Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск
Дело №
А26-9593/2023
23 января 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 23 января 2024 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного казенного учреждения Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия о признании незаконным решения от 22.08.2023 по жалобе № 01/01/18.1-509/2023 и предписания от 22.08.2023 № 010/01/18.1-509/2023
третьи лица: ФИО1; акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
при участии представителей:
заявителя – ФИО2 по доверенности от 19.10.2023,
ответчика – ФИО3 по доверенности от 09.01.2024,
установил: государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» (ОГРН <***>, ИНН<***>) (далее – заявитель, Управление земельными ресурсами) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – ответчик, Управление, Карельское УФАС) о признании незаконным решения от 22.08.2023 по жалобе № 01/01/18.1-509/2023 и предписания от 22.08.2023 № 010/01/18.1-509/2023.
Оспариваемым решением Карельское УФАС признало жалобу ФИО1 на действия организатора торгов - ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 10:07:0010317:340 (лот № 8, извещение № 22000154380000000246) обоснованной. В действиях организатора торгов - ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» признано наличие нарушения требований пунктов 1, 3, 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Оспариваемым предписанием организатору торгов - ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» вменено в обязанность совершить действия, направленные на устранение нарушений требований пунктов 1, 3, 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации путем отмены протокола о признании претендентов участниками от 25.07.2023 № 22000154380000000246 (лот № 8), протокола подведения итогов от 28.07.2023 № 22000154380000000246 (лот № 8), повторном рассмотрении всех заявок участников и дальнейшем проведении аукциона с учетом требований действующего законодательства.
Определением от 18.10.2023 суд привлек ФИО1 и акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В обоснование заявленного требования Управление земельными ресурсами указало следующее.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 01.06.2023 № 3104-м/20р принято решение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 10:07:0010317:340.
Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 39.12 ЗК РФ.
Извещение о проведении аукциона № 22000154380000000246 (далее - Извещение) было размещено на сайте torgi.gov.ru, на сайте администрации Сортавальского муниципального района Республики Карелия, на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений в сети «Интернет» (gov.karelia.ru), а также в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки АО «Единая: электронная торговая площадка» на сайте (www.roseltorg.ru).
В соответствии с п. 1 ст. 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в Извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка (Форма заявки на участие в аукционе размещена на сайте torgi.gov.ru извещения в разделе «Документы»);
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан) (в случае представления копии паспорта гражданина Российской Федерации необходимо в соответствии с действующим законодательством представить копии 20 (двадцати) страниц паспорта: от 1 страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с «Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» включительно);
3) документы, подтверждающие внесение задатка.
Согласно п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:
1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе:
3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;
4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
Согласно пп. 7 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее прием дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 39.12 ЗК РФ предусмотрено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан).
Кроме того, согласно пп. 7 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать в том числе сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Согласно пп. 1 п. 16 Извещения о проведении аукциона для участия в аукционе заявители предоставляют на электронную торговую площадку «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru) в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
- заявка на участие в аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка: подается путем заполнения ее электронной формы;
- электронный образ документов удостоверяющих личность заявителя (для граждан) (в случае представления копии паспорта гражданина Российской Федерации необходимо в соответствии с действующим законодательством представить копии 20 (двадцати) страниц паспорта: от 1-ой страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с «Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» включительно)».
Согласно пп. 4 п. 16 Извещения указанные сведения заявителем направляются оператору электронной площадки в виде электронных документов, заверенных электронной подписью заявителя либо лица, имеющего право действовать от имени заявителя.
Заявка и все прилагаемые к заявке документы подаются в электронном виде (должны быть отсканированы) в читаемых стандартными средствами операционной системы Windows форматах графических изображений (JPG, TIFF, PDF, PNG и т.п.).
При приеме заявок от заявителей оператор обеспечивает регистрацию заявок и прилагаемых к ним документов в журнале приема заявок. Каждой заявке присваивается номер с указанием даты и времени приема. В течение одного часа со времени поступления заявки оператор сообщает заявителю о ее поступлении путем направления уведомления.
Документооборот между Заявителями, Участниками, Оператором электронной площадки и Организатором аукциона осуществляется через электронную площадку в форме электронных документов либо электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), заверенных электронной подписью Организатора аукциона. Заявителя или Участника либо лица, имеющего право действовать от имени соответственно Организатора аукциона. Заявителя или Участника.
