ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-7673/14 от 18.02.2015 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-7673/2014

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен   февраля 2015 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САНА" к Администрации Петрозаводского городского округа о признании недействительным постановления от 26.06.2014 № 3128 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

третье лицо: индивидуальный предприниматель ФИО1

при участии представителей:

заявителя, общества с ограниченной ответственностью "САНА", - ФИО2 по доверенности от 24.10.2014 и ФИО3 по доверенности от 20.03.2014,

ответчика, Администрации Петрозаводского городского округа, -  ФИО4 по доверенности от 31.12.2014,

третьего лица, индивидуального предпринимателя ФИО1, - ФИО3 по доверенности от 24.10.2014,

установил: общество с ограниченной ответственностью "САНА" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее – ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления от 26.06.2014 № 3128 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства .

            Определением от 24.09.2014 суд привлек индивидуального предпринимателя ФИО1 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя.

            В обоснование заявленного требования Общество сослалось на нарушение Администрацией при принятии оспариваемого акта положений статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, противоречие принятого решения результатам публичных слушаний. По мнению Общества, обжалуемое постановление не обосновано, не мотивировано, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности: без получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства Общество не может осуществлять строительство жилого дома в соответствии с утвержденной Общественным градостроительным Советом концепцией застройки микрорайона «Перевалка». В качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Общества заявитель просит обязать Администрацию повторно рассмотреть заявление Общества от 20.03.2014 и вынести по нему положительное решение.

            До начала судебного заседания заявитель в подтверждение доводов о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов Общества представил в материалы дела архитектурный проект «Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземным паркингом на пересечении улиц Чапаева и Чкалова в г.Петрозаводске», предусматривающий застройку спорных земельных участков многоквартирным жилым домом в соответствии с градостроительным планом и Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска – исходя из площади застройки 760 кв.м – 29,8% (оригинал – на обозрение суда, копия – в материалы дела). Обществу в согласовании указанного проекта было отказано, о чем главным архитектором г.Петрозаводска ФИО5 05.02.2015 сделана надпись «Представленный проект не соответствует концепции, согласованной на градостроительном совете, и не может быть согласован».

            Документы приобщены судом к материалам дела.

            В судебном заседании представители Общества поддержали заявленное требование. По мнению заявителя, отказ главного архитектора г.Петрозаводска ФИО5 в согласовании архитектурного проекта, подготовленного исходя из процента застройки, равного 29,8%, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества, так как при отсутствии названного согласования (с учетом требования градостроительного плана земельных участков) Общество не сможет получить разрешение на строительство.

            Представитель ответчика заявленное требование не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

            Представитель третьего лица поддержала позицию заявителя.

            Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и изучив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «САНА» на основании договора аренды земельных участков, заключенного 30.04.2013 с обществом с ограниченной ответственностью «САНА-Строй», являлось правообладателем (арендатором) двух земельных участков, суммарная площадь которых составляет 2551 кв.м., в районе улиц Чапаева-Чкалова в г.Петрозаводске:

- с кадастровым номером 10:01:0110132:1 площадью 1102 кв.м., участок расположен по адресу: <...>,

- с кадастровым номером 10:01:0110132:2 площадью 1449 кв.м., участок расположен по адресу: <...>.

На основании договора купли-продажи жилых домов с земельными участками, заключенного 03.06.2014 между ООО «САНА-Строй» и индивидуальным предпринимателем ФИО1, право собственности на земельные участки перешло к предпринимателю.

            Согласно протоколу заседания Общественного градостроительного Совета от 26.08.2010 (т.1, л.д.90-91) решено в целом одобрить проектное решение квартала многоэтажной жилой застройки и рекомендовать к дальнейшей разработке с учетом следующих замечаний Совета: проектом предусмотреть остекление лоджий и балконов жилых квартир; доработать композиционное решение встроенно-пристроенных помещений со стороны ул.ФИО6, создав градостроительный акцент на пересечении ул.Чапаева-ФИО6 за счет повышения этажности. Исключить размещение открытой спортивной площадки вдоль проезжей части улицы, рассмотрев возможность продления фронта застройки по ул.ФИО6 путем размещения крытого спортивного зала; рассмотреть возможность более современного архитектурного решения завершений высотной части жилых зданий.

Проект представить на согласование в Управление архитектуры и градостроительства г.Петрозаводска.

