Арбитражный суд Республики Карелия | |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-9088/2021 |
декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альянс Электро» к Северо-западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об отмене постановления от 18.08.2021 № 26-2755-2454/ПС ,
при участии представителя ответчика – Ивановой Н.Н. по доверенности от 18.10.2021,
установил:
До обращения в Арбитражный суд Республики Карелия заявитель направил настоящее заявление в Петрозаводский городской суд Республики Карелия. В процессе рассмотрения дела в Петрозаводском городском суде Республики Карелия ответчик представил материалы дела об административном правонарушении и отзыв на заявление. Определением от 08.11.2021 заявление общества с ограниченной ответственностью «Альянс Электро» в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции направлено на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 115 000 руб.
В обоснование заявленного требования Общество указало следующее.
В период с 01.06.2021 по 21.06.2021 должностными лицами отдела промышленной безопасности Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия, осуществляющие государственный строительный надзор, проведена выездная проверка строительства объекта капитального строительства, по государственному контракту № 339-2017 от 20 декабря 2017 года «Инфраструктурное обеспечение промышленной площадки на территории Петрозаводского городского округа Республики Карелия», расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, в районе Пряжинского шоссе (далее – Объект), на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2, в ходе выезда был произведен визуальный осмотр Объекта, проверена предоставленная исполнительная документация, в результате чего выявлены нарушения требований проектной документации и нормативно-правовых актов.
21.06.2021 должностными лицами отдела промышленной безопасности Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия в отношении ООО «Альянс Электро» было вынесено предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального ремонта № 26-2755-1453/ПР, в котором перечислены все выявленные нарушения и установлен срок устранения выявленных нарушений до 21.07.2021 включительно. Как указало Общество, названные недостатки были устранены добровольно и в полном объеме сотрудниками ООО «Альянс Электро». Отсутствие нарушений со стороны Общества подтверждено актом проверки № 26-36-3300/А от 21.07.2021, новых недостатков выявлено не было.
На основании изложенного Общество считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия состава правонарушения.
В отзыве на заявление Управление не признало заявленное требование, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, доводы заявителя подлежащими отклонению.
Изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В период с 01.06.2021 по 21.06.2021 в ходе проведения выездной проверки строительства объекта капитального строительства «Инфраструктурное обеспечение промышленной площадки на территории Петрозаводского городского округа Республики Карелия», расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, в районе Пряжинского шоссе (далее – Объект) на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Управления от 25.05.2021 № 26-2755/РК, должностным лицом отдела промышленной безопасности, уполномоченным на проведение государственного строительного надзора, проведен визуальный осмотр Объекта, проверена предоставленная исполнительная документация, согласно п. 11 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (далее – Положение) по соблюдению требований законодательства о градостроительной деятельности, обязательных норм и правил при строительстве Объекта, в результате чего выявлены нарушения требований проектной документации и нормативно-правовых актов.
По результатам проведения плановой выездной проверки Общества составлен акт проверки от 21.06.2021 № 26-2755-2906/А и выдано предписание об устранении нарушений от 21.06.2021 № 26-2755-1453/ПР.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки Общества составлен акт проверки от 21.07.2021 № 26-36-330/А, в которым зафиксировано, что предписание об устранении нарушений от 21.06.2021 № 26-2755-1453/ПР Обществом исполнено.
В связи с выявленными в период с 01.06.2021 по 21.06.2021 нарушениями действия (бездействие) Общества были квалифицированы Управлением по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ. В отношении Общества 26.07.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 26-2755-2700/ПТ.
Законный представитель Общества извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола (уведомление от 21.06.2021 № 26-2755-2193/У), на составление протокола не явился.
Общество о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении было уведомлено надлежащим образом определением от 26.07.2021 № 26-2755-2861/0.
18.08.2021 Управлением вынесено постановление № 26-2755-2454/ПС о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 115 000 рублей. При рассмотрении дела участвовал представитель Общества ФИО3, которой была вручена копия оспариваемого постановления. В указанном постановлении указано о непринятии Обществом мер по организации и контролю соблюдения им требований законодательства при строительстве Объекта.
Полагая, что данное постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Проверив в соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, суд не усматривает процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для признания незаконным постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Управление, действуя на основании «Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и специально уполномоченным органом федерального государственного строительного надзора, проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 42 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти», утвержденного приказом Ростехнадзора от 31.01.2013 № 38 (далее – Регламент), второй экземпляр программы проверок направляется (вручается) застройщику.
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
а)соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б)наличия разрешения на строительство;
в)выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ.
В случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
Общество на основании договора является лицом, осуществляющим строительство. В соответствии с п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, (в том числе решениям и мероприятиям, натравленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требования оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент) обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), осуществляется в форме строительного контроля, который проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно п. 2 и 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 468, лицом, осуществляющим строительство, осуществляется строительный контроль, предметом которого является проверка выполнения работ при строительстве объектов строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий исооружений.
В силу п. 28 ст. 2 Технического регламента, характеристики безопасности здания или сооружения – это количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности, законодательное закрепление основных требований безопасности зданий и сооружений на уровне федерального закона означает необходимость их неуклонного и обязательного соблюдения всеми субъектами, осуществляющими строительство
В соответствии со ст. 34 Технического регламента строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения требованиям Технического регламента и проектной документации.
Общество является лицом, осуществляющим строительство Объекта и в соответствии с ч. 3 ст. 52 ГрК РФ обеспечивающим соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ; несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие проектной документации, а также в соответствии с ч. 6 ст. 52ГрК РФ проводит строительный контроль.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих Обществу обеспечить соблюдение требований законодательства при строительстве Объекта, в ходе рассмотрения дела не установлено. Возможности для их соблюдения имелись, однако не были приняты необходимые меры по организации иконтролю их соблюдения.
Согласно сведениям Управления Общество при строительстве Объекта ранее уже привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление от 01.03.2021 № 26-3817-372/ПС).
Факт совершенного заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, являющихся допустимыми и достоверными, так как они получены в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе строительства Объекта. Доказательства наличия объективных причин, препятствующих заявителю соблюдать требования законодательства при строительстве Объекта, в материалах дела отсутствуют.
Санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Факт устранения нарушений в процессе проведения проверки и после ее проведения не отменяет того обстоятельства, что в период, предшествующий проведению проверки, строительство Объекта осуществлялось с нарушением обязательных требовании технических регламентов (норм и правил), проектной документации и иных нормативно-правовых актов, установленных градостроительным законодательством Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением заявителю назначено наказание в виде штрафа в размере 115 000 руб. Характер совершенного правонарушения и иные обстоятельства учтены Управлением при назначении административногонаказания в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Суд считает, что назначенное наказание отвечает требованиям КоАП РФ и принципам юридической ответственности.
При таких обстоятельствах суд находит правомерным привлечение Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ, и обоснованным назначение наказания в виде штрафа в размере 115 000 руб., в связи с чем оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Судья | Цыба И.С. |