АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., 8, г. Кемерово, 650000
www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело №А27-10129/2009
29 сентября 2009 года
Резолютивная часть решения оглашена : 29 сентября 2009 года
Полный текст решения изготовлен : 29 сентября 2009 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Петраковой С.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Финк А.А..
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Мечта-НК», г. Новокузнецк
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово;
к Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414051:65
при участии :
от заявителя: ФИО1- представитель, доверенность от 21.07.2009; ФИО2 – представитель, доверенность от 21.07.2009
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области: ФИО3 – заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения, доверенность от 11.01.2009 № 02/09
от Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва – не явился
от третьего лица (Коллегии Администрации Кемеровской области) - не явился
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Мечта-НК» (ООО«Мечта-НК») (Свидетельство о государственной регистрации Серия 42 № 002390836 от 07.10.2003), г. Новокузнецк обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414051:65 площадью 26 328 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово в размере 91 640 922 руб. 72 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 480 руб. 74 коп. за кв.м.
О признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414051:65 площадью 26 328 кв.м. в размере 91 640 922 руб. 72 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 480 руб. 74 коп. за кв.м.
Об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414051:65 площадью 26 328 кв.м. в размере 91 640 922 руб. 72 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 480 руб. 74 коп. за кв.м. занимаемого Обществом с ограниченной ответственностью «Мечта-НК», почтовый адрес относительно ориентира : г. Новокузнецк, район Заводский, ул. Промстроевская, дом 21.
В рассмотрении спора в качестве третьего лица принимает участие Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово.
Определениями суда от 30.07.2009, 21.08.2009 рассмотрение спора откладывалось в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ, по ходатайствам сторон, в том числе для нормативного обоснования, документального подтверждения доводов и аргументов, положенных в основу требований и возражений.
Надлежаще извещенное о дне и времени рассмотрения спора Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва в судебное заседание представителя не направило, возражения против рассмотрения спора без участия его представителя не заявило.
Третье лицо (Коллегия Администрации Кемеровской области) надлежаще извещенное о дне и времени рассмотрения спора в судебное заседание представителя не направило, заявило о рассмотрении спора без участия его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом без участия представителей Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, Коллегии Администрации Кемеровской области, г. Кемерово.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении, сославшись на то, что кадастровая оценка земельного участка расположенного по адресу : г. Новокузнецк, район Заводский, ул. Промстроевская, дом 21 с кадастровым номером 42:30:0414051:65 площадью 26 328 кв.м. проведена Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва с нарушением методики расчета.
В обоснование довода о недостоверности кадастровой стоимости, представитель также сослался на то, что по результатам оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414051:65 проведенной независимым оценщиком – ООО Центр профессиональной оценки «Трио» и отраженным в Отчете № 077-06/09 «об оценке рыночной стоимости земельного участка (кадастровый номер 42:30:0414051:65) общей площадью 26 328 кв.м., расположенного : Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводский район, ул. Промстроевская, 21», рыночная стоимость данного земельного участка на 01.01.2009 составила 10 531 200 руб., что в 8,7 раза меньше его кадастровой стоимости.
Представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (УФАКОН, Управление) по Кемеровской области в судебном заседании возражал против доводов заявителя, мотивировав тем, что кадастровая оценка производилась Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, во исполнение Государственного контракта от 29.06.2007 № 140. Заказчиком по данному Контракту является Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области.
По мнению представителя, Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» исполнение Контракта в части обязательств по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, соответствует требованиям действующего законодательства, регламентирующего порядок и методику проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Как пояснил представитель, при проведении кадастровой оценки, исполнителем Контракта учитывались, в том числе и показатели статистического анализа рыночных цен, полученных последним в результате сбора информации от различных источников, в том числе Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом, Фонда имущества Кемеровской области, официальных реестров, содержащих сведения о сделках с объектами недвижимости, находящихся в ведении органов власти и местного самоуправления, официальных сайтов предприятий, организаций, размещающих информацию о рынке недвижимости, отчеты об оценке рыночной стоимости. В противном случае, по мнению, представителя, условия государственного Контракта заказчиком были бы признаны не исполненными.
