Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск
Дело №
А26-9848/2015
24 декабря 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Ильченко Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Пудожского муниципального района
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания № 818 об устранении нарушений действующего законодательства от 24.09.2015 года;
при участии представителей:
заявителя, Администрации Пудожского муниципального района, - ФИО1, по доверенности от 01.01.2015; ФИО2, по доверенности от 01.11.2015;
ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - ФИО3, по доверенности от 21.09.2015;
установил: Администрация Пудожского муниципального района (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным предписания № 818 об устранении нарушений действующего законодательства от 24.09.2015 года, согласно которому на Администрацию возложена обязанность организовать и обеспечить выполнение работ по ремонту квартиры №1 в доме 11 по ул. Новой в п. Пяльма Пудожского района, а также по восстановлению общего имущества указанного дома.
В отзыве на заявление Государственная жилищная инспекция Республики Карелия находит заявление Администрации необоснованным. Инспекция, ссылаясь на статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указывает, что к вопросам местного значения муниципальных районов относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. По мнению инспекции, поскольку спорная квартира является муниципальной собственностью, а согласно справке - отчету №250 от 24.09.2015 выявленные нарушения не относятся к понятию текущего ремонта, который должен проводить наниматель, выдано оспариваемое предписание. Ответчик также указывает, что при проведении анализа документов, представленных Администрацией по запросу Инспекции в рамках исполнения положений Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон № 59-ФЗ), а также информации, имеющейся у Инспекции, оформлена справка-отчет №250 от 24.09.2015. Имеющиеся сведения свидетельствовали о несоблюдении Администрацией законодательства, регулирующего организацию содержания муниципального жилищного фонда, вследствие чего Администрации выдано оспариваемое предписание. При этом не предполагалось какое-либо взаимодействие с проверяемым лицом, на Администрацию не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Инспекции. С учетом требований п. 79 Административного регламента Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, исполнения государственной функции по осуществлению на территории Республики Карелия регионального государственного жилищного надзора, положения Федерального закона № 294-ФЗ не применялись. В силу п. п. 9, 96 Административного регламента, п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 10 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, по результатам систематического наблюдения, анализа и обследования должностные лица инспекция вправе выдавать обязательные для исполнения предписания.
В судебном заседании представители Администрации поддержали заявленные требования. Дополнительно указали, что только в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 28.10.2015 №345-П жилое помещение - квартира №1 в доме 11 по ул. Новой в п. Пяльма Пудожского муниципального района - перешло из муниципальной собственности Пяльмского сельского поселения в собственность Пудожского муниципального района; на дату вынесения оспариваемого предписания указанное помещение являлось собственностью поселения. Кроме того, по мнению Администрации, Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия при проведении проверки были нарушены требования Административного регламента должностного органа по осуществлению на территории Республики Карелия регионального государственного жилищного надзора, согласно которому предписание не может быть выдано в результате исполнения Закона № 59-ФЗ.
Представитель ответчика возражал по доводам Администрации по основаниям, указанным в отзыве на заявление и письменных пояснениях.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на имя Президента Российской Федерации в форме электронного документа поступило обращение ФИО4 по вопросу социальной защиты прав молодежи, детей, в том числе детей-сирот, воспитанников детских домов. В названном обращении ФИО4 указывала, что в предоставленной в 2004 году ей и её брату (тогда несовершеннолетним) квартире необходим капитальный ремонт, но на её обращения в местную администрацию по вопросу ремонта квартиры получен отказ, в связи с чем, ФИО4 и обратилась за защитой своих прав.
На основании указанного обращения заместителем Главы Республики Карелия даны указания Инспекции, Администрации, Министерству социального развития Республики Карелия рассмотреть обращение ФИО4, принять меры реагирования, оказать возможную помощь.
04.09.2015 Инспекция направила в адрес Администрации запрос на основании части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ, п. 10 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия о представлении в течение 10 дней информации о принадлежности квартиры №1 в доме 11 по ул. Новой в п. Пяльма Пудожского муниципального района к муниципальной собственности; информацию о техническом состоянии жилого помещения по состоянию на сентябрь 2015 года, в том числе о наличии /отсутствии сарая (дровяника), повреждении печей, протечек кровли, повреждений полов, оконных рам, оконных проемов; сведения о способе управления; сведения о проведении межведомственной комиссии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» и иной информации.
В ответ на указанный запрос Администрация направила сообщение от 16.09.2015 35182, в котором указала, что квартира находится в муниципальной собственности. Путем визуального осмотра установлено, что кровля шиферная, оголовки труб в хорошем состоянии, оконные рамы покрашены, стекла в окнах не разбиты, на двери навесной замок; часть забора перед фасадом дома из нового штакетника, территория во дворе дома в запущенном состоянии. Ходовые мостки сгнили. Хозяйственная постройка сарай (дровяник) отсутствует. Договор социального найма Администрацией Пяльмского поселения с ФИО4 не заключался. Проверить техническое состояние квартиры не представилось возможным в связи с отсутствием доступа в квартиру; телефон заявителя временно не обслуживается.
