ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-9579/18 от 19.11.2018 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-9579/2018

Резолютивная часть решения объявлена  19 ноября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен   ноября 2018 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Ильченко Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1»

к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)

о  признании незаконным решения № 3 от 05.06.2018 года

при участии представителей:

заявителя, Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» , -  Шишкаловой  И.В., по доверенности от 01.01.2018, Рыжовой В.В., по доверенности от 23.10.2018;

ответчика, Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) , -  Каратай М.М., по доверенности от 09.04.2018;

установил:  Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» (далее – заявитель, ПАО «ТГК-1», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к  Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (далее – ответчик, Пенсионный фонд, Фонд) о  признании незаконным решения № 3 от 05.06.2018 года о применении финансовых санкций к страхователю за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Оспариваемым решением Учреждение привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 7 000 руб.

Ответчик в отзыве  на заявление считал оспариваемое решение законным и обоснованным, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Представители Общества в судебном заседании поддержали требование об оспаривании  ненормативного акта Управления  в полном объеме.

Представитель Пенсионного фонда в судебное заседание находит требование Общества необоснованным по изложенным в отзыве основаниями.

Заслушав  объяснения представителей сторон,    изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, согласно решению Пенсионного фонда от 02.05.2017 года № 10 о привлечении плательщика страховых  взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, принятому по результату  проведенной в отношении Общества выездной проверки,  Пенсионным фондом установлено занижение базы для начисления страховых взносов, что привело  к неуплате страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении одного застрахованного лица за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.   

В соответствии с указанным решением от 02.05.2017 года № 10 Обществу начислена недоимки по страховым взносам,  пени за нарушение срока уплаты и штраф на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).

Пунктом 5 указанного  решения от 02.05.2017 года № 10 Обществу было предложено  представить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в составе Расчета по страховым взносам (РСВ-1 ПФР) за 2016 год не позднее 1 месяца после истечения квартала, в котором решение вступило в силу (не позднее 31  июля  2017 года).

В целях осуществления контроля за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями,  Управлением проведена проверка на основе решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в ходе выездной проверки от 02.05.2017 года № 10, в ходе которой  выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, выразившееся в том,  что Обществом не представлены  в установленный срок сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 14 лиц: в отношении одного застрахованного лица   в каждом отчетном (расчетном) периоде 2014-2016 г.г.  Указанный вывод зафиксирован в акте от 24.04.2018 №3.

 В возражениях от 14 мая 2018 №306-03/10 на акт от 24.04.2018 №3 Общество указало, что все сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за  указанные в акте периоды Обществом были своевременно представлены. Законодательством не предусмотрена ответственность за непредставление  уточненных расчетов.

  Первоначальный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 2016 год представлен Филиалом «Карельский» ПАО «ТГК-1» 26.01.2017, то есть в  установленный  законодательством  срок.  В  ходе  проведения  камеральной  проверки  представленного расчета ошибок  Пенсионным фондом не выявлено

В соответствии с п.24 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и  уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов,  производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 № 2п, установлено, что, если ошибку при расчете взносов выявили специалисты ПФР по итогам камеральной или выездной проверки подавать уточненный расчет по форме РСВ-1 ПФР не надо. В данном случае необходимо заполнить Раздел 4 и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов в текущем отчетном периоде за предыдущие отчетные (расчетные) периоды по актам проверок (камеральных и (или) выездных), по которым в текущем отчетном (расчетном) периоде вступили в силу решения о привлечении (в отказе в привлечении) к ответственное за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу того, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, за исключением страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, переданы налоговым органам, Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ утверждена новая форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также форма представления   расчета  в   электронной   форме.   В   расчете   по   страховым  взносам утвержденной в новой форме, разделов, где можно отразить уточненные сведения, не содержится.

Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п утверждена новая форма СЗВ-КОРР, которая заполняется с целью корректировки данных, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица на основании отчетности, ранее представленной страхователями.

