ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-8147/14 от 10.11.2014 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-8147/2014

11 ноября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Свидской А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бровциной А.В., рассмотрев в судебном заседании 10 ноября 2014 года материалы дела по заявлению начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

представителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах ФИО2, полномочия подтверждены доверенностью от 04.12.2013 (л.д.145),

установил:

Начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах, место нахождения: 186420, <...>, место нахождения юридического лица: 185002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1, место нахождения: Республика Карелия, г. Сегежа, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требования заявитель ссылается на выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки в магазине «Все для дома» по месту осуществления предпринимательской деятельности ИП ФИО1 нарушения обязательных требований к продукции, связанных с процессами ее хранения и реализации, которые выразились в реализации пищевых продуктов с истекшими сроками годности; хранении и розничной продаже пищевой продукции, перефасованной с транспортной тары в полиэтиленовые пакеты без сохранения этикеток (маркировочных ярлыков) производителя, сведений о наименовании продукта, производителе, дате выработки, условиях хранения и сроке годности; хранении и реализации пищевых продуктов с нарушением установленных изготовителем условий хранения (температурного режима); хранении и обороте пищевой продукции, на потребительских упаковках которой отсутствуют сведения о дате изготовления, наименовании производителя и его адресе, что создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Отзыв на заявление ответчиком не представлен.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства извещен надлежащим образом (получил определение суда лично – л.д.141), а также публично – путем размещения текста определения от 07 октября 2014 года на официальном сайте Арбитражного суда Республики Карелия в сети Интернет по адресу http://karelia.arbitr.ru (л.д.142-143).

Предварительное судебное заседание проведено в отсутствие ответчика в порядке части 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В предварительном судебном заседании представитель заявителя сообщила, что изъятая по протоколам ареста товаров, транспортных средств и иных вещей № 256, № 256/1 и от 03.09.2014 и № 258 от 04.09.2014 пищевая продукция в настоящее время утилизирована, в связи с чем отсутствует необходимость решения вопроса об ее уничтожении. В подтверждение изложенного представила копии письма ИП ФИО1 от 19.09.2014, предписания № 773/138-П от 03.10.2014, акта об утилизации от 06.10.2014 и договора № 18 на утилизацию (размещение) отходов от 01.01.2014, которые приобщены судом к материалам дела.

Представитель заявителя не возражала, а ответчик не представил возражений по завершению стадии подготовки дела и перехода к судебному разбирательству в настоящем судебном заседании.

С учетом мнения представителя заявителя и при отсутствии возражений ответчика против завершения стадии подготовки дела и перехода к судебному разбирательству, на основании пункта 3 определения суда 07 октября 2014 года, части 4 статьи 137 АПК РФ и пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд определил завершить подготовку дела к судебному разбирательству и открыл судебное заседание в первой инстанции 10 января 2014 года.

Суд рассматривает дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в порядке части 3 статьи 156 и части 3 статьи 205 АПК РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 131 АПК РФ в случае, если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам или при невозможности рассмотреть дело без отзыва вправе установить новый срок для его представления.

Пунктом 5 определения от 07 октября 2014 года суд обязал ответчика в срок до 06 ноября 2014 года представить отзыв на заявление. Поскольку ответчик отзыв на заявление не представил, то суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Представитель административного органа в судебном заседании поддержала требование в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении; пояснила, что арестованная пищевая продукция уничтожена комиссией с соблюдением установленного порядка утилизации; ИП ФИО1 ранее заявителем к административной ответственности не привлекался.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ИП ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***> (л.д.115).

