ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-1046/2021 от 15.07.2021 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000; Тел. 8 (384-2) 45-10-16

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru; http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город  Кемерово                                                                                  Дело № А27-1046/2021

«22» июля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена «15» июля 2021 года

Полный текст решения изготовлен «22» июля 2021 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной К.Е., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Сампаевой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Кемеровский механический завод», город Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс (ОГРН 1114205036000, ИНН 4205227909)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области – Кузбассу, город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419)

о признании недействительными решения от 29.12.2020 и предписания от 25.12.2020, о признании недействительным решения от 25.12.2020, об обязании внести сведения об ООО «Альмера Групп» в реестр недобросовестных поставщиков,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Альмера Групп»,
г. Екатеринбург, Свердловская область (ОГРН 1146671070325, ИНН 6671000970)

при участии:

от заявителя: Титаева О.Н., доверенность от 12.08.2021 №138, паспорт, диплом, Лобкова К.Н., специалист, доверенность от 15.03.2021 №148, паспорт;

от УФАС по КО: до перерыва - Тугарева Е.Н., доверенность от 12.04.2021 №7, служебное удостоверение, диплом; Давыдова А.М., доверенность от 28.09.2020 №725, служебное удостоверение; после перерыва - Давыдова А.М., доверенность от 28.09.2020 №725, служебное удостоверение;

от третьего лица (он-лайн): Лялин Е.С., директор, решение от 08.12.2014, решение от 04.12.2019,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Кемеровский механический завод» (далее – заявитель, Общество, АО «КМЗ», Заказчик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, Кемеровское УФАС России) о признании недействительными решения от 29.12.2020 и предписания от 25.12.2020. Делу присвоен №А27-1046/2021. Определением от 16.02.2021 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Альмера Групп» (далее – Исполнитель, ООО «Альмера Групп»).

26.01.2021 АО «КМЗ» обратилось в суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области о признании недействительным решения от 25.12.2020, об обязании внести сведения об ООО «Альмера Групп» в реестр недобросовестных поставщиков. По данному заявлению 19.02.2021 возбуждено производство с присвоением номера дела №А27-1051/2021, к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Альмера Групп».

Определением от 12.04.2021 суд объединил в одно производство дела № А27-1046/2021 и № А27-1051/2021, присвоив делу № А27-1046/2021.

В судебном заседании 08.07.2021 представители заявителя поддержали заявленные требования. Представители Кемеровского УФАС России и третьего лицавозражали против удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании 08.07.2021 в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 15.07.2021 до 15.45. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.

В обоснование требований заявитель указывает, чтоООО «Альмера Групп» обязано было направить подписанный договор заказчику в течение 5 рабочих дней после получения проекта договора либо направить протокол разногласий, однако на дату составления Протокола о признании победителя уклонившимся от заключения договора в адрес АО «КМЗ» не поступил ни проект договора, ни проект протокола разногласий. По мнению заявителя, в спорной ситуации срок для заключения договора у АО «КМЗ» не истек, а истек срок подписания проекта договора со стороны победителя - ООО «Альмера Групп». Также заявитель не согласен с доводом Управления о том, что на дату составления протокола о признании ООО «Альмера Групп» уклонившимся от заключения договора и заключения договора с участником закупки, заявка которого заняла второе место, у АО «КМЗ» отсутствовало подтверждение получения ООО «Альмера Групп» проекта договора. Заявитель полагает, что ООО «Альмера Групп» нарушены п. 34 Информационной карты, п. 4.19.2, п. 4.19.9 извещения об осуществлении закупки и ч. 28 ст. 3.4. Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».АО «КМЗ» считает, что поскольку ООО «Альмера Групп» было признано уклонившимся от заключения договора, то оно подлежит внесению в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей сторон, судом установлено следующее.  

28.10.2020 АО «КМЗ» в Единой информационной системе (далее – ЕИС) было размещено извещение об осуществлении закупки по запросу котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку цинка сернокислого (далее - Закупочная документация).

