ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-8236/18 от 12.04.2019 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-8236/2018

19 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2019 года.  

Полный текст решения изготовлен   апреля 2019 года .

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Терешонок М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко М.Б., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго»

к 1. Республике Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия

о взыскании 298 410 000 руб. 00 коп.,

третьи лица – 1. Правительство Республики Карелия,

при участии представителей:

от истца - Крылова Константина Сергеевича по доверенности от 31.01.2019, Семоевой Ирины Сергеевны по доверенности от 01.02.2019;

от ответчика, Министерства финансов Республики Карелия, - Кузнецова Романа Геннадьевича по доверенности от 20.02.2018;

от ответчика, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, - Ткачук Алены Сергеевны по доверенности от 09.01.2019;

от третьих лиц – не явились,

установил:  общество с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к  Республике Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и в лице Министерства финансов Республики Карелия  (далее - ответчики)  о взыскании 298 410 000 руб.  убытков в виде невыплаченной субсидии за фактически выполненные работы в рамках долгосрочной целевой программы «Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 19.11.2011 № 314-П.

            Определением от 25.10.2018 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Республики Карелия и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

            Определением от 26.11.2018 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.

Определением от 18.12.2018 года изменен состав суда, дело передано в производство судьи Терешонок М.В.

Определением от 04.02.2019 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия.

Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали полностью по основаниям, изложенным в  иске, и дополнительных пояснениях к нему.

В письменном отзыве и дополнениях к нему ответчик, Республика Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, по существу заявленного требования указал, что программа является действующей и обязательства по субсидированию могут быть исполнены в  сроки действия программы, а именно до 2027 года; показатели результативности, предусмотренные программой, истцом не достигнуты, что свидетельствует о невыполнении программы в целом. Кроме того, ответчиком сделано заявление о пропуске срока исковой давности, по его мнению, заявление должно было подано в суд не позднее 19.12.2017 года.

В письменном отзыве и дополнениях к нему ответчик, Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия исковые требования не признал, пояснил, что Министерство финансов РК не является надлежащим представителем Республики Карелия по заявленным требованиям, поскольку не является главным распорядителем средств бюджета на указанную деятельность; по существу указал, что законом Республики Карелия от 18.12.2014 № 1851-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» денежные средства на реализацию в 2015 году долгосрочной целевой программы № 314-П от 19.11.2011 года не предусматривались, в связи с чем у Республики Карелия не возникло расходное обязательство по предоставлению субсидии.

В судебном заседании представители ответчика поддержали свои правовые позиции, изложенные в отзывах и в дополнительных пояснениях.

Правительство Республики Карелия в отзыве исковые требования не признало, указав, что до момента газификации Сортавальского, Питкярантского, Лахденпохского муниципальных районов перевода теплосчётчиков, построенных (реконструируемых) ООО «Петербургтеплоэнерго» в рамках долгосрочной целевой программы, на природный газ, показатели  результативности достигнуты не будут, следовательно, нельзя говорить о полном исполнении истцом программных мероприятий; в спорный период бюджетные ассигнования на реализацию долгосрочной программы предусмотрены не были, в связи с чем у Республики Карелия не возникло расходное обязательство по предоставлению субсидии истцу.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в отзыве указало, что на сегодняшний день право собственности Республики Карелия зарегистрировано на 56 вновь построенных объектов недвижимости в рамках долгосрочной целевой программы; законом Республики Карелия от 18.12.2014 № 1851-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» денежные средства на реализацию в 2015 году программы не предусматривались; государственная программа, на которую ссылается истец, как на правовой акт, порождающий обязанность Республики Карелия предоставить ООО «Петербургтеплоэнерго» субсидию, является документом стратегического планирования, содержащим комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям, ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта  Российской Федерации, и сама по себе расходных обязательств не порождает. Таким образом, учитывая, что программа является действующей, то обязательства по субсидированию могут быть исполнены в сроки действия программы, - до 2027 года.

Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам исковые требования не признал, указал, что истцом не представлено доказательств размера причиненных убытков, заявленных ко взысканию, не представлено доказательств противоправности поведения причинителя вреда, наличия вины ответчика в лице министерств, и доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчиков и возникшими убытками Общества. Кроме того, Госкомитет заявил о применении срока исковой давности к заявленным требованиям.

Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия в отзыве пояснило, что порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Карелия утвержден постановлением Правительства РК от 28.12.201 № 416-П, в соответствии с которым контроль за реализацией государственной программы осуществляется ответственным исполнителем, т.е. Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия; мониторинг реализации государственной программы осуществляется ответственным исполнителем ежеквартально и по результатам отчетного года; Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия является органом, который осуществляет расчет эффективности реализации программы на основе представленных ответственным исполнителем данных.

