ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-7968/2023 от 02.02.2024 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-7968/2023

22 февраля 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2024 года. Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Лазарева А.Ю., при ведении протокола помощником судьи Кардинен Н.В., продолженном секретарем Коршуновой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 02 февраля 2024 года материалы дела по заявлению Публичного акционерного общества "Ростелеком" о признании недействительным в части предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия от 14.02.2023 № 1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований,

при участии представителей:

заявителя – Чистякова Сергея Анатольевича (доверенность от 12.07.2021),

ответчика – Калинина Вадима Сергеевича (доверенность от 17.12.2021), Ковальногих Виктора Владимировича (доверенность от 21.02.2023),

установил:

публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее – заявитель, Общество, ПАО «Ростелеком») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия (далее – ответчик, ГУ МЧС, Управление) о признании недействительными пунктов 1,12-14, 17-61 Предписания от 14.02.2023 № 1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Кроме того, Обществом заявлено ходатайство о применении обеспечительных мер, а именно: о приостановлении действия оспариваемого предписания.

Определением от 13 сентября 2023 года в удовлетворении ходатайства Публичного акционерного общества "Ростелеком" о принятии обеспечительных мер отказано.

В обоснование своих требований заявитель указал на наличие правовых методологических (системных) дефектов в обосновании нарушений, указанных в Предписании; применение Управлением нормативных актов, не подлежащих применению; ненадлежащее применение ГУ МЧС установленных ведомственными нормативными актами требований, определяющих порядок постановки на учёт защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗСГО); отсутствие у ГУ МЧС допустимых, относимых и достоверных доказательства соответствия ключевых характеристик помещений проектным требованиям статуса, объекта гражданской обороны; необъективность и недостоверность выводов ГУ МЧС относительно исследованных объектов гражданской оборотил; наличие частных правовых дефектов в обосновании ГУ МЧС нарушений по конкретным объектам проверки, указанным в Предписании. Заявитель отметил, что вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда от 11.07.2023 г. по делу №. 12-514/2023 об административных нарушениях, предусмотренных ч.1 п ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ инициированных в отношении Заявителя административным органом по основаниям, тождественным основаниям, изложенным в Предписании, постановление мирового судьи судебного участка № 13 г.Петрозаводска Республики Карелия от 12.05.2023 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении ПАО «Ростелеком» отменено, производство по делу прекращено. По мнению заявителя, своими действиями, равно как и отсутствием обосновывающих их доказательств ГУ МЧС нарушило права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

В отзыве ответчик доводы заявителя отклонил, просил суд отказать в удовлетворении требований, считает, что Управлением был соблюден установленный порядок проведения проверки, а оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и является законным. Наличие нарушений, перечисленных в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 14.02.2023 № 1, зафиксировано без каких – либо возражений контролируемого лица актом проверки, протоколами опроса и осмотра, подписанными законными представителями Общества.

В судебном заседании 15 января 2024 года представитель ПАО «Ростелеком» заявил ходатайство, согласно которому просит: вынести определение суда о продолжении разбирательства по настоящему делу в закрытом судебном заседании; обязать ПАО «Ростелеком» представить на обозрение суда и административного органа План гражданской обороны; обязать стороны по делу обеспечить явку представителей, доказательно имеющих полномочия и допуски к работе с секретными сведениями.

В представленном по данному ходатайству отзыве ГУ МЧС указало на отсутствие необходимости проведения закрытого судебного заседания.

В судебном заседании 02 февраля 2024 года представитель Общества поддержал ходатайство, а представитель Управления высказал свои возражения.

Оценив доводы сторон по данному ходатайству, суд установил, что приложенные к материалам дела документы не имеют каких-либо установленных законом ограничений, связанных со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну. Общество не оспаривает тот факт, что план гражданской обороны Общества не соответствует структуре, определенной п.34 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утверждённого приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216 ДСП (далее – Порядок), поэтому его приобщение к материалам дела не является обязательным. При указанных обстоятельствах основания, предусмотренные частью 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют, в связи с чем нет необходимости в проведении закрытого судебного заседания.