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее – Управление) № 773 от 08.07.2014 (л.д.26-28) должностными лицами территориального отдела Управления в период с 18 августа по 12 сентября 2014 года проведена плановая выездная проверка соблюдения ИП ФИО1 требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка при осуществлении торговой деятельности в принадлежащем ему магазине «Все для дома», расположенном по адресу: <...>. Проверка проведена в соответствии с утвержденным планом проверок на 2014 год, размещенным на официальном сайте Управления в сети «Интернет» по адресу: http://10.rospotrebnadzor.ru/web/guest/246, согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В ходе проверки 03 и 04 сентября 2014 года проведены осмотры принадлежащих предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также произведены аресты пищевой продукции, создающей угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, и изъятие ценников. Указанные процессуальные действия оформлены протоколами №№ 254, 254/1, 255, 256 и 256/2 от 03.09.2014 (л.д.31-46, 48-52, 58-83), №№ 257, 258 и 259 от 04.09.2014 (л.д.54-55, 84-86, 90-92). У продавцов ФИО3 и ФИО4 взяты объяснения (л.д.53, 93).

Определением № 142 от 03.09.2014 назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза уровней искусственного освещения и параметров микроклимата в торговой точке (л.д.94-95). В ходе экспертизы проведены инструментальные исследования, в том числе замеры температуры воздуха в торговом зале магазина (л.д.96-97). Результаты экспертизы отражены в экспертном заключении № 556 от 11.09.2014 (л.д.98-99).

По итогам проверки составлен акт проверки № 773 от 12.09.2014, в котором зафиксированы нарушения обязательных требований к продукции, связанных с процессами ее хранения и реализации, которые создали угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (л.д.101-110).

Определением № 581 от 12.09.2014 назначены время и место составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ (л.д.111).

Указанное определение, а также акт проверки № 773 от 12.09.2014, протокол лабораторных исследований № 114/Г от 04.09.2014 и экспертное заключение № 556 от 11.09.2014 направлены предпринимателю с сопроводительным письмом № 12-01/573-е от 15.09.2014 (л.д.112) и получены им по адресу местонахождения 19 сентября 2014 года (л.д.113).

26 сентября 2014 года на основании материалов проверки ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления ФИО2 в отношении ИП ФИО1 без его участия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ (л.д.20-25).

В протоколе указано на нарушения предпринимателем статьи 11, пункта 5 статьи 15 и пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1 части 3 статьи 6, частей 7, 9, 12 и 13 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», пункта 12 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», пункта 47 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», подпунктов 4 и 5 пункта 1 части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», пункта 7.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила», выразившиеся в следующем:

А). в период с 13 час. 15 мин. до 20 час. 00 мин. 03 сентября 2014 года в магазине «Все для дома», расположенном по адресу: <...>, предпринимателем были допущены хранение и розничная продажа (реализация) пищевых продуктов, создающих угрозу причинения вреда здоровью граждан, а именно:

1. в торговом зале магазина в розничной продаже с оформленными ценниками находились пищевые продукты с истекшим сроком годности:

• имитированная икра осетровая «Здоровье» в потребительской упаковке 0,150 кг, производства ООО «Европром», <...>, дата изготовления 19.12.2013, срок годности 5 месяцев, в количестве 3 шт. по цене 49,00 руб. за шт. (срок годности истек 19.05.2014);

• имитированная икра лососевая «Здоровье» в потребительской упаковке 0,150 кг, производства ООО «Европром», <...>, дата изготовления 15.01.2014, срок годности 5 месяцев, в количестве 2 шт. по цене 49,00 руб. за шт. (срок годности истек 15.06.2014);

• форель слабосоленая филе-кусок в потребительской упаковке 0,170 кг, производства ООО «Норд», 188671, Ленинградская обл., дата изготовления 18.04.2014, срок годности 60 суток при температуре от -4 до -8 градусов Цельсия, 90 суток при температуре не выше -18 градусов Цельсия, в количестве 1 шт. по цене 148,00 руб. за шт. (срок годности истек 18.06.2014);