На основании протокола закупочной комиссии АО «КМЗ» от 16.11.2020 № 383 ООО «Альмера Групп» признано победителем запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку цинка сернокислого (0816-2020-00013), извещение о проведении которого было опубликовано 28.10.2020 под № 32009623008 (далее - Закупка).

Указанный протокол был размещен Заказчиком 17.11.2020 в ЕИС, а также с использованием функционала электронной торговой площадки АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.etp.zakazrf.ru направлен проект договора на подпись победителю.

По мнению АО «КМЗ», победитель закупки (ООО «Альмера Групп») должно было подписать проект договора до 24.11.2020 включительно и направить его Заказчику - АО «КМЗ», однако в указанный срок проект договора, подписанный со стороны победителя, в адрес заказчика не поступил.

25.11.2020 Закупочной комиссией АО «КМЗ» принято решение о признании ООО «Альмера Групп» уклонившимся от заключения договора (протокол № 398 от 25.11.2020). Указанный протокол опубликован в ЕИС 25.11.2020.

Решением Кемеровского УФАС России от 25.12.2020 по жалобе ООО «Альмера Групп» №042/07/3-2023/2020 АО «КМЗ» признано нарушившим ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках и 25.12.2020 выдано предписание об отмене протокола № 398 от 25.11.2020.

Решением Кемеровского УФАС России от 25.12.2020 по обращению АО «КМЗ» заявителю отказано во включении сведений об ООО «Альмера Групп» в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с принятыми решениями, заявитель обратился в суд с соответствующими заявлениями.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, изучив доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд признает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Исходя из ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что названный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг для отдельных категорий юридических лиц.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии с требованиями ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке (порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех», утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (Протокол от 18 марта 2015 г. № 2) (далее - Положение о закупке), размещенным в ЕИС.

Статьей 20 Положения о закупке регламентирована процедура заключения и исполнения договоров по результатам закупок.

Из материалов дела видно, что 28.10.2020 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов ЕИС по адресу электронной площадки АО «АГЗРТ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.223etp.zakazrf.ru был объявлен запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку цинка сернокислого (извещение № 32009623008).

Дата окончания срока подачи заявок – 06.11.2020, дата рассмотрения первых частей заявок - 11.11.2020, дата подведения итогов закупки 16.11.2020 года.

На участие в закупке поступило 2 заявки:

N

п/п

Идентификационный номер участника процедуры закупки

Цена заявки, в рублях

Дата и время регистрации заявки на ЭТП

1

183777

6 936 300,00 (в т.ч. НДС)

02.11.2020 15:41:26

2

185063

5 418 000,00 (в т.ч. НДС)

05.11.2020 23:13:32

На основании приведенной ранжировки заявок был признан победителем участник закупки с идентификационным номером 185063, заявка которого заняла первое место в ранжировке с предложенной ценой договора 5 418 000 рублей 00 копеек с учетом НДС, с объемом поставляемой продукции 63 000 кг, сроком исполнения договора - 31.12.2021.

17.11.2020 АО «КМЗ» на официальном сайте для размещения информации в соответствии с правилами и регламентом ЭТП, а также с использованием функционала электронной площадки АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.etp.zakazrf.ru направило проект договора на подпись победителю.

В соответствии с ч. 1 пункта 4.19.7 Извещения об осуществлении закупки проект договора, заключаемого по итогам закупки, направляется заказчиком лицу, с которым заключается договор, в течение 5 рабочих дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги конкурентного способа закупки и определено лицо, с которым заключается договор.

Согласно п. 4.19.2 извещения об осуществлении закупки договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭТП и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки, с которым заключается договор, и заказчика».

Согласно п. 4.19.9 извещения об осуществлении закупки лицо, с которым заключается договор, в течение 5 рабочих дней после получения проекта договора направляет заказчику в частности подписанный со своей стороны проект договора.