Представитель Общества поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика возражали относительно требования заявителя, поддержав доводы отзыва.

В ходе судебного заседания суд ознакомился с Приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216ДСП об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов-гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны). Указанный документ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.04.2020 за № 58257, имеет гриф ДСП, в связи с чем к материалам дела не приобщается.

Заслушав пояснения представителей сторон и исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии с решением заместителя начальника Главного управления — начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия Овчинникова Александра Владимировича от 16.01.2023 №1 (т.3 л.д.31) в период с 01.02.2023 по 14.02.2023 в отношении ПАО «Ростелеком» проводилось плановое выездное контрольное (надзорное) мероприятие (далее - КНМ) за соблюдением обязательных требований в области гражданской обороны. Учётный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 10230131000203523317.

Проверка проводилась по адресам: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Максима Горького, д. 4; ул.Ровио, д.16; пр.Первомайский, д.30А; Республика Карелия, Беломорский район, п. Золотец, ул. Центральная; г.Беломорск, ул. Порт-шоссе, д.38; Республика Карелия, г.Кондопога, ул.Пролетарская, д.27; Республика Карелия, п. Лоухи, ул. Советская, д. 16.

По результатам проведённого в отношении ПАО «Ростелеком» КНМ составлен акт плановой выездной проверки от 14.02.2023 № 1 (т.3 л.д.36), к которому прилагаются поверочный лист (т.3 л.д.81-89), протоколы опроса начальника отдела мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Карельского филиала ПАО «Ростелеком» Валиевым А.В. (т.3 л.д.58), протоколы осмотров учебно – материальной базы по гражданской обороне, средств оповещения и защитных сооружения гражданской обороны (убежищ) Карельского филиала ПАО «Ростелеком» (т.3 л.д.60, 62,65,75,78,).

По выявленным в ходе проверки фактам составлены протоколы об административном правонарушении от 06.03.2023 по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ и по части 1 статьи 20.7 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 13 г. Петрозаводска Республики Карелия от 12.05.2023 №5-362/2023-13 в отношении Общества было вынесено решение о признании его виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.7 и ч.2 ст.20.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

22.05.2023 указанное постановление обжаловано Обществом в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

По результатам рассмотрения жалобы, Петрозаводский городской суд Республики Карелия, руководствуясь ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, вынес решение от 11.07.2023 года об отмене постановления суда вследствие нарушения мировым судьей требований ст. 24.1 и 29.10 КоАП, и прекратил производство по делу об административных правонарушениях в отношении Общества на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (т.1 л.д.74).

По результатам проверки Главным специалистом-экспертом отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Карелия Еплеевым С.В. в отношении ПАО «Ростелеком» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 14.02.2023 № 1 (т.3 л.д.90).

14.08.2023 Обществом было направлено в адрес ГУ МЧС заявление (исх. № 0204/05/2185/23) об обжаловании предписания (т.3 л.д.18).

Письмом от 03.08.2023 ГУ МЧС сообщило обществу об отказе в рассмотрении жалобы на основании частей 1,6 статьи 40, пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) (т.1 л.д.73).

Этим же письмом ГУ МЧС в качестве оказания методической помощи предложило ПАО «Ростелеком» определить потребность Общества в ЗСГО с учетом пункта 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 (далее - Порядок); привести содержание ЗСГО, находящихся на балансе Общества, в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583; передать ЗСГО, потребность в которых отсутствует, в соответствующие органы местного самоуправления, с учетом пункта 4 Порядка, или в федеральную собственность на основании пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284.

Не согласившись с указанным предписанием, Общество в установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

17 января 2024 года Начальник отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия Ковальногих В.В., в соответствии положениями Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», рассмотрев материалы по итогам плановой выездной проверки (акт плановой выездной проверки от 14.02.2023 № 1, и предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 14.02.2023 № 1) в отношении публичного акционерного общества «Ростелеком», установил, что в Акте проверки и Предписании допущены технические опечатки. В Предписание были внесены технические исправления.

