ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-9101/19 от 10.12.2019 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

 Дело №

  А26-9101/2019

17 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2019 года. Полный текст решения изготовлен декабря 2019 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Лазарева А.Ю., при ведении протокола помощником судьи Кардинен Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 10 декабря 2019 года без участия представителей сторон материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Костомукшское электромеханическое предприятие» о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) от 06.06.2019 № 009V12190000038 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в части выводов о привлечении к ответственности, доначислении страховых взносов и пеней с неуплатой страховых взносов по дополнительному тарифу за 2016 год; об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Костомукшское электромеханическое предприятие» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) (далее - ответчик, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 06.06.2019 № 009V12190000038 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в части выводов о привлечении к ответственности, доначислении страховых взносов и пеней с неуплатой страховых взносов по дополнительному тарифу за 2016 год; об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Оспариваемым решением Общество привлечено к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а именно: пункта 1 статьи 47, частей 1, 2, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действующий в момент совершения правонарушения) (далее – Закон № 212-ФЗ), пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ). В соответствии с данным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 14 238,65 руб., также заявителю начислены пени в сумме 1 223,87 руб. и штраф в сумме 2 847,72 руб.

В заявлении учреждение оспорило решение в части пункта 3 относительно доначисления взносов, пени и штрафа по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, считает вынесенное Пенсионным фондом решение неправомерным и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности; указав, что Общество, по его мнению, правомерно не включило в базу для начисления страховых взносов о дополнительному тарифу суммы выплат работникам – машинистам крана; Пенсионный фонд при проведении проверки не исследовал вопрос об условиях труда указанных работников (являются ли они вредными или тяжелыми); полагает, что Общество не может быть привлечено к ответственности за нарушение требований Закона № 212-ФЗ, поскольку с 01.01.2017 года указанный закон утратил силу в связи с принятием Закона № 250-ФЗ; законодатель при применении права на льготное пенсионное обеспечение ставит в прямую зависимость от фактической занятости работника на вредных условиях труда. Таким образом, Общество добросовестно исчисляло и производило уплату страховых взносов, в том числе по дополнительным тарифам, исходя из фактической занятости каждого конкретного работника во вредных условиях.

В отзыве ответчик доводы заявителя отклонил, указав, что в ходе рассмотрения материалов выездной проверки обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении правонарушения, не выявлено; Пенсионный фонд полагает, что довод Общества относительно отсутствия оснований для привлечения к ответственности за нарушение требований Закона № 212-ФЗ является ошибочным с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.01.2018 № 3-П; считает, что заявленные Обществом требования не подлежат удовлетворению.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили. До начала судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Суд рассматривает дела в отсутствие представителей сторон в порядке части 2 статьи 200 и части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Государственным Учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) на основании решения начальника Управления от 18.02.2019 N 009V02190000052 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО «Костомукшское электромеханическое предприятие» за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.

По результатам выездной проверки составлен акт № 009V10190000054 от 30.04.2019.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки начальником Управления Пенсионного фона принято решение от 06.06.2019 №009V12190000038 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. В соответствии с данным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2- 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, в общей сумме 14 238,65 руб., также заявителю начислены пени в сумме 1 223,87 руб. и штраф в сумме 2 847,72 руб.

Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Пенсионного фонда о том, что заявителем не начислены и не уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а именно: машинистов крана.

Не согласившись с решением Пенсионного фонда Общество в установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок - 05 сентября 2019 года (согласно штемпелю на почтовом конверте) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Оценив доводы сторон по существу спора, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Ранее правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также отношения, возникшие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах за периоды до 01.01.2017 регулировались Законом № 212-ФЗ.

Учитывая, что в настоящем деле нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах допущены Обществом в период с 01.01.2016 по 31.12.2016, то подлежат применению нормы закона, действующего в тот период - Закона № 212-ФЗ.

Согласно статье 5 Закона № 212-ФЗ Общество является плательщиком страховых взносов.

Страхователь исчисляет суммы страховых взносов и уплачивает их отдельными расчетными документами в каждый государственный внебюджетный фонд в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (части 1, 5, 8 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.

В соответствии со статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), с 1 января 2013 года установлены дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работников, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (статья 7 Закона № 212-ФЗ).

