Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Петрозаводск
Дело №
А26-8075/2009
21 мая 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2010 года
Полный текст решения изготовлен 21 мая 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Левичева Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания с применением аудиозаписи помощником судьи Буга Н.Г.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сортлес"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Карелия и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия
о признании незаконными действий налоговых органов
при участии представителей:
заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Сортлес" – ФИО1, адвокат, доверенность б/н от 12.10.2009 года (л.д. 53);
ответчика, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Карелия – не явился, надлежащим образом извещен;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия – ФИО2, заместитель начальника юридического отдела, доверенность б/н от 12.04.2010 года
установил: Общество с ограниченной ответственностью "Сортлес" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия по снятию с налогового учета Общества и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия по постановке на налоговый учет Общества, по тем основаниям, что Инспекциями нарушены нормы статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, действия налоговых органов нарушают права и законные интересы Общества.
Ответчик, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме (л.д. 26 – 29). Просит отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Ответчик, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия, отзыв на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не направил.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия в судебное заседание не явился. Сведения о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного заседания имеются в материалах дела. Уведомил суд о возможности рассмотрения дела без участия своего представителя.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей неявившегося ответчика по правилам пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и в письменных пояснениях относительно предмета заявленных требований.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 заявленные требования не признал. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Общество с ограниченной ответственностью «Сортлес» 18.11.2005 года поставлено на налоговый учет по месту своего нахождения в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия, что подтверждается Свидетельством серия 10 № 000611234 (л.д. 13). Юридический адрес Общества – <...>. Решением учредителя от 22.05.2009 года изменен юридический адрес Общества: на <...> ВЛКСМ, дом 19 офис 302 (л.д. 10).
25.05.2009 в адрес Общества направлено уведомление о снятии с учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике и постановке на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия по месту нахождения организации в связи с передачей в другой налоговый орган учетного дела и изменением границ территории, подведомственной налоговому органу (л.д. 14).
Не согласившись с такими действиями налоговых органов, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
Статья 83 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в целях проведения налогового контроля организации физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
Порядок постановки на учет и порядок снятия с учета организаций и физических лиц регулируется статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации. Так в качестве оснований, когда налоговый орган, в котором налогоплательщик состоял на учете, принимает решение о снятии его с налогового учета, Кодекс относит следующие: изменение места нахождения или места жительства, ликвидация или реорганизация организации, прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 4 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика - организации осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку Общество в данном случае не изменило место нахождения, не подавало соответствующих заявлений, следует признать, что у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия не было законных оснований для снятия налогоплательщика с учета и направления Обществу соответствующего уведомления.
Ссылки ответчика на Приказ Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 29.12.2008 года № 504 дсп (л.д. 36 – 37), которым утвержден график постановки на учет прочих организаций в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Пунктом 1 названного приказа установлено, что администрирование организаций, соответствующих критериям отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы России от 16.05.2007 года № ММ-3-06/308@, местом нахождения которых является территория Республики Карелия, осуществляется в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия.
В силу пункта 1 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных приказом Министерства финансов России от 11.07.2005 года № 85н, постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Приказом ФНС России от 16.05.2007 года № ММ-3-06/308@ утверждены Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, согласно приложению к названному приказу.
В пункте 5 утвержденных Критериев указаны показатели финансово - экономической деятельности, позволяющие отнести налогоплательщика к категории крупнейших. Согласно данному пункту к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово - экономической деятельности имеет следующее значение:
5.1. суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей включительно;
5.2. суммарный объем выручки (дохода) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, код показателя 010) и операционных доходов (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателей 060, 080, 090, 120) находится в пределах 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей включительно;
5.3. активы находятся в пределах от 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей включительно.
За три предшествующих года Общество не достигало в своей деятельности указанных показателей, что подтверждается имеющимися в материалах дела Отчетами о прибылях и убытках (л.д. 41 - 43). Следовательно, Общество не может быть отнесено к категории крупнейших налогоплательщиков. Не является общество и взаимозависимым с крупнейшим налогоплательщиком по этим же основаниям.
Не принимается судом во внимание ссылка ответчика на Порядок постановки на учет налогоплательщиков в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия, утвержденный заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия 15.01.2009 года (л.д. 34 – 35), согласно пункту 1.3. которого в списки налогоплательщиков, подлежащих администрированию в этой инспекции включаются: налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков; организации, взаимозависимые с крупнейшим налогоплательщиком; основные налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия. Критерии отнесения организаций к данной категории определяются Управлением.
В материалы дела ответчиками не представлены критерии отнесения организаций, осуществляющих деятельность в сфере лесопромышленного комплекса. Кроме того, специальный учет, отличный от предусмотренного пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, допускается только в отношении крупнейших налогоплательщиком и такое право предоставлено только Министерству финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является оптовая торговля лесоматериалами (л.д. 38 – 40), что не позволяет Общество отнести лесопромышленным предприятиям.
Таким образом, действия ответчиков по снятию с налогового учета и постановке на налоговый учет в другой налоговый орган по виду деятельности не соответствуют Налоговому кодексу, а незаконные действия этих органов нарушают права и законные интересы в сфере хозяйственной деятельности Общества, в связи с возникновением дополнительных материальных и временных затрат при осуществлении взаимоотношений с налоговым органом, расположенным не по месту его нахождения.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требования Общества с ограниченной ответственностью «Сортлес» являются правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы суд относит на ответчиков.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Сортлес» удовлетворить полностью.
2. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия по снятию с налогового учета Общества с ограниченной ответственностью «Сортлес», как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
3. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия по постановке на налоговый учет Общества с ограниченной ответственностью «Сортлес», как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
4. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Сортлес» путем снятия его с налогового учета.
5. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Сортлес», путем постановки его на налоговый учет.
6. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Сортлес» судебные расходы в размере 2 000 руб. 00 коп.
7. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Сортлес» судебные расходы в размере 2 000 руб. 00 коп.
8. Пункты 2 и 3 резолютивной части решения подлежат немедленному исполнению.
9. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, город Санкт - Петербург, Суворовский проспект, дом 65);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа (190000, город Санкт - Петербург, улица Якубовича, дом 4).
Судья
Левичева Е.И.