ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-10253/2012 от 03.08.2012 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

www.kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело № А27-10253/2012

"06" августа 2012г.

Резолютивная часть решения оглашена 03 августа 2012 г.

Решение изготовлено в полном объеме 06 августа 2012г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Дворовенко И.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием аудио записи секретарём судебного заседания Шуткариной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Кемеровской области, г. Кемерово

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово, г. Кемерово

об обязании провести возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 645 руб.

в заседании приняли участие:

от заявителя: ФИО1 – главный специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 11.01.2012 № 7, паспорт,

от налогового органа - ФИО2 – главный государственный налоговый инспектор юридического отдела по доверенности от 30.07.2012, № 04-12/80, удостоверение,

у с т а н о в и л:

Отделение Пенсионного фонда (государственное учреждение) по Кемеровской области (далее Отделение ПФ РФ либо Отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее Инспекция ФНС России по г. Кемерово либо Инспекция) провести возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 645 руб.

Заявление обосновано тем, что в 2008 году Отделением излишне перечислен НДФЛ, исчисленный с доходов правопреемников, умершего застрахованного лица (ФИО4) Факт излишнего перечисления налога установлен в 2011 году, в то время когда в статью 226 Налогового кодекса РФ внесены изменения (с доходов правопреемников НДФЛ не исчисляется). В отношении пропуска трёх летнего срока Отделение указало, о том, что о наличии других правопреемников (жены и дочери) пенсионному фонду стало известно в августе 2011 года.

Инспекция ФНЧС России по г. Кемерово заявленные требования не признала, указывая на нарушение пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ ( пропуск трёх летнего срока для возврата), а так же на отсутствие оснований для возврата НДФЛ, поскольку, пенсионный фонд документально не подтвердил наличие излишней уплаты налога.

В соответствии со статьями 158 и 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение спора откладывалось, и в судебном заседании объявлялся перерыв.

Изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, а так же, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

12.12.2011 Отделение ПФ РФ по Кемеровской области направило в Инспекцию ФНС России по г. Кемерово заявление о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 645 руб.

Решением от 19.12.2011 за № 4250 налоговый орган отказал в возврат е суммы НДФЛ, указывая на пропуск трёхлетнего срока со дня уплаты налога, с учётом пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).

Не согласившись с данным отказом, Отделение ПФ РФ обратилось в арбитражный суд с заявление об обязании налоговый орган возвратить сумму излишне уплаченного НДФЛ в размере 645 руб. на счёт пенсионного фонда.

Суд не может согласиться с данными требованиями.

В соответствии с представленной копией платёжного поручения № 8793 (лист дела 41) Отделение ПФ РФ по Кемеровской области 16.06.2008 перечислило в соответствующий бюджет сумму НДФЛ за июнь 2008 года в размере 131 459 руб.

Поскольку, на представленной копии платёжного поручения отсутствует отметка кредитного учреждения, то по поручению суда заявитель представил в материалы дела (в последнем судебном заседании) письмо Главного Управления по Кемеровской области головной расчётно- кассовый центр г. Кемерово от 20.07.2012 № 34-8-1954, в соответствии с которым, факт перечисления суммы 131 459 руб. подтверждён (имеется отметка банка о перечислении).

В подтверждении включения суммы НДФЛ, исчисленный с доходов, выплаченных ФИО3, в сумму налога 131 459 руб., заявитель по спору представил расчётные ведомости (лист дела 87).

Таким образом, факт перечисления в 2008 году подоходного налога, и в том числе суммы 645 руб. документально подтверждён.

Согласно пункту 1 статьи78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6 статьи 78 НК РФ).

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

В пункте 7 статьи 78 НК РФ определено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Правила, установленные статьей 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков ( пункт 14 статьи 78 НК РФ).

Из материалов дела следует, что налоговый агент обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДФЛ в размере 645 руб. 12.12.2011 (данные обстоятельства не опровергаются Отделением пенсионного фонда), оплаченного 16.06.2008.

Следовательно, трёх годичный срок, установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ пропущен.

В Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.1007 № 381-О-П определено, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления от 27 апреля 2001 года № 7-П, от 10 апреля 2003 года № 5-П, от 14 июля 2005 года № 9-П; Определение от 21 апреля 2005 года N 191-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 2005 года N 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации, с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с выявлением налогового правонарушения, при том что штрафные санкции, определяемые в процентах от объема налоговой недоимки, могут достигать значительных размеров, установление законодателем предельных сроков глубины налоговой проверки и хранения отчетной документации служит прежде всего целям соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав налогоплательщика ( статья 35; статья 55; стать я 57 Конституции Российской Федерации); кроме того, не может быть доказана виновность лица в совершении правонарушающих деяний в рамках производства, возбужденного при отсутствии необходимой доказательственной базы.

Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога ( пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты, что ограничивает во времени право налогоплательщика на подачу заявления о возврате суммы переплаты или ее зачет в счет будущих платежей. Данная норма непосредственно не определяет срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки и задолженности по пеням. Вместе с тем, положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации должны рассматриваться в соответствии с общеконституционными принципами равенства и в системной связи с общими принципами и иными нормами налогового законодательства.

В Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению в том числе при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности. Так, согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе в течение 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки и иной задолженности, вынести решение о принудительном взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Статьёй 113 НК РФ установлен общий трехлетний срок давности с момента совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, и по истечении этого срока лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно статье 115 "Давность взыскания налоговых санкций" налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таким образом, положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, не предполагает, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового кодекса Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд, проверка законности и обоснованности произведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности осуществляется в рамках арбитражного судопроизводства.

Следовательно, проверка законности и обоснованности возврата излишне уплаченного налога, по истечении трёх лет, так же рассматривается в рамках арбитражного судопроизводства.

Из содержания пунктов 6, 7 и 8 статьи 78 НК РФ, в их взаимосвязи следует, что данные нормы направлены не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О).

В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N N А65-28187/2007-СА1-56 указано, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

В подтверждении наличия излишне уплаченного НДФЛ в размере 645 руб. Отделение ПФ РФ указало на следующие обстоятельства.

Застрахованное лицо - ФИО4 умер 10.04.2004.

Формирование накопительной части трудовой пенсии умершего застрахованного лица ФИО4 (место проживания г. Осинники) осуществлялось через Пенсионный фонд РФ.

Заявление о распределении средств пенсионных накоплений ФИО4 в ПФР отсутствовало и правопреемников не было указано.

21.04.2008 ( через четыре года после смерти) в УПФР в г. Осинники обратилась ФИО5, как правопреемник по закону (мать ФИО4) с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица ФИО4.

12.05.2008 ОПФР по Кемеровской области было принято решение об удовлетворении заявления ФИО5 и выплате средств пенсионных накоплений в размере 7442,65 рублей., как правопреемнику по закону.

В соответствии со статьёй 226 НК РФ (в редакции, действующей в 2008 году), российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

16.06.2008 Отделение ПФ РФ по Кемеровской области перечислено на счет ФИО5 средства пенсионных накоплений в размере 6474,65 рублей (платежное поручение № 8630 от 16.06.2008) и в Инспекцию ФНС России по г. Кемерово налог на доходы физических лиц (13%) в размере 968,00 рублей (платежное поручение № 8793 от 16.06.2008).

Позднее ( 17.08.2011 и 31.08.2011 по истечении 7 лет после смерти застрахованного лица) в Отделение ПФ РФ поступили заявления от других правопреемников ( жены и дочери) - ФИО6 и ФИО7 о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица ФИО4.

13.09.2011 Отделение ПФ РФ по Кемеровской области принято решение о выплате средств из резерва ПФР в размере 4961,76 рублей другим правопреемникам по закону умершего застрахованного лица, из них:

ФИО6 - 2480,88 руб.;

ФИО7 - 2480,88 руб.

14.10.2011 средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица ФИО4 перечислены из резерва пенсионного фонда, на счета жены и дочери - ФИО6 и ФИО7, как правопреемникам по закону.

При этом, налоговый агент не исчислял в 2011 году подоходный налог с данных видов выплат.

01.12.2011 ФИО5 (мать) по письменной просьбе Отделения ПФ РФ, возвратила в резерв ПФР излишне полученные средства пенсионных накоплений в размере 4316,77 рублей (платежное поручение от 01.12.2011 № 596).

Отделение ПФ РФ считает, что исчисленный и уплаченный налог на доходы физического лица ФИО5 (мать) в 2008 году в размере 968,00 рублей подлежит перерасчету (4961,76*13%= 645,00 руб.).

Соответственно, НДФЛ в размере 645,00 рублей, стал излишним уплаченным с 13.09.2011.

При этом, заявитель по спору указывает на отсутствие в 2008 и 2011 годах срока обращения правопреемниками за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, ссылаясь на Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ.

Суд не может согласиться с данными доводами.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" накопительная часть пенсии назначается по достижении пенсионного возраста - женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет. Следовательно, предполагается, что накопительная часть пенсии впервые может быть назначена мужчинам и женщинам, которые выйдут на пенсию в 2012 – 2013 годы.

Застрахованное лицо имеет право в любое время подать в Пенсионный фонд РФ или в негосударственный пенсионный фонд в зависимости от того, где формируется накопительная часть трудовой пенсии, заявление о распределении средств пенсионных накоплений, указав своих правопреемников и то, в каких долях будут распределяться между ними накопления в случае его смерти.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц (правопреемников), которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства.