В соответствии с Концепцией застройки района Перевалка, одобренной на Общественном градостроительном совете города 26.08.2010, проектной организацией ООО «Проект Финанс» был разработан проект строительства на земельных участках объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземным паркингом на пересечении улиц Чкалова и Чапаева» (далее - Объект, жилой дом), по которому в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации было получено положительное заключение государственной экспертизы №10-1-4-0019-14 от 07.03.2014 (т.1, л.д.34-67). Фасады планируемого к строительству жилого дома и План размещения зданий и сооружений были согласованы с Главным архитектором города Петрозаводска.

Приложив положительное заключение государственной экспертизы проекта строительства Объекта и другую необходимую согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документацию, Общество обратилось в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство Объекта.

Письмом от 26.03.2014 г. № 5.3.2-12/184-1 (т.1, л.д.94) Администрация сообщила Обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство Объекта по причине несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, указав: процент застройки земельного участка составляет 59%, что превышает предельно допустимые 30%, указанные в градостроительном плане земельного участка.

Земельные участки, на которых планируется строительство Объекта, расположены в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, для которой статьей 34 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Правила) определен предельный параметр разрешенного строительства - максимальный процент застройки в границах земельного участка для многоквартирных многоэтажных жилых домов - 30% (пункт 6). В пункте 2.6 градостроительного плана земельных участков (утвержден Постановлением Главы Петрозаводского городского округа №3021 от 14.06.2013) данная норма дублируется согласно статье 34 Правил.

Разработанным и прошедшим экспертизу проектом строительства объекта предусмотрено строительство многоквартирного жилого дома площадью застройки 1510 кв.м., что составляет 59,2 % от общей площади земельных участков.

В связи с изложенными обстоятельствами Общество в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратилось в Администрацию с заявлением от 20.03.2014 №08 (т.1, л.д.97-98) о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в котором Общество изложило просьбу в соответствии с установленной законом процедурой (вынесение обсуждения вопроса на публичных слушаниях, подготовка комиссией рекомендаций о предоставлении разрешения и т.д.) предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения процента застройки с 30% до 60% в границах земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0110132:1 и 10:01:0110132:2.

Кроме того 24.04.2014 письмом исх.№10 (т.1, л.д.95-96) Общество направило в адрес Главы Петрозаводского городского округа ФИО7 письмо-инициативу «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки», предложив осуществить предусмотренные законодательством мероприятия и внести изменения в Правила, изменив пункты 6 в статьях 34-37 указав: «6. Максимальный процент застройки в границах земельного участка: находящегося в границах застроенной территории, для многоквартирных жилых домов - 60% при обязательном выполнении нормативов градостроительного проектирования Российской Федерации, при комплексном освоении земельного участка, для многоквартирных жилых домов - 30%».

Заявление ООО «САНА» о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения процента застройки с 30% до 60% в границах земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0110132:1 и 10:01:0110132:2 было рассмотрено на заседании комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, которое состоялось 19.05.2014. Комиссия единогласно проголосовала за направление указанного вопроса на публичные слушания.

Администрация 05.06.2014 вынесла распоряжение №214-р о проведении публичных слушаний (т.1, л.д.123-125), в том числе и по указанному вопросу, 20.06.2014.

Извещение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «Петрозаводские городские страницы» №26 (688) от 06.06.2014 (т.1, л.д.127-128).

По результатам проведенных публичных слушаний (Протокол публичных слушаний от 20.06.2014, т.1, л.д.134-135) по данному вопросу проголосовало «за» - 173, «против» - 40, «воздержались» - 31. Главой Петрозаводского городского округа подписано Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (заявители ООО «СтройИмпульс», ООО «САНА») (т.1, л.д.136-138).

Администрация 26.06.2014 вынесла постановление №3128 (т.1, л.д.17) об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства - увеличить максимальный процент застройки до 60 процентов в границах земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0110132:1 площадью 1102 кв.м, 10:01:0110132:2 площадью 1449 кв.м в районе ул.Чапаева и ул.Чкалова. При этом Администрация сослалась на статью 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 17 Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, протокол публичных слушаний от 20.06.2014, заключение о результатах публичных слушаний от 20.06.2014 и рекомендации комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, указанные в протоколе заседания Комиссии от 24.06.2014.

            Полагая, что постановление Администрации от 26.06.2014 №3128 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления недействительным.

            Суд считает, что заявленное требование является необоснованным исходя из следующего.