Таким образом, в ходе проведения плановой выездной проверки выявлены и отражены в оспариваемом Предписании следующие нарушения обязательных требований:

1) на объекте надзора, расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Максима Горького, д. 4:

нарушена структура плана гражданской обороны, имеющегося у организации (отсутствует более 50% подпунктов, определенных Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) и нет приложений к плану), что является нарушением Приказа МЧС России от 27.03.2020 №216ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» (п. 34 Порядка);

отсутствует План наращивания инженерной защиты работников филиала, отнесенного в установленном порядке к категории по гражданской обороне (Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ст. 9 ч. 1), приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.13 Положения), приказ МЧС России от 27.03.2020 №216ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов ГО)» (п. 34.4.5. Порядка);

отсутствует План организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) филиала, отнесенного в установленном порядке к категории по гражданской обороне (Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ст. 9 ч. 1); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.13 Положения), приказ МЧС России от 27.03.2020 №216ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов ГО)» (п. 34.4.4. Порядка));

отсутствует План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования филиала (Приказ МЧС России от 27.03.2020 №216ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов ГО)» (п. 34.4.8. Порядка));

отсутствует План эвакуационных мероприятий в филиала, отнесенного в установленном порядке к категории по гражданской обороне (Приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.3 Положения), Приказ МЧС России от 27.03.2020 №216ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» (п. 34.4.7. Порядка));

отсутствует План размещения работников и членов их семей в безопасном районе (Приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.3 Положения));

половина должностных лиц комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования не прошли обучение (повышение квалификации) в области гражданской обороны (отсутствуют информационно-справочные документы, подтверждающие прохождение соответствующей подготовки) (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» (пп. «б» п. 3, п. 4 Положения; пп. «б» п. 2 Приложения);

половина должностных лиц эвакуационной комиссии не прошли обучение (повышение квалификации) в области гражданской обороны (отсутствуют информационно-справочные документы, подтверждающие прохождение соответствующей подготовки) (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» (пп. «б» п. 3, п. 4 Положения, пп. «б» п. 2 Приложения); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.3 Положения));

Не проводятся тактико-специальные учения, штабные и объектовые тренировки по гражданской обороне (отсутствуют распорядительные и информационно-справочные документы, подтверждающие подготовку и проведение учений и тренировок) (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» (пп. «б» п. 3, п. 4 Положения; пп. «б» п. 2 Приложения); приказ МЧС России от 29.07.2020 №565 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (п. 11-13 Инструкции);

не созданы в целях гражданской обороны запасы продовольственных средств (отсутствуют распорядительные и информационно-справочные документы и нет в наличии этих средств) (Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ст. 9 ч. 1); постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (п. 3, 4, 5, 6 «в» Положения); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.6 Положения));

не осуществляется сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею (отсутствуют распорядительные и информационно-справочные документы, определенные регламентом сбора и обмена информацией в области гражданской обороны) (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (п.6 Положения); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 13,16.2 Положения); приказ МЧС России от 27.03.2020 №216ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов ГО)» (п. 48. Порядка));

Отсутствуют заключения соответствующего штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и договоры о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны на убежища, находящихся в ведении филиала (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 №359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» (п.1, 2 Положения);

Отсутствуют помещение санитарного поста (пункта) и помещение для хранения продовольствия (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.1, 3.2.3, 3.2.10 Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП И-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.5.2.6, 5.3.4.));

в паспорте ЗСГО отсутствуют обязательные приложения - копии поэтажного плана и экспликация помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией -балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам ГО и ЧС (Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 2.2 Правил));

в филиале нет отдельного работника по гражданской обороне (имеются работники, которые, кроме гражданской обороны наделены, другими функциями и обязанностями не связанные с ГО (приказ МЧС России от 23.05.2017 № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (п. 5.2., 8. Положения);

отдельный объест филиала отнесен к категории по гражданской обороне, а не организация в целом (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 №804дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»» (п.4 Правил));

на объекте надзора, расположенном по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Ровно, д. 16:

не проводятся ежегодные оценки технического состояния защитного сооружения (нет акта оценки, ведомости дефектов, плана ежегодных, специальных (внеочередных) осмотров, комплексных оценок технического состояния и инвентаризации, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 4.1.1, 4.1.6, 4.1.7 Правил));

