АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело №А27-10087/2010
08 октября 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 08 октября 2010 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осокиной И.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сельхозинвестгрупп», г. Кемерово
к Администрации города Кемерово, г. Кемерово
третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконными действий по отказу в согласовании схемы расположения и обеспечению выбора земельного участка, выраженного в письме от 14.04.2010 №07-10-01-6/682
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 11.01.2010, паспорт; ФИО2 – директор, протокол общего собрания учредителей общества №1 от 22.07.2008, паспорт;
от Администрации: ФИО3 – заведующий юридического отдела управления архитектуры и градостроительства по доверенности от 31.12.2009 №01-40/2334, удостоверение; ФИО4 – заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства по доверенности от 31.12.2009 №01-40/2333, удостоверение;
от Комитета: ФИО5 – представитель по доверенности от 23.09.2010 №7-2-09/1704, паспорт; ФИО6 – ведущий специалист правового отдела по доверенности от 03.06.2010 №7-2-06/245, паспорт;
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Сельхозинвестгрупп» (далее по тексту – общество, ООО «Сельхозинвестгрупп») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Администрации города Кемерово (далее по тексту – Администрация) с заявлением о признании незаконными действий по отказу в согласовании схемы расположения и в обеспечении выбора земельного участка, расположенного 240 метров северо-западнее пересечения ул. Тухачевского, ул. Рубиновая, примерной площадью 30 300 кв.м., для строительства предприятия торговли с объектами обслуживания не выше V класса вредности, ориентировочной площадью 25 000 кв.м., в т.ч. торговой площадью 15 000 кв.м., выраженному в письме от 14.04.2010 №07-10-01-6/682;
Общество просит обязать Администрацию утвердить схему расположения земельного участка площадью 27 507 кв.м., расположенного 240 метров северо-западнее пересечения ул. Тухачевского, ул. Рубиновая, примерной площадью 30 300 кв.м., для строительства предприятия торговли с объектами обслуживания не выше V класса вредности, ориентировочной площадью 25 000 кв.м., в т.ч. торговой площадью 15 000 кв.м., а также обязать Администрацию в течение двух месяцев обеспечить выбор земельного участка, расположенного 240 метров северо-западнее пересечения ул. Тухачевского, ул. Рубиновая, примерной площадью 30 300 кв.м., для строительства предприятия торговли с объектами обслуживания не выше V класса вредности, ориентировочной площадью 25 000 кв.м., в т.ч. торговой площадью 15 000 кв.м.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет по управлению государственным имуществом по Кемеровской области (далее по тексту – Комитет).
Определением суда от 13.07.2010 заявление принято к производству, предварительное заседание назначено на 12.08.2010.
Определением суда от 12.08.2010 судебное разбирательство по существу спора назначено 30.08.2010, которое откладывалось до 04.10.2010, объявлялся перерыв до 07.10.2010 для представления дополнительных документов, пояснений.
Представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование своих требований указал на то, что у Администрации отсутствовали основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку схема расположения земельного участка разработана в соответствии с технико-экономическим обоснованием, выполненным с учетом градостроительного обоснования. Письмом от 06.11.2008 исх. №01-39/2530 Администрация указала на возможность размещения объекта в соответствии с регламентом территориальной зоны при условии разработки градостроительного обоснования, которое было разработано проектной организацией ООО «РиГА-Строй», согласовано с Управлением архитектуры и градостроительства, утверждено заместителем главы города. В качестве градостроительных ограничений указано на необходимость разработки технико-экономического обоснования для определения границ земельного участка. Технико-экономическое обоснование разработано ООО «РиГА-Строй». Заявитель считает, что обществом выполнены требования пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ, поскольку заявление подано в уполномоченный орган, в заявлении указаны предполагаемые характеристики земельного участка, приложено обоснование примерного размера. Законодательством не предусмотрено право Администрации на отказ в обеспечении выбора земельного участка.
Заявитель утверждает, что само по себе отсутствие градостроительной документации не препятствует выбору земельного участка по смыслу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ. Утвержденное и согласованное градостроительное обоснование определяет назначение и место размещения объекта строительства, и является достаточным документом для рассмотрения вопроса о размещении объекта строительства в отсутствие проекта планировки. Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основанию необходимости разработки проекта планировки является отказом в выборе земельного участка, что препятствует в принятии решения Комитетом о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставлению земельного участка под строительство.