            В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 8 и 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ):

-  правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

- градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно статье 2 ГрК РФ одними из принципов законодательства о градостроительной деятельности являются обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;

В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

            Статьей 38 ГрК РФ определено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:

            Согласно статье 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Конституционный Суд РФ в Определении от 1 декабря 2005 года № 468-О указал, что законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов ввиду комплексного, межотраслевого характера отношений в сфере градостроительной деятельности и содержания этих отношений, составляющих преимущественно предметы совместного ведения (природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры). В силу изложенного законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

            Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 №820 утвержден Свод правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СП 42.13330.2011 (далее – Свод правил).

            В соответствии с пунктом 1.1 Свода правил настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

            Согласно пункту 7.6 Свода правил плотность застройки жилых, общественно-деловых и смешанных зон следует принимать в соответствии с региональными градостроительными нормативами с учетом установленного зонирования территории, типа и этажности застройки, дифференциации территории по градостроительной ценности, состояния окружающей среды, природно-климатических и других местных условий.

Предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки территории кварталов (микрорайонов) жилых, общественно-деловых и смешанных зон приведены в Приложении Г: в таблице Г.1. (примечания) указано, что границами кварталов являются красные линии. В условиях   реконструкции   существующей   застройки  плотность  застройки допускается повышать, но не более чем  на 30% при  соблюдении  санитарно-гигиенических и противопожарных норм с учетом раздела 15.

            Согласно пункту Г.2 приложения Г Свода правил в региональных, местных градостроительных нормативах и Правилах землепользования и застройки муниципальных образований могут быть установлены дополнительные показатели, характеризующие предельно допустимый строительный объем зданий и сооружений по отношению к площади участка; число полных этажей и допустимую высоту зданий и сооружений в конкретных зонах, а также другие ограничения, учитывающие местные градостроительные особенности (облик поселения, историческая среда, ландшафт).

            Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 №26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее – Правила застройки), которые являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Карелия и Петрозаводского городского округа.

Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

            Согласно статье 17 Правил застройки правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Заявление должно содержать материалы, обосновывающие требования о предоставлении указанного разрешения.

Обосновывающие материалы предоставляются в виде эскизного проекта строительства, реконструкции объекта капитального строительства, который предлагается реализовать в случае предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Могут предоставляться иные материалы, обосновывающие целесообразность, возможность и допустимость реализации соответствующих предложений.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в Комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

Вопрос о предоставлении такого разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации Главе Петрозаводского городского округа.

Глава Петрозаводского городского округа в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

            Общество, обжалуя постановление Администрации от 26.06.2014 №3128, в обоснование своей позиции о возможности в рассматриваемом случае предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, указало, что максимальный процент застройки земельного участка (с учетом положений статьи 34 Правил застройки) относится к предельным параметрам разрешенного строительства; установленный для спорных земельных участков максимальный процент застройки в границах земельного участка – 30% является иной характеристикой земельного участка, неблагоприятной для застройки; Общество (с учетом утвержденной Общественным градостроительным Советом г.Петрозаводска Концепции застройки района «Перевалка») лишено возможности осуществлять строительство жилого дома с иными (нежели утвержденные Концепцией) характеристиками; проект строительства многоквартирного жилого дома разработан в соответствии с федеральными нормами; проектом на земельных участках предусматриваются мероприятия, компенсирующие увеличение площади застройки земельных участков (например, устройство подземной автостоянки, площадок для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста, отдыха взрослых и хозяйственных нужд, озеленение прилегающей территории); проект строительства объекта прошел государственную экспертизу, имеется положительное заключение экспертной организации; проведенными по данному вопросу публичными слушаниями рекомендовано предоставить Обществу разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

            Данные доводы Общества не принимаются судом ввиду следующего.

            В ходе судебного разбирательства установлено, что спорные земельные участки в соответствии с Правилами застройки находятся в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Жм). Согласно части 6 статьи 34 Правил застройки максимальный процент застройки в границах земельного участка для многоэтажных жилых домов установлен равным 30%. Согласно представленному проекту строительства площадь застройки в границах земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0110132:1 и 10:01:0110132:2 составляет 59,2%. Отклонение от установленных параметров разрешенного строительства Общество обосновало ссылкой на то обстоятельство, что площадь застройки в целом квартале, ограниченном ул.Чапаева, ул.Чкалова, ул.Перевалочной, ул.Пархоменко,  в соответствии с утвержденной Общественным градостроительным Советом г.Петрозаводска и главным архитектором города Концепцией застройки составляет 3837 кв.м (30% от всей площади квартала – 12 705 кв.м).

