Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-7219/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2022 года. Полный текст решения изготовлен января 2022 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Лазарева А.Ю., при ведении протокола помощником судьи Кардинен Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 января 2022 года материалы дела по заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25.06.2021 № 06-20-23/11-5275, и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
третьи лица: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение»,
при участии представителя ответчика, Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, - ФИО1 (доверенность от 22.11.2021),
установил:
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25.06.2021 № 06-20-23/11-5275 (далее - ответчик, Управление) и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Оспариваемым представлением Министерству предписано устранить бюджетные нарушения путем возврата в доход федерального бюджета денежных средств в размере 54 000 000 руб. и принять меры по устранению причин и условий нарушения.
Определением суда от 12 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России) и Администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение» (далее – Администрация).
Заявитель в обоснование требований указал, что не согласен с вынесенным предписанием, поскольку полагает, что Министерством в полном объеме исполнялись обязанности, установленные подпунктом 10 пункта 1 статьи 158, пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктом 34 Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 № 237 (далее – Правила № 237) и пунктами 4.1.2, 4.1.4 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого в 2019 году из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды от 09.07.2019 № 069-17-2019-065 (далее – Соглашение); предоставление субсидии муниципальному образованию было осуществлено с соблюдением всех условий, целей и порядка ее предоставления; по пункту 2 представления Министерство не согласно с предъявленным нарушением в части необеспечения соблюдения Администрацией сроков, установленных графиком работ, поскольку межбюджетный трансферт подлежал возврату в федеральный бюджет 30 марта 2021 года, но с учетом решения, принятого на Всероссийском селекторном совещании 19.01.2021 о принятии мер к завершению проектов до 01.09.2021, а также решения о заключении БУ РК «Дирекция по строительству объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Республики Карелия» договора на выполнение соответствующих мероприятий, возврат средств не представлялся целесообразным. Министерство полагает, что Управлением при проведении проверки расходования средств дотации не была дана надлежащая оценка соблюдения Министерством целей направления указанных средств с учетом положений части 1 статьи 306.4 БК РФ. Управление указывает на неосуществление Министерством контроля за расходованием средств федерального бюджета и неправомерное их использование Администрацией, что, по мнению заявителя, не соответствует действительности в условиях соблюдения Министерством принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного статьёй 38 БК РФ (л.д.4-12, т.1).
В отзыве ответчик доводы заявителя отклонил, просил суд отказать в удовлетворении требований, считает, что Министерством в нарушение пункта 4 статьи 154, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 34 Правил № 237, пунктов 4.1.2, 4.1.4 Соглашения не осуществлен должный контроль за расходованием средств федерального бюджета, что привело к неправомерному использованию Администрацией бюджетных средств в сумме 3 447 180,86 рублей путем закупки работ в объеме, который не предусмотрен проектной документацией и не являлся необходимым для достижения заданного результата – реализации проекта «Благоустройство и перспективное развитие территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала». Вместе с тем, довод Управления о неправомерном использовании Администрацией бюджетных средств в сумме 3 447 180,86 рублей уже был предметом исследования в деле №А26-7450/2021, признан судом обоснованным, решение по данному делу вступило в законную силу 18.01.2022 (л.д.42-55, т.2).
Заявитель и Администрация, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили; заявитель направил ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, Администрация – отзыв на заявление, в котором поддержала доводы заявителя и просила суд удовлетворить заявление (л.д.49-54, т.3).
До начала судебного заседания от ответчика поступило дополнение к отзыву.
В судебном заседании представитель Управления возражала относительно требования заявителя, поддержав доводы отзыва и дополнения к нему.
Дело рассмотрено в судебном заседании в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц по правилам части 3 статьи 156 и части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия в соответствии с приказом Управления от 29 марта 2021 г. № 130 и на основании пункта 4 Плана контрольных приятии Управления Федерального казначейства по Республике Карелия в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 30 декабря 2020 года руководителем Управления, с 31 марта 2021 г. по 11 мая 2021 г. в отношении Министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».
Результаты проверки отражены в акте от 19.05.2021 (л.д.58-74, т.2).