• малосоленая форель филе кусок потребительской упаковке 0,200 кг, производства ООО «АКВАТОРИЯ», г. Тверь, п. Химинститута, д. 46, дата изготовления 20.05.2014, срок годности 2 месяца при температуре от 0 до -8 градусов Цельсия, 1,5 месяца при температуре от +1 до +6 градусов Цельсия, 4 месяца при температуре не выше -18 градусов Цельсия, в количестве 1 шт. по цене 190,00 руб. за шт. (срок годности истек 20.07.2014);

• колбаса вареная «Молочная Элитная» охлажденная, производства ООО «Великолукский мясной двор», Россия, 173640, <...>, дата изготовления 10.06.2014, срок годности до 09.08.2014, в количестве 0,500 кг по цене 125,00 руб. за кг;

• колбаса вареная «Деревенская» охлажденная, производства Россия, 187322, Ленинградская обл., Кировский р-н, п.г.т. Синявино, дата изготовления 05.06.2014, срок годности до 04.08.2014, в количестве 1,0 кг по цене 188,00 руб. за кг;

• красноперка вяленая «Норд Фиш», производства ИП ФИО5, <...>, дата производства 10.01.2014, срок годности 4 месяца, в количестве 1 шт., вес 0,090 кг, по цене 30,00 руб. (срок годности истек 10.05.2014);

• колбаса вареная охлажденная «Русская», производства ООО «Великолукский мясной двор», Россия, 173640, <...>, дата изготовления 09.06.2014, срок годности до 08.08.2014, в количестве 0,500 кг по цене 168,00 руб. за кг; дата изготовления 30.06.2014, срок годности до 29.08.2014, в количестве 0,500 кг по цене 168,00 руб. за кг;

• колбаса варено-копченая «Сервелат мелкозернистый» высший сорт, производства ООО «ЦарициноЭталон», Россия, <...>, дата изготовления 22.05.2014, срок годности до 06.08.2014, в количестве 1,438 кг по цене 430,00 руб. за кг;

• колбаса сырокопченая «Сервелат гусарский» первого сорта, ЗАО «Партнер Ф» Россия, 115516, <...>, дата изготовления 09.05.2014, срок годности до 07.08.2014, в количестве 0,750 кг по цене 480,00 руб. за кг;

• колбаса полукопченая охлажденная «Ветчина люкс», производства ООО «Матрица», Россия, 236006, <...>, адрес производства: 238441, Калининградская обл., Багратионовский р-н, п. Пограничный, дата изготовления 17.07.2014, срок годности 45 суток, в количестве 2,184 кг по цене 278,00 руб. за кг;

• сардельки «Деревенские» охлажденные в газ. упаковке н/о, производства ООО «Великолукский мясной двор», Россия, 173640, <...>, дата изготовления 29.07.2014, срок годности до 28.08.2014, в количестве 0,982 кг по цене 235,00 руб. за кг;

• ветчина прессованная «Сельская», производства ООО «Руссо-Балт», г. Санкт-Петербург, ул. Жукова, д. 23, дата изготовления 14.08.2014, срок хранения не более 9 суток, в количестве 1,658 кг по цене 338,00 руб. за кг (срок годности истек 23.08.2014);

• колбаса сервелат «Карельский» в упаковке по 0,300 кг, производства ООО «Фабрика кухня», Россия, 193232, <...>, лит. Б, дата изготовления 14.08.2014, срок годности до 02.09.2014, в количестве 2 шт. по цене 135,00 руб. за кг;

• колбаса полукопченая «Раменская» категории В, охлажденная, производства ООО ПК «Петербурженка», <...>, дата изготовления 20.07.2014, срок годности 30 суток, в количестве 0,946 кг по цене 206,00 руб. за кг (срок годности истек 20.08.2014);

• колбаса «Молочная» высокий стандарт, охлажденная, производства ООО МТЖ «Атяшевский», 431800, Россия, Республика Мордовия, Атяшевский р-н, р.п. Атяшево, дата изготовления 14.06.2014, срок годности 60 суток, в количестве 1,980 кг по цене 268,00 руб. за кг;