            В ходе судебного разбирательства в подтверждение довода о нарушении прав и законных интересов Общества и невозможности осуществления строительства на спорных земельных участках исходя из процента застройки равного 30% Общество представило дела архитектурный проект «Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземным паркингом на пересечении улиц Чапаева и Чкалова в г.Петрозаводске», предусматривающий застройку спорных земельных участков многоквартирным жилым домом в соответствии с градостроительным планом и Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска – исходя из площади застройки 760 кв.м – 29,8% (оригинал – суд обозрел в судебном заседании, копия – приобщена к материалам дела). Обществу в согласовании указанного проекта было отказано, о чем главным архитектором г.Петрозаводска ФИО5 05.02.2015 сделана надпись «Представленный проект не соответствует концепции, согласованной на градостроительном совете, и не может быть согласован».

            Согласно статье 7 Правил застройки Общественный градостроительный Совет создается в целях содействия деятельности граждан, юридических лиц, общественных объединений по совершенствованию среды жизнедеятельности, а также в целях осуществления общественного контроля над деятельностью Администрации в сфере градостроительства и архитектуры в части соблюдения интересов населения города. Общественный градостроительный Совет осуществляет свою деятельность согласно Уставу Петрозаводского городского округа, Правилам застройки, а также согласно Положению об Общественном градостроительном Совете, утверждаемому Главой Петрозаводского городского округа.

            Статьей 163 Устава Петрозаводского городского округа, принятому решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 №ХХIII-ХХVI/418, Общественный градостроительный Совет создается для рассмотрения наиболее важных вопросов территориально-пространственной организации города, строительства социально и архитектурно значимых объектов в городе. Общественный градостроительный Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Уставом и положением об общественном градостроительном Совете, утверждаемым постановлением Администрации Петрозаводского городского округа. Цель деятельности Общественного градостроительного Совета состоит в содействии деятельности граждан, юридических лиц, общественных объединений по совершенствованию среды жизнедеятельности, а также в осуществлении общественного контроля за деятельностью Администрации Петрозаводского городского округа в сфере градостроительства и архитектуры в части соблюдения интересов населения города.

Общественный градостроительный Совет вырабатывает адресованные Администрации Петрозаводского городского округа рекомендации в сфере градостроительства и содействует в организации:

            Постановлением Главы самоуправления города Петрозаводска от 03.11.2003 №3308 создан Общественный градостроительный Совет и утверждено Положение об Общественном градостроительном Совете (далее – Положение).

            Согласно пункту 1.1 Положения Общественный градостроительный Совет (далее Совет) является постоянно действующим общественным совещательным органом при Администрации Петрозаводского городского округа.

            Пунктом 1.3 Положения определено, что деятельность Совета осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Карелия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, настоящим Положением.

            В соответствии с пунктом 3.2 Положения Совет рассматривает и дает рекомендации администрации и субъектам градостроительной деятельности по наиболее важным вопросам планировки и застройки на территории Петрозаводского городского округа, проектам зданий, сооружений и объектов городского дизайна, художественного оформления городской среды, имеющих общегородское значение.

            Проектная документация и иные материалы могут быть предоставлены на стадии: концепций, эскизов, проектов, рабочих проектов и программ в виде демонстрационных материалов (презентации, компьютерная графика, планшеты, макеты, фотографии и т.д.) в объеме, необходимом для полного представления о рассматриваемом вопросе или архитектурно-планировочном решении (пункт 4.3 Положения).

            Результаты рассмотрения и рекомендации Совета оформляются протоколом, который утверждается председателем Совета. Оценка Совета того или иного градостроительного намерения носит рекомендательный характер и является одним из оснований для принятия соответствующего решения администрацией (пункт 4.5 Положения).

            В состоявшемся 19.01.2015 судебном заседании суд заслушал показания свидетелей – ФИО5, главного архитектора г.Петрозаводска и ФИО8, занимавшего должность главного архитектора г.Петрозаводска в период с 2001 по 2005гг., автора Концепции застройки района «Перевалка».

            Свидетели были предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренной статьями 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, за дачу заведомо ложных показаний, за отказ или уклонение от дачи показаний.