Страховые взносы по дополнительным тарифам уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, установленной частью 4 и 5 статьи 8 Закона № 212-ФЗ (часть 3 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Согласно нормам статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ обязанность страхователя начислять страховые взносы по дополнительным тарифам возникает в связи с осуществлением работниками видов деятельности с вредными и тяжелыми условиями труда, и не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у работников права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты.

В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пунктах 1, 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, так и на работах, не относящихся к вышеуказанным, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам должно осуществляться плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Согласно части 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ, а после проведения специальной оценки условий труда - наличия вредного или опасного класса условий труда на соответствующих рабочих местах.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В штатном расписание Общества за 2016 год указаны должности (профессии), пользующиеся правом на досрочное назначение страховой пенсии - машинист крана.

Обществом в 2013 году проведена аттестация рабочих мест с вредными условиями труда в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (действующим в указанный период). Результаты аттестации рабочих мест по условиям работы труда утверждены приказом ООО «Костомукшское электромеханическое предприятие» от 29.04.2013 № 32.

В соответствии с картой аттестации рабочего места «машинист крана» № 20 общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса составляет 3.2 «Вредный», в связи с чем предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьей 27 Закона № 173-ФЗ. С результатами оценки условий труда работники ознакомлены.

На основании трудовых договоров работники Общества ФИО1 и ФИО2 приняты на должность «машинист крана 5 разряда» на полный рабочий день, место работы для данных работников - основное.

Табели учета рабочего времени содержат информацию о выполнении трудовых обязанностей работников в должности «машинист крана 5 разряда», где прослеживается полная занятость сотрудников на занимаемой должности.

В соответствии с ведомостями начисления заработной платы (расчетным листкам) оплата труда произведена в проверяемый период согласно штатному расписанию за работу в должности «машинист крана 5 разряда».

Указанные работники в проверяемый период на работы в иных должностях с нормальными условиями труда не переводились.

Таким образом, сотрудники Общества ФИО1 и ФИО2 в проверяемый период были заняты в должностях (профессиях), пользующихся правом на досрочное назначение страховой пенсии, вредные условия труда установлены по результатам аттестации рабочего места, следовательно, Обществу на выплаты работникам, занятым в указанных должностях, необходимо исчислять страховые взносы по дополнительным тарифам в соответствии со статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ.

При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной). Результаты специальной оценки условий труда влияют только на размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Закон № 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ (с 01.01.2015 - в ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ), менее 80 процентов рабочего времени.

Вместе с тем, невключение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тем, что работа во вредных условиях труда занимает ежедневно менее 80 процентов рабочего времени, не освобождает плательщика от обязанности начисления страховых взносов по дополнительным тарифам.

При этом исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу согласно части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию.

Кроме того, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, согласно положениям Закона № 212-ФЗ, Закона № 167-ФЗ и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

Из материалов дела следует, что Обществом в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу не включены суммы выплат работникам (машинисты крана) занятым во вредных условиях труда по пункту 3 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за 2016 год - в размере 327 011,99 руб., что привело к неуплате страховых взносов по дополнительному тарифу за 2016 год в сумме 13 080,48 руб.

Указанные обстоятельство подтверждается документами, представленными в ходе выездной проверки, и имеющимися в материалах дела: трудовыми договорами; расчетными листами за проверяемый период; картами аттестации рабочего места по условиям труда № 20; должностной инструкцией «машиниста крана»; штатным расписанием 2016 года; табелями учета рабочего времени за проверяемый период; карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов за 2016 год; нарядами за проверяемый период; расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (форма РСВ-1) за 2016 год.

Всего по результатам проверки выявлена недоимка: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 14 020,69 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, в том числе в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 331 285,69 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 217,96 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, в том числе в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 4 273,70 руб.

В ходе рассмотрения материалов выездной проверки обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении правонарушения согласно статье 43 Закона № 212-ФЗ, Пенсионным фондом не выявлено. Обществом о данных обстоятельствах заявлено не было.

Учитывая изложенное, суд в удовлетворении требования Общества о признании недействительным решения Пенсионного фонда от 06.06.2019 №009V12190000038 отказывает полностью.

Государственная пошлина за рассмотрение заявления относится на заявителя в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Костомукшское электромеханическое предприятие» о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Костомукша Республики Карелия (межрайонное) от 06.06.2019 № 009V12190000038 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в части выводов о привлечении к ответственности, доначислении страховых взносов и пеней в связи с неуплатой страховых взносов по дополнительному тарифу за 2016 год, отказать полностью.

2.Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

3.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Лазарев А.Ю.