Как следует из Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" срока для получения правопреемниками средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений не предусмотрено.

Однако, Федеральным Законом от 09.05.2005 № 48-ФЗ внесены изменения в Закон № 111-ФЗ от 24.07.2002 ( изменении я вступили в законную силу 24.05.2005), в соответствии с которыми срок обращения за выплатой -не позднее 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица (абзац 1 п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 N 48-ФЗ). Таким образом, если смерть застрахованного лица наступила до 24.05.2005, т.е. до вступления в силу указанного Закона, то восстанавливать пропущенный 6-месячный срок в суде не требуется.

В статье 38 Закона № 111-ФЗ законодатель указал, что Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.

03.11.2007 постановлением Правительства РФ № 741 утверждены Правила выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта ( далее Правила выплат).

В соответствии с пунктом 2 Правил выплат, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 № 741, "правопреемниками по закону" являются родственники умершего застрахованного лица, и в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям) (правопреемники по закону первой очереди).

Правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета ( пункт 3).

Принятие решений по заявлениям о выплате средств пенсионных накоплений (об отказе от получения средств пенсионных накоплений), расчет и выплата средств пенсионных накоплений осуществляются Территориальным органом Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, который, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица ( пункты 7 и 8 Правил выплат).

Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.

Согласно пункту 17 Правил, в обязанность Территориального органа Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица входит определять сумму средств пенсионных накоплений, подлежащих при наличии оснований передаче в резерв Фонда по обязательному пенсионному страхованию ( подпункт « з»).

В пункте 25 вышеуказанных Правил перечислены случаи передачи в резерв Фонда по обязательному пенсионному страхованию, а именно, отказ правопреемников по заявлению от получения средств пенсионных накоплений, а также отсутствие обращений правопреемников по заявлению и правопреемников по закону с заявлениями о выплате средств пенсионных накоплений до истечения срока, установленного для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений; вынесение решения об отказе в выплате средств пенсионных накоплений в отношении всех обратившихся лиц; возврат средств пенсионных накоплений, перечисленных правопреемнику через организацию федеральной почтовой связи и не востребованных им в установленный срок, а также возврат кредитной организацией перечисленных правопреемнику средств пенсионных накоплений в связи с закрытием его счета.

В пункте 28 Правил указано, что восстановление выплаченных сумм из резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию в случае принятия решения о выплате средств пенсионных накоплений в отношении правопреемников по закону, восстановивших в судебном порядке срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений после вынесения решения о выплате средств пенсионных накоплений другим правопреемникам, осуществляется за счет правопреемников, которым средства пенсионных накоплений выплачены (в случае их согласия), или в порядке регресса (в случае отсутствия их согласия).

Оценив доводы заявителя, представленные документальные подтверждения с вышеуказанными пунктами Правил выплат, суд пришёл к выводу о не доказанности Отделением ПФ РФ по Кемеровской области всех обстоятельств по делу.

Так, заявитель по спору документально не доказал правомерность Отделением ПФ РФ по Кемеровской области рассмотрения заявлений в 2008 и в 2011 годах заявлений правопреемников, в то время как застрахованное умершее лицо проживало в г. Осинниках, и согласно Правил выплат вопрос о рассмотрении заявлений и выплатам должен решаться Территориальным органом Фонда по месту жительства застрахованного лица (пункт 4 Правил).

Так же, не указаны обстоятельства выплаты страховых взносов правопреемникам из резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию.

В решениях от 12..05.2008 № 1251 и от 13.09.2011 № 1643 Отделение ПФ РФ по Кемеровской области ссылается на статьи 17 и 27 Правил выплат, однако, документальных подтверждений исполнения этих пунктов, не представлено. Согласно данных пунктов, Территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица определил сумму средств пенсионных накоплений, подлежащих при наличии оснований передаче в резерв Фонда по обязательному пенсионному страхованию, и произвёл выплаты средств пенсионных накоплений из резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию. При этом, в пункте 27 Правил, указаны только три случая выплаты средств из резерва Фонда. Поскольку, умершее застрахованное лицо ФИО4 проживал в <...>, то заявитель не указал правовые основания принятия решений о выплате средств из резерва Фонда правопреемникам непосредственно Отделением ПФ РФ по Кемеровской области.

Таким образом, судом установлено нарушение Правил выплат, утверждённых постановлением Правительства РФ № 741 от 03.11.2007.

Предъявляя требования к налоговому органу, заявитель указывает на наличие переплаты по НДФЛ

Суд считает данные выводы заявителя ошибочными и документально не подтверждёнными.

