Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск
Дело №
А26-7953/2012
21 декабря 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Совхоз "Аграрный"
к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд
о признании частично недействительным ненормативного правового акта
при участии представителей:
от заявителя, открытого акционерного общества "Совхоз "Аграрный", - ФИО1, юрисконсульт по доверенности от 16.03.2012 №1; ФИО2, представитель по доверенности от 07.08.2012, ФИО3, представитель по доверенности от 10.12.2012;
от ответчика, Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, - ФИО4, ведущий специалист юридического отдела по доверенности от 10.09.2012,
установил: открытое акционерное общество "Совхоз "Аграрный" (далее – общество, ОАО «Совхоз «Аграрный») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (далее – Комитет, Государственный комитет по управлению имуществом и размещению заказов) о признании недействительным письма от 22.06.2012 №3471/12.4-17/КИМи в части отказа в удовлетворении заявления общества от 31.05.2012 №640 в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков в собственность и аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 10:14:0071302:143 площадью 15624050 квадратных метров; 10:14:0060201:30 площадью 5297 квадратных метров; 10:14:0071302:23 площадью 5954 квадратных метров; 10:14:0060201:33 площадью 1914572 квадратных метров; 10:14:0060201:34 площадью 1072806 квадратных метров; 10:14:0071302:142 площадью 109549 квадратных метров; 10:14:0071302:144 площадью 109779 квадратных метров; 10:14:0071301:159 площадью 1642573 квадратных метров; 10:14:0071301:158 площадью 143387 квадратных метров и обязании в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» переоформить в собственность по льготной цене земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 10:14:0071302:143 площадью 15624050 квадратных метров; 10:14:0060201:30 площадью 5297 квадратных метров; 10:14:0071302:23 площадью 5954 квадратных метров, а также переоформить на льготных условиях в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 10:14:0060201:33 площадью 1914572 квадратных метров; 10:14:0060201:34 площадью 1072806 квадратных метров; 10:14:0071302:142 площадью 109549 квадратных метров; 10:14:0071302:144 площадью 109779 квадратных метров; 10:14:0071301:159 площадью 1642573 квадратных метров; 10:14:0071301:158 площадью 143387 квадратных метров;
В судебном заседании представители общества поддержали предъявленные требовании, указав доводы, изложенные в заявлении от 07.09.2012. Считают, что отсутствие государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования не влечет за собой недействительность этого права, поскольку Закон такого последствия несоблюдения требования о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования как его недействительность не устанавливает.
Представитель Комитета, возражая против удовлетворения заявления, сослалась на то, что право постоянного бессрочного пользования земельным участком подлежит государственной регистрации, что следует из содержания статей 131, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а значит и возникает лишь с момента такой регистрации.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Главы местного самоуправления Олонецкого района от 17.12.1999 №528 «О передаче земель Государственному унитарному предприятию совхоз «Аграрный» в составе иных сельскохозяйственных угодий» государственному унитарному предприятию совхоз «Аграрный» (далее - ГУП РК «Совхоз «Аграрный») предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки площадью 4508 гектаров.
Распоряжением Главы местного самоуправления Олонецкого района от 27.10.2005 № 925-р «Об утверждении проекта перераспределения земель и проекта раздела границ земельных участков ГУП РК совхоз «Аграрный» был утвержден проект перераспределения и проект раздела границ земельных участков ранее предоставленных ГУП РК «Совхоз «Аграрный», в результате чего были образованы, в том числе и следующие земельные участки, на которые зарегистрировано право собственности Республики Карелия и в отношении которых обществом подано заявление о переоформлении прав, а именно, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 10:14:0060201:30 площадью 5297 кв.м; 10:14:0071302:23 площадью 5954 кв.м; 10:14:0060201:33 площадью 1914572 кв.м; 10:14:0060201:34 площадью 1072806 кв.м; 10:14:0071302:142 площадью 109549 кв.м; 10:14:0071302:144 площадью 109779 кв.м; 10:14:0071301:159 площадью 1642573 кв.м; 10:14:0071301:158 площадью 143387 кв.м; 10:14:0071302:143 площадью 15624050 кв.м, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 10:14:0070302:18 (предыдущий кадастровый номер 10:14:070301:0002) площадью 8573 кв.м.
Впоследствии, на основании распоряжения Министерства природных ресурсов №1059-р от 10.10.2008 «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Совхоз Аграрный», имущественный комплекс ГУП РК «Совхоз «Аграрный» приватизирован путем преобразования в открытое акционерное общество «Совхоз «Аграрный».
Пунктом 3 статьи 268 ГК РФ установлено, что в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
При реорганизации ГУП РК «Совхоз «Аграрный» в ОАО «Совхоз «Аграрный» земельные участки из владения общества также не изымались.