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
Пункт 1 - в нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 36 Правил № 237, пункта 4.3.2 Соглашения Министерством не обеспечено достижение результата регионального проекта - Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях по состоянию на 31.12.2020. Муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» от 25.12.2019 № 48-19 (далее - муниципальный контракт) не исполнен. 27 ноября 2020 года заключено дополнительное соглашение № 3 к муниципальному контракту о расторжении контракта по соглашению сторон;
Пункт 2 - в нарушение пункта 34 Правил № 237, пункта 4.3.6.3 Соглашения Министерством не обеспечено соблюдение Администрацией Графика выполнения мероприятий получателя иного межбюджетного трансферта - победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, включающего в том числе информацию по проектированию, строительству (ремонту, реконструкции) и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, сроки выполнения по каждому этапу (далее - График) в части пунктов 13,14 указанного Графика, сроки исполнения которых установлены пунктом 1.4 дополнительного соглашения от 30.06.2020 17-2019-065/2 к Соглашению от 09.07.2019. Согласно 6.1.7 Соглашения от 09.07.2019 (в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2020 №069-17-2019-065/3) нарушение предусмотренных Графиком сроков выполнения работ, в том числе отдельных мероприятий графика, более чем на 3 месяца влечет возврат средств иного межбюджетного трансферта в федеральный бюджет;
Пункт 3 - в нарушение пункта 4 статьи 154, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 34 Правил № 237, пунктов 4.1.2, 4.1.4 Соглашения от 20.08.2019, заключенного между Министерством и Администрацией, Министерством не осуществлен контроль за расходованием средств федерального бюджета, что привело к неправомерному использованию бюджетных средств в сумме 3 447 180,86 рублей Администраций путем закупки работ в объеме, который не предусмотрен проектной документацией и не является необходимым для достижения заданного результата - благоустройства и перспективного развития территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в г.Сортавала».
По итогам плановой проверки руководителем Управления 25.06.2021 вынесено представление № 06-20-23/11-5275 (л.д.21-24, т.1), которым Министерству предписано устранить бюджетные нарушения путем возврата в доход федерального бюджета денежных средств в размере 54 000 000 руб. в срок до 01.10.2021, а также принять меры по устранению причин и условий нарушений, отраженных в пунктах 1 и 2 представления. Представление получено Министерством 01.07.2021 (л.д.21, т.1).
Не согласившись с указанным представлением, Министерство в установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) срок, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В настоящий момент представление Министерством не исполнено.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом решения и действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Пунктом 3 статьи 265 БК РФ предусмотрено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Пунктом 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 (далее - Федеральный стандарт) регламентировано, что на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.
Исходя из пункта 2 статьи 270.2 БК РФ, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Орган контроля направляет объекту контроля представление не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о его направлении (пункт 8 Федерального стандарта).
Таким образом, представление выдается по результатам всех видов контроля, предусмотренных статьей 265 БК РФ.
В пункте 16 Федерального стандарта указано, что обжалование представлений и предписаний органа контроля осуществляется, в том числе в судебном порядке по правилам, установленным законодательством Российской Федерации.
С учетом положений вышеуказанных норм, оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом в отношении надлежащего объекта государственного финансового контроля, а Министерство, как распорядитель бюджетных средств, обоснованно обратилась в суд за защитой нарушенного права.
Оценив доводы сторон по существу спора, суд пришел к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 № 237 утверждены Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований-победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, пунктом 30 которых предусмотрено, что средства государственной поддержки из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования-победители конкурса, в виде иных межбюджетных трансфертов.
Муниципальное образование «Сортавальское городское поселение» стало одним из победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды 2019 года, представив на конкурс проект «Благоустройство и перспективное развитие территории: «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала», разработанный ООО «Лявданский и ФИО2. Архитектурная мастерская».
Из пункта 34 Правил № 237 следует, что иной межбюджетный трансферт предоставляется на основании соглашения, заключаемого Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа.
Для реализации Проекта между Минстроем России и Правительством Республики Карелия было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого в 2019-2020 годах из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды от 09.07.2019 № 069-17-2019-065 (л.д.25-28, т.1).
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Карелия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата регионального проекта, в целях софинансирования которых был предоставлен указанный иной межбюджетный трансферт, составил в 2020 году 54 000 000 руб. (пункт 2.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 03.04.2020 - л.д.40, т.1); датой достижения конечного результата регионального проекта определено 31 декабря 2020 года (пункт 13 Графика выполнения мероприятий в редакции дополнительного соглашения от 15.12.2020 - л.д.45-47, т.1).
В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 139.1 БК РФ (в редакции, действовавшей до 12 июля 2021 года), в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.
Методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 5 статьи 9 Закона Республики Карелия от 21.12.2018 № 2337-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» установлено, что иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований, в том числе в форме дотаций, предоставляются в случаях, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по соответствующим целевым статьям (государственным программам Республики Карелия и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов согласно приложениям 4 и 5 к настоящему Закону, в порядке, утвержденном Правительством Республики Карелия.
Распределение иных межбюджетных трансфертов утверждено, в том числе распоряжением Правительства Республики Карелия от 06.08.2019 № 560р-П (иные межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях-победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды) на сумму 54 000 000 руб.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.08.2017 № 301-П утверждена государственная программа Республики Карелия «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы, приложением № 4 к которой установлены Правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды (далее - Правила).
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018-2022 годы, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий (далее - муниципальная программа) (пункт 2 Правил).