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе путем публичного размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке части  5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав позиции представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Истец, обосновывая заявление требования, ссылается на постановление Правительства Республики Карелия от 19.11.2011 №314-П, в соответствии с которым утверждена Долгосрочная целевая программа «Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года» (далее  - Программа).

Паспортом программы установлено, что Государственным заказчиком -координатором Программы является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство).

Согласно Паспорта Программы, ее исполнителем является арендатор объектов теплоэнергетики, расположенных в Лахденпохском, Сортавальском, Олонецком национальном, Питкярантском муниципальных районах Республики Карелия. Согласно договора аренды № 51 от 15.05.2013 года, заключенного от имени собственника государственного имущества Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, арендатором объектов теплоэнергетики является ООО «Петербургтеплоэнерго».

Обществом в соответствии с Адресной программой в период 2013-2016 г.г. (Приложение № 2 к Программе) выполнены обязательства по финансированию Программы путем привлечения заемных средств, а также по выполнению работ на общую сумму 4 164 540 000 рублей, о чем в Министерство в соответствии с Перечнем, приведенным в разделе 4 Программы, предоставлены подтверждающие документы.

Разделом 4 Программы установлено, что ежегодно законом Республики Карелия о бюджете на очередной финансовый год и плановыйпериод предусматриваются бюджетные ассигнования в форме субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, в том числе на реализацию Программы в 2015 году - в размере 298 410 000рублей, в 2016 году - в размере 329 910 000рублей.

Разделом 6 Программы установлено, что Государственный заказчик осуществляет распределение средств бюджета Республики Карелия на реализацию программных мероприятий. Вместе с тем, Министерством, как Государственным заказчиком Программы, были нарушены ее требования, а именно:

не были осуществлены мероприятия по включению в бюджет Республики Карелия средств на предоставление субсидий в связи с реализацией Программы;

не было инициировано Постановление Правительства Республики Карелия о порядке предоставления субсидий на реализацию данной Программы;

не заключено соглашение на предоставление субсидий на реализацию программы.

По мнению истца, Министерством нарушены условия исполнения Программы в части предоставления Исполнителю субсидии за счет средств бюджета Республики Карелия на реализацию Программы на сумму 628 320 000рублей (в 2015г - 298 410 000 рублей, в 2016г - 329 910 000 рублей).

В связи с указанными нарушениями Обществом в адрес Министерства были направлены две претензии о выплате субсидий на реализацию Программы: № 3549 от 19.03.2018 год на сумму 298 410 000 рублей и № 3550 от 19.03.2018 год на сумму 329 910 000 рублей.

В связи с невыплатой субсидии за 2015 год, Общество обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимной связи все представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В целях комплексного развития систем теплоснабжения на территориях Северного Приладожья Республики Карелия и в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2011 года N 631р-П Правительство Республики Карелия постановлением № 314-П от 19.11.2011 года  утвердило Долгосрочную целевую программу "Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года" (далее – Программа, ДЦП).

В соответствии с паспортом Программы, она разработана на основании Концепции Долгосрочной целевой программы «Строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2026 года», одобренной Распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2011 года 631р-П (далее - Концепция).

Данная Концепция была одобрена в целях комплексного развития систем теплоснабжения на территории Северного Приладожья Республики Карелия и реализации достигнутых договоренностей между Правительством Республики Карелия и открытым акционерным обществом "Газпром" о газификации Республики Карелия и реконструкции объектов теплоснабжения, в рамках Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Карелия и открытым акционерным обществом "Газпром" от 27 апреля 2005 года и Генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Карелия. Кроме того, Концепция предполагает реализацию ДЦП с учетом газификации Олонецкого, Питкярантского, Сортавальского, Лахденпохского муниципальных районов в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Республики Кареле, разработанной ОАО «Газпром промгаз».

Реализация мероприятий программы, утвержденной постановлением № 314-П, осуществляется в рамках подпрограммы 3 "Долгосрочная целевая программа "Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года" государственной программы Республики Карелия "Энергосбережение, энергоэффективность и развитие энергетики Республики Карелия" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 ноября 2014 года N 341-П.

Целью программы является обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей, расположенных и проживающих в районах Северного Приладожья Республики Карелия, с одновременным снижением издержек при производстве и передаче тепловой энергии потребителям.

Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов производится за счет собственных и (или) привлеченных средств Арендатора. Ежегодный размер субсидий составляет 1/12 от суммы займа на строительство объектов. Субсидии предоставляются с года, следующего за годом вложения средств.

В соответствии с 4 разделом Программы, ежегодно, в период с 2014 по 2027 год, законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования в форме субсидий в целях возмещения затрат Арендатора в связи с выполнением работ. Субсидии за счет средств бюджета Республики Карелия на реализацию Программы предоставляются в порядке, предусмотренном соответствующим постановлением Правительства Республики Карелия о порядке предоставления субсидий.