С учетом этого положения победитель закупки (ООО «Альмера Групп») должен был подписать договор до 24.11.2020 включительно и направить его Заказчику - АО «КМЗ». Однако до истечения указанного срока от ООО «Альмера Групп» на электронную площадку подписанного договора не поступило.

25.11.2020 закупочная комиссия АО «КМЗ» рассмотрела вопросы о принятии решения о признании участника с идентификационным номером 185063 уклонившимся от заключения договора, по итогам которого был составлен протокол №398. Участник не предоставил в установленные документацией о закупки сроки подписанный им договор, что является основанием для признания данного участника, уклонившимся от подписания договора на основании ч. 1 п. 4.19.16 документации о закупке. Закупочной комиссией было принято решение признать участника закупки с идентификационным номером 185063 уклонившимся от подписания договора.

Согласно п. 20.1.6 Единого Положения о закупке Государственной корпорации «РОСТЕХ» в случае уклонения победителя закупки от подписания договора либо отстранения победителя закупки заказчик или организатор закупки выполняет действия, указанные в п. 20.6.3 Положения.

Пунктом 20.6.3 Положения установлено, что при уклонении лица, с которым заключается договор, от его подписания, заказчик (организатор закупки) в частности обязан направить обращение о включении сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-ФЗ) (для заказчиков I группы) в реестр недобросовестных поставщиков Корпорации (для заказчиков I и II группы).

25.11.2020 в 16:46 по местному времени АО «КМЗ» опубликовало Протокол № 398 о признании победителя уклонившимся от заключения договора. Уведомление о признании ООО «Альмера Групп» уклонившимся от заключения договора (исх. №3808/311 от 25.11.2020) было направлено 25.11.2020 в 17:01 по местному времени.

При этом ООО «Альмера Групп» направило вне ЭТП через неофициальную электронную почту АО «КМЗ» подписанный договор 25.11.2020 в 17:09, т.е. после публикации Протокола № 398 от 25.11.2020 и получения уведомления о признании уклонившимся от заключения договора.

АО «КМЗ» 25.11.2020 в 17:01 по местному времени было направлено уведомление в адрес участника закупки, занявшего второе место в ранжировке заявок, с идентификационным номером заявки №183777 (ООО «Промхимпермь») о намерении заключить договор.

26.11.2020 в 16:43 по местному времени АО «КМЗ» направило проект договора на подпись ООО «Промхимпермь» через оператора ЭТП. ООО «Промхимпермь» направило в адрес заказчика подписанный договор через оператора ЭТП 26.11.2020. 08.12.2020 договор на поставку цинка сернокислого был заключен между АО «КМЗ» и ООО «Промхимпермь».

Между тем из пояснений ООО «Альмера Групп» следует, что 20.11.2020 с электронного адреса kovalevsky.kmz42@inbox.ru, используемого инженером отдела закупок и снабжения АО «КМЗ» (данное контактное лицо также указано в Информационной карте) на электронный почтовый адрес ООО «Альмера Групп» (b2b@almera-group.com) было направлено сообщение с просьбой о подписи проекта договора на поставку цинка сернокислого и отправке отсканированного варианта в ответ. При этом к указанному сообщению был приложен электронный образ договора № БЗ-13-023/20-138, подписанного со стороны АО «КМЗ». Указанный проект договора был рассмотрен ООО «Альмера Групп» в течение 2 рабочих дней, согласован, подписан и направлен 25.11.2020 в соответствии с требованиями сотрудника АО «КМЗ» обратным письмом с приложением электронного образа договора на электронную почту kovalevsky.kmz42@inbox.ru.

При рассмотрении дела Управлением ООО «Альмера Групп» поясняло, что в период с 17.11.2020 по 19.11.2020 у ООО «Альмера Групп» по уважительной причине (отсутствие сотрудника в связи с нахождением на больничном листе) не было технической возможности отслеживать электронную почту и получать уведомления с ЭТП о направлении на подписание карточки договора по итогам закупки.