Субсидии предоставляются Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (ответственный исполнитель государственной программы) в соответствии с федеральным законодательством, бюджетной росписью бюджета Республики Карелия на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минстрою РК на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 4 Правил).
Одним из условий получения муниципальным образованиям бюджетных средств является заключение соглашения между Минстроем РК и органом местного самоуправления в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с утвержденной типовой формой, содержащего положения, предусматривающие, в том числе завершение в полном объеме реализации мероприятий муниципальной программы с учетом требований, установленных настоящими Правилами, в установленные в ней сроки (подпункт «в» пункта 7 Правил).
В пункте 16 Правил предусмотрено, что не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату муниципальным образованием в бюджет Республики Карелия в соответствии с требованиями, установленными законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на соответствующий финансовый год и плановый период. В случае если неиспользованный остаток субсидии из бюджета Республики Карелия не перечислен в доход бюджета Республики Карелия, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета Республики Карелия в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанными Правилами 20 августа 2019 года Минстроем РК и Администрацией было заключено Соглашение № 86610101-1-2019-002 (л.д.93-96, т.2), предметом которого являлось предоставление из бюджета Республики Карелия в 2019-2021 годах бюджету Сортавальского городского поселения иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях-победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - иной межбюджетный трансферт), в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными субъекту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по кодам классификации расходов бюджетов: код главного распорядителя средств бюджета Республики Карелия 811, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 200F254240, вид расходов 540 в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», государственной программы Республики Карелия «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 31.08.2017 № 301-П (пункт 1.1 Соглашения № 86610101-1-2019-002).
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Сортавальского городского поселения на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составил в 2019 году 54 000 000 руб. (пункт 2.1 Соглашения № 86610101-1-2019-002).
Общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджета Республики Карелия бюджету Сортавальского городского поселения в соответствии с настоящим Соглашением, составил в 2019 году не более 54 000 000 руб. (пункт 2.2 Соглашения № 86610101-1-2019-002).
Дополнительным соглашением от 20.05.2020 № 86610101-1-2019-002/1 к Соглашению № 86610101-1-2019-002 стороны внесли изменения в пункты 2.1 и 2.2, указав вместо 2019 года - 2020 год (л.д.106, т.2).
Дополнительным соглашением от 17.07.2020 № 86610101-1-2019-002/2 к Соглашению № 86610101-1-2019-002 в подпункт «б» пункта 3.2 внесено изменение, согласно которому иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении условия о наличии согласованного Минстроем России и Главой Республики Карелия графика выполнения мероприятий получателя иного межбюджетного трансферта-победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, включающего в том числе информацию по проектированию, строительству (ремонту, реконструкции) и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, сроки выполнения по каждому этапу» (л.д.107, т.2).
Дополнительным соглашением от 18.12.2020 № 86610101-1-2019-002/3 к Соглашению № 86610101-1-2019-002 стороны внесли изменения в пункты 2.1 и 2.2, указав вместо 54 000 000 руб. - 13 872 100 руб., а также определили сроки окончания выполнения работ по реализации проекта - 30 декабря 2020 года (л.д.109, т.2).
В пункте 4.3.10.2 Соглашения № 86610101-1-2019-002 Администрация обязалась обеспечить соблюдение графика, указанного в подпункте «б» пункта 3.2 Соглашения.
Пунктами 6 и 8 графика реализации мероприятий получателями дотации (иного межбюджетного трансферта)-победителями Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, включающего информацию о проектировании, строительстве (ремонте, реконструкции) и вводе в эксплуатацию субъектов капитального строительства, сроки выполнения каждого этапа, являющегося приложением № 7 к государственной программе Республики Карелия «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 31.08.2017 № 301-П, а также приложением к Соглашению № 86610101-1-2019-002 предусмотрено представление главой Сортавальского городского поселения проектной документации и технического задания на ведение работ по реализации проекта в Минстрой России.
Таким образом, Проект должен реализовываться в соответствии с проектной документацией, разработанной путем проведения торгов и представленной в Минстрой России.
Проектно-сметная документация «Благоустройство и перспективное развитие территории «Сквер у Набережной, по ул. Ленина в городе Сортавала» была подготовлена Администрацией и представлена в Минстрой России 23 октября 2019 года с сопроводительным письмом от 01.10.2019 № 2934/2035. Следовательно, дальнейшие работы по реализации Проекта должны были производиться в соответствии с представленной проектной документацией. Проектная документация содержала сводный сметный расчет стоимости строительства (локальные сметы) с указанием видов работ, их объема и стоимости, выполнение которых требовалось для реализации Проекта.
25 декабря 2019 года по результатам проведения аукциона между Администрацией (заказчик) и ООО «Строительный трест № 4» (подрядчик) был заключен муниципальный контракт № 48-19 на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» (л.д.113-122, т.2), по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы на объекте согласно проектной документации (приложение № 1 к контракту), Техническому заданию (приложение № 2 к контракту) и условиям контракта, а заказчик - принять и оплатить работы.