Для участия в аукционе ФИО1 был обязан подать заявку и приложить документы, а именно копию паспорта гражданина Российской Федерации (20 (двадцати) страниц паспорта: от 1-ой страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с «Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» включительно) на торговую площадку АО «Единая электронная торговая площадка».
Однако, именно к заявке на участие в аукционе, заполненной ФИО1 в электронном виде на торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка», такие документы приложены не были. В графе заявки «Иные документы», где отражаются все приложенные документы при их наличии, стоит отметка «список пуст», что подтверждается скриншотом экрана.
Следовательно, как указало Управление земельными ресурсами, при рассмотрении заявок на участие в аукционе 22000154380000000246 лот № 8, комиссия отказала в допуске к аукциону ФИО1 по причине непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представления недостоверных сведений, а именно ввиду отсутствия копий всех страниц паспорта, что подтверждается Протоколом о признании претендентов участниками от 25.07.2023 № 22000154380000000246, лот №8.
Предъявляемые Учреждением, как Организатором торгов, требования по заполнению заявки едины и распространяются на всех заявителей. Каких-либо критериев, устанавливающих возможность отдельных лиц отклоняться от установленной формы заявки, законодательство не содержит, в связи с чем Организатор торгов при решении вопроса о допуске заявителя к участию в аукционе обязан проверять соблюдение требований, указанных в извещении и в законе.
Таким образом, по мнению Управления земельными ресурсами, в том случае, если к заявке на участие в электронном аукционе какие-либо необходимые и обязательные в соответствии с нормами закона документы не приложены, возложение обязанности на Учреждение принимать меры к их изысканию не только не соответствует установленному законодательством порядку проведения процедуры торгов, но и приводит к очевидному неравноправию участников электронного аукциона. Остальными участниками аукциона заявки е приложением необходимых документов на торговую площадку АО «Единая электронная торговая площадка» представлены в соответствии с извещением и с учётом требований ЗК РФ.
В целях соблюдения принципов, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», все участники аукциона должны находиться в равных условиях.
Заявитель считает, что позиция Карельского УФАС в данном случае противоречит вышеуказанным принципам, поскольку не только возлагает на Учреждение полномочия, не установленные законодательством, но и может привести и приведет к превышению должностных полномочий в том случае, если предписание Карельского УФАС будет исполнено.
На основании изложенного Управление земельными ресурсами просило суд удовлетворить заявленное требование.
Ответчик представил в суд отзыв на заявление, в котором заявленное требование не признал. Указал, что 21.08.2023 Карельским УФАС оператору электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» был направлен запрос (исх. №. ГГ/3086/23) о предоставлении заявки ФИО1, поданной на участие в электронном аукционе на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 10:07:0010317:340 (лот № 8, извещение № 22000154380000000246).
В ответ на указанный запрос АО «Единая электронная торговая площадка» представило заявку ФИО1, в том числе содержащую копии 20 (двадцати) страниц паспорта: от 1-ой страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с «Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» (включительно).
Доказательств обратного представитель организатора торгов на рассмотрении жалобы н представил.
Таким образом, Комиссия Карельского УФАС пришла к выводу о том, что в действиях аукционной комиссии содержатся нарушения порядка организации и проведения торгов, поскольку ФИО1 представил необходимые для участия в аукционе документы в соответствии требованиями, установленными в извещении о проведении торгов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что восстановление прав и законных интересов подателя жалобы возможно лишь путём аннулирования результатов торгов, Карельским УФАС организатору торгов было выдано предписание об отмене протокола о признании претендентов участниками от 25.07.2023 № 22000154380000000246 (лот № 8), протокола подведения итогов от 28,07.2023 № 22000154380000000246 (лот № 8), повторном рассмотрении всех заявок участников и дальнейшем проведении аукциона с учетом требований действующего законодательства.
На основании изложенного ответчик просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третье лицо, ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на заявления либо возражения относительно рассмотрения дела в его отсутствие не направил.
Третье лицо, акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» в соответствии с определением суда от 27.11.2023 представило в суд письменные пояснения, в которых указало следующее.