• печенье сдобное «Вафельные трубочки» (с вареной сгущенкой), производства ООО «Сластена», 162600, Россия, <...>, дата изготовления 15.06.2014, хранить не более 60 суток со дня выработки, в количестве 1,722 кг по цене 195,00 руб. за кг;

• корж молочный, ИП ФИО6, <...>, дата изготовления 01.09.2014, срок годности 24 часа, в количестве 0,075 кг (1 шт.) по цене 12,00 руб. за кг;

• печенье сахарное «Смугляночка» «ОСКО» с начинкой вареная сгущенка и арахисом, производств ООО «Фабрика «Воронежские кондитеры», 397855, <...>, дата изготовления 22.01.2014, срок годности 3 месяца, количестве 2,874 кг по цене 168,00 руб. за кг;

• продукт йогуртовый, пастеризованный «Суперэкстра» клубника, м.д.ж. 8 % «Fruttis», производства ООО «Кампина», Россия, 142800, <...>, дата изготовления 04.03.2014, срок годности до 08.08.2014, количестве 0,115 кг (1 шт.) по цене 18,00 руб. за кг;

• рагу свиное «По-домашнему» кусковое, мясокостный полуфабрикат, категория Г, охлажденное, производства ОАО «Карельский мясокомбинат», <...>, дата изготовления 01.07.2014, срок годности 18 часов, количестве 1,902 кг по цене 190,00 руб. за кг;

• шашлык куриный «Птичий базар», полуфабрикат из мяса птицы натуральный мясокостный кусковой охлажденный производства ОАО «Карельский мясокомбинат», <...>, дата изготовления 27.08.2014, срок годности не более 75 часов, количестве 3,282 кг по цене 160,00 руб. за кг;

• масло сладко-сливочное несоленое «Молочное раздолье», м.д.ж, 82,5 %, высший сорт в потребительской упаковке по 0,180 грамм, производства ООО «Полоцкий молочный комбинат», <...>, <...>, дата изготовления 15.04.2014, срок годности 120 суток, в количестве 2 шт. по цене 78 руб. (срок годности истек 15.08.2014);

• майонез «Провансаль Оливковый «Ряба» в потребительской упаковке 0,390 кг, производства ОАО «Нижегородский масложировой комбинат», Россия, 603950, <...>, дата изготовления 20.05.2014, срок годности 90 суток, в количестве 1 шт. по цене 53,00 руб. (срок годности истек 20.08.2014);

• майонез «Московский Провансаль классический» 67 % жирности, в потребительской упаковке 0,5 кг, производства ЗАО «Жировой комбинат», Россия, 410165, Россия, <...> Октября, д. 112, адрес производства: 109518, Россия, <...>, дата изготовления 16.07.2014, срок годности 90 суток, в количестве 3 шт. по цене 48,00 руб. (срок годности истек 20.08.2014);

2. в торговом зале магазина хранились и отпускались в розничную продажу с оформленными ценниками перефасованные с транспортной тары в полиэтиленовые пакеты пищевые продукты без этикеток (маркировочных ярлыков) с транспортной тары, информации о наименовании продукта, производителе, адресе производства, дате выработки, условиях хранения и сроке годности:

• ветчина «Онежская» в вакуумной упаковке, в количестве 0,292 кг по цене 305,00 руб. за кг;

• полоска «Владимирская с вишней» согласно ценнику от 14.07.2014, в количестве 1,790 кг по цене 154,00 руб. за кг;

• пирожное «Наполеончики» согласно ценнику от 05.11.2013, в количестве 0,376 кг по цене 172,00 руб. за кг;

• «Рулет шоколадный с вишней» согласно ценнику от 04.08.2014, в количестве 0,402 кг по цене 198,00 руб. за кг;

• печенье «Крымское яблочко» согласно ценнику от 01.07.2014, в количестве 1,070 кг по цене 175,00 руб. за кг;

• пирожное «Графиня» согласно ценнику от 15.01.2014, в количестве 0,178 кг по цене 162,00 руб. за кг;