В пункте 6.1 контракта стороны определили, что работы должны быть выполнены с момента заключения контракта по 1 ноября 2020 года.
Локальной сметой № 1-6-1-2 к Проекту были предусмотрены работы по подготовке почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см механизированным способом в объеме 2 708,5 кв. м стоимостью (без внесения земли) в размере 680 235,95 руб., с учетом накладных расходов, сметной прибыли, НДС - 20 %, расходов на временные здания и сооружения - 1,5 % (л.д.138-150, т.2).
Дополнительным соглашением от 21.04.2020 № 1 к муниципальному контракту от 25.12.2019 № 48-19 (л.д.128, т.2) общая стоимость работ по контракту была уменьшена на 1 111 260 руб., в связи с исключением из перечня работ строительного контроля, а дополнительным соглашением от 23.09.2020 № 2 - еще на 2 595 967 руб., в связи с уменьшением объема работ согласно локальным сметам, в том числе локальной сметой № 1-6-1-2 в части работ по озеленению. При этом изменения в проектно-сметную документацию не вносились.
В связи с тем, что подрядчик не исполнил свои обязательства, 27 ноября 2020 года муниципальный контракт от 25.12.2019 № 48-19 был расторгнут дополнительным соглашением от 27.11.2020 № 3 (л.д.132, т.2), которым зафиксирована общая стоимость выполненных, принятых и оплаченных работ - 9 744 641 руб. Общая техническая готовность объекта, исходя из фактически принятых и оплаченных работ по Проекту, составила 28 %.
Посчитав денежные средства, оставшиеся в соответствии с дополнительными соглашениями №№ 1 и 2 к муниципальному контракту от 25.12.2019 № 48-19, экономией, Администрация приняла решение использовать их на продолжение работ по благоустройству территории сквера, а именно, выполнение работ по устройству подготовки территории под газон. В указанных целях между Администрацией и ИП ФИО3 заключен муниципальный контракт от 09.12.2020 № 25-20 на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала», которым предусмотрены работы стоимостью 4 127 416,81 руб. (л.д.8-14, т.3).
В локальной смете № 02-01-01 были отражены работы по подготовке почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см механизированным способом в объеме 8 074,81 кв. м стоимостью 4 127 416,81 руб. (л.д.17, т.3).
Платежным поручением от 25.12.2020 № 607660 (л.д.22, т.3) по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 15.12.2020 № 1 (л.д.20, т.3) и справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 15.12.2020 № 1 (л.д.19, т.3) Администрацией произведена оплата ИП ФИО3 за выполненные работы на сумму 4 127 416,81 руб. (л.д.22, т.3).
В связи с несоответствием определенных муниципальным контрактом № 25-20 объема (8 074,81 кв. м) и стоимости (4 127 416,81 руб.) оплаченных работ объему (2 708,5 кв. м) и стоимости (680 235,95 руб.) данного вида работ по проектно-сметной документации, Администрацией неправомерно использованы бюджетные средства в сумме 3 447 180,86 руб. (4 127 416,81 - 680 235,95).
Указанные обстоятельства были предметом исследования суда в рамках дела №А26-7450/2021, подтверждены вступившим в законную силу судебным актом по данному делу, и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказыванию не подлежат.
Оспариваемое представление от 25.06.2021 было направлено Министерству в рамках реализации результатов выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», проведенной на основании приказа Управления от 29.03.2021 № 130 в период с 31 марта 2021 года по 11 мая 2021 года.
По результатам проверки Управление пришло к выводу, что Министерством не обеспечено достижение результата регионального проекта по состоянию на 31.12.2020 (пункт 1 Представления); не обеспечено соблюдение Администрацией Графика выполнения мероприятий получателя иного межбюджетного трансферта - победителя конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, включающего, в том числе информацию по проектированию, строительству, ремонту, реконструкции и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, сроки выполнения по каждому этапу в части пунктов 13, 14 указанного Графика (пункт 2 Представления); не осуществлен контроль за расходованием средств федерального бюджета, что привело к неправомерному использованию Администрацией бюджетных средств в сумме 3 447 180,86 рублей (пункт 3 Представления).
Выражая несогласие с нарушением по пункту 1 Представления, Министерство ссылается на то, что им в полном объеме исполнялись обязанности, предусмотренные подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, предоставление субсидии муниципальному образованию было осуществлено с соблюдением всех условий, и порядка, установленных при их предоставлении. Порядок предоставления иного межбюджетного трансферта, установленный разделом III Соглашения от 09.07.2019 № 069-17-2019-065 полностью соблюдён. Фактически срок по реализации проекта продлён пунктом 8 протокола от 19.01.2021 № 57-ПРМ-МЕ Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» до 1 сентября текущего года. Правительство Республики Карелия в соответствии с пунктом 4.3.2 Соглашения от 09.07.2019 № 069-17-2019-065 обеспечило, то есть создало все необходимые условия для достижения результата посредством принятия нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию проекта. Реализация проекта была сорвана, а муниципальный контракт расторгнут в связи с несвоевременным принятием Администрацией управленческих решений, в том числе по побуждению подрядчика к выполнению работ.