28.06.2023 на сайте АО «ЕЭТП» (адрес электронной площадки в сети Интернет (https://178fz.roseltorg.ru) ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» (Продавец) было опубликовано извещение о проведении в электронной форме закрытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Сортавальского муниципального района по лоту № 8 «Право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 10:07:0010317:340» (реестровый номер 22000154380000000246).
Дата и время начала подачи заявок: 28.06.2023 10:00 [GMT +3].
Дата и время окончания подачи заявок на участие: 24.07.2023 17:00 [GMT +3].
Дата рассмотрения заявок: 26.07.2023.
Дата и время проведения процедуры аукциона: 28.07.2023 10:00 [GMT +3].
Дата окончания срока подведения итогов процедуры: 28.07.2023.
В соответствии с пунктом 7.8.1 Регламента электронной площадки «Приватизация и аренда имущества» АО «ЕЭТП» под аукционом по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо на право заключения договора аренды земельного участка понимается процедура в соответствии с ЗК РФ, при которой Продавец определяет победителем процедуры аукциона (аренда и продажа земельного участка) Участника, предложившего наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
Согласно пункту 7.8.5.2 Регламента АО «ЕЭТП» подача заявок на участие в аукционе (аренда и продажа земельного участка) Субъектами автоматизированной системы (далее - АС Оператора), зарегистрированными (аккредитованными) на электронной площадке в качестве Претендентов осуществляется в форме электронного документа в соответствии с правилами и требованиями Продавца, установленными в извещении о проведении аукциона (аренда и продажа земельного участка) и документации об аукционе (аренда и продажа земельного участка). Подача заявок Претендентами осуществляется в соответствии с руководством пользователей (далее - РП). Изменение заявки допускается только путём подачи Претендентом новой заявки в установленные в извещении о проведении аукциона (аренда и продажа земельного участка) сроки, при этом первоначальная заявка должна быть отозвана.
Пунктом 6.13 Регламента АО «ЕЭТП» предусмотрены следующие варианты регистрации (аккредитации) в качестве Претендента: 6.13.1. Регистрация (аккредитация) в соответствии с пунктом 6.3 настоящего Регламента; 6.13.2. Регистрация (аккредитация) организации на Официальном сайте торгов. Порядок регистрации (аккредитации) следующий: - регистрация Претендента на Официальном сайте торгов; - активация учётной записи Пользователя в АС Оператора и загрузка сертификата ЭП в Личном кабинете Пользователя Субъекта АС Оператора.
К форме заявки на аккредитацию пользователь Претендента в качестве физического лица прикладывает в том числе копию документа, удостоверяющего личность.
Претендент - ФИО1 прошел успешную регистрацию (аккредитацию) на электронной площадке АО «ЕЭТП».
Согласно пункту 10.1 Регламента АО «ЕЭТП» АС Оператора обеспечивает для Пользователей Продавца функционал по рассмотрению заявок на участие в процедурах в соответствии с РП.
Так, РП предусмотрено, что заявки в обязательном порядке рассматриваются комиссией Продавца на предмет соответствия требованиям, установленным документацией к процедуре.
На основании результатов рассмотрения заявок комиссией принимается решение о допуске Претендентов к участию в процедуре и о признании его Участником торгов, или об отказе в допуске такого Претендента к участию в процедуре.
Заявка от Претендента признается не соответствующей требованиям документации и не допускается к участию в процедуре в некоторых случаях, например:
- не предоставление сведений, запрошенных Продавцом процедуры в составе заявки;
- предоставление недостоверных сведений;
- в случае несоответствия предоставленных сведений требованиям документации к процедуре.
Функционал электронной площадки предусматривает для рассмотрения заявки на участие в аукционе необходимость нажатия на иконку «Поданные заявки» в строке, соответствующей выбранной процедуре. После этого откроется форма «Рассмотрение заявок на участие», содержащая список заявок, поданных Претендентами. В случае многолотовой процедуры рассмотрение заявок на участие в процедуре производится по каждому лоту отдельно.
Для просмотра содержимого нужной заявки необходимо нажать соответствующую ссылку. Откроется форма «Заявка на участие в процедуре».
Для допуска Претендента к участию в процедуре или отклонения заявки такого Претендента необходимо нажать на ссылку «Указать результаты рассмотрения заявки» в списке заявок в поле «Решение о допуске Претендента».