            Свидетель ФИО5 пояснил, что в его должностные обязанности главного архитектора г.Петрозаводска входит, в том числе, участие в развитии стратегии планирования, проведение заседаний Общественного градостроительного Совета; единоличные решения принимаются им в отношении объектов, которые не оказывают значительного влияния на облик города Петрозаводска. В отношении объектов, оказывающих значительное влияние на облик города, решения принимаются коллегиально Общественным градостроительным Советом. ООО «САНА» осуществляло покупку и расселение ветхого жилого фонда в районе «Перевалка» и разработало Концепцию застройки района «Перевалка», которая была представлена на рассмотрение Общественного градостроительного Совета. Как показал свидетель ФИО5, названная Концепция рассматривалась Общественным градостроительным Советом с точки зрения соблюдения строительных норм и правил, оценки высотных характеристик домов и обеспеченности инфраструктурой, эстетических и художественных характеристик. Согласно показаниям свидетеля, он не уверен в том обстоятельстве, что названная Концепция рассматривалась Общественным градостроительным Советом с точки зрения соблюдения требований действующего земельного законодательства и положений о максимальном проценте застройки земельных участков. Утвержденная Общественным градостроительным Советом Концепция застройки является программой по строительству для Общества, проектом детальной планировки, носит для Общества обязательный характер. Однако, как указал свидетель, Концепция не является нормативным правовым актом. В том случае, если Общество захочет отклониться от Концепции, оно может представить на рассмотрение Общественного градостроительного Совета новый вариант Концепции и, после утверждения измененного варианта Концепции, осуществлять процедуры, необходимые для начала строительства. Свидетель ФИО5 также пояснил, что он является членом комиссии, осуществляющей выдачу разрешений на строительство; выдача разрешений на строительство должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством.

            Свидетель ФИО8 пояснил, что он является автором Концепции застройки района «Перевалка», которая была подготовлена по просьбе ФИО9, занимавшего в тот период времени должность главного архитектора г.Петрозаводска. Концепция рассматривалась на нескольких заседаниях Общественного градостроительного Совета, одобрена и согласована главным архитектором г.Петрозаводска. Как пояснил свидетель, Концепция разработана в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Строительными правилами, Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска. При расчете максимального процента застройки расчет производился исходя из площади квартала (в соответствии с федеральными нормами), а не из площади отдельного земельного участка. Изменения в Концепцию могут быть внесены при условии согласования таких изменений Общественным градостроительным Советом и главным архитектором г.Петрозаводска.

            Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

            Судом отклоняется ссылка Общества на Свод правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СП 42.13330.2011, предусматривающий коэффициент застройки 60% в территориальных зонах «реконструируемая застройка многоэтажными жилыми домами» в границах кварталов, определяемых по красным линиям.  При этом суд учитывает, что названным Сводом правил (пункт Г.2 Приложения Г) предусмотрена возможность установления в региональных, местных градостроительных нормативах и Правилах землепользования и застройки муниципальных образований дополнительных показателей, характеризующих предельно допустимый строительный объем зданий и сооружений по отношению к площади участка; число полных этажей и допустимую высоту зданий и сооружений в конкретных зонах, а также другие ограничения, учитывающие местные градостроительные особенности (облик поселения, историческая среда, ландшафт). Такое ограничение установлено в части 6 статьи 34 Правил застройки, предусматривающем для зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Жм) максимальный процент застройки в границах земельного участка для многоэтажных жилых домов равным 30%. Частью 2 статьи 17 Правил застройки установлено, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

            В процессе рассмотрения настоящего дела Общество представило переписку между ООО «САНА» и Администрацией Петрозаводского городского округа (т.2, л.д.131-141), которая, по мнению заявителя, иллюстрирует характер взаимоотношений между Обществом и Администрацией в процессе подготовки к началу реконструкции и строительства в районе «Перевалка». Как поясняли представители Общества в ходе судебного разбирательства, инвестиционный контракт на разработку проекта планировки жилого района «Перевалка» между Обществом и Администрацией не заключался, техническое задание Администрацией Обществу не выдавалось. Общество по своей инициативе разработало Концепцию застройки района «Перевалка» и прошло все этапы ее согласования в Общественном градостроительном Совете.