Суд полагает, что доводы Министерства об отсутствии нарушений являются несостоятельными по следующим основаниям.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Пунктом 4.3.2 Соглашения № 069-17-2019-065 предусмотрена обязанность субъекта обеспечивать достижение значения результата регионального проекта, установленного в соответствии с приложением № 1 к настоящему Соглашению (31.12.2020).
В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения № 069-17-2019-065 уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, на который возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения и предоставление отчётности, является Министерство.
Таким образом, на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ и названных выше положений Соглашения №069-17-2019-065 именно Министерство несет ответственность за достижение значения результата регионального проекта в срок, установленный настоящим Соглашением.
Кроме того, пунктами 4.1.2, 4.1.4, 4.1.8 Соглашения № 86610101-1-2019-002 на Министерство возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением Администрацией условий предоставления иного межбюджетного трансферта, других обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, осуществлению мониторинга достижения значений результата регионального проекта, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, выполнению иных обязательств, установленных бюджетным законодательством, Правилами №237 и настоящим Соглашением.
Следовательно, довод Министерства о несвоевременных принятиях Администрацией управленческих решений, в том числе по побуждению подрядчика к выполнению работ, как и довод о продолжении реализации проекта с участием бюджетного учреждения Республики Карелия «Дирекция по строительству объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Республики Карелия» не устраняет нарушение со стороны Министерства, выразившееся в необеспечении им достижения результата регионального проекта.
Довод Министерства о продлении срока реализации регионального проекта до 01 сентября 2021 года (пункт 8 протокола от 19.01.2021 № 57-ПРМ-МЕ) не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку, как указано выше, в силу пункта 36 Правил № 237 срок реализации проекта устанавливается соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, а Соглашением № 069-17-2019-065 конкретная дата достижения конечного результата регионального проекта – 31.12.2020.
Доказательств того, что в Соглашение № 069-17-2019-065 внесены изменения в части продления срока реализации регионального проекта, Министерством в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены.
Министерство также не согласно с нарушением по пункту 2 Представления, указывая, что им принят строго в рамках своих полномочий полный комплекс мер по достижению необходимого результата в виде завершения работ по проекту.
Ссылаясь на решение, принятое на Всероссийской селекторном совещании 19.01.2021 о принятии мер к завершению проектов до 01.09.2021, а также решение о заключении БУ РК «Дирекция по строительству объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры РК» договора на выполнение соответствующих мероприятий, Министерство указывает, что возврат средств не представляется целесообразным.
Указанный довод Министерства также является несостоятельным.
Согласно пункту 34 Правил № 237 в соглашении о предоставлении иного межбюджетного трансферта предусматриваются, в том числе обязательства Российской Федерации по обеспечению завершения реализации проекта муниципальным образованием - победителем конкурса не позднее 31 декабря года, следующего за годом предоставления иного межбюджетного трансферта (подпункт «а»); по обеспечению соблюдения муниципальным образованием - победителем конкурса графика выполнения мероприятий муниципальным образованием - победителем конкурса (подпункт «г»).
Подпунктом «б» пункта 3.2 Соглашения № 069-17-2019-065 (в редакции доп.соглашения от 30.06.2020) предусмотрено наличие согласованного Минстроем России и высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации графика выполнения мероприятий получателя иного межбюджетного трансферта - победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, включающего в том числе, информацию по проектированию, строительству (ремонту, реконструкции) и вводу в эксплуатацию объектов капительного строительства, сроки выполнения по каждому этапу (далее - График).
Согласно пункту 4.3.6.3 Соглашения № 069-17-2019-065 Субъект обязуется обеспечить соблюдение муниципальным образованием - победителем конкурса Графика, указанного в подпункте «б» пункта 3.2 настоящего Соглашения.
Графиком, утвержденным 05.06.2019 (в редакции Соглашения № 069-17-2019-065) установлены следующие сроки начала – окончания мероприятий: начало выполнения работ по реализации проекта – 01.05.2020, окончание выполнения работ по реализации проекта – 15.12.2020 (пункт 13 Графика); начало представления в Минстрой России акта приемки выполнения работ - 15.11.2020, окончание предоставления в Минстрой России акта приемки выполненных работ - 30.12.2020 (пункт 14 Графика).