Судом установлено, что истец свои обязательства по строительству, реконструкции объектов теплоэнергетики, предусмотренные программой, утвержденной постановлением № 314-П, исполнил, в доказательство чего Обществом представлены соответствующие отчеты о выполнении работ (том 2, л.д. 70-100), а также отчеты об исполнении обязательств, предусмотренных договором аренды № 51 от 13.05.2013 по строительству новых объектов теплоэнергетики в соответствии с ДЦП и акты о приеме-передачи объектов (том 4 л.д. 1-151, том 5 л.д. 1-147, том 6 л.д. 1-154, том 7 л.д.1-54). Данное обстоятельство стороной ответчика не оспаривается.

Согласно отчетам ООО «Петребургтеплоэнерго» о выполнении обязательств по финансированию и выполнению работ по реализации Адресной программы показатели выполнения задач ДЦП «Средний коэффициент полезного действия теплоисточников взонах теплоснабжения» не достигнуты, и составляет в 2013 году 70,7% против целевых 72,5%, в 2014 году 71,7% против 73,9%, в 2015 году 73,4% против 81,5%, в 2016 году 75,6% против 87,1%, в 2017 году 76,7 % против 91,3%.

Невыполнение данных показателей обусловлено отсутствием подведенного газоснабжения. Данное обстоятельство истцом не отрицается.

Истцом выбран способ защиты нарушенного права – взыскание убытков.

В обоснование размера понесенных убытков истцом представлены договоры генерального подряда с приложениями и дополнениями, первичная учетная документация и договоры в отношении объектов по которым были выполнены работы по реализации адресной программы, а также платежные документы.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков. Недоказанность одного из указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков.

Правовые основы бюджетного субсидирования юридических лиц - производителям товаров, работ, услуг установлены статьей 78 Бюджетного кодекса российской Федерации, в соответствии с которой субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 Постановления Правительства Республики Карелия от 28.12.2012 года № 416-П «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Карелия» (далее - Постановление № 416-П) государственная программа является документом стратегического планирования, содержащим комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Республики Карелия.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

          Учитывая указанную норму, а также положения статей 84, 85, 86 Бюджетного кодекса, расходные обязательства возникают в результате принятия законов, иных нормативных правовых актов, заключения договоров или соглашений, с указанием в них конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов физических или юридических лиц (категорий указанных лиц), публично-правовых образований, субъектов международного права; объемов предоставляемых ресурсов либо порядка определения таких объемов.

          Государственные программы сами по себе расходных обязательств не порождают, поскольку не соответствуют указанным требованиям, в том числе не устанавливают конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 27 Постановления № 416-П финансовое обеспечение реализации государственной программы в части расходных обязательств Республики Карелия осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период, а также средств других бюджетов бюджетной системы и внебюджетных источников в соответствии с бюджетным законодательством.

Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ утверждается законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период.

Законом Республики Карелия от 18.12.2014 года № 1851-ЗРК «О бюджете республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» бюджетные ассигнования предусмотрены не были.

По мнению суда, истцом не доказана неправомерность действий ответчика и причинно-следственная связи между такими действиями и заявленными убытками.

Кроме того, поскольку Программа является действующей, то обязательства по субсидированию могут быть исполнены в сроки ее действия - до 2027 года.

Ответчиком и третьим лицом, Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам сделаны заявления о применении срока исковой давности по заявленному требованию.

В соответствии со статьями 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со статьей 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" суд, применяя по заявлению должника исковую давность, должен проверить наличие обстоятельств, с которыми закон связывает перерыв срока давности - статья 203 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 от 29.09.2015.

По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и/или Законом (решением о бюджете).

В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Факт отсутствия в Законе Республики Карелия от 18.12.2014 года № 1851-ЗРК «О бюджете республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» расходов на выплату субсидии в рамках программы  на дату его вступления в законную силу, не исключал возможность в силу положений Закона Республики Карелия от 31.12.2009 года № 1354-ЗРК «О бюджетном процессе в Республике Карелия» предоставления субсидии Обществу в течение 2015 года.

Поскольку операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, то Общество было вправе рассчитывать на получение субсидии до конца календарного года, т.е. до 31.12.2015 года.

Истец обратился  настоящим иском в суд 10.08.2018 года, следовательно, трёхлетний срок исковой давности к моменту его обращения с настоящим иском в суд не истек.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела в совокупности с положениями действующего законодательства в регулируемой сфере правоотношений, исходя из недоказанности Обществом обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения требований о взыскании убытков, суд приходит к выводу о необоснованности требований истца, в связи с чем, отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Государственная пошлина с учетом результата рассмотрения дела по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (ОГРН: 1047833020058 , ИНН: 7838024362) отказать.

2.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65).

Судья

Терешонок М.В.