Заявитель также указал на то, что на зону К3 не разработан проект планировки, отсутствуют сведения о параметрах застройки, характеристики планируемых объектов строительства. В соответствии с частью 3 статьи 16 Правил землепользования и застройки в случае отсутствия документации по планировке территории возможность формирования земельных участков и размещение объектов капитального строительства возможно при наличии положительного градостроительного обоснования. Ссылается также на абзац 2 пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ. Кроме того, Правила землепользования и застройки не могут устанавливать условия предоставления земельных участков. В пункте 3.2. Порядка обеспечения выбора земельных участков для строительства (утв. Постановлением Администрации города Кемерово от 28.06.2010 №62) перечислены случаи невозможности размещения объекта, в которых не предусмотрено отсутствие проекта планировки. Считает, что ссылка Администрации на Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 №26 «О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах» является необоснованной, поскольку не регулирует отношения по предварительному согласованию мест размещения объектов, не распространяет свое действие на правоотношения, которые возникли до вступления в законную силу, не имеет обратной силы.
Представители Администрации возражали против заявленных требований, представили отзыв. Указали на то, что правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка отсутствуют. Письмо Администрации от 14.04.2010 №07-10-01-6/682 не является отказом в обеспечении выбора земельного участка, а соответственно не нарушает права и законные интересы заявителя. В судебном заседании представители Администрации пояснили, что изложенные замечания в отношении градостроительного обоснования не являются основанием отказа в обеспечении выбора земельного участка, поскольку в данном случае предоставление градостроительного обоснования не является обязательным. В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ к заявлению о выборе земельного участка могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В дополнениях к отзыву Администрация указала на то, что Комитет в целях обеспечения выбора земельного участка направляло в Администрацию два поручения: письмо от 06.10.2008 №7-3-10/352, от 06.03.2009 №10-3-03/426. Администрацией направлен ответ от 06.11.2008 №01-39/2530 с указанием на то, что земельный участок находится в зоне К3. В адрес ООО «Сельхозивестгрупп» и Комитету также направлено письмо от 26.03.2009 №07-10-04/780 о том, что границы земельного участка должны быть определены проектом планировки территории. Таким образом, общество узнало о необходимости подготовки проекта планировки из письма Администрации от 26.03.2009, в связи с чем заявителем пропущен срок для обращения с заявлением в суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Ссылается также на письма от 29.09.2009, от 08.12.2009.
В отношении необходимости подготовки проекта планировки Администрация ссылается на статью 41 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово (утв. постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 №75). Большая часть территории перспективной коммунально-бытовой зоны находится в частной собственности ОАО «Плодопитомник -1». Оставшаяся часть территории зоны составляет 10,47 га. На рассмотрении Администрации находится ряд поручений Комитета по обеспечению выбора земельного участка: ООО «Торговый квартал» - площадь участка 40000 кв.м., ООО «Сельхозинвестгрупп» - 30300 кв.м., ООО «Автотрейд» - 34000 кв.м., ООО «Кузнецкая строительная компания» - 20000 кв.м., ООО «Трансхимресурс» - 20000 кв.м., ООО «КМП-ойл» - 6000 кв.м. Общая площадь испрашиваемых земельных участков составляет 15га. До установления элементов планировочной структуры администрация не вправе определять места расположения земельных участков, предоставляемых для строительства, согласовывать и утверждать схемы расположения.
Комитет представил отзыв, в котором указал, что 06.10.2008 в адрес Администрации направлен запрос об обеспечении выбора земельного участка, о чем заявителю сообщено в письме от 06.10.2008 №7-6-10/350. В ответе Администрации от 06.11.2008 Администрацией указано на необходимость разработки градостроительного обоснования. 18.11.2008 в адрес ООО «Сельхозинвестгрупп» направлено письмо о необходимости разработки указанного обоснования. Комитет повторно обратился в Администрация с письмом от 06.03.2009 об обеспечении выбора земельного участка, однако, в данном письме допущена опечатка в наименовании заявителя. 26.03.2010 от Администрации поступил ответ, согласно которому Администрация готова рассмотреть схемы расположения земельных участков на кадастровом плане на основании разработанного проекта планировки. Однако, в письме неверно указан заявитель: ООО «Торговый квартал». 10.11.2009 Комитет сообщил Администрации о допущенной опечатке в наименовании заявителя. Ссылается на статью 16 Правил землепользования и застройки и пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель Комитет поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Суд, заслушав пояснения представителей заявителя, Администрации, Комитета, исследовав материалы дела, изучив обстоятельства дела, доводы заявления, отзывов, дополнений, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, удовлетворил заявленные требования частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Сельхозинвестгрупп» обратилось в Комитет с заявлением от 08.09.2008 №3 об обеспечении выбора земельного участка по адресу: г. Кемерово, Заводский район, северо-западнее пересечения ул. Тухачевского и ул. Терешковой для строительства предприятия торговли.
Администрация в письме от 14.04.2010 №07-10-01-6/682 указала на отсутствие правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку схема выполнена не на основании градостроительного обоснования размещения предприятия торговли площадью 15000 кв.м. с объектами обслуживания. Границы участка должны быть определены проектом планировки территории (участок находится в зоне К3).
