ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-7677/13 от 13.01.2014 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-7677/2013

13 января 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 13 января 2014 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Старовойтова И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Турковой И.С.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия

к открытому акционерному обществу "Лахденпохский леспромхоз"

о взыскании 403 605 руб. 23 коп.

при участии представителей:

истца, Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, - не явился, - ФИО1 по доверенности от 09.01.2014,

ответчика, открытого акционерного общества "Лахденпохский леспромхоз", - ФИО2 по протоколу от 17.06.2013, ФИО3 по доверенности от 05.11.2013,

установил: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Лахденпохский леспромхоз" (далее – ответчик, общество) о взыскании 403 605 руб. 23 коп. – неустойка за нарушение лесохозяйственных требований.

В настоящем судебном заседании представитель истца поддержал заявленное требование в полном объеме.

Ответчик в отзыве на иск, а его представители в настоящем судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что общество, как арендатор лесного участка, не несет ответственности за организацию и качество разработки лесосек, выделенных для нужд местного населения; истцом нарушены сроки осмотра лесосек; размер неустойки должен быть рассчитан исходя из фактически выявленных объемов невывезенной древесины и неудовлетворительной очистки мест рубок; истцом необоснованно применен переводной коэффициент. Ходатайствовали об истребовании у истца ведомостей перечета, схем закладки ленточных пробных площадей.

Рассмотрев ходатайство ответчика, суд его отклоняет, поскольку ведомости перечета представлены в материалы дела, а пункт 23 Указаний по освидетельствованию мест рубок не предусматривает составление схем закладки ленточных пробных площадей.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 04.09.2010 № 177-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

Между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и ответчиком (арендатор) путем переоформления договора аренды участка лесного фонда от 26.01.1996 (заключенного на основании решения Госкомлеса РК №6 от 26.01.1996) заключен договор аренды лесного участка №8-з от 17.11.2008, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 18287 га, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:024, расположенного на территории ГУ РК «Сортавальское центральное лесничество».

Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.12.2008, что подтверждается соответствующей отметкой регистрирующего органа. Срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации до 01.02.2016 (пункт 7.1 договора).

Из содержания пункта 1.4 договора следует, что лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины.

Согласно пунктам 3.1, 3.4 договора пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений.

В пункте 4.4.2 договора аренды стороны предусмотрели обязанность арендатора не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а в пункте 5.4 - основания и размеры неустоек за такие нарушения.

Согласно подпункту «д» пункта 5.4 договора за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более одного месяца арендатор выплачивает арендодателю неустойку в размере трехкратной стоимости не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам переработки, установкам и приспособлениям, к складам, расположенным около лесных дорог и иным пунктам временного хранения, оформленным в установленном порядке.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5.4 договора арендатор выплачивает арендодателю неустойку за несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков, указанных в лесной декларации и (или) технологической карте, и не проведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода; захламление лесов и не покрытых лесом земель - в размере двукратной стоимости работ по очистке мест рубок или ликвидации захламленности, рассчитанном по действующим расчетно-технологическим картам и другим нормативам затрат, утвержденным в установленном порядке.

Ответчиком были поданы лесные декларации об использовании в 2011-2012 годах леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке, в том числе, в кварталах №№ 28, 29, 32, 33 Ихальского участкового лесничества.

По окончании срока заготовки и вывозки древесины по лесным декларациям проведены осмотры лесосек в вышеуказанных кварталах, в ходе которых выявлены нарушения лесохозяйственных требований, предъявляемых к осуществлению использования лесов: оставление не вывезенной в установленный срок древесины; несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков. Указанные нарушения зафиксированы в актах осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 17.06.2013, 18.06.2013.

В соответствии с подпунктами «д» и «е» пункта 5.4 договора аренды лесного участка истец начислил ответчику неустойку по вышеуказанным актам в общей сумме 403 605 руб. 23 коп.

Ответчик добровольно оплату неустойки не произвел, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Из содержания статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что стороны свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Статьями 393, 394 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору лицо, нарушившее обязательство, обязано возместить убытки, а в случае, предусмотренном законом или договором, неустойку.

Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии со статьей 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме.

Буквальное толкование приведенных норм права свидетельствует о том, что договорная неустойка устанавливается по соглашению сторон и, соответственно, ее размер, порядок исчисления, условия применения определяются исключительно по усмотрению сторон.

Действующим лесным законодательством не предусмотрено взыскание неустоек. Гражданским кодексом Российской Федерации установлены лишь требования к форме соглашения сторон о неустойке. Вместе с тем, пунктами 5.4-5.6 договора установлены основания и порядок начисления неустоек за нарушение лесохозяйственных требований.

При таких обстоятельствах, согласование сторонами в договоре аренды лесного участка условия о применении мер ответственности в случае нарушения арендатором договорных обязательств соответствует требованиям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и является легитимным.

Ссылка ответчика на нарушение истцом двухмесячного срока, установленного пунктом 64 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, отклоняется, поскольку факт проведения осмотра позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины не опровергает достоверность результатов осмотра и не влияет на соблюдение прав и законных интересов заявителя, факт допущенных нарушений обществом не оспорен, последствий пропуска указанного срока не установлено.

Согласно пункту 18 Указаний освидетельствованию подлежат все лесосеки (делянки), отведенные для рубки. Пунктом 19 Указаний предусмотрено, что при освидетельствовании мест рубок устанавливаются полнота и правильность разработки лесосек, соответствие технологии разработки лесосек (ширина пасек и волоков, размещение погрузочных площадок, складов и других вспомогательных объектов, соблюдение лесоводственных требований) технологической карте и правилам рубок леса. Из названных пунктов Указаний следует, что контролю качества разработки лесосеки подлежит вся площадь отведенного в рубку участка, а не его часть (пробная площадь). Состояние мест рубок, характер и объемы нарушений определяются методами перечислительной таксации: на лесосеках площадью до 3 га - сплошным пересчетом на всей площади, а на лесосеках площадью свыше 3 га - на ленточных пробных площадях (пункт 22 Указаний).

Порядок применения метода перечислительной таксации на лесосеках площадью более 3 га определен пунктом 23 Указаний.

Как видно из материалов дела, примененный Министерством при расчете договорной неустойки переводной коэффициент представляет собой отношение площади всей делянки к площади ленточной пробы и применяется для определения объема лесонарушения на делянках большой площади ввиду невозможности применения метода сплошного перечета.

Таким образом, требование Министерства о взыскании договорной неустойки основано на положениях статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, подтверждено расчетом, произведенным в соответствии с пунктом 5.4 договора аренды лесного участка, Указаниями, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Расходы по госпошлине за рассмотрение искового заявления в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Иск удовлетворить полностью.

2. Взыскать с открытого акционерного общества "Лахденпохский леспромхоз" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>):

- в пользу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 403 605 руб. 23 коп. – неустойка за нарушение лесохозяйственных требований;

- в доход федерального бюджета 11072,10 руб. – расходы по госпошлине за рассмотрение дела.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Старовойтова И.В.