Претендент - ФИО1, изъявив желание принять участие в электронной процедуре 22000154380000000246 по лоту № 8, посредством функционала электронной площадки подал заявку на участие.
Оператором на дату рассмотрения заявок комиссии Продавца была предоставлена возможность просмотра содержимого, поданных на участие заявок.
В форме «Заявка на участие в процедуре» у Претендента - ФИО1 в иных документах отсутствовали приложения. В форме «Аккредитационные сведения» у Претендента были приложены документы, поданные во время аккредитации (регистрации) на электронной площадке.
В период проведения электронной процедуры, в адрес АО «ЕЭТП» поступил запрос от УФАС по Республике Карелия, согласно которому оператору электронной площадки необходимо было предоставить заявку ФИО1, поданную на участие в указанном аукционе, документы заявки, а также журнал приема заявок на участие в указанном аукционе.
Запрос контрольного органа был исполнен в полном объеме оператором электронной площадки.
В отношении вопроса суда «письменно разъяснить порядок проведения закрытого аукциона со ссылкой на регламент», АО «ЕЭТП» сообщает, что основная информация о процедуре, проводимой посредством аукциона (аренда и продажа земельного участка) отражена в пункте 7.8 Регламента АО «ЕЭТП», который размещен в открытом доступе по адресу в сети «Интернет» -https://www.roseltorg.nl/_flysystem/webdav/2023/12/13/reglam_l78fz_13122023.pdf (ознакомиться с текстом можно без необходимости регистрации). При наличии у суда дополнительных вопросов к оператору электронной площадки необходимые сведения могут быть предоставлены к следующему заседанию при конкретизации информации, о каком этапе электронной процедуры требуется пояснить.
На основании изложенного, учитывая, что ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» заявлено требование о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа, что находится вне компетенции оператора электронной площадки, АО «ЕЭТП» в своей позиции полагается на решение суда и просит суд провести судебное заседание в отсутствие представителя третьего лица по причине наличия иных судебных процессов по месту нахождению организации.
До начала судебного заседания Управление земельными ресурсами представило в суд дополнительные письменные пояснения от 26.12.2023, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель Управления земельными ресурсами поддержал заявленное требование.
Представитель ответчика заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и отзыве. Пояснил, что Карельское УФАС при принятии оспариваемых актов исходило из того, что Управление земельными ресурсами имело доступ к функционалу электронной площадки, в том числе к разделу «Аккредитационные данные», в котором содержится электронный образ всех страниц паспорта ФИО1 Таким образом, по мнению ответчика, сотрудник Управления земельными ресурсами при рассмотрении вопроса о допуске ФИО1 к участию в аукционе имел возможность сделать несколько дополнительных кликов мышкой, зайти в иной раздел функционала и убедиться в том, что ФИО1 при регистрации на электронной площадке представил копии всех страниц своего паспорта. По мнению Карельского УФАС, Управление земельными ресурсами при формировании извещения о проведении аукциона предъявляет избыточные требования к пакету документов в части необходимости представления двадцати страниц паспорта заявителя, поскольку аукцион проводится в электронной форме, ФИО1 прошел успешную регистрацию на электронной площадке, а Управление земельными ресурсами не является лицом, идентифицирующим личность заявителя. Как указал представитель ответчика, отвечая на вопрос суда, регистрацию на электронной площадке и представление при регистрации копий страниц паспорта гражданина следует приравнять к фактическому предоставлению копий документа, удостоверяющего личность, применительно к требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ. Позицию Управления земельными ресурсами ответчик считает формальной, необоснованно ограничивающей круг потенциальных участников аукциона.
Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке, установленном частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
На официальном сайте www.torgi.gov.ru 27.06.2023 размещено извещение № 22000154380000000246 о проведении закрытого аукциона в электронной форме на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Сортавальского муниципального района (всего 12 лотов).
Организатор торгов: ГКУ РК «Управление земельными ресурсами».
Уполномоченный орган: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Основание проведения аукциона: Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 01.06.2023 № 3104-м/20р.
Место проведения аукциона: Электронная площадка - АО «Единая электронная торговая площадка», размещенная на сайте www.roseltorg.ru в сети Интернет - https://178fz.roseltorg.ru.
Дата, время и место начала приема заявок - 28.06.2023 с 10 час. 00 мин.
Дата, время и место окончания приема заявок: 24.07.2023 в 17 час. 00 мин.