не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем - (нет годовых планов планово-предупредительных ремонтов технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 5.1.1. Правил));

отсутствуют помещение санитарного поста (пункта) и помещение для хранения продовольствия (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.1 Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП И-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.5.2.6, 5.3.4.));

в паспорте ЗС ГО отсутствуют обязательные приложения - копии поэтажного плана и экспликация помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией -балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 2.2 Правил));

3) на объекте надзора, расположенном по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск пр. Первомайский, д.30А:

Не проводятся ежегодные оценки технического состояния защитного сооружения (нет акта оценки, ведомости дефектов, плана ежегодных, специальных (внеочередных) осмотров, комплексных оценок технического состояния и ч инвентаризации, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 4.1.1, 4.1.6, 4.1.7 Правил));

не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем - (нет годовых планов планово-предупредительных ремонтов технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 5.1.1. Правил);

отсутствуют помещение санитарного поста (пункта) и помещение для хранения продовольствия (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.1, 3.2.3, 3.2.10 Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП П-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.5.2.6, 5.3.4.));

в паспорте ЗСГО отсутствуют обязательные приложения - копии поэтажного плана и экспликация помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией -балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (Приказ МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 2.2 Правил));

4) на объекте надзора, расположенном по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, п. Золотец, ул. Центральная:

не проводятся ежегодные оценки технического состояния защитного сооружения (нет акта оценки, ведомости дефектов, плана ежегодных, специальных (внеочередных) осмотров, комплексных оценок технического состояния и инвентаризации, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 4.1.1, 4.1.6, 4.1.7 Правил);

не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем - (нет годовых планов планово-предупредительных ремонтов технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 5.1.1. Правил);

не соблюдаются требования к содержанию и эксплуатации защитных и сооружений в режиме повседневной деятельности (нарушены герметизации и гидроизоляции всего сооружения, помещения находятся во влажном состоянии, частично затоплены водой, отсутствует ремонт, имеется отслаивание лакокрасочного покрытия, штукатурки) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п.3.2.1., 3.2.2. Правил));

нарушены правила содержания входов в защитное сооружение (отсутствуют входные двери и аварийный выход) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 01.02.2024 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.1. Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП П-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.6.1.8));

нарушены правила содержания помещений защитного сооружения (отсутствуют помещения для санитарного поста, санитарного узла, вентиляционной, для хранения загрязненной верхней одежды, элементы инженерных систем внутри ЗСГО не окрашены в соответствующие разные цвета) (постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «0 Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п.3.2.1, 3.2.3, 3.2.10 Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП П-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.5.2.6, 5.3.2, 6.1.1));

нарушены правила содержания инженерно-технического оборудования защитного сооружения (отсутствует инженерно-техническое оборудование, в т.ч. отопления, канализации, электрооборудования, водоснабжения и вентиляции) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «0 Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. З.2.1., 3.2.2. Правил)); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.20 - 3.2.24 Правил)); СП 88.13330.2022 «СНИП П-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.12.7.2, 12.7.3, 12.7.5.));

звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны не обеспечено средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (нет в наличии и нет подтверждающих документов) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 1.5. Правил);

Для оснащения защитного сооружения гражданской обороны не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (нет в наличии и нет организационных документов по комплектованию указанных аптечек и коллективных наборов с медицинскими учреждениями (медицинскими пунктами, амбулаториями или поликлиниками), обслуживающими организации, за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов и имущества в аптечной сети (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 1.6. Правил));

в паспорте ЗСГО отсутствуют обязательные приложения - копии поэтажного плана и экспликация помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией -балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям приказ МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 2.2 Правил));

отсутствует документация защитного сооружения (Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.6. Правил));

5) на объекте надзора, расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Беломорск, ул.Порт-Шоссе, д.38:

не проводятся ежегодные оценки технического состояния защитного сооружения (нет акта оценки, ведомости дефектов, плана ежегодных, специальных (внеочередных) осмотров, комплексных оценок технического состояния и инвентаризации, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка), приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 4.1.1, 4.1.6, 4.1.7 Правил));