По мнению представителя, при реализации полномочий по формированию данных по кадастровой стоимости земельных участков, УФАКОН Кемеровской области выполнило возложенные на него обязанности по Контракту и полномочия, предусмотренные действующим федеральным законодательством в полном объеме.
Более подробно возражения и доводы изложены в отзыве от 20.08.2009.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва в отзыве, сославшись на то, что выполнило в полном объеме обязательства по Контракту, и предоставило результаты заказчику в полном объеме, который был принят, в конечном итоге, заказчиком, возражало против удовлетворения предъявленных требований.
При этом, предприятие указало, что все замечания в ходе исполнения Контракта были учтены, и со стороны заказчика никаких претензий после исполнения последнего не поступило.
Более подробно возражения и доводы изложены в отзыве от 20.08.2009 № 1-05/1420.
Третье лицо, не заявляющее требований, относительно предмета спора - Коллегия Администрации Кемеровской области в отзыве, сославшись на то, что предусмотренная действующим законодательством процедура по проведению кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, была соблюдена, вся документация и информация для проведения работ по кадастровой оценки, предусмотренная законодательством и Контрактом была предоставлена Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, результаты проведенной работы по оценки проверены на соответствие нормам действующего законодательства, Техническому заданию и Контракту уполномоченными органами, в том числе Роснедвижимостью, г. Москва и Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области - Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, полагало, что, Коллегия Администрации Кемеровской области, утверждая результаты оценки, действовала в рамках полномочий.
Никаких иных полномочий, в том числе по проверке результатов и правильности исчисления кадастровой оценки земель, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, и принятыми уполномоченными органами в качестве надлежащей, по мнению третьего лица, ему законом не предоставлено.
В судебном заседании установлено, и подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 19.08.2008 № 42АВ 806953, ООО «Мечта-НК» является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414051:65 площадью 26 328 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводский район, ул. Промстроевская, д. 21 (о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.08.2008 сделана запись регистрации № 42-32-06/099/2008-378).
Земельный участок с кадастровым номером 42:30:0414051:65 является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 04.04.2005 с разрешенным использованием «для иных целей (под нежилые здания)».
В целях получения информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414051:65 общество обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области.
Согласно Кадастровой выписке о земельном участке от 26.03.2009 № 4200/001/09-69240, представленной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в ответ на запрос заявителя, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414051:65 определена в размере 91 640 922 руб. 72 коп., удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 3 480 руб. 74 коп./кв.м.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414051:65 площадью 26 328 кв.м., определена Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен, и является недостоверной, общество обратилось в арбитражный суд.
Заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора, изучены письменные материалы и обстоятельства дела.
Суд, разрешая спор по настоящему делу, исходил из следующего.
Согласно частям 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ
использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных нормами Земельного кодекса РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В целях установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают, в том числе, средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 года N 215 -Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (Отчет) Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.
После чего, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации ( пункт 11.1 Административного регламента).
Изучив документы, представленные в материалы дела, в том числе Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 (отчетУправлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области представлен в материалы дела в виде отдельных таблиц, приложений, расчетов, пояснений, актов, справочных и информационных материалов), подготовленный в соответствии Государственным контрактом на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области от 29.06.2007 № 140 (в редакции дополнений и соглашений, с учетом Технического задания, утвержденного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), заключенным Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области с Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва; протоколы заседаний областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области и по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель, протокол заседания межведомственной комиссии г. Новокузнецка по рассмотрению и согласованию материалов государственной кадастровой оценки городских земель, суд согласился с доводом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, о том, что в ходе исполнения возложенной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», последним в полном объеме исполнены административные процедуры, предусмотренные Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (в редакции постановлений Правительства РФ от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590), нормами «Административного регламента».