• колбаса «Украинская жареная» согласно ценнику от 08.04.2014, в количестве 0,720 кг по цене 315,00 руб. за кг;

• колбаса «Чайная» согласно ценнику от 07.02.2014, в количестве 1,140 кг по цене 230,00 руб. за кг;

• сердце говяжье согласно ценнику от 15.05.2013, производства Франция «Адепт», в количестве 0,330 кг по цене 133,00 руб. за кг;

• сердце свиное согласно ценнику от 14.11.2013, в количестве 0,350 кг по цене 145,00 руб. за кг;

• треска филе согласно ценнику от 19.06.2014, в количестве 1,920 кг по цене 240,00 руб. за кг,

что не позволяло идентифицировать перечисленные продукты с представленными сопроводительными документами;

3. при хранении и реализации нарушались условия хранения пищевых продуктов, в частности при температуре +21,9 градусов Цельсия вне холодильного оборудования с оформленными ценниками на стеллажах, полках, крышках холодильного оборудования хранились для розничной продажи пищевые продукты:

• консервы рыбные «Сельдь атлантическая натуральная с добавлением масла», производства ООО «Компания Консервы» Камешковское структурное подразделение, 601300, Россия, <...>, дата производства 17.12.2012, срок годности 2 года, условия хранения согласно маркировке производителя при температуре от 0 до +15 градусов Цельсия, в количестве 4 шт., вес 0,240 кг, по цене 27,00 руб.;

• консервы растительно-мясные «Каша Богатырская гречневая с говядиной», производства ООО «Мясокомбинат Шиловский», 391500, Россия, <...>, дата производства 18.02.2014, срок годности 3 года, условия хранения согласно маркировке производителя при температуре от 0 до + 15 градусов Цельсия, в количестве 4 шт., вес 0,340 кг, по цене 30,00 руб.;

• продукт молокосодержащий сухой «Из деревни Молоково», производства 194156, Россия, <...>, упаковано ООО «Агровест» <...>, дата производства 24.03.2012, срок годности 8 месяцев, условия хранения согласно маркировке производителя при температуре от 0 до +20 градусов Цельсия, в количестве 4 шт., вес 0,200 кг, по цене 38,00 руб.;

• напиток кисломолочный «Тан» не газированный с м.д.ж. 1,5 %, производства «НЕО Продукт» 141707, Российская Федерация, Московская обл., г. Долгопрудный, ул. Виноградная, д. 9М, стр. 1, дата изготовления 04.05.2014, срок годности до 31.10.2014, в количестве 2 шт. по 0,5 литра, по цене 22,00 руб. за шт.;

• безалкогольный сокосодержащий напиток со вкусом апельсина «Аквадар апельсин» в пластиковой бутылке 1,5 литра, производства ООО «АКВАДАР» 344016, Россия, <...>, производство 344065 <...>, дата производства 19.07.2012, срок годности 180 суток, условия хранения согласно маркировке производителя при температуре не ниже 0 и не выше +18 градусов Цельсия, в количестве 4 шт., ценник отсутствовал;

кроме того осуществлялась реализация пищевых продуктов с нарушением условий хранения:

• красноперка вяленая «Норд Фиш», производства ИП ФИО5, <...>, дата производства 10.01.2014, срок годности 4 месяца, условия хранения согласно маркировке производителя при температуре от 0 градусов Цельсия до +20 градусов Цельсия, в количестве 1 шт., вес 0,090 кг, по цене 30,00 руб. (хранилась при температуре -6 градусов Цельсия согласно показаниям контрольного термометра холодильника);

• рагу свиное «По-домашнему» кусковое, мясокостный полуфабрикат, категория Г, охлажденное, производства ОАО «Карельский мясокомбинат», <...>, дата изготовления 01.07.2014, срок годности 18 часов, условия хранения согласно маркировке производителя при температуре от 2 до 6 градусов Цельсия, количестве 1,902 кг по цене 190,00 руб. за кг (хранилось при температуре -18 градусов Цельсия согласно показаниям контрольного термометра холодильника);