ООО «Сельхозинвестгрупп», считая незаконными отказ Администрации в утверждении схемы расположения границ, обеспечении выбора земельного участка, выраженный в письме от 14.04.2010, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Администрация, указывая на пропуск заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ссылается на письмо от 26.03.2009 №07-10-04/780, из которого заявитель узнал о необходимости подготовки проекта планировки.
Вместе с тем в материалы дела не представлено доказательств направления и получения заявителем указанного письма. Во вводной части данного письма в качестве адресатов указаны: председатель Комитета и ООО «Торговый квартал».
В судебном заседании представитель Администрации также пояснил, что указанное письмо не направлялось в адрес ООО «Сельхозинвестгрупп».
Вместе с тем Комитет письмом от 10.11.2009 №10-3-11/509 сообщил Администрации о том, что в наименовании заявителя допущена опечатка: вместо наименования ООО «Сельхозинвестгрупп» указано – ООО «Торговый квартал».
Заявитель также утверждает, что не получал письмо от 26.03.2009.
Ссылка Администрации на письмо от 29.09.2009 №01-6/4114 является несостоятельной, поскольку в данном письме указывается на то, что в Администрацию не поступало обращение Комитета об обеспечении выбора земельного участка для ООО «Сельхозинвестгрупп», в связи с чем отсутствуют правовые основания для согласования схемы расположения земельного участка. Необходимость разработки проекта планировки в данном письме не обозначена.
Письмо от 08.12.2009 №07-10-01-6/2609 также направлено только в адрес ООО «Торговый квартал».
Кроме того, общество обжалует отказ Администрации, изложенный в конкретном документе – письме от 14.04.2010 №07-10-01-6/682.
Общество обратилось в суд с заявлением 08.07.2010 о признании незаконными действий по отказу Администрации в согласовании схемы расположений земельного участка, обеспечении выбора земельного участка, выраженных в письме от 14.04.2010 №07-10-01-6/682.
Таким образом, ООО «Сельхозинвестгрупп» не пропущен срок на обращение в суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Порядок выбора земельных участков для строительства установлен статьей 31 Земельного кодекса РФ.
В силу положений пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как следует из материалов дела, ООО «Сельхозинвестгрупп» обратилось в Комитет с заявлением от 08.09.2008 №3 о выборе земельного участка, в котором просило обеспечить выбор земельного участка по адресу: г. Кемерово, Заводский район, северо-западнее пересечения ул. Тухачевского и ул. Терешковой для строительства предприятия торговли с объектами обслуживания не выше V класса вредности, ориентировочной площадью 25000 кв.м., в том числе торговой площадью 15000 кв.м. с целью дальнейшего принятия решения о предварительном согласовании места размещения указанного объекта. Примерная площадь земельного участка составляет 30300 кв.м. Исправшиваемое право – аренда.
К заявлению общества от 08.09.2008 приложено: схема расположения земельного участка, обоснование размера испрашиваемого земельного участка, копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Комитет направил в адрес общества письмо от 06.10.2008 №7-6-10/350, в котором сообщил о том, что Комитет в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ направил запрос в администрацию города об обеспечении выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования.
В ответе от 06.11.2008 №01-39/2530 на запрос Комитета Администрация указала на то, что единственно возможным вариантом размещения предприятия торговли является земельный участок северо-западнее пересечения ул. Тухачевского и ул. Терешковой, обозначенный на схеме. Указанный земельный участок располагается в территориальной зоне К3 - перспективная коммунально-бытовая зона с возможностью размещения объектов коммунального и бытового назначения, торговли, обслуживания транспортных средств, требующих организации санитарно-защитной зоны не более 50 м. В связи с отсутствием градостроительной документации для принятия решения о возможности размещения предприятия торговли необходимо разработать градостроительное обоснование. Техническое задание на выполнение градостроительного обоснования и выполненное обоснование необходимо согласовать с управлением архитектуры и градостроительства. К ответу приложена ориентировочная схема расположения земельного участка.
Указанный ответ направлен ООО «Сельхозинвестгрупп» Комитетом письмом от 18.11.2008 №7-6-11/1147.
Градостроительное обоснование возможности размещения предприятия торговли торговой площадью до 20 000 кв.м. по адресу: г. Кемерово, Заводский район, северо-западнее пересечения ул. Тухачевского и ул. Терешковой разработано ООО «РиГа-Строй», утверждено заместителем главы города 22.05.2009, согласовано с начальником Управления архитектуры и градостроительства.
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово в письме от 28.05.2009 исх. №04/2111, адресованном обществу, изложило градостроительные ограничения, указав, в том числе на необходимость разработки силами проектной организации технико-экономического обоснования для определения границ с учетом ранее разработанного градостроительного обоснования, а также указало условия землепользования.
ООО «РиГа-Строй» разработано технико-экономическое обоснование возможности размещения предприятия торговли по указанному адресу.