            По мнению суда, с учетом части 2 статьи 17 Правил застройки и установленного частью 6 статьи 34 Правил застройки ограничения максимального процента застройки в границах земельного участка, Общество, разрабатывая Концепцию застройки района «Перевалка», должно было не только руководствоваться федеральными нормами в области проектирования и строительства, но также учитывать требования Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска; разработка проектов жилых домов должна была осуществляться с учетом установленных в Правилах застройки требований к максимальному проценту застройки в границах земельного участка. Данные требования при разработке Концепции застройки района «Перевалка» в части спорных земельных участков Обществом не соблюдены. При этом при рассмотрении настоящего дела Общество не представило суду доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что оно не имело возможности разработать Концепцию с учетом требований Правил застройки (например, ввиду выдачи Администрацией технического задания исходя из федеральных норм, ввиду принятия Администрацией в отношении Общества какого-либо акта, обязывающего его разработать Концепцию исходя из максимального процента застройки, рассчитываемого по федеральным нормам, иное). Разработка Концепции именно в такой редакции и представление ее на рассмотрение Общественного градостроительного Совета являлись инициативой Общества, реализованной в рамках осуществляемой организацией предпринимательской деятельности в области строительства многоквартирных жилых домов, направленной на извлечение прибыли. Судом установлено, не оспорено сторонами и подтверждено представленными в материалы дела доказательствами то обстоятельство, что Общественный градостроительный Совет является общественным совещательным органом при Администрации Петрозаводского городского округа, оценка Совета того или иного градостроительного намерения носит рекомендательный характер и является одним из оснований для принятия соответствующего решения Администрацией.

            Результаты публичных слушаний в соответствии со статьей 40 ГрК РФ и статьей 17 Правил застройки носят рекомендательный характер.

            Суд считает, что в рассматриваемом случае установленный для спорных земельных участков максимальный процент застройки в границах земельного участка – 30% не является иной характеристикой земельного участка, неблагоприятной для застройки. При этом суд исходит из того, что Общество, реализуя свои цели предпринимательской деятельности, самостоятельно разработало и представило на утверждение Общественного градостроительного Совета Концепцию застройки, подготовленную без учета требований Правил застройки в части максимального процента застройки в границах земельного участка. Указанные действия были обусловлены волеизъявлением самого Общества. Доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено. Между тем, по мнению суда, положения статьи 40 ГрК РФ и статьи 17 Правил застройки в части указания на иные характеристики земельных участков, неблагоприятные для застройки, распространяются на случаи, когда возникновение таких характеристик не обусловлено поведением правообладателя земельного участка, а возникло по иным причинам.

            Суд отклоняет ссылку Общества на немотивированность и необоснованность оспариваемого постановления, поскольку постановление Администрации от 26.06.2014 №3128 содержит ссылки на статью 40 ГрК РФ, статью 17 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, протокол публичных слушаний от 20.06.2014, заключение о результатах публичных слушаний от 20.06.2014 и рекомендации комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, указанные в протоколе заседания Комиссии от 24.06.2014.

            По мнению суда, оспариваемый ненормативный акт не нарушает права и законные интересы Общества по осуществлению строительства многоэтажного жилого дома на спорных земельных участках, поскольку Общество не лишено возможности осуществлять строительство при условии соблюдения максимального процента застройки в границах спорных земельных участков, установленного частью 6 статьи 34 Правил застройки. Представленный в материалы дела архитектурный проект «Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземным паркингом на пересечении улиц Чапаева и Чкалова в г.Петрозаводске», предусматривающий застройку спорных земельных участков многоквартирным жилым домом в соответствии с градостроительным планом и Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска – исходя из площади застройки 760 кв.м – 29,8%, содержащий визу главного архитектора г.Петрозаводска ФИО5 от 05.02.2015 «Представленный проект не соответствует концепции, согласованной на градостроительном совете, и не может быть согласован», по мнению суда не является доказательством, подтверждающим факт нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов Общества: во-первых, в настоящем деле суд проверяет законность оспариваемого постановления на дату его вынесения, а не наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на момент рассмотрения настоящего спора в суде. Проверка законности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, производится арбитражным судом исходя из установленных им обстоятельств на дату принятия соответствующих актов, решений и совершения оспариваемых действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, а также из тех документов, сведений, которые заявитель представил в указанные органы. Во-вторых, заявителем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что Общество представляло на рассмотрение Общественного градостроительного Совета материалы, направленные на внесение изменений в Концепцию застройки района «Перевалка» с учетом требований части 6 статьи 34 Правил застройки, и Обществу было отказано во внесении таких изменений в Концепцию.

            На основании изложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного Обществом требования.

            В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления суд относит на Общество.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

.Отказать обществу с ограниченной ответственностью «САНА» (ОГРН 1111001001726, ИНН 1001243872) в удовлетворении заявленного требования.

в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

Цыба И.С.