В дальнейшем в График дважды вносились изменения. При этом срок завершения реализации проекта и выполнения вышеназванного Соглашения остался неизменным - 30.12.2020 (пункт 14 Графика).
Обязательность исполнения того же графика выполнения мероприятий с аналогичными сроками предусмотрена условиями Соглашения № 86610101-1-2019-002 (пункт 4.3.10.2).
Как указано выше, заключенный в рамках реализации регионального проекта контракт № 48-19 на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» со сроками выполнения работ - 01 ноября 2020 года, не исполнен ни в указанную дату, ни дату, предусмотренную Графиком (30.12.2020).
Таким образом, предусмотренные Графиком сроки выполнения работ по реализации проекта муниципального образования «Сортавальское городское поселение» не соблюдены.
Следовательно, в нарушение пункта 34 Правил № 237, пункта 4.3.6.3 Соглашения № 069-17-2019-065 Министерством не обеспечено соблюдение Администрацией пунктов 13 и 14 Графика, о чём Управлением сделан правомерный вывод в пункте 2 Представления.
Доводы Министерства о принятии им полного комплекса мер по достижению результата в виде завершения работ по проекту; о том, что решением, принятым на селекторном совещании 19.01.2021 срок завершения проектов продлен до 01.09.2021; а также о том, что заключены договоры на выполнение соответствующих мероприятий не могут быть приняты во внимание судом, поскольку не устраняют существо нарушения - нарушение предусмотренных Графиком сроков выполнения работ.
Доказательств того, что в Соглашение № 069-17-2019-065 внесены изменения в части выполнения работ, предусмотренных Графиком, Министерством не представлены.
В соответствии с подпунктом «и(2)» пункта 34 Правил № 237 в соглашении о предоставлении иного межбюджетного трансферта предусматривается ответственность субъекта Российской Федерации в случае нарушения предусмотренных графиком сроков выполнения работ по реализации проекта муниципального образования - победителя конкурса более чем на 3 месяца.
Согласно пункту 6.1.7 Соглашения № 069-17-2019-065 (в редакции доп. соглашения от 30.06.2020) в случае нарушения предусмотренных графиком сроков выполнения работ о реализации проекта муниципального образования - победителя конкурса, в том числе отдельных мероприятий графика, более чем на 3 месяца средства иного межбюджетного трансферта подлежат возврату в федеральный бюджет.
В ходе проверки Управлением установлено, что по состоянию на 01.04.2021 нарушения не устранены, проект муниципального образования «Сортавальское городское поселение» не реализован.
Следовательно, требование Управления об устранении бюджетного нарушения путем возврата средств в доход федерального бюджета в размере 54 000 000 рублей обосновано и соответствует подпункту «и(2)» пункта 34 Правил № 237, пункту 6.1.7 Соглашения № 069-17-2019-065.
В отношении пункта 3 Представления Министерство сообщает следующее.
Учитывая ограниченные возможности бюджетных средств на реализацию проекта объемы работ, предусмотренные первоначальной проектно-сметной документацией разработанной ООО «Лявданский и ФИО2. Архитектурная мастерская», были скорректированы в сторону уменьшения.
При этом в соответствии с дополнительными соглашениями от № 1 и № 2 к контракту № 48-19 от 25.12.2019 образовался остаток денежных средств. На основании разъяснения Минстроя России от 26.05.2020 № 19849-МЕ/06 и с учетом возможности исполнения вновь заключаемого контракта в кратчайшие сроки до 31 декабря 2020 года техническим и погодным условиям Администрацией было принято решение о направлении остатка средств на продолжение работ по благоустройству территории сквера, а именно на выполнение работ по устройству подготовки территории под газон. Данный вид работ предусмотрен проектом - ПСД.12-07-2019СПЗ-ОЗУ Раздел № 2 «Схема планировочной организации земельного участка» - газоны 18 735,5 кв.м.
09 декабря 2020 года между Администрацией и ИП ФИО3 был заключён контракт № 25-20 на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» на сумму 4 127 416,81 рублей. Согласно сметной документации указанный контракт предусматривал подготовку почвы для устройства партерного и обыкновенного газона на площади 8074,81 кв.м, с внесением земли слоем 15 см. механизированным способом на территории в границах сквера у набережной по ул.Ленина в городе Сортавала.
Ссылаясь на положения пунктов 15, 37 Правил № 237, разъяснения Минстроя России 26.05.2020 № 19849-МЕ/06, нормы статьи 34 БК РФ, пункт 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» Министерство указывает, что Управлением при проведении проверки расходования средств дотации не была дана оценка соблюдения Министерством целей направления указанных средств с учетом положений пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, вменяемое Министерству нарушение в виде неосуществления контроля за расходованием средств федерального бюджета и неправомерное их использование Администрацией не соответствует действительности.
Судом данный довод Министерства отклоняется.