• шашлык куриный «Птичий базар», полуфабрикат из мяса птицы натуральный мясокостный кусковой охлажденный производства ОАО «Карельский мясокомбинат», <...>, дата изготовления 27.08.2014, срок годности не более 75 часов условия хранения согласно маркировке производителя при температуре от 0 до 6 градусов Цельсия, количестве 3,282 кг по цене 160,00 руб. за кг (хранился при температуре -18 градусов Цельсия согласно показаниям контрольного термометра холодильника);

4. в торговом зале магазина хранились для реализации пищевые продукты, на потребительской упаковке которых отсутствовала информация, наносимая в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в частности:

• на транспортной таре (пластиковой емкости) с капустой квашеной, производства ИП ФИО7 Ин Сук, Бухарестская, д. 50, срок годности 7 суток, в количестве 2 шт. по 5,0 кг по цене 60,00 руб. за кг отсутствовала дата изготовления;

• на транспортной таре (пластиковой емкости) с капустой кисло-сладкой в количестве 18,5 кг по цене 85,00 руб. за кг не читались наименование производителя и его адрес, отсутствовала дата изготовления;

Б). в период с 09 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин. 04 сентября 2014 года в торговом зале магазина «Все для дома» предпринимателем была допущена розничная продажа с оформленным ценником изделий кондитерских мучных «Заварные пышечки в белой глазури», производства ООО КФ «Грань», Россия, <...>, дата изготовления 05.08.2014, срок годности до 03.09.2014 года, в количестве 6,336 кг по цене 148,00 руб., срок годности которых истек 03.09.2014, что создало угрозу причинения вреда здоровью граждан.

Протокол об административном правонарушении направлен в адрес ИП ФИО1 с сопроводительным письмом № 12-01/1613 от 26.09.2014 (л.д.17-19).

В связи с тем, что согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно пункту 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Пунктами 4 и 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

В Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 № 40, входят ведущие специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.

В данном случае протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления ФИО2 в пределах вышеуказанных полномочий.

Все необходимые сведения, подлежащие обязательному отражению в силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении имеются; права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, разъяснены ИП ФИО1 в приложении к письму № 12-01/573-е от 15.09.2014 (л.д.112-оборот, последний пункт); протокол направлен в адрес предпринимателя заказной почтовой корреспонденцией (л.д.17-19).

Судом установлено, что при проведении плановой выездной проверки, а также при производстве по делу об административном правонарушении не было допущено нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Распоряжение о проведении плановой выездной проверки № 773 от 08.07.2014 вручено предпринимателю 18 июля 2014 года (л.д.30), проверка начата 03 сентября 2014 года, ее результаты оформлены актом № 773 от 12.09.2014 (л.д.101-110), с которым ознакомлены представители предпринимателя, возражения на акт не заявлены.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и процессам ее эксплуатации, повлекшие причинение вреда либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. К субъектам правонарушения отнесены продавцы.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее – ТР ТС 021/2011), из части 1 статьи 3 которого следует, что объектами технического регулирования ТР ТС 021/2011 являются: пищевая продукция (пункт 1); связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (пункт 2).

В силу пункта 3.1 указанного Решения ТР ТС 021/2011 вступает в силу с 1 июля 2013 года, за исключением требований к рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В статье 4 ТР ТС 021/2011 дано определение срока годности пищевой продукции. Это период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.

Из пункта 1 части 3 статьи 6 ТР ТС 021/2011 следует, что идентификация пищевой продукции проводится по наименованию – путем сравнения наименования и назначения пищевой продукции, указанных в маркировке на потребительской упаковке и (или) в товаросопроводительной документации, с наименованием, указанным в определении вида пищевой продукции в настоящем техническом регламенте и (или) в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Частями 1, 6 статьи 7 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.