не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем - (нет годовых планов планово-предупредительных ремонтов технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка), приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п.16.4 Положения), приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п.5.1.1 Правил);

не соблюдаются требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности (нарушены герметизации и гидроизоляции всего сооружения, помещения находятся во влажном состоянии, отсутствует ремонт, имеется отслаивание лакокрасочного покрытия, штукатурки) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п.16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п.3.2.1, 3.2.2 Правил));

Нарушены правила содержания входов в защитное сооружение (отсутствуют второй вход и аварийный выход, входные двери не закрываются (заржавели), требуется замена уплотнительных резинок) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п.16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.1. Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП И-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.6.1.8));

нарушены правила содержания помещений защитного сооружения (отсутствуют помещения для санитарного поста, санитарного узла, вентиляционной, для хранения загрязненной верхней одежды, элементы инженерных систем внутри ЗСГО не окрашены в соответствующие разные цвета) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка), приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.1, 3.2.3, 3.2.10 Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП Н-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.5.2.6, 5.3.2, 6.1.1));

нарушены правила содержания инженерно-технического оборудования защитного сооружения (отсутствует инженерно-техническое оборудование, в т.ч. канализации, водоснабжения и вентиляции, электропроводка проложена открытым способом, отсутствуют емкости для сбора фекальных вод и баки запаса воды, громкоговорители, подключенные к городским и местным сетям проводного вещания, отсутствует инвентарь и имущество укрытия (нары, столы, стулья, шкафы) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. З.2.1., 3.2.2., 3.2.20 - 3.2.24 Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП П-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.12.7.2, 12.7.3, 12.7.5.));

звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны не обеспечено средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (нет в наличии и нет подтверждающих документов) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 1.5. Правил));

для оснащения защитного сооружения гражданской обороны не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (нет в наличии и нет организационных документов по комплектованию указанных аптечек и коллективных наборов с медицинскими учреждениями (медицинскими пунктами, амбулаториями или поликлиниками) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 1.6. Правил));

в паспорте ЗСГО отсутствуют обязательные приложения — копии поэтажного плана и экспликация помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией -балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 2.2 Правил));

отсутствует документация защитного сооружения (Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.6. Правил));

6) на объекте надзора, расположенном по адресу: Республика Карелия, г.Кондопога, ул.Пролетарская,27:

звено по обслуживанию ЗСГО не обеспечено согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (нет подтверждающих распорядительных и информационно-справочных документов и нет оснащения в наличии) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 1.5. Правил));

для оснащения ЗС ГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 1.6. Правил) );

не проводятся ежегодные оценки технического состояния защитного сооружения (нет акта оценки, ведомости дефектов, плана ежегодных, специальных (внеочередных) осмотров, комплексных оценок технического состояния и инвентаризации, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 4.1.1,4.1.6, 4.1.7 Правил));

не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем — (нет годовых планов планово-предупредительных ремонтов технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 5.1.1. Правил));

нарушены правила содержания входов в защитное сооружение (отсутствуют второй вход и аварийный выход) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «0 Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.1. Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП П-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.6.1.8));

нарушены правила содержания помещений защитного сооружения (отсутствуют помещения для санитарного поста, санитарного узла, вентиляционной, для хранения загрязненной верхней одежды, элементы инженерных систем внутри ЗСГО не окрашены в соответствующие разные цвета) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «0 Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.1, 3.2.3, 3.2.10 Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП П-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.5.2.6, 5.3.2, 6.1.1));

нарушены правила содержания инженерно-технического оборудования защитного сооружения (отсутствуют емкости для запасов питьевой воды и фекальных вод) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.20 - 3.2.24 Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП П-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.12.7.2, 12.7.3, 12.7.5.));

нарушены правила содержания инженерно-технического оборудования защитного сооружения (отсутствуют емкости для запасов питьевой воды и фекальных вод) постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.20 - 3.2.24 Правил); СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» (п.10.6.2,10.6.3,10.6.5.));

в паспорте ЗСГО отсутствуют обязательные приложения — копии поэтажного плана и экспликация помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией -балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам ГО и ЧС (Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 2.2 Правил));