Ссылка Отделение ПФ РФ в заявлении на пункт 5 статьи 21 НК РФ не принята судом во внимание, так как данная норма законодательства определяет права налогоплательщиком (плательщиков сборов), в то время как Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кемеровской области является налоговым агентом. Следовательно, к правоотношения по возврату излишне уплаченного НДФЛ в соответствующий бюджет, данная норма не применяется.

На момент выплаты правопреемнику - ФИО3 ( матери умершего застрахованного лица), денежных средств пенсионных накоплений из резерва Фонда , действовала редакция статьи 226 НК РФ, в соответствии с которой российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Суммы пенсионных накоплений являются доходами и не исключены из перечня видов доходов, подлежащих налогообложению.

Таким образом, на дату перечисления налога на доходы физических лиц в размере 968 руб. (платёжное поручение № 8793 от 16.06.2008), Отделение ПФ РФ действовало с учётом норм налогового законодательства, в связи с чем, отсутствовала излишняя уплата НДФЛ.

Однако, согласно статье 1 Федерального закона от 27.09.2009 N 220-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", статья 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" дополнена пунктом 48 следующего содержания: - "суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица".

С учётом данных изменений, с 1 января 2010 года суммы пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, полученные правопреемниками, НДФЛ не облагаются.

Поэтому, как указывает заявитель по спору, суммы пенсионных накоплений , полученные из резерва Фонда правопреемниками умершего застрахованного лица женой и дочерью (ФИО6 и ФИО7) в 2011, не облагались НДФЛ.

Однако, заявитель не учёл, что выплаты в 2011 году, являются длящимися правоотношениями с даты смерти застрахованного лица.

Суд отмечает, что заявитель по спору не ссылался на неправильное исчисление НДФЛ с доходов, выплаченных первому правопреемнику, умершего застрахованного лица (матери). Следовательно, в 2008 году налоговый агент правомерно перечислил в соответствующий бюджет сумму НДФЛ в размере 968 руб., при этом, излишнего перечисление налога документально не доказано.

Выплачивая доход в 2011 году другим правопреемникам по закону, умершего застрахованного лица (жене и дочери), налоговый агент руководствовался статьёй 226 НК РФ с учётом внесённых изменений, действующих с 01.01.2010. При этом, источником выплаты данным правопреемникам явилась часть дохода, который в 2008 году выплачен матери умершего застрахованного лица (по указанию пенсионного фонда первый правопреемник добровольно вернул часть выплаченного дохода).

Суд отмечает, что бездействия пенсионного фонда в лице Территориального Фонда по месту жительства застрахованного лица (нижестоящий пенсионный орган по отношению к заявителю по спору) в части выяснения наличия всех правопреемников умершего застрахованного лица, является нарушением пункта 17 Правил выплат.

Так, согласно вышеуказанному пункту Территориальный орган обеспечивает проверку соответствия лиц, подавших заявления о выплате средств пенсионных накоплений (об отказе от получения средств пенсионных накоплений), кругу правопреемников, указанных в заявлении о распределении средств пенсионных накоплений, а при отсутствии такого заявления устанавливает факт и степень родства указанных лиц с умершим застрахованным лицом.

Кроме этого, в материалах дела отсутствуют доказательства и не указаны основания передачи средств пенсионного накопления ФИО4 в резерв Фонда, при этом, суд отмечает, что согласно пункту 25 Правил выплат установлено только три основания: а) отказ правопреемников по заявлению от получения средств пенсионных накоплений, а также отсутствие обращений правопреемников по заявлению и правопреемников по закону с заявлениями о выплате средств пенсионных накоплений до истечения срока, установленного для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений; б) вынесение решения об отказе в выплате средств пенсионных накоплений в отношении всех обратившихся лиц; в) возврат средств пенсионных накоплений, перечисленных правопреемнику через организацию федеральной почтовой связи и не востребованных им в установленный срок.

Оценив пункт 28 Правил выплат, суд пришёл к выводу, что внесённые изменения в статью 226 НК РФ не могут подтверждать наличие излишней уплаты НДФЛ, так как выплаты средств пенсионного накопления жене и дочери, умершего ФИО4 осуществились за счёт другого правопреемника - матери (кому ранее были выплачены средства ).

А, поскольку, каких—либо нарушений налогового законодательства при выплате дохода и исчислении НДФЛ матери застрахованного лица в 2008 году, не установлено, то отсутствует излишняя уплата налога.

Заявитель не сослался на норму законодательства в соответствии с которыми изменения в статью 226 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие в 2004 (смерть застрахованного лица) и в 2008 году ( выплата средств пенсионного накопления одному правопреемнику).

С учётом изложенного , отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167, 170, 180, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

заявление Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Кемеровской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В. Дворовенко