Согласно сводному сметному расчету работ, предусмотренных первоначальной проектно-сметной документацией разработанной ООО «Лявданский и ФИО2. Архитектурная мастерская», общая стоимость работ на реализацию проекта «Благоустройство и перспективное развитие территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» составляет 54 100 000 руб.
Администрацией проведен электронный аукцион на закупку указанного вида работ с начальной максимальной ценой контракта 54 100 000 рублей.
По результатам проведения электронного аукциона заключён муниципальный контракт от 25 декабря 2019 года № 48-19 с ценой 53 559 000 рублей. Пунктом 2.8 контракта № 48-19 предусмотрено, что при изменении объёма и (или) видов выполняемых работ по контракту допускается изменение с учётом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на 10 процентов цены контракта.
Дополнительным соглашением от 21.04.2020 № 1 к контракту № 48-19 стороны исключили из объема работ Подрядчика работы по строительному контролю Заказчика и уменьшили общую стоимость работ на 1 111 260 рублей.
Дополнительным соглашением от 23.09.2020 № 2 к контракту № 48-19 стороны в соответствии с пунктом 2.8 контракта общая стоимость работ уменьшена на 2 595 967 рублей. Общая стоимость работ по контракту определена в размере 49 851 773 руб..
При этом сумма иного межбюджетного трансферта, предусмотренная бюджету Республики Карелия Соглашением № 069-17-2019-065, и затем бюджету муниципального образования Сортавальское городское поселение Соглашением №86610101-2019-002 (54 000 000 рублей) не изменялась.
Таким образом, довод Министерства о корректировке объёмов работ в сторону уменьшения ввиду ограниченных возможностей бюджетных средств, не обоснован и является несостоятельным.
Также суд полагает необоснованным и довод Министерства о возникшей экономии бюджетных средств и возможности их направления на работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией.
Статья 34 БК РФ определяет экономность как достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
Как следует из дополнительных соглашений от 21.04.2020, 23.09.2020 к контракту №48-19, цена названного контракта была снижена в результате и исключения ряда работ, а не в результате уменьшения стоимости предусмотренных контрактом работ.
Кроме того, как установлено Управлением и подтверждено материалами дела результат проекта, на реализацию которого предоставлен иной межбюджетный трансферт - «Благоустройство и перспективное территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» не достигнут не только с использованием наименьшего объема средств (в размере 49 851 773 рублей - цены контракта № 48-19 в редакции дополнительного соглашения от 23.09.2020), но и не достигнут с использованием средств в размере, определенном Соглашениями № 069-17-2019-065, № 86610101-1-2019-002 – 54 000 000 рублей.
Следовательно, правовых оснований считать сумму 4 127 416,81 рублей экономией, равно как и направлять ее на выполнение работ по муниципальному контракту от 09.12.2020 № 25-20, не имеется.
Соответственно, разъяснения Минстроя России от 26.05.2020 № 19849-МЕ/06 не могут быть приняты во внимание, поскольку относятся к другим обстоятельствам, отличным от обстоятельств настоящего дела.
Вместе с тем суд обращает внимание на следующее, как указано выше, в силу подпункта «г» пункта 34 Правил № 237, пункта 4.3.6.3 Соглашения № 069-17-2019-065 Министерство обеспечивает соблюдение муниципальным образованием - победителем конкурса Графика выполнения мероприятий по проекту.
Пунктами 6,8 Графика предусмотрено представление в Минстрой России главой Сортавальского городского поселения проектной документации и технического задания на ведение работ по реализации проекта.
Проектная документация была подготовлена Администрацией и предоставлена в Минстрой России 23.10.2019. Дальнейшие работы по реализации проекта должны были производиться в соответствии с предоставленной проектной документацией.
Согласно локальной смете 1-6-1-2 в составе утвержденной проектно-сметной документации, разработанной ООО «Лявданский и ФИО2. Архитектурная мастерская» предусмотрены работы по подготовке почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительного земли слоем 15 см. механизированным способом в объеме 2 708,5 кв.м без внесения земли, стоимостью в размере 680 235,95 рублей с учетом накладных расходов, сметной прибыли, НДС -20%, временные здания и сооружения - 1,5% (позиции локальной сметы: 72, 73, 74, 75).
Администрацией был заключен муниципальный контракт от 09.12.2020 № 25-20 с ИП ФИО3, которым предусмотрены работы по подготовке почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см. механизированным способом в объеме 8 074,81 кв.м., стоимостью 4 127 416,81 руб.
Платежным поручением от 25.12.2020 № 607660 согласно акту о приемке работ №1 от 15.12.2020 и справке о стоимости работ №1 от 15.12.2020 произведена оплата за выполненные работы в размере 4 127 416,81 рублей.