отсутствует документация защитного сооружения (приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.6. Правил));

7) на объекте надзора, расположенном по адресу: Республика Карелия, п.Лоухи, ул. Советская, д. 16:

для оснащения ЗСГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 1.6. Правил) );

не проводятся ежегодные оценки технического состояния защитного сооружения (нет акта оценки, ведомости дефектов, плана ежегодных, специальных (внеочередных) осмотров, комплексных оценок технического состояния и инвентаризации, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 4.1.1,4.1.6,4.1.7 Правил));

не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем - (нет годовых планов планово-предупредительных ремонтов технических средств и планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций, нет записей в журнале оценки технического состояния ЗСГО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п.10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п.16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п.5.1.1. Правил);

нарушены правила содержания входов в защитное сооружение (отсутствуют второй вход и аварийный выход) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.1., 3.2.3. Правил); ССП 88.13330.2022 «СНИП П-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.6.1.8));

нарушены правила содержания помещений защитного сооружения (отсутствуют помещения для санитарного поста, санитарного узла, вентиляционной, для хранения загрязненной верхней одежды, элементы инженерных систем внутри ЗСГО не окрашены в соответствующие разные цвета) (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.1, 3.2.3, 3.2.10 Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП П-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.5.2.6, 5.3.2, 6.1.1));

нарушены правила содержания инженерно-технического оборудования защитного сооружения (отсутствуют емкости для запасов питьевой воды и фекальных вод) постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (п. 10 Порядка); приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 16.4 Положения); приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.2.20 - 3.2.24 Правил); СП 88.13330.2022 «СНИП П-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны» (п.12.7.2, 12.7.3, 12.7.5.));

в паспорте ЗСГО отсутствуют обязательные приложения — копии поэтажного плана и экспликация помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 2.2 Правил));

отсутствует половина документации защитного сооружения (Журнал оценки технического состояния защитного сооружения, План перевода защитного сооружения на режим приема укрываемых, План защитного сооружения с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, Эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения, Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации, защитного сооружения, Эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения, Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, Инструкция по обслуживанию ДЭС, Инструкция о мерах пожарной безопасности, Схема эвакуации укрываемых из очага поражения) (Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (п. 3.6. Правил).

Оценив доводы сторон по существу спора, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Законом N 28-ФЗ установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также обязанности для граждан России в области гражданской обороны.

В соответствии со статьей 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В Законе N 28-ФЗ нет разделения организаций по организационно-правовым формам, следовательно полномочия определены для всех организаций, находящихся на территории России.

Частью 2 статьи 4 Закона N 28-ФЗ установлено, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу части 1 статьи 9 Закон N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Во исполнение требований указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок N 1309), которым определяется порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В силу пункта 2 Порядка N 1309 к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В силу пункта 10 Порядка N 1309, организации создают в мирное время, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Также, в соответствии с Законом к иным нормативным правовым актам относится и постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», которым определен порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне для федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 статьи 7 Закона N 28-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение.

В соответствии с абзацем 2 статьи 7 Закона N 28-ФЗ, подпунктом 4 пункта 7 раздела 2 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены и введены в действие правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии с п. 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации порядок подготовки к ведению гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне для органов местного самоуправления и для организаций утверждается в соответствии с положением, разрабатываемым и утверждаемым МЧС России.

Таким документом является Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (далее — Положение).

В п.16 Положения определены основные мероприятия в области гражданской обороны для организаций. В п.15 Положения определены основные мероприятия в области гражданской обороны для органов местного самоуправления, для выполнения которых могут определяться в соответствии с п. 6.1. Положения организации, обеспечивающие выполнение мероприятий по гражданской обороне местного уровня.

Кроме того, законодательством России в области гражданской обороны установлены и дополнительные полномочия для организаций, которые продолжают работу в военное время, отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне.

Общество является организацией, которая установленным порядком отнесена к категории по гражданской обороне. Обществом данный факт не оспаривается. Общество не входит в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне местного уровня, которые определенны в п.15 Положения.