Довод заявителя о том , что органы исполнительной власти Кемеровской области, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области фактически не осуществляли контроль за деятельностью подрядчика Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва в ходе исполнения Государственного контракта от 29.06.2007 № 140 по проведению работ по кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, судом не принят, поскольку опровергается материалами дела, в том числе протоколамизаседаний областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области от 10.07.2007 № 1; от 31.10.2008. от 25.11.2008 № 20.
Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, при непосредственном участии органов исполнительной власти Кемеровской области, в том числе, заместителя Губернатора Кемеровской области, руководителей Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, Департамента лесного комплекса Кемеровской области, Главного финансового управления Кемеровской области, Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Кемеровской области», Управления Роснедвижимости по Кемеровской области (в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), рассматривались и были согласованы :
перечень оцениваемых населенных пунктов по городской технологии расчета кадастровой стоимости земельных участков;
состав факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Кемеровской области в разрезе групп видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.5, 1.2.7, 1.2.9 пункта 1.2. Методических указаний, оцениваемых по городской технологии в разрезе населенных пунктов;
состав факторов стоимости, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки в сельских населенных пунктах в разрезе районов Кемеровской области;
перечень организаций и открытых источников (общедоступных печатных изданий) в качестве информации, используемой для сбора исходных данных для государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области;
плановая основа для формирования слоев тематических карт и отображения результатов государственной кадастровой оценки земель и источника ее получения.
Результаты проведенных работ, в виде карт, таблиц, программ, описаний на согласование комиссии были представлены представителями подрядчика, в том числе Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» (протокол от 31.10.2008).
Как следует из вышеназванных протоколов, контроль со стороны заказчика - Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области носил постоянный (систематический), непосредственный характер.
Оспаривая довод заявителя о том, что при проведении работ в целях определения кадастровой стоимости земельного участка кадастровым номером 42:30:0414051:65, по виду разрешенного использования № 9: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально –технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», ФГУП «ФКЦ «Земля» не были учтены данные по статистическому анализу рыночных цен, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области представило документы, в том числе, отчет о статистическом анализе рыночной информации земельных участков, определенной в результате индивидуальной оценки рыночной стоимости земельных участков вида разрешенного использования, указанного в п. 1.2.9 . Методических указаний в составе городских населенных пунктов, таблицы : «исходная рыночная информация с внесенными поправками по виду разрешенного использования, указанного в п. 1.2.9. Методических указаний в составе городских населенных пунктов Группа 6», «Сведения об используемых источниках информации» и пояснило что, при составлении, последнего учитывалась вся имеющаяся информация о рыночной оценке земельных участков и объектов недвижимости (полученная подрядчиком, от различных источников), в том числе, от Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом, Фонда имущества Кемеровской области, Кузбасской Торгово-промышленной палаты, собственников и пользователей земельных участков, риэлтерских и оценочных компаний, интернет-сайтов, газет и журналов регионального и муниципального уровней.
При недостаточности информации оценщиком применялся Отчет № 1/ГКР/140-029д «об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу : РФ, Кемеровской области, г. Новокузнецк», применялся анализ Отчета № 1/ГКР/140-200 «об оценке рыночной стоимости земельного участка, предназначенного для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью 6 710 кв.м., кадастровый № 42:30:0505020:0049, расположенного по адресу : РФ, <...> а».
Изучив представленные, документы в подтверждение довода о применении статистического анализа рыночных цен в целях построения статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, суд принял довод Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области о соблюдении требований законодательства в части использования данных о рыночной стоимости в качестве состоятельного и документально подтвержденного.
Довод заявителя , о том что информация о рыночных ценах не учитывалась при проведении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков населенных пунктов на территории Кемеровской области, основана на предположении, и не может быть принят судом в качестве доказательства, поскольку не отвечает требованиям Арбитражного процессуального кодекса РФ (обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, в том числе, быть основанными на предположении).
