Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск
Дело №
А26-7734/2011
02 февраля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2012 года .
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Гарист С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищного и коммунального хозяйства муниципального образования "Костомукшский городской округ"
к Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Карелия
о признании недействительным решения общего собрания собственников жилых помещений Товарищества собственников жилья «Калевала 2» от 20.07.2011, признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Карелия о государственной регистрации прекращения Товарищества собственников жилья «Калевала 2» в связи с его ликвидацией, признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 29.07.2011 №2111031013113 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией Товарищества собственников жилья «Калевала 2», обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Товарищества собственников жилья «Калевала 2»,
Третье лицо - Председатель ликвидационной комиссии ФИО1.
при участии представителей:
от заявителя, муниципального унитарного предприятия жилищного и коммунального хозяйства муниципального образования "Костомукшский городской округ", - не явился;
от ответчика, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Карелия, - не явился;
от третьего лица, Председателя ликвидационной комиссии ФИО1 – не явился,
установил: муниципальное унитарное предприятие жилищного и коммунального хозяйства муниципального образования "Костомукшский городской округ" (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Карелия (далее – инспекция) о признании недействительным: решения общего собрания собственников жилых помещений Товарищества собственников жилья «Калевала 2» от 20.07.2011; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Карелия о государственной регистрации прекращения Товарищества собственников жилья «Калевала 2» в связи с его ликвидацией; записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 29.07.2011 №2111031013113 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией Товарищества собственников жилья «Калевала 2» и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Товарищества собственников жилья «Калевала 2».
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 24 ноября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Председатель ликвидационной комиссии ФИО1.
Заявитель в суд не явился, направил ходатайство с просьбой перенести рассмотрение настоящего дела на иную дату, также дает согласие на рассмотрение дела без его участия.
Инспекция в суд также не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Председатель ликвидационной комиссии в суд не явилась, направила отзыв, в котором высказала мнение о необоснованности претензий заявителя, просила оставить заявление без удовлетворения и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Общим собранием собственников жилых помещений товарищества собственников жилья «Калевала 2» 24.02.2011 было принято решение о ликвидации ТСЖ «Калевала 2» (листы дела 127-128), избрана ликвидационная комиссия в составе членов правления, председателем которой назначена ФИО1 В этот же день решено: подготовить промежуточный ликвидационный баланс и через 2 месяца после публикации объявления о ликвидации ТСЖ «Калевала 2» в журнале «Вестник госрегистрации» представить его на утверждение правления.
Протоколом общего собрания собственников жилых помещений ТСЖ «Калевала 2» от 28.05.2011 №5 был утвержден промежуточный ликвидационный баланс, а 20.07.2011 протоколом №6 утвержден окончательный ликвидационный баланс.
На основании представленных ликвидатором документов инспекцией принято решение о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности юридического лица – ТСЖ «Калевала 2» в связи с его ликвидацией, 29.07.2011 внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Муниципальное унитарное предприятие жилищного и коммунального хозяйства муниципального образования "Костомукшский городской округ", считая данные решения и запись не соответствующими статьям 62, 63 ГК РФ, статьям 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушающими его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Однако согласно статье 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Специальная подведомственность дел предусмотрена статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают дела по спорам, в том числе об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (пункт 3 части 1 статьи 33 АПК РФ).
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 09.12.2002 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Пунктом 2 статьи 291 указанного Кодекса установлено, что товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Учитывая, что деятельность ТСЖ "Калевала 2" не связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и не имеет основной целью деятельности извлечение прибыли, суд приходит к выводу о том, что пункт 1 заявленных требований о признании недействительным решения общего собрания собственников жилых помещений ТСЖ «Калевала 2» от 20.07.2001 об утверждении окончательного ликвидационного баланса неподведомственен арбитражному суду, в связи с чем, производство по делу по данному пункту на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
Спор о признании недействительным решений общего собрания ТСЖ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу пункта 1 статьи 21 названного Федерального закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, подтверждающее соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица и завершение расчетов с его кредиторами; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
Названный перечень документов в силу прямого указания пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ является исчерпывающим.
Согласно статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ основаниями для отказа в регистрации юридического лица являются: непредставление определенных данным законом документов, необходимых для государственной регистрации; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; а также обстоятельства, указанные в пункте 2 статьи 20 этого же закона.
При этом нормы Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ не возлагают на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет их достоверности, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и данных о наличии (отсутствии) у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия этих документов по форме и содержанию требованиям нормативных актов.
Таким образом, поскольку ликвидатором ТСЖ «Калевала 2» в регистрирующий орган были представлены все предусмотренные законом документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, то у инспекции отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и решение инспекции о государственной регистрации прекращения товарищества в связи с его ликвидацией соответствует закону.
Как правильно указал заявитель в дополнении к заявлению от 14.10.2011, решение общего собрания собственников жилых помещений ТСЖ «Калевала 2» от 20.07.2011 является основным документом, на основании которого были произведены юридические манипуляции по ликвидации юридического лица, - это и утверждение окончательного ликвидационного баланса товарищества и решение налоговой инспекции о внесении записи в ЕГРЮЛ, в связи с ликвидацией ТСЖ «Калевала 2», следовательно, по мнению суда, до тех пор, пока в установленном порядке решение общего собрания собственников не будет признано недействительным, у арбитражного суда отсутствуют основания для признания недействительными последующих решений налоговой инспекции.
Расходы по государственной пошлине суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. В части заявленного требования муниципального унитарного предприятия жилищного и коммунального хозяйства муниципального образования «Костомукшский городской округ» о признании недействительным решения общего собрания собственников жилых помещений товарищества собственников жилья «Калевала 2» от 20.07.2011 об утверждении окончательного ликвидационного баланса производство по делу прекратить.
2. В удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Карелия о государственной регистрации прекращения товарищества собственников жилья «Калевала 2» в связи с его ликвидацией отказать.
3. В удовлетворении заявления о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 29.07.2011 №211 103 101 3113 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией отказать.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>); в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
Гарист С.Н.