ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-10163/11 от 16.11.2011 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Красная, д.8, г. Кемерово, 650000,

тел. (3842) 58-43-26, факс. (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru

info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело № А27-10163/2011

16 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2011 года, полный текст решения изготовлен  16 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мишиной И.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филимоновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово

об исправлении кадастровой ошибки

заинтересованные лица: Открытое акционерное общество «Кемеровский Областной Кадастровый Центр», г. Кемерово; Общество с ограниченной ответственностью «Медпласт», г. Кемерово

третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово

при участии: от заявителя: ФИО1 – юрисконсульт (доверенность от 05.08.2011 № 34), ФИО2 – ведущий юрисконсульт (доверенность от 15.07.2011); от ОАО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр»: ФИО3 - юрисконсульт (доверенность от 22.04.2011 № 17), ФИО4- главный инженер (доверенность от 14.09.2011); от ООО «Медпласт»: ФИО5 – представитель (доверенность от 23.08.2011); от третьего лица: представители не явились,

у с т а н о в и л:

Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 42:24:0101049:1130, 42:24:0101049:1131 путем снятия их с кадастрового учета.

Определением суда от 15.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово.

Надлежаще извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, представив в досудебном порядке в материалы дела письменный отзыв, в котором также просило суд рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие не явившегося в заседание представителя Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области.

Заявленные требования обоснованы тем, что в связи с принятием Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Кемеровской области (далее – ФБУ «Кадастровая палата») решения от 23.05.2011 № 4200/00/11-50886 об осуществлении кадастрового учета с нарушением требований действующего законодательства, была допущена ошибка в сведениях государственного кадастра в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101049:1130, 42:24:0101049:1131. Кроме того, в обоснование требований заявитель также ссылается на неверное указание при постановке на государственный кадастровый учет названных земельных участков вида их разрешенного использования.

Представители Общества с ограниченной ответственностью «Медпласт» (далее – ООО «Медпласт») по существу требований возражают, ссылаясь на отсутствие в рассматриваемом случае кадастровой ошибки.

Представители Открытого акционерного общества «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» (далее – ОАО «Кемеровский областной кадастровый центр») поддержали правовую позицию общества по существу заявленных требований, пояснив, что ООО «Медпласт» обратилось в их организацию с заявкой на выполнение кадастровых работ по разделу земельного участка. В соответствии с законом такая работа была проведена и подготовлен межевой план на раздел земельного участка, который в дальнейшем был передан заказчику (подробнее пояснения изложены в отзыве).

Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области в представленном в материалы дела письменном отзыве также сослался на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных учреждением требований по причине их незаконности и необоснованности (подробнее доводы изложены в отзыве на заявление от 16.11.2011).

Как следует из материалов дела, решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области (после изменения наименования – ФБУ «Кадастровая палата» по Кемеровской области) от 23.05.2011 № 4200/000/11-50886, принятым по результатам рассмотрения поступившего в учреждение 11.05.2011 заявления ООО «Медпласт» о постановке на государственный кадастровый учет двух земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101049:660, собственность на который не разграничена, и приложенных к нему документов, в частности - межевого плана образуемых земельных участков, оформленного ОАО «Кемеровский областной кадастровый центр», указанные участки поставлены на государственный кадастровый учет с «временным» статусом, участкам присвоены кадастровые номера - 42:24:0101049:1130, 42:24:0101049:1131.

Однако по итогам проведенного служебного расследования по факту осуществления кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101049:1130, 42:24:0101049:1131 было установлено, что решение от 23.05.2011 № 4200/000/11-50886 об осуществлении кадастрового учета названных земельных участков принято с нарушением требований действующего законодательства (акт служебного расследования от 24.06.2011 № 33), что послужило основанием для обращения ФБУ «Кадастровая палата» в арбитражный суд с настоящим заявлением об исправлении кадастровой ошибки.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является:

техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка);

воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Принимая во внимание, что материалы дела не содержат доказательств наличия кадастровой ошибки, применительно к перечисленным нормам права является обоснованным довод представителей заинтересованных лиц и третьего лица об отсутствии оснований для внесения исправлений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 42:24:0101049:1130, 42:24:0101049:1131 путем снятия их с кадастрового учета.

Довод ФБУ «Кадастровая палата» об образовании земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101049:660 с нарушением норм земельного законодательства со ссылками на отсутствие в приложении к представленному ООО «Медпласт» межевому плану решения органа, осуществляющего распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, об образовании спорных земельных участков, а также на отсутствие утверждения представленной схемы раздела названным органом, судом не принимаются как несостоятельные, поскольку обстоятельства, на которые в указанной части ссылается заявитель, сами по себе не свидетельствуют о недостоверности сведений, содержащихся в представленных обществом документах, и, соответственно, о наличии кадастровой ошибки в сведениях либо технической ошибки, влекущих в качестве правовых последствий снятие земельных участков с кадастрового учета.

Обратного заявителем в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не доказано, о невозможности представления соответствующих доказательств по независящим от учреждения причинам не заявлено.

Не принимается судом и ссылка заявителя на неверное указание учреждением при постановке на кадастровый учет вида разрешенного использования вновь образованных земельных участков.

Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.

Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию (статьи 1, 7 Земельного кодекса, постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 16.02.2010 № 14434/09, от 06.04.2010 № 16158/09).

Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом под определенные цели. Вид разрешенного использования земельного участка определяется на основании правоустанавливающих документов о его предоставлении, градостроительных регламентов. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка (пункты 69 и 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42).

Как следует из представленных в суд материалов, спорные земельные участки расположены в черте города Кемерово и относятся к категории земель населенных пунктов, что не отрицается представителями лиц, участвующих в деле.

В силу статьи 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к определенным территориальным зонам, включая производственные и сельскохозяйственного использования.

Землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 (далее - приказ № П/0152), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, отнесены к одному виду разрешенного использования.

В связи с изложенным и принимая во внимание назначение расположенных на вновь образованных земельных участках объектов недвижимости, определение учреждением вида их разрешенного использования исходя из указанного назначения также не свидетельствует о наличии кадастровой ошибки.

При таких обстоятельствах заявленное требование удовлетворению не подлежит.

В связи с тем, что ФБУ «Кадастровая палата» по Кемеровской области освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявление Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 42:24:0101049:1130, 42:24:0101049:1131 путем снятия их с кадастрового учета оставить без удовлетворения.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск.

Судья Мишина И.В.