Дата, время и место рассмотрения заявок на участие в аукционе - 26.07.2023 в 15 час. 00 мин.
Дата и время проведения аукциона: 28.07.2023 в 10 часов 00 мин.
В соответствии с протоколом о признании претендентов участниками от 25.07.2023 № 22000154380000000246 (лот № 8), ФИО1 было отказано в допуске к участию в аукционе по причине непредставления в составе заявки электронного образа документа удостоверяющего его личность, а именно копии 20 (двадцати) страниц паспорта: от 1-ой страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с «Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» включительно.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов. В жалобе ФИО1 указал, что впервые участвует в электронных торгах и не может знать о всех тонкостях, требуется помощь в компьютерном деле, до конца не понимает как все устроено.
Карельское УФАС рассмотрело жалобу в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
21.08.2023 Карельским УФАС России оператору электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» был направлен запрос (исх. № ГГ/3086/23) о предоставлении заявки ФИО1, поданной на участие в электронном аукционе на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 10:07:0010317:340 (лот № 8, извещение № 22000154380000000246).
В ответ на указанный запрос АО «Единая электронная торговая площадка» представило заявку ФИО1, в том числе содержащую копии 20 (двадцати) страниц паспорта: от 1-ой страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с «Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» включительно).
Как указало Карельское УФАС в оспариваемом решении, доказательств обратного представитель организатора торгов на рассмотрении жалобы не представил.
Таким образом, Комиссия Карельского УФАС пришла к выводу о том, что в действиях ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» усматриваются нарушения порядка организации и проведения торгов, поскольку ФИО1 представил необходимые для участия в аукционе документы в соответствии с требованиями, установленными в извещении о проведении торгов.
Учитывая, что восстановление прав и законных интересов подателя жалобы возможно лишь путём аннулирования результатов торгов, Комиссия Карельского УФАС приняла решение от 22.08.2023 № 010/01/18.1-509/2023 и выдала организатору торгов предписание от 22.08.2023 № 010/01/18.1-509/2023 об отмене протокола о признании претендентов участниками от 25.07.2023 № 22000154380000000246 (лот № 8), протокола подведения итогов от 28.07.2023 № 22000154380000000246 (лот № 8), повторном рассмотрении всех заявок участников и дальнейшем проведении аукциона с учетом требований действующего законодательства.
Полагая, что названные решение и предписание не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, Управление земельными ресурсами обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленное требование является обоснованным исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы,
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу пункта 5.3.19 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "а" пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите; конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведение торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Следовательно, решение и предписание от 22.08.2023 № 010/01/18.1-509/2023 вынесены в пределах полномочий Карельского УФАС, а также в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Пунктом 3 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представления недостоверных сведений.
Подпунктом 1 пункта 16 извещения о проведении рассматриваемого аукциона установлено, что для участия в аукционе заявители предоставляют на электронную торговую площадку «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru) в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
- заявку на участие в аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка подается путем заполнения ее электронной формы;
- электронный образ документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан) (в случае представления копии паспорта гражданина Российской Федерации необходимо в соответствии с действующим законодательством представить копии 20 (двадцати) страниц паспорта: от 1-ой страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с «Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» включительно);
- электронный образ документов, удостоверяющих личность представителя, действующего от имени заявителя (в случае если от имени заявителя действует его представитель необходимо представить нотариально заверенную доверенность на осуществление действий, подтверждающую полномочия представителя заявителя, паспорт представителя);
- электронный образ документов, подтверждающих внесение задатка.
Пунктом 1 статьи 39.13 ЗК РФ предусмотрено, что аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно пункту 3.3 статьи 39.13 ЗК РФ в извещении о проведении электронного аукциона в качестве места подачи заявок и места проведения аукциона указывается адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которой проводится электронный аукцион.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.13 ЗК РФ заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 настоящего Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Организатором торгов утверждена форма заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, которая является неотъемлемой частью извещения о проведении аукциона. Извещение о проведении спорного аукциона не было обжаловано, не было признано не соответствующим действующему законодательству.
В форме заявки на участие в спорном аукционе содержатся, в том числе следующие разделы:
1. Заявитель обязуется:
1.1 Соблюдать условия проведения аукциона, содержащиеся в извещении о проведении аукциона, опубликованном в порядке, предусмотренном п. 19, 20 ст. 39.11, 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации, а также порядок проведения аукциона в соответствии Земельным кодексом Российской Федерации.