В соответствии со статьей 17 ТР ТС 021/2011, определяющей требования к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции, при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем; установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 7); пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции (часть 9); при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (часть 12); в случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя (часть 13).

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 883 (далее – ТР ТС 024/2011), вступил в силу с 1 июля 2013 года.

Объектом технического регулирования настоящего технического регламента является масложировая продукция, в том числе майонезы (пункт «р» статьи 1 ТР ТС 024/2011).

Главой 4 ТР ТС 024/2011 установлено, что пищевая масложировая продукция, выпускаемая в обращение на территории стран-участниц Таможенного союза, при использовании по назначению в течение срока годности не должна причинять вреда жизни и здоровью человека.

Статья 14 ТР ТС 024/2011 предусматривает следующие требования к процессу хранения пищевой масложировой продукции: условия хранения пищевой масложировой продукции должны обеспечивать ее сохранность и безопасность в течение срока годности в соответствии с требованиями настоящего технического регламента (часть 1); сроки годности и условия хранения пищевой масложировой продукции устанавливаются изготовителем с учетом того, чтобы в процессе хранения пищевая масложировая продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента в течение срока годности (часть 2).

В соответствии со статьей 17 ТР ТС 024/2011 в ходе реализации пищевой масложировой продукции должна быть обеспечена ее безопасность в течение срока годности в соответствии с требованиями настоящего технического регламента.

С 01 мая 2014 года вступили в силу Технические регламенты Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (далее – ТР ТС 033/2013) и ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» (далее – ТР ТС 034/2013), принятые решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 и № 68.

В силу пункта 30 ТР ТС 033/2013 молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пунктом 47 ТР ТС 033/2013 предусмотрено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей молока и молочной продукции, обязаны осуществлять процессы их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы молоко и молочная продукция соответствовали требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Процессы хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

Согласно пункту 12 ТР ТС 034/2013 не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности. Пунктом 89 ТР ТС 034/2013 предусмотрено, что процессы хранения, перевозки и реализации продуктов убоя и мясной продукции должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 (далее – ТР ТС 022/2011), вступил в силу с 1 июля 2013 года.

В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать дату изготовления пищевой продукции и срок годности пищевой продукции.

Поскольку ТР ТС 021/2011 не распространяется на рыбу и рыбную продукцию и связанные с ними процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а отдельный технический регламент в этой области не принят, то в части регулирования отношений в процессе хранения и реализации рыбы и рыбной продукции следует руководствоваться примечанием к статье 14.43 КоАП РФ, согласно которому под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в статье 14.43 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения и реализации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Из пункта 1 статьи 46 указанного закона следует, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения и реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.

Статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон № 29-ФЗ) установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Судом по материалам дела установлено, что при хранении и реализации перечисленной в протоколе об административном правонарушении от 26.09.2014 пищевой продукции в магазине «Все для дома», расположенном по адресу: <...>, ИП ФИО1 допустил нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 6, части 1 статьи 7, частей 7, 9, 12 и 13 статьи 17 ТР ТС 021/2011, частей 1 и 2 статьи 14, статьи 17 ТР ТС 024/2011, пунктов 30 и 47 ТР ТС 033/2013, пунктов 12 и 89 ТР ТС 034/2013, подпунктов 4 и 5 пункта 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011, статьи 3 Закона № 29-ФЗ, создающие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, выразившиеся в:

– реализации пищевых продуктов с истекшими сроками годности;

– хранении и розничной продаже обезличенной пищевой продукции – перефасованной с транспортной тары в полиэтиленовые пакеты без сохранения этикеток (маркировочных ярлыков) производителя, в отсутствие сведений о наименовании продукта, производителе, дате выработки, условиях хранения и сроке годности, что не позволяет идентифицировать пищевую продукцию с представленными сопроводительными документами, то есть определить наименование, производителя, адрес производства, дату выработки, условия хранения, срок годности;

– хранении и реализации пищевых продуктов с нарушением установленных изготовителем условий хранения (температурного режима);

– хранении и обороте пищевой продукции, на потребительских упаковках которой отсутствуют сведения о дате изготовления, наименовании производителя и его адресе, что не позволяет установить дату выработки и срок годности продукции, а также соотнести ее с сопроводительными документами.