Вместе с тем, переходные положения для применения утвержденных новых форм расчетов по страховым взносам по отношению к старым периодам (в частности, по предоставлению уточненных расчетов по старым периодам в ПФ РФ после 01.01.2017) в законном порядке не установлены.

Кроме того, уточненная форма РСВ-1 ПФР за 2016 г. без раздела 6, предназначенного для отражения индивидуальных сведений работников с отражением доначисленных сумм взносов по строке 120 разд. 1, сдается с целью уточнения сальдо расчетов с ПФР на 01.01.2017 для передачи в налоговые органы, и при предоставлении такого расчета произойдет завышение доначислений по выездной проверке, так как  на данный момент в карточках расчетов с бюджетом в налоговом органе отражены доначисления органа Пенсионного фонда на основании решения от 02.05.2017 № 10 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Филиалом «Карельский» ПАО «ТГК-1» в адрес Фонда посредством телекоммуникационной связи было направлено письмо от 31.07.2017 (получено Пенсионным фондом 31.07.2017, согласно отчету о подтверждении получения) с сообщением о технической невозможности предоставления уточненного расчета за 2016 год, а также сведений, корректирующих данные за 2014- 2016 гг, в связи с технической недоработкой системы по подготовке, отправке и принятию сведений по форме СЗВ-КОРР. Ответ на письмо в адрес филиала «Карельский» ПАО «ТГК-1» не поступил.

Решением от 05.06.2018 №3 Общество привлечено к ответственности в соответствии со  статьей 17 Закона №27-ФЗ  за представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ с применением  финансовых санкции в размере 7000 рублей.

Считая указанное решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с положениями Федерального закона № 27-ФЗ  страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Основанием для проведении проверки в данном случае явилось осуществление Пенсионным фондом контроля  за исполнением Обществом ранее принятого Пенсионным  фондом решения от 02.05.2017 года № 10, которым  Обществу было предложено  представить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в составе Расчета по страховым взносам (РСВ-1 ПФР) за 2016 год не позднее 1 месяца после истечения квартала, в котором решение вступило в силу (не позднее 31  июля  2017 года).

 Фактически, Фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности за неисполнение решения Пенсионного фонда и непредставление в установленный Фондом срок (не позднее 31  июля 2017 года) корректирующего расчета с учетом  сумм, начисленных  Фондом по результатам выездной  проверки и отраженных в решении от  02.05.2017 года № 10. Между тем, Федеральным законом № 27-ФЗ  установлена ответственность не за неисполнение решения Пенсионного фонда по представлению корректирующего расчета, а за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ. Однако  документально подтвержденные факты нарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ,   ни акт проверки от 24.04.2018, ни решение от 05.06.2018 №3 не содержит. Суду такие доказательства также не представлены.

Более того, само изложение сути нарушения различно в акте и оспариваемом решении: непредставление сведений в отношении 14 лиц (в акте от 24.04.2018);  представление  неполных (недостоверных) сведений – в решении от 05.06.2018 №3.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ) АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, наличие у органа или лица полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В нарушение данного требования, ответчик не представил доказательств в подтверждение законности принятого Фондом решения.

На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Общества.

На основании части 1 статьи 110  АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

 С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 7959/08, в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

  Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 11.08.2017 № 302-КГ17-4293 по делу № А33-6026/2016.

  Применительно к названным разъяснениям, судебные расходы по уплате государственной пошлины  за рассмотрение заявления Общества следует отнести на Пенсионный фонд.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявление Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» удовлетворить.

Признать недействительным вынесенное Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) решение № 3 от 05 июня  2018 года о применении финансовых санкций к страхователю за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

2.Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» путем возврата  заявителю уплаченного штрафа в размере 7000 рублей. 

3.Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» судебные расходы по государственной пошлине в размере 3 000 рублей.

4.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья                                                                  Васильева Л.А.