3. Заявитель подтверждает, что он располагает данными об Организаторе аукциона, предмете аукциона, начальной цене предмета аукциона, «шаге аукциона», дате, времени и месте проведения аукциона, порядке его проведения, порядке заключения договора купли-продажи/аренды земельного участка и его условиях, последствиях уклонения от подписания и заключения договора купли-продажи, аренды земельного участка.
Приложения (в соответствии со статьей 39.12 Земельного кодекса РФ):
1) копии документов, удостоверяющих личность Заявителя (для граждан);
2) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) документы, подтверждающие внесение задатка.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 зарегистрирован на электронной площадке АО «ЕЭТП», при регистрации им была представлена копия паспорта на двадцати страницах. Как указало АО «ЕЭТП» в письменных пояснениях, копия паспорта ФИО1 была размещена в разделе «Аккредитационные сведения». При подаче заявки на участие в аукционе ФИО1 не приложил к заявке копию паспорта на двадцати страницах, что также подтверждено оператором электронной площадки.
В поданной в Карельское УФАС жалобе ФИО1 указал, что впервые участвует в электронных торгах и не может знать о всех тонкостях, требуется помощь в компьютерном деле, до конца не понимает как все устроено.
Комиссия Карельского УФАС, признавая неправомерным отказ ФИО1 в допуске к участию в аукционе, посчитала такой отказ формальным и исходила из того факта, что копия паспорта ранее была представлена ФИО1 оператору электронной площадки при прохождении регистрации.
Указанные доводы отклоняются судом.
Требования Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются императивными нормами, едины, содержат конкретный перечень документов, необходимых для участия в торгах, и распространяются на всех заявителей. Положениями ЗК РФ не предусмотрена возможность изменения перечня документов, необходимого для участия в торгах.
В Земельном кодексе Российской Федерации отсутствует указание на то, что успешное прохождение регистрации на электронной площадке с предоставлением копии документа, удостоверяющего личность, отменяет обязанность заявителя представлять установленные в статье 39.12 ЗК РФ и извещении о проведении аукциона документы (копию паспорта). Регистрация гражданина на электронной площадке не является частью процедуры по проведению аукциона, соответственно, у организатора торгов отсутствует обязанность обращаться к форме «Аккредитационные сведения» в том случае, если в форме «Заявка на участие в процедуре» отсутствуют необходимые приложения.
Таким образом, соблюдение положений статьи 39.12, 39.13 ЗК РФ и положений документации о проведении торгов является обязательными для участника торгов. Каких-либо критериев, устанавливающих возможность отдельных лиц отклоняться от установленного перечня прилагаемых к заявке документов, законодательство не содержит, в связи с чем организатор торгов при решении вопроса о допуске заявителя к участию в аукционе обязан проверять соблюдение требований, указанных в извещении и в законе.
В случае, если к заявке на участие в электронном аукционе какие-либо необходимые и обязательные в соответствии с нормами закона документы не приложены, возложение на Учреждение обязанности принимать меры к их изысканию не только не соответствует установленному законодательством порядку проведения процедуры торгов, но и приводит к очевидному неравноправию участников электронного аукциона.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в действиях Учреждения при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 10:07:0010317:340 (лот № 8, извещение № 22000154380000000246) отсутствовало нарушение требований пунктов 1, 3, 8 статьи 39.12 ЗК РФ. Оспариваемые решение и предписание Карельского УФАС не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Учреждения.
Заявленное Учреждением требование подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что Учреждение исполнило предписание от 22.08.2023 № 010/01/18.1-509/2023 в части отмены протокола о признании претендентов участниками от 25.07.2023 № 22000154380000000246 (лот № 8) и протокола подведения итогов от 28.07.2023 № 22000154380000000246 (лот № 8), суд не возлагает на ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Поскольку Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с заявлением в арбитражный суд, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Заявленное государственным казенным учреждением Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» требование удовлетворить. Признать недействительными как не соответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Земельному кодексу Российской Федерации принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия решение от 22.08.2023 № 010/01/18.1-509/2023 и предписание от 22.08.2023 № 010/01/18.1-509/2023.
2.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);
в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
Цыба И.С.