В обоснование правильности кадастровой стоимости земельных участков и соблюдения требований действующего законодательства при проведении работ по определению кадастровой стоимости, в том числе земельных участков 9 вида разрешенного использования, Группа 6 представлен Отчетоб определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007.
Как уже сказано выше, материалы Отчета представлены выборочно, в виде отдельных таблиц факторов стоимости земельных участков, расчетов кадастровой стоимости, пояснений, актов, справочных и информационных материалов.
Как установлено в судебном заседании, в целях проведения кадастровой оценки была произведена группировка земельных участков. Город Новокузнецк вошел в группу 6.
Для 9 вида разрешенного использования определены коэффициенты, зависимые от таких факторов как «расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений», «расстояние до ближайшего вокзала, автостанции», применялся «свободный член», определенный в виде 0,0498871269586256 .
Для данной группы был определены факторы стоимости, в наибольшей степени, влияющие на стоимость земельных участков в данной группе - «расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений», расстояние до ближайшего вокзала, автостанции, (модель «Экспоненциальная»).
Статистически значимая модель была определена оценщиком в ходе исполнения Государственного контракта на основе сведений о рыночной стоимости и рыночной информации о цене земельных участков вида разрешенного использования.
Доказательств, подтверждающих незаконность ее выбора и неправомерность применения избранной модели, от заявителя не поступило.
Довод заявителя о том, что кадастровая стоимость земельных участков не может и не должна превышать их рыночную стоимость , со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации судом не принят исходя из следующего.
Из буквального прочтения пункта 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, случаем исключения из пункта 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, является «случаи определения рыночной стоимости земельного участка».
Поскольку спор, рассматриваемый по настоящему делу, касается государственной кадастровой оценки земель, проведенной в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, нормы пункта 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для рассматриваемых правоотношений значения не имеют.
Доводы заявителя о том , что, по его мнению, ФГУП «ФКЦ «Земля» в целях определения кадастровой стоимости земельных участков, неправомерно применяло отчеты об оценке гипотетических земельных участков, по причине недостаточности информации о рыночной стоимости объектов недвижимости , в том числе земельных участков, о том, что из представленных в материалы дела расчетов, таблиц, цифр сложно понять, как они составлены, как рассчитаны, на чем основаны, судом, в качестве доказательства недостоверности оспариваемой кадастровой оценки земельного участка, не принимаются, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств того, что применение отчетов об оценке гипотетических земельных участков, по причине недостаточности информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, противоречит требованиям, установленным правилам проведения кадастровой оценки, заявителем суду не представлено.
Как следует из Отчета № 1/ГКР/140-029д «об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу : РФ, Кемеровской области, г. Новокузнецк», именно по причине недостаточности информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, (обусловленной рядом причин), применялись в ходе проведения работ по кадастровой оценке земель Отчеты об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков.
Факт применения данных отчетов был принят в качестве состоятельного Роснедвижимостью, г. Москва, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, рабочей комиссией по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, в пределах полномочий, предоставленных данным органам погосударственной кадастровой оценке земель.
Кроме того, как следует из информации Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) г. Москва «о проведении проверки» от 24.11.2008 № МП/0242, направленной в адрес Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в качестве сопроводительной к Акту проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 № 2, Роснедвижимостью проведена проверка Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области. Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 № 2 подписан должностным лицом Роснедвижимости – ФИО4
Оснований сомневаться в том, что Отчет с выводами о его соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 проверен и реально подписан должностным лицом Роснедвижимости – ФИО4 у суда не имеется.
Наличие полномочий на осуществление указанной деятельности документально подтвержден Должностным регламентом главного специалиста-эксперта отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ФИО4, утвержденным руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ( дата не проставлена, но факт ознакомления с данным Регламентом ФИО4 11.10.2006 г., позволяет суду прийти к выводу о том, что данный документ подписан в период с 06.10.2006 по 11.10.2006 г.г.).