03.06.2009 ООО «Сельхозинвестгрупп» обратилось в управление архитектуры и градостроительства с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка.
Оценив представленные в совокупности доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что заявителем выполнены условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Действующим законодательством Администрации не предоставлено полномочий на отказ в обеспечении выбора земельного участка. Из анализа пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ следует обязанность органа местного самоуправления по обеспечению выбора земельного участка.
Вместе с тем из содержания письма от 14.04.2010 следует, что Администрацией отказано обществу в обеспечении выбора земельного участка в связи с отсутствием проекта планировки территории, а также выполнением схемы расположения земельного участка не на основании градостроительного обоснования размещения предприятия торговли площадью 15000 кв.м. с объектами обслуживания.
Замечания в отношении схемы расположения земельного участка представитель Администрации в судебном заседании не поддержал, указав на то, что основанием для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка и обеспечении выбора земельного участка послужило отсутствие проекта планировки территории, которым должны быть определены границы участка.
Между тем, исходя из положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, само по себе отсутствие градостроительной документации по планировке территории не препятствует выбору земельного участка.
Администрации ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне К3, градостроительный регламент которой содержит ссылку на необходимость подготовки проекта планировки территории.
В соответствии со статьей 41 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово (утв. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 №75) К3- перспективная коммунально-бытовая зона с возможностью размещения объектов коммунального и бытового назначения, торговли, обслуживания транспортных средств, требующих организации санитарно-защитной зоны не более 40 м. Выделена с целью определения параметров, плотности застройки, характеристик планируемых объектов коммунального, бытового, торгового значения, а также объектов обслуживания транспортных средств при подготовке проекта планировки территории в установленном порядке.
Вместе с тем в пункте 3 статьи 16 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово указано на то, что в случае отсутствия документации по планировке территории формирование земельных участков и размещение объектов капитального строительства осуществляется при наличии положительного градостроительного обоснования.
В соответствии с пунктом 1.2. Распоряжения Администрации города Кемерово от 02.04.2009 N 1149 "О регламенте разработки, согласования и утверждения градостроительных обоснований в администрации города Кемерово" градостроительное обоснование - документация, обосновывающая размещение, функциональное назначение и характеристики градостроительного объекта, границы, условия транспортного обслуживания и инженерного обеспечения участка территории градостроительного объекта, иные необходимые меры по развитию, реконструкции, благоустройству участка территории градостроительного объекта и прилегающей к нему территории.
Таким образом, градостроительное обоснование определяет необходимые параметры для осуществления выбора земельного участка.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Таким образом, необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Земельным кодексом РФ срок.
Между тем проект планировки на указанную территорию отсутствует, и не находится в процессе разработки, соответствующих заявлений не поступало от заинтересованных лиц, процедура разработки проекта планировки полномочными органами не инициирована.
Исходя из видов разрешенного использования зоны К3, размещение объекта торговли возможно в указанной зоне.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что основания, указанные в письме 14.04.2010 №07-10-01-6/682 в обоснование отказа в обеспечении выбора земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка не основаны на законе. В связи с чем требования заявителя о признании незаконными действий по отказу в обеспечении выбора земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженные в указанном письме Администрации, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя об обязании Администрации утвердить схему расположения спорного земельного участка и обеспечить выбор в течение двух месяцев по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Таким образом, указанная норма обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.
Указанные принципы земельного законодательства закреплены в подпунктах 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ.
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования.
На момент рассмотрения спора у суда отсутствует возможность установить наличие возможных претендентов на спорный земельный участок. Процедура публичного информирования не проводилась Администрацией. Вместе с тем по смыслу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. На стадии публичного информирования также населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта.
Вместе с тем, поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, в случае наличия нескольких заявок на один и тот же земельный участок, по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса РФ в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, лицо, которому необходимо предоставить земельный участок невозможно определить. Следовательно, право на заключение договора аренды подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Данная правовая позиция соответствует изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного суда Российский Федерации от 14.09.2010 №4224/140, в котором также указано, что содержащееся в постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.
Кроме того, суд учитывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения Администрации в компетентные органы за соответствующей информацией в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ. Между тем разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ за рассмотрение заявления относятся на Администрацию.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Сельхозинвестгрупп», г. Кемерово удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Администрации города Кемерово, г. Кемерово по отказу в согласовании схемы расположения, в обеспечении выбора земельного участка, расположенного северо-западнее пересечения ул. Тухачевского и ул. Терешковой, примерной площадью 30300 кв.м., для строительства предприятия торговли с объектами обслуживания не выше V класса вредности, ориентировочной площадью 25000кв.м., выраженные в письме от 14.04.2010 №07-10-01-6/682.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Администрации города Кемерово, г. Кемерово в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сельхозинвестгрупп», г. Кемерово судебные расходы в размере 2000 руб. по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья Н.А. Аникина