В названном сообщении также указывалось, что в адрес Инспекции Администрацией направлена копия ответа Администрации на обращение ФИО4
Сообщалось также, что Администрация объявила открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В качестве приложения к названному сообщению был указан акт обследования указанной квартиры от 19.06.2015, проведенного Администрацией Пяльмского поселения с участием ФИО4
На основании сообщения Администрации от 16.09.2015 №5182 и акта обследования квартиры от 19.06.2015, проведенного Администрацией Пяльмского поселения, Инспекция составила справку-отчет №250. Сведения, отраженные Инспекцией в названной справке-отчете, послужили основанием для вывода ответчика о нарушении Администрацией пунктов 10, подпунктов а), ж) пункта 11 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491) и пунктов 4.2.2.2, 4.6.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, которые утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), вследствие чего Администрации выдано предписание №818 от 24.09.2015.
Полагая указанное предписание незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
Пунктом 12 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493, определено, что содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Приказом Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 12 декабря 2013 г. № 68, утвержден Административный регламент Государственной жилищной инспекции Республики Карелия исполнения государственной функции по осуществлению на территории Республики Карелия регионального государственного жилищного надзора (далее по тексту - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, а также порядок взаимодействия Инспекции с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами муниципального жилищного контроля и организациями при исполнении государственной функции по осуществлению на территории Республики Карелия регионального государственного жилищного надзора.
Разделом 3 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень административных процедур в рамках исполнения государственной функции: плановые и внеплановые проверки, систематическое наблюдение, анализ, обследование.
В силу п. 18 Административного регламента проведение административных процедур включает в себя выполнение следующих административных действий: принятие решения о проведении проверки, систематического наблюдения, анализа, обследования; организация и проведение проверки, систематического наблюдения, анализа, обследования; оформление результатов проверки, систематического наблюдения, анализа, обследования; принятие мер по результатом проверки, систематического наблюдения, анализа, обследования;
Обязательным условием для осуществления плановой, внеплановой проверки является наличие распоряжения о проведении проверки, принимаемое руководителем (его заместителем) инспекции (п. 28 Административного регламента).
Результаты проверки оформляются актом по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 (п. 53).
Таким образом, должностное лицо Государственной жилищной инспекции Республики Карелия должно было провести проверку по заявлению ФИО4 в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ.
То обстоятельство, что фактически такая проверка была осуществлена вне правовых оснований, подтверждается вынесенным в адрес Администрации оспариваемым предписанием об устранении нарушений действующего законодательства.
Выявление же Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия факта нарушений требований действующего законодательства не дает правовых оснований к игнорированию требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и положений Административного регламента.
Возможности выдачи предписаний на основании справки-отчета не предусмотрена правовыми актами. Кроме того, в силу п. 15 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493, результаты анализа используются при планировании и проведении органом жилищного надзора плановых и внеплановых проверок.
Ссылка Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" как на правовое основание выдачи предписания без проведения проверки, является необоснованной, поскольку основана на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как следует из материалов дела, Инспекция письмом от 04.09.2015 №6774/14-03/ГЖИИ истребовала у Администрации сведения по жилому помещению – квартире 1 дома 11 по ул. Новой в п. Пяльма. Направление указанного письма свидетельствует о необходимости взаимодействия, в данном случае, административного органа и органа местного самоуправления при проведении проверочных мероприятий, следовательно, Закон № 294-ФЗ подлежит применению к спорным правоотношениям.
Статья 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на которую ссылается Инспекция, предусматривает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.
Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Однако возможность выдачи обязательного для исполнения предписания по результатам рассмотрения заявления гражданина без проведения в установленном порядке проверки законом не предусмотрена.
Ссылку Инспекции на статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в обоснование своего довода о правомерности возложения обязанности по ремонту на администрацию муниципального района суд находит необоснованной, поскольку указанная норма права определяет вопросы местного значения городского поселения. Вопросы местного значения муниципального района определены в статье 15 Закона №141-ФЗ.
Вывод ответчика о нарушении Администрацией пунктов 10, подпунктов а), ж) пункта 11 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и пунктов 4.2.2.2, 4.6.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, которые утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, вследствие чего Администрации выдано предписание №818 от 24.09.2015, суд считает противоречащим как фактическим обстоятельствам и установленным правоотношениям, так и требованиям законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку в рассматриваемом деле Администрация и Инспекция в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, основания для её взыскания отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявление Администрации Пудожского муниципального района удовлетворить.
2. Признать недействительным как противоречащее Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выданное Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия предписание №818 об устранении нарушений действующего законодательства от 24 сентября 2015 года.
3. Обязать Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Администрации Пудожского муниципального района.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
Васильева Л.А.