31 мая 2012 года заявитель, ОАО «Совхоз «Аграрный», обратился в Государственный комитет по управлению имуществом и размещению заказов с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на указанные выше земельные участки на право собственности и аренды с приложением необходимого пакета документов.
Письмом от 22.06.2012 №3471/12.4-17/КИМи обществу отказано в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения по тем основаниям, что у заявителя такое право отсутствует, поскольку не зарегистрировано в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ), а по земельному участку с кадастровым номером 10:14:0070302;18, площадью 8573 кв.м. отказано по причине того, что водозаборное сооружение, расположенное в д. Тахтасово Олонецкого района приказом ГУП РК «Совхоз «Аграрный» от 01.07.2007 №64-а было снято с баланса предприятия и той же датой передано по акту приема-передачи администрации Олонецкого национального муниципального района.
Полагая, что отказ Комитета в части земельных участков сельскохозяйственного назначения является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ОАО «Совхоз «Аграрный» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 6 и 7 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон № 101-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 1 данного Закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 1 Закона №101-ФЗ установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона №101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ устанавливает, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении в собственность земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность, и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить проект договора купли-продажи направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475 (далее - Перечень).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что обществом представлены в Комитет все необходимые документы, указанные в Перечне. Однако Комитетом отказано в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на спорные участки.
В обоснование оспариваемого отказа Государственный комитет по управлению имуществом и размещению заказов указывает на то, что у ОАО «Совхоз «Аграрный» право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 10:14:0060201:30; 10:14:0071302:23; 10:14:0060201:33; 10:14:0060201:34; 10:14:0071302:142; 10:14:0071302:144; 10:14:0071301:159; 10:14:0071301:158; 10:14:0071302:143 отсутствует, поскольку не зарегистрировано в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ.
Вместе с тем, из представленных в Комитет и материалы настоящего дела документов усматривается, что испрашиваемые земельные участки были предоставлены ОАО «Совхоз «Аграрный» в постоянное (бессрочное) пользование постановлением Главы местного самоуправления Олонецкого района от 17.12.1999 №528 (листы дела 75-76). Названное постановление не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Тот факт, что право постоянного (бессрочного) пользования обществом на спорный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в данном случае не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку испрашиваемые земельные участки с момента их предоставления обществу находятся во владении и используются заявителем для производства сельскохозяйственной продукции, что подтверждается представленными в материалы дела анализом использования земельных участков начиная с 2006 по 2012 годы включительно, справками о налогах, сборах и страховых взносах начиная с 2000 по 2011 годы. Обществом уплачивался земельный налог за указанные земельные участки, что подтверждается представленными в материалы дела налоговыми декларациями за период с 2007 по 2010 годы, платежным поручением от 09.02.2012 №14.
Кроме того, законом установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков из государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Заинтересованным лицом не представлено документов, подтверждающих наличие в отношении спорного земельного участка обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие регистрации указанного права общества в силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не может являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков в собственность или аренду.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что обществом представлены в Государственный комитет по управлению имуществом и размещению заказов все необходимые документы, предусмотренные законодательством, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа Комитета от 22.06.2012 №3471/12.4-17/КИМи.
При подаче заявления в суд обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, которая подлежит отнесению на ответчика, но не взыскивается с него как с лица, освобожденного от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
1. Заявление открытого акционерного общества «Совхоз «Аграрный» удовлетворить.
Признать недействительным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 №101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ненормативный правовой акт Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, оформленный письмом от 22.06.2012 №3471/12.4-17/КИМи, в части отказа в переоформлении в собственность и аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 10:14:0071302:143 площадью 15624050 квадратных метров; 10:14:0060201:30 площадью 5297 квадратных метров; 10:14:0071302:23 площадью 5954 квадратных метров; 10:14:0060201:33 площадью 1914572 квадратных метров; 10:14:0060201:34 площадью 1072806 квадратных метров; 10:14:0071302:142 площадью 109549 квадратных метров; 10:14:0071302:144 площадью 109779 квадратных метров; 10:14:0071301:159 площадью 1642573 квадратных метров; 10:14:0071301:158 площадью 143387 квадратных метров;
Обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Совхоз «Аграрный» путем:
- переоформления в собственность по льготной цене земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:10:14:0071302:143 площадью 15624050 квадратных метров; 10:14:0060201:30 площадью 5297 квадратных метров; 10:14:0071302:23 площадью 5954 квадратных метров;
- переоформления на льготных условиях в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 10:14:0060201:33 площадью 1914572 квадратных метров; 10:14:0060201:34 площадью 1072806 квадратных метров; 10:14:0071302:142 площадью 109549 квадратных метров; 10:14:0071302:144 площадью 109779 квадратных метров; 10:14:0071301:159 площадью 1642573 квадратных метров; 10:14:0071301:158 площадью 143387 квадратных метров;
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
Гарист С.Н.