Установленные муниципальным контрактом № 25-20 объем (8 074,81 кв.м) и его стоимость (4 127 416,81 рублей) не соответствует объему (2 708,5 кв. м) и стоимости (680 235,95 рублей) для указанного вида работ, установленному проектно-сметной документацией, а именно локальной сметой № 1-6-1-2.
При этом в проектную документацию соответствующие изменения не внесены, измененный проект в Минстрой России, как это предусмотрено Соглашениями № 069-17-2019-065, № 86610101-1-2019-002 не направлялся.
Довод Министерства о том, что выполнение работ по устройству подготовки территории под газон предусмотрено проектом - ПСД.12-07-2019СПЗ-ОЗУ Раздел № 2 «Схема планировочной организации земельного участка» том 2, лист 3- газоны 18 735,5 кв.м, также несостоятелен.
Указанная Министерством площадь - это общая площадь газонов на объекте – Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала, при этом тем же разделом проектно-сметной документации установлена площадь газонов на благоустраиваемой территории - 2 708,5 кв. м. Кроме того, в пункте 6 Плана земляных масс Раздела 2. Схема планировочной организации земельного участка (ПСД.12-07-2019СПОЗУ, лист 4) указано, что с учетом объемов грунта, вытесненного дорожными покрытиями, объем выемки превышает объем насыпи. Избыток пригодного грунта с учётом зоны благоустройства за границами участка, который предусматривается вывозить в отвал, составляет 2 547 куб м. Избыток растительного грунта составляет 295 куб.м. и используется для рекультивации существующих газонов, сохраняемых в верхней части территории.
Таким образом, проектом не предусмотрено устройство газона площадью 8074,81 кв.м, тем более, с дополнительным внесением грунта.
Следовательно, Администрация осуществила неправомерное использование бюджетных средств в сумме 3 447 180,86 рублей (4 127 416,81 - 680 235,95) путем закупки работ в объеме, который не предусмотрен проектной документацией.
Судом отклоняется ссылка Министерства на Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2317 «О внесении изменений в Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды» (далее - Постановление № 2317).
В соответствии с подпунктом «и(2)» пункта 34 Правил № 237 (в редакции от 29.01.2020 № 64) в соглашении о предоставлении иного межбюджетного трансферта предусматривается ответственность субъекта Российской Федерации в случае нарушения предусмотренных графиком сроков выполнения работ по реализации проекта муниципального образования - победителя конкурса более чем на 3 месяца.
Согласно пункту 6.1.7 Соглашения от 09.07.2019 № 069-17-2019-065 (в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2020) в случае нарушения предусмотренных Графиком сроков выполнения работ о реализации проекта муниципального образования - победителя конкурса (далее - График), в том числе отдельных мероприятий графика, более чем на 3 месяца средства иного межбюджетного трансферта подлежат возврату в федеральный бюджет.
Пунктом 2 Постановления № 2317 приостановлено до 01 января 2022 года действие подпункта «и(2)» пункта 34 Правил № 237.
При этом пунктом 3 Постановления № 2317 предусмотрено, что пункт 2 настоящего Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2020 года.
В силу пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно пункту 7.2 Соглашения № 069-17-2019-065 настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.
Дата подписания Минстроем России и Правительством Республики Карелия Соглашения № 069-17-2019-065 – 09.07.2019.
Таким образом, Соглашение № 069-17-2019-065 вступило в силу в указанную дату, то есть, правоотношения у сторон по данному Соглашению возникли 09 июля 2019 года.
Следовательно, пункт 2 Постановления № 2317 о приостановлении действия подпункта «и(2)» пункта 34 Правил № 237 не распространяется на правоотношения, связанные с исполнением Соглашения № 069-17-2019-065.
В ходе проверки Управлением установлено, что График, в части срока завершения реализации проекта и выполнения вышеназванного Соглашения (30.12.2020) не соблюдён, по состоянию на 01.04.2021 нарушения не устранены, проект муниципального образования «Сортавальское городское поселение» не реализован.
Следовательно, требование Управления об устранении бюджетного нарушения путем возврата средств в доход федерального бюджета в размере 54 000 000 рублей обосновано и соответствует подпункту «и(2)» пункта 34 Правил № 237, пункту 6.1.7 Соглашения № 069-17-2019-065.
Таким образом, суд пришел к выводу, что доводы Министерства об отсутствии оснований для применения к нему мер ответственности, предусмотренных подпунктом «и(2)» пункта 34 Правил № 237, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель представленными доказательствами не подтвердил ошибочность выводов ответчика о допущенных им нарушениях требований бюджетного законодательства.
Учитывая, что заявителем не доказаны обстоятельства, послужившие основаниями для обращения в суд, основания для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными отсутствуют, оспариваемое представление является законным и обоснованным, а заявление Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявленного Министерством строительства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия требования о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25.06.2021 № 06-20-23/11-5275 отказать полностью.
2.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>, литер А) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья | Лазарев А.Ю. |