Указанный довод Управление правомерно признало несостоятельным, поскольку отсутствие одного сотрудника общества на рабочем месте и направление подписанного договора по электронной почте не может являться причиной несоблюдения порядка заключения договора, предусмотренного Положением о закупке и Закупочной документацией.

Вместе с тем Комиссией установлено несоблюдение Заказчиком порядка заключения договора исходя из следующего.

В соответствии с п. 20.1.1 Положения о закупке заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством, Положением, правовыми актами Корпорации, извещением, документацией о закупке. Договор по итогам закупки заключается в срок, указанный в п. 33 информационной карты (п. 4.19.1 Закупочной документации).

Пунктом 4.19.2 Закупочной документации установлено, что договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭТП и должен быть подписан подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки, с которым заключается договор, и заказчика.

Как указано выше, в соответствии с п. 20.2.8 Положения о закупке и п. 4.19.7 Закупочной документации проект договора, заключаемого по итогам закупки, направляется заказчиком лицу, с которым заключается договор, в течение 5 рабочих дней с даты официального размещения протокола, которым подведены итоги конкурентного способа закупки и определено лицо, с которым заключается договор. Согласно п. 20.2.12 Положения о закупке и п. 4.19.9 Закупочной документации лицо, с которым заключается договор, в течение 5 рабочих дней после получения проекта договора направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора.

Вместе с тем Заявителем не учтено, что Законом №223-ФЗ предусмотрены иные сроки подписания договора: договор заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Пунктом 20.2.5 Положения о закупке предусмотрено, что договор по итогам конкурентного способа закупки, проводимого в электронной форме, заключается:

-   после 01.06.2020 года только в электронной форме с использованием функционала ЭТП, ЗЭТП;

-   только в электронной форме в случае проведения закупки, участниками которой могут быть только субъекты МСП.

В случае непредставления документов, предусмотренных п. 20.2.12 Положения о закупке (кроме случаев, предусмотренных п. 20.2.13 и 20.2.18 Положения о закупке) и/или предоставления недостоверных сведений в составе таких документов лицо, с которым заключается договор, признается уклонившимся от заключения договор (п. 20.2.15 Положения о закупке).

Из п. 33 информационной карты раздела 6 Закупочной документации следует, что договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки.

В соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 упомянутой нормы правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, Положение о закупках товаров, работ, услуг в рамках Закона №223-ФЗ не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. В этой связи Положение о закупке не может противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников.

17.11.2020 АО «КМЗ» в адрес ООО «Альмера Групп» был направлен проект договора через функционал ЭТП АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан». Вместе с тем доказательств получения указанного проекта договора АО «КМЗ» в материалы обращения представлено не было. Представленный заявителем ответ АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (т. 1 л.д. 97) о том, что момент отправки заказчиком проекта договора идентичен времени получения проекта договора победителем закупки, получен заявителем только 19.01.2021, в связи с чем не может являться надлежащим доказательством получения ООО «Альмера Групп» проекта договора 17.11.2020.

Кроме того, итоговый протокол был размещен заказчиком в ЕИС (на сайте http://zakupki.gov.ru/) 17.11.2020. Следовательно, исходя из вышеуказанных норм закона, обязанность по подписанию договора по результатам Закупки могла возникнуть не ранее 27.11.2020 и не позднее 07.12.2020 (со дня публикации протокола).

Однако уже 25.11.2020 АО «КМЗ» признало ООО «Альмера Групп» уклонившимся от заключения договора, таким образом, неправомерно лишив ООО «Альмера Групп» десяти дней на подписание договора, установленных законодательно. Учитывая вышеизложенное, Управление обоснованно пришло к выводу о том, что АО «КМЗ» не соблюдены сроки подписания договора, предусмотренные Законом №223-ФЗ, что нарушает часть 15 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ.

