Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Петрозаводск
Дело №
А26-9914/2012
16 января 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 16 января 2013 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Левичевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи помощником судьи Буга Н.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Реалстрой"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
о признании решения от 05 сентября 2012 года незаконным
при участии представителей:
заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Реалстрой" – ФИО1, адвокат, доверенность б/н от 01.09.2012 года, личность удостоверена на основании предъявленного удостоверения;
ответчика, Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску – ФИО2, специалист I разряда юридического отдела, доверенность № 1.4-20/07 от 28.12.2012 года, личность удостоверена на основании предъявленного удостоверения; ФИО3, главный государственный налоговый инспектор отдела регистрации и учета налогоплательщиков, доверенность № 1.4-22/18 от 14.01.2013 года, личность удостоверена на основании предъявленного удостоверения,
установил: Общество с ограниченной ответственностью "Реалстрой" (далее – заявитель, общество, ООО «Реалстрой») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее – ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании решения от 05 сентября 2012 года незаконным по тем основаниям, что при принятии оспариваемого решения налоговым органом нарушены нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью». Заявитель полагает, что принятый налоговым органом ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Общества.
Ответчик, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме (л.д. 56 – 57). Просит отказать заявителю в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях относительно предмета заявленных требований.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
27.08.2012 года в Инспекцию от Общества с ограниченной ответственностью «Реалстрой» поступило заявление по форме № Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в связи с переходом части доли в уставном капитале (л.д. 11 - 21).
Налоговым органом 05.09.2012 года принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица по причине непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 9).
Общество с ограниченной ответственностью «Реалстрой», полагая, что ненормативный правовой акт Инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает его права, обратилось в суд с настоящим заявлением. Просит суд признать решение Инспекции от 05.09.2012 года незаконным.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные о государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Вопросы правового положения общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества урегулированы статьями 87- 94 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Пунктом 6 статьи 93 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", предусмотрено, что доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, допускаются только с согласия остальных участников общества. Уставом общества может быть предусмотрен различный порядок получения согласия участников общества на переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьим лицам в зависимости от оснований такого перехода.
Устав общества с ограниченной ответственностью в силу статьи 89 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к учредительным документам общества.
Согласно действующей редакции устава Общества (л.д. 26 – 45) не содержит прямого указания на необходимость получения согласия остальных участников общества при переходе права на долю в уставном капитале к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, как этого требуют Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В судебном заседании установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Реалстрой» было создано на основании решения учредителей ФИО4, имеющего долю в уставном капитале 85 % и Общества с ограниченной ответственностью «Омега», имеющего долю в уставном капитале 15 %. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц 07.02.2011 года внесена запись об исключении Общества с ограниченной ответственностью «Омега» из реестра юридических лиц (л.д. 52). Решением учредителя ООО «Реалстрой» от 01.07.2011 года доля ликвидированного участника распределена второму участнику – ФИО4 (л.д. 24).
Поскольку Федеральный закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» обязывает при переходе доли к другим участникам Общества необходимо получение согласие на переход доли, участников Общества являющегося вторым учредителем и ликвидированного, следует признать, что заявленные Обществом с ограниченной ответственностью требования не могут быть удовлетворены арбитражным судом, который не вправе подменять орган управления юридического лица и решать вопросы, связанные с управлением Обществом.
Таким образом, решение налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица по причине непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов является правомерным, так как Обществом не представлены в налоговый орган надлежащие документы.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд считает заявление Общества с ограниченной ответственностью «Реалстрой» необоснованным и в его удовлетворении отказывает.
Расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью «Реалстрой» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) отказать.
2. Судебные расходы отнести на заявителя.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, город Санкт - Петербург, Суворовский проспект, дом 65); в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа (190000, город Санкт - Петербург, улица Якубовича, дом 4).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
Левичева Е.И.