ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-924/17 от 23.10.2017 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Петрозаводск

                               Дело №

  А26-924/2017

Резолютивная часть решения объявлена  23 октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен   октября 2017 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Буга Н.Г.,  

при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи помощником судьи Ивановой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко - архитектурный и этнографический музей - заповедник "Кижи"

к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия

о признании незаконным и отмене Постановления от 27 января 2017 года № 06-20-27/5

при участии представителей:

заявителя, Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко - архитектурный и этнографический музей - заповедник "Кижи" – ФИО1, ведущий юрисконсульт, доверенность от 09.01.2017 года № 4, личность установлена на основании предъявленного паспорта; 

ответчика, Управления Федерального казначейства по Республики Карелия – ФИО2, главный специалист – эксперт юридического отдела, доверенность от 17.01.2017 года № 06-17-22/12-414 (том 3 л.д. 20), личность установлена на основании предъявленного паспорта,

установил: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко - архитектурный и этнографический музей - заповедник «Кижи» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 185035, <...>) (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 185035, <...>) (далее – ответчик, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 06-20-27/5 от 27 января 2017 года о назначении административного наказания. Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 42 833 руб. 15 коп.

Ответчик, Управление Федерального казначейства по Республике Карелия, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме (том 1 л.д. 74 - 82). Просит отказать учреждению в удовлетворении заявления.

При отсутствии возражений сторон против завершения стадии подготовки дела и перехода к судебному разбирательству, с учетом положений пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О подготовке дела к судебному разбирательству» от 20.12.2006 года № 65, суд определил завершить подготовку дела к судебному разбирательству и открыл судебное заседание.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 14.07.2016 года № 180 административным органом проведена выездная проверка учреждения по вопросу соблюдения в 2015 году условий предоставления и использования средств субсидии из федерального бюджета, выделенных в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения учреждением Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 30.12.2014 года, Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 года № 671, выразившиеся в нецелевом использовании средств субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в общей сумме 3 488 844 рублей (по оспариваемому эпизоду 856 663 руб. 00 коп.)

По результатам проверки Управлением составлен акт от 05.09.2016 года.

Учреждению выданы предписание от 19.10.2016 года № 06-18-19/12-23692, которым на него возложена обязанность возместить ущерб, нанесенный федеральному бюджету,  обеспечить до 01.12.2016 года возврат денежных средств в сумме 3 488 844 руб. 00 коп. в доход федерального бюджета, и представление от 19.10.2016 года № 06-18-19/12-23693 о возложении на Учреждение обязанности до 01.12.2016 года принять реальные и действенные меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, недопущению совершения их в дальнейшем и принятию мер к исполнению требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета.

Усмотрев по данному факту признаки правонарушения, 12 января 2017 года должностным лицом органа финансового контроля в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в присутствии представителей учреждения.

Дело об административном правонарушении рассмотрено 27 января 2017 года с участием представителя учреждения, вынесено Постановление о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко - архитектурный и этнографический музей - заповедник "Кижи" к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении штрафа в размере 42 833 руб. 15 коп. (856 663 руб. 00 коп. х 5 % от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению).

Не согласившись с указанным Постановлением, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко - архитектурный и этнографический музей - заповедник "Кижи" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Просит суд признать незаконным и отменить Постановление о привлечении к административной ответственности от 27 января 2017 года по делу № 06-20-27/5.

В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Обнаружение факта административного правонарушения влечёт осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив в соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения заявителя к административной ответственности и предшествующих этому действий административного органа, суд не усматривает существенных процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого Постановления.

Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Протокол от 12.01.2017 года об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, Постановление от 27.01.2017 года о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Карелия в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О времени и месте совершения этих процессуальных действий учреждение извещалось надлежащим образом. Все процессуальные документы учреждению вручены своевременно.

Оценив существо вменяемого правонарушения, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств является одним из видов бюджетных нарушений.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Согласно оспариваемому Постановлению учреждению вменяется нарушение пункта 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 года № 671, пункта 3 раздела 1 «Общие положения» Порядка определения нормативных затрат на оказание музеями, подведомственными Министерству культуры Российской федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2011 года № 1122, подпункта 2.1.1 пункта 2.1, подпункта 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 Соглашения  о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 6852-01-41/04-14 от 30.12.2014 года, выразившемся в нецелевом использовании средств субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, предоставленной Учреждению в 2015 году, на уплату налога на имущество, переданное в аренду сторонним организациям.

В соответствии с пунктом 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 года № 671, действовавшего в рассматриваемый период, размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному или автономному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Согласно пункту 13 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного или автономного учреждения рассчитываются с учетом затрат:

- на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;

- на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;

- на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным или автономным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному или автономному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.

В пункте 3 Порядка определения нормативных затрат на оказание музеями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2011 года № 1122, предусмотрен аналогичный порядок расчета размера субсидии на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с пунктом 8 указанного Порядка Министерство культуры Российской Федерации утверждает значения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества, определенные в соответствии с настоящим Порядком, в срок не позднее 25 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.