Кроме того, на дату принятия протокола № 398 от 25.11.2020 о признании ООО «Альмера Групп» уклонившимся от заключения договора и заключения договора с участником закупки, заявка которого заняла второе место, у АО «КМЗ» отсутствовало подтверждение получения ООО «Альмера Групп» проекта договора, а также не истек срок заключения договора, указанный в ч. 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ и п. 33 информационной карты раздела 6 Закупочной документации.

Таким образом, вина ООО «Альмера Групп» Управлением не установлена, а, следовательно, действия ООО «Альмера Групп» по неподписанию проекта договора на поставку цинка сернокислого (0816-2020-00013) через функционал электронной торговой площадки АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» не могут быть квалифицированы как уклонение победителя от заключения договора.

Суд отклоняет доводы АО «КМЗ» о том, что при принятии заказчиком решения о признании общества уклонившемся от заключения договора исходило из Положения о закупке, в соответствии с п. 20.2.12 которого лицо, с которым заключается договор, в течение 5 рабочих дней после получения проекта договора направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора, так как заявителем не учтено, что Законом №223-ФЗ предусмотрены иные сроки подписания договора: договор заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Указанные выше нормы были установлены в Положении о закупке и противоречат Закону о закупках, поскольку согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 упомянутой нормы правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Следовательно, Положение о закупках товаров, работ, услуг в рамках Закона №223-ФЗ не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков.

Таким образом, Положение о закупке не может противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях. Поскольку Положение о закупках не является нормативным правовым актом (его законность не презюмируется), следует признать, что оно должно применяться в той мере, в которой не противоречит действующему законодательству. Изменять правовое регулирование, установленное нормами Закона №223-ФЗ Положение о закупках не может. Доводы заявителя об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении, являются правильными и соответствуют представленным в дело доказательствам, решение Кемеровского УФАС России от 29.12.2020 вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение Кемеровского УФАС России от 29.12.2020 и выданное на его основании предписание (которое заявителем исполнено) вынесены законно и обоснованно, с учетом всех имеющих значение для данного дела обстоятельств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах предоставленных полномочий.

Относительно требования о признании недействительным решения от 25.12.2020, об обязании внести сведения об ООО «Альмера Групп» в реестр недобросовестных поставщиков суд отмечает следующее.

Действительно, как установлено Управлением и следует из материалов дела, в установленный Положением о закупках срок ООО «Альмера Групп» не был представлен подписанный договор. При таких обстоятельствах заказчик принял решение о признании ООО «Альмера Групп» уклонившимся от заключения договора.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (часть 3 статьи 5 Закона № 223-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе" и от 22.11.2012 № 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральной антимонопольной службой принят приказ от 18.03.2013 № 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Приказ № 164/13).

В соответствии с пунктом 1 Приказа № 164/13 на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложена обязанность по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 (далее - Сведения).

Сведения рассматриваются соответствующими территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика (пункт 2.4 Приказа № 164/13).

Согласно пункту 2.1 Приказа № 164/13 соответствующая комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС.

Вместе с тем включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах.

При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 №13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом, признанным победителем закупки, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.

Оценив представленные в материалы дела документы и пояснения, суд полагает, что неподписание договора в установленный срок не обусловлено в данном случае недобросовестным поведением участника и намеренным уклонением Общества от подписания такого договора. По мнению суда, Обществом были приняты меры для заключения договора, из материалов дела не усматривается, что Общество намеренно уклонялось от его подписания, в связи с чем применение к ООО «Альмера Групп» санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года не будет являться справедливым.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО «Альмера Групп» в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем отказывает в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 25.12.2020.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленные требования оставить без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Кемеровский механический завод», город Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс (ОГРН 1114205036000, ИНН 4205227909)из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек, уплаченную по платежным поручениям от 22.01.2021 №431 и от 22.01.2021 №416.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца  со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                              Аникина К.Е.