Следовательно, Общество обязано выполнять основные мероприятия в области гражданской обороны, определенные п.16 Положения, а также дополнительные требования, определенные иными нормативными документами для организаций, которые установленным порядком отнесены к категории по гражданской обороне.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов-гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержден Приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216ДСП (далее - Порядок), зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.04.2020 за № 58257.

Пунктом 34 Порядка разработки, согласования и утверждения планов-гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216ДСП (далее - Порядок), определена структура плана гражданской обороны для организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне.

При проведении Проверки Общества главным специалистом-экспертом Главного управления Еплеевым С.В. проводился опрос должностного лица Общества — начальника отдела мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Валиева А.В., в ходе которого был представлен и исследовался согласованный план гражданской обороны Общества.

В результате ознакомления с Планом установлено нарушение структуры, определенной пунктом 34 Порядка (отсутствует более 50% подпунктов, определенных Порядком и нет приложений к плану). Данный факт нарушения обязательных требований в области гражданской обороны зафиксирован протоколом опроса от 01.02.2023 (т.3 л.д.58) , подписанного Валиевым А.В. без каких либо возражений, а также проверочным листом от 10.02.2023 (п.3 таблицы п. 11) и актом плановой выездной проверки от 14.02.2023 № 1 (п.1 таблицы пп.2 п.11). Документы приложены к материалам дела и не имеют каких-либо установленных законом ограничений, связанных со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.

Кроме того, Общество не оспаривает тот факт, что план гражданской обороны Общества, представленный в ходе проверки, не соответствует структуре, определенной п.34 Порядка.

Факт наличия на балансе Общества защитных сооружений гражданской обороны подтверждено Журналом учета ЗСГО в Обществе и проведенной в 2018 году самим Обществом инвентаризации ЗСГО. Следовательно, у Общества имелась возможность исследовать документы и определить объективную картину потребности в ЗСГО в целях надлежащего содержания ЗСГО либо передачей их в собственность иных лиц. Кроме того, в 2023 году Обществом была проведена инвентаризации ЗСГО, находящихся на их балансе.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной инвентаризации в 2023 году составлены подписанные членами комиссии Общества и утвержденные директором Карельского филиала Общества Акты (т.3 л.д.100-115), которыми подтверждают наличие на балансе Общества ЗСГО.

Факты нарушений требований в области гражданской обороны , изложенные в предписании, подтверждаются материалами дела, в частности, Актом плановой выездной проверки от 14.02.2023 № 1 (т.3 л.д.36), поверочным листом (т.3 л.д.81-89), протоколом опроса начальника отдела мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Карельского филиала ПАО «Ростелеком» Валиева А.В. (т.3 л.д.58), протоколами осмотров учебно – материальной базы по гражданской обороне, средств оповещения и защитных сооружения гражданской обороны (убежищ) Карельского филиала ПАО «Ростелеком» (т.3 л.д.60, 62,65,75,78,).

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом на основании представленных в период проверки документов. Достоверность указанных документов в период проверки не ставилась под сомнение. При указанных обстоятельствах, представление каких – либо иных документов после проверки не опровергают выводы административного органа.

Обществом не было предоставлено никаких возражений, подтверждающих отсутствие либо устранение соответствующих нарушений до окончания проверки, в связи с чем у должностного лица Управления отсутствовали какие-либо объективные обстоятельства, позволяющие принять решение о не включении соответствующих нарушений в документы, составляемые по результатам плановой выездной проверки.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель представленными доказательствами не подтвердил ошибочность выводов ответчика о допущенных Обществом нарушениях требований законодательства о гражданской обороне.

Учитывая, что заявителем не доказаны обстоятельства, послужившие основаниями для обращения в суд, основания для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными отсутствуют, оспариваемое предписание является законным и обоснованным, а заявление Общества удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

В силу части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявленных Публичным акционерным обществом "РОСТЕЛЕКОМ" требований отказать полностью.

2.Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Возвратить Публичному акционерному обществу «Ростелеком» (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) из федерального бюджета уплаченную при обращении в суд платежным поручением № 305677 от 07.06.2023 года государственную пошлину в сумме 1 303 руб.

3.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект, д.65, литер А) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Лазарев А.Ю.