Обоснованность и законность участия в проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 № 2 сотрудник ФГУП «ФКЦ «Земля» ФИО5, документально подтверждена Государственным контрактом № К-07/26 «на выполнение работ по теме : «Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель» от 30.05.2008, заключенным между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) г. Москва и Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва.
Доводы заявителя о том, что из представленных в материалы дела расчетов, таблиц, цифр сложно понять, как они составлены, как рассчитаны , о том, что не представляется возможным понять как выведены и применены алгоритмы, модели, факторы, функции, комбинации, не понятна природа применяемого «свободного члена», его назначение и происхождение, судом принят.
Однако, данные обстоятельства не могут быть положены судом в основу выводов о недостоверности кадастровой стоимости, поскольку доказательствами таковой не являются.
Данные доводы, по мнению суда, относятся не к результатам оценки, а характеризуют, прежде всего, принятые государством (в лице его уполномоченных органов) и примененные оценщиком указания и методики расчетов кадастровой стоимости земель, как сложные и непонятные для широкого круга лиц, интересы которых они затрагивают.
Понимание которых, требует не только наличие специальных, но и профессиональных знаний.
Факт заключения Государственного контракта по проведению государственной оценки земельных участков населенных пунктов с Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, позволяет суду прийти к выводу о том, что данное обстоятельство обусловлено, в том числе и наличием права у исполнителя на обладание специальным программным продуктом, для исполнения вышеназванного Контракта.
Оценив характер доводов заявителя, положенных в основу заявленных требований, с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что фактически заявитель оспаривает принцип и порядок ценообразования, установленный действующим законодательством в целях проведения кадастровой оценки, ставит под сомнения законность, правильность, справедливость и соответствие земельному законодательству «Методических указаний», «Административного регламента», которыми руководствовались Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово, при осуществлении деятельности по проведению государственной кадастровой оценке земель. И предлагает к применению свое видение проведения кадастровой оценки.
Довод заявителя о недостоверности кадастровой стоимости, по причине несоответствия использованной оценщиком информации, в том числе о рыночных ценах объектов недвижимости , требованиям, предусмотренным Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 256, судом не принят, поскольку документально не подтвержден и основан на предположении.
Действительно пунктом 19 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» предусмотрено, что информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.
Но в целях, применения данной нормы, информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.
Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.
Если в качестве информации, существенной для определения стоимости объекта оценки, используется экспертное суждение оценщика или привлеченного оценщиком специалиста (эксперта), для характеристик, значение которых оценивается таким образом, должны быть описаны условия, при которых указанные характеристики могут достигать тех или иных значений.
Однако, доказательств того, что полученная и использованная оценщиком Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва информация в целях проведения кадастровой оценки, не соответствовала требованиям п. 19 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», суду не представлено.
Вместе с тем, как следует из пункта 19 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки.
Из буквального прочтения данной нормы следует, что использование информации о событиях, произошедших после даты оценки, следует расценивать как применение недостоверной информации.
В связи с этим, суд не может принять в качестве доказательства недостоверности результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером, данные о рыночной стоимости указанного земельного участка, содержащиеся в Отчете № 077-06/09 «об оценке рыночной стоимости земельного участка (кадастровый номер 42:30:0414051:65), общей площадью 26 328 кв.м., расположенного : Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводский район, ул. Промстроевская, 21», ООО Центр профессиональной оценки «Трио», поскольку для определенная его рыночной стоимости на 01.01.2009, оценщиком ООО Центр профессиональной оценки «Трио»- применялась в том числе, информация, о событиях, произошедших после даты государственной кадастровой оценки земель.
Исходя из вышесказанного, оценив в совокупности с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательства, представленные участниками процесса в материалы дела, их доводы, возражения, установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора судом, оставлены за заявителем.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью «Мечта-НК», г. Новокузнецк отказать.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок и в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья С.Е.Петракова