Для утверждения нормативных затрат федеральные государственные учреждения представляют в Министерство культуры Российской Федерации проекты расчетов нормативных затрат в соответствии с приложениями № 1 - 7 к настоящему Порядку в срок до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году.

В случае если объем субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), определенный на основе представленных федеральными государственными учреждениями проектов расчетов нормативных затрат, отличается от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на очередной финансовый год и плановый период, представленные проекты расчетов нормативных затрат подлежат соответствующей корректировке (пункт 9 Порядка определения нормативных затрат на оказание музеями, подведомственными Министерству культуры Российской федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2011 года № 1122).

Подпункт 2.1.1 пункта 2.1 Соглашения  о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 6852-01-41/04-14 от 30.12.2014 года, на нарушение которого указывает административный орган, предусматривает обязанность учредителя – Министерства культуры Российской Федерации определять размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания с учетом нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), и расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Таким образом, Учреждение не может являться субъектом нарушения указанного пункта Соглашения.

Согласно расчету суммы субсидии на 2015 год (Приложение 1 к Дополнительному соглашению от 01.10.2015 года к Соглашению № 6852-01-41/04-14 от 30.12.2014 года) и Графику перечисления субсидии (Приложение 2 к Дополнительному соглашению от 01.10.2015 года к Соглашению) сумма финансового обеспечения выполнения государственного задания составляет 182 291 270 руб. 00 коп., в том числе на содержание имущества 8 847 265 руб. 65 коп.

Министерством культуры России в соответствии с пунктом 9 Порядка определения нормативных затрат на оказание музеями, подведомственными Министерству культуры Российской федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2011 № 1122, утвержден Расчет нормативных затрат на содержание имущества, из которого следует, что на уплату налога на имущество в 2015 году предусмотрено 7 121 460 руб. 00 коп. В указанную сумму включен налог на недвижимое имущество (причалы), переданное в аренду. Передача в аренду причалов, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, для организации швартовки судов, согласована приказами Министерства культуры Российской Федерации и данный факт ответчиком не оспаривается. Данная сумма включена в расчет суммы субсидии на 2015 год, предоставленной Учреждению в рамках Соглашения.

Как усматривается из акта выездной проверки и оспариваемого Постановления, в 2015 году за счет средств субсидии Учреждением в бюджет был перечислен налог на имущество в сумме 6 129 297 руб. 00 коп., в том числе платежным поручением № 305758 от 28.10.2015 года на сумму 1 524 311 руб. 00 коп. Таким образом, налог на имущество перечислен Учреждением в пределах суммы, предусмотренной на указанные цели расчетом нормативных затрат на содержание имущества, утвержденным Министерством культуры России, на основании которого рассчитана сумма субсидии на 2015 год.

В подпункте 2.3.1 пункта 2.3 Соглашения  о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 6852-01-41/04-14 от 30.12.2014 года предусмотрена обязанность Учреждения осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.

Отчет об исполнении государственного задания за 2015 год принят Министерством культуры Российской Федерации без замечаний. Все показатели государственного задания Учреждением в 2015 году выполнены.

Кроме того, как усматривается из пункта 1.4 договора аренды объектов недвижимого имущества (причалов), заключенного между учреждением и Обществом с ограниченной ответственностью «Конт» для оказания услуг по швартовке судов, указанные причалы использовались учреждением в целях оказания государственных услуг в соответствии с требованиями, определенными в государственном задании.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Исходя из положений подпункта 2.3.1 пункта 2.3 Соглашения  о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 6852-01-41/04-14 от 30.12.2014 года, а также представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии нецелевого использования средств субсидии в сумме 856 663 руб. 00 коп., перечисленных Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный историко - архитектурный и этнографический музей - заповедник "Кижи" на уплату налога на имущество (причалы), закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления. Вывод Управления о нарушении указанными действиями Учреждения пункта 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 года № 671, пункта 3 Порядка определения нормативных затрат на оказание музеями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2011 года № 1122, суд считает необоснованным.

Аналогичная позиция изложена в Решении Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-10526/2016 от 10.03.2017 года, оставленном без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 года и Постановлением Арбитражного суда Северо – Западного округа от 10.10.2017 года.

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Проанализировав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что не подтверждены необходимыми доказательствами состав правонарушения и вина учреждения в совершении вменяемого правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недоказанность события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах заявление Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко - архитектурный и этнографический музей - заповедник "Кижи" является обоснованным, а оспариваемое Постановление № 06-20-27/5 от 27 января 2017 года о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1.Заявленные требования Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко - архитектурный и этнографический музей - заповедник "Кижи" удовлетворить.

2.Признать Постановление Управления Федерального казначейства по Республики Карелия от 27 января 2017 года № 06-20-27/5 о назначении Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко - архитектурный и этнографический музей - заповедник «Кижи» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 185035, <...>) административного наказания, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 42 833 руб. 15 коп, незаконным и отменить полностью.

3.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, город Санкт - Петербург, Суворовский проспект, дом 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Буга Н.Г.