществом за спорный период (с января 2015 года по декабрь 2016 года) неправомерно предъявлены расходы на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком инвалидом, в сумме 364 288 руб. 88 коп.

Вышеуказанная сумма расходов общества учреждением не принята к зачету.

Суд считает, что учреждение правомерно не приняло к зачету данные расходы общества, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Согласно пункту 13 данного Положения средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048 утверждены Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (далее – Правила). Пунктом 11 данных Правил установлено, что при суммированном учете рабочего времени дополнительные оплачиваемые выходные дни предоставляются из расчета суммарного количества рабочих часов в день при нормальной продолжительности рабочего времени, увеличенного в 4 раза.

В соответствии с частью 2 статьи 91 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Статьей 320 Трудового кодекса РФ установлено, что для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н утвержден Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю. Согласно пункту 1 данного Порядка, норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены): при 40-часовой рабочей неделе – 8 часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов – количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней. Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.

Таким образом, при 36-часовой рабочей неделе норма рабочего времени для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, составляет 7,2 часа (36 : 5).

С учетом вышеизложенного, количество оплачиваемых часов в месяц составляет: для мужчин 32 часа (8 час. * 4 дня), для женщин 28,8 часа (7,2 час. * 4 дня).

Из материалов дела следует, что общество при предоставлении работникам дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом производило оплату по графикам продолжительности смен из расчета 11 часов, что противоречит пункту 11 Правил.

Обратное толкование совокупности вышеприведенных норм права приводит к различному подходу в получении такой социальной льготы, выплачиваемой за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, как получение дополнительных оплачиваемых выходных дней для категорий работников, в отношении которых не применяется суммированный учет рабочего времени при том, что общая продолжительность рабочего времени за неделю у всех категорий работников составляет не более 40 часов в неделю.

С учетом изложенного, учреждение правомерно не приняло к зачету расходы общества в размере, превышающем оплату дополнительных выходных дней по норме рабочего времени для мужчин 32 часа в месяц, для женщин 28,8 часа в месяц.

В связи с тем, что обществом в спорном периоде неправомерно произведена оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, учреждению излишне предъявлены к возмещению страховые взносы в размере 96 812 руб. 92 коп.

Таким образом, решение учреждения в оспариваемой части является законным и обоснованным, поэтому оснований для признания его недействительным у суда не имеется. Судебные расходы подлежат отнесению на общество.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

           Судья

Подкопаев А.В.