Данные обстоятельства образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Выявленные нарушения подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколами осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № 255 от 03.09.2014 (л.д.36-46, 58-83) и № 257 от 04.09.2014 (л.д.84-86), протоколами ареста товаров, транспортных средств и иных вещей № 256, № 256/1 от 03.09.2014 (л.д.31-35) и № 258 от 04.09.2014 (л.д.54-55), протоколами изъятия вещей и документов № 254, № 254/1 от 03.09.2014 (л.д.48-52) и № 259 от 04.09.2014 (л.д.90-92), объяснениями от 03.09.2014 (л.д.53) и от 04.09.2014 (л.д.93), протоколом инструментальных исследований № 114/Г от 04.09.2014 и экспертным заключением № 556 от 11.09.2014 в части показаний температуры воздуха в торговом зале +21,9 градусов Цельсия (л.д.96-99), актом проверки № 773 от 12.09.2014 (л.д.101-110), протоколом об административном правонарушении от 26.09.2014 (л.д.20-25), и не оспаривается предпринимателем.

Таким образом, административным органом обоснованно установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина ответчика заключается в отсутствии надлежащей организации и постоянного контроля за соблюдением требований технических регламентов и подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующего технического регламента о безопасности рыбы и рыбной продукции обязательных требований к указанной продукции при осуществлении хранения и реализации пищевой продукции в принадлежащем ему магазине; материалами дела подтверждены событие административного правонарушения, факт совершения правонарушения ИП ФИО1, основания для составления протокола об административном правонарушении.

Допуск к реализации пищевой продукции с истекшим сроком годности, обезличенной продукции, срок годности которой установить невозможно, продукции с нарушением установленных условий хранения и без сведений о дате изготовления создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

С учетом изложенного, в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения либо выявления длящегося административного правонарушения.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Следовательно, установлены основания для привлечения ответчика к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства – общественные отношения в сфере технического регулирования, а именно исполнения обязательных требований, предъявляемых к безопасности пищевой продукции в целях защиты жизни и здоровья граждан, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ у суда не имеется.

Санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрено наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

В силу части 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства-члена Таможенного союза. Статьей 3 Закона № 29-ФЗ предусмотрены утилизация или уничтожение пищевой продукции с истекшими сроками годности.

Поскольку представленными заявителем документами (л.д.121-138) подтверждена утилизация пищевой продукции, на которую наложен арест протоколами № 256, № 256/1 от 03.09.2014 и № 258 от 04.09.2014, то у суда не имеется оснований для решения вопроса об ее изъятии из оборота и уничтожении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих ответственность предпринимателя, судом не установлено.

Учитывая отсутствие сведений о том, что ответчик ранее привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, суд назначает предпринимателю наказание в виде взыскания административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, – 30 000 рублей. Оснований для назначения наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения у суда не имеется.

При таких обстоятельствах заявленное административным органом требование подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах удовлетворить.

2. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (место нахождения: 186421, <...>, основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре физических лиц <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.

3. Довести до сведения индивидуального предпринимателя ФИО1 реквизиты для перечисления суммы административного штрафа:

расчетный счет № <***>, отделение – НБ Республики Карелия г. Петрозаводск;

наименование получателя штрафа: УФК по РК (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/с <***>);

ИНН: <***> КПП: 100101001 БИК: 048602001 ОКТМО: 86645000 (г. Сегежа) КБК: 141 1 16 28000 01 6000 140.

В графе «назначение платежа» указать: «административный штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-8147/2014».

4. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 представить в суд сведения об оплате наложенного штрафа в срок не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.

5. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

А.С. Свидская