ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-10501/2010 от 25.08.2010 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., 8, г. Кемерово, 650000

Www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-10501/2010

25 августа 2010 г.

Резолютивная часть решения оглашена 25 августа 2010г.

текст решения в полном объеме изготовлен 25 августа 2010 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Тимошенко Л.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Газибаевой Г.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Негосударственного пенсионного фонда «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, г. Новосибирск

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 01.02.10, паспорт;

у с т а н о в и л:

Негосударственный пенсионный фонд «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово (далее – НПФ «Кузбассразрезуголь», Фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - ФСФР СФО) № 092 от 30.06.2010, которым оно привлечено к административной ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ.

В обоснование требования заявитель ссылается на то, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку на момент рассмотрения дела об административном правонарушении у проверяющего органа фактически имелась учетная политика НПФ. Руководителю группы инспекторов ФИО2 по акту приема-передачи были переданы документы на 459 листах, в том числе, учетная политика Фонда. В акте выездной проверки № 51-10-07-04/5-АНПФ также содержится подробный анализ положений учетной политики НПФ.

Заявитель полагает, что, поскольку нарушено не законодательство об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, а законодательство о негосударственных пенсионных фондах, и ни к одной из указанных областей правового регулирования законодательство о негосударственных пенсионных фондах не относится, следовательно, годичный срок давности не применяется, а общий двухмесячный срок давности по данному нарушению истек.

Также заявитель указывает на нарушение порядка привлечения к административной ответственности в связи с ненадлежащим уведомлением НПФ о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомительная телеграмма поступила значительно позднее срока рассмотрения дела.

В случае признания судом наличия состава правонарушения заявитель просит применить ст. 2.9. КоАП РФ, так как НПФ своевременно представлена отчетность, каких-либо нарушений в отношении содержания представленной информации не было выявлено. Отсутствие единственного документа – учетной политики в составе отчетности не повлекло и не могло повлечь никаких вредных последствий.

Представитель ФСФР в судебное заседание не прибыл, представлен письменный отзыв, в котором административный орган возражает против требования, указывая на наличие состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 3 Положения о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда, утвержденного приказом ФСФР России от 30.08.2007 № 07-92/пз-н, а именно: годовой отчет НПФ «Кузбассразрезуголь» за 2009 год был представлен не в  полном объеме, так как в составе представленного годового отчета отсутствовала учетная политика НПФ «Кузбассразрезуголь», утвержденная приказом руководителя исполнительного органа НПФ. Правонарушение является оконченным в момент неисполнения обязанности по представлению отчета в полном объеме. Факт передачи 15.04.2010 учетной политики НПФ «Кузбассразрезуголь» за 2007-2009 в электронном виде в ходе проведения плановой выездной проверки руководителю группы инспекторов ФСФР СФО ФИО2 (акту приема-передачи документов от 15.04.2010), полагает заинтересованное лицо, не свидетельствует об отсутствии в действиях НПФ состава административного правонарушения. Полагает также, что процессуальных нарушений не допущено. Заявитель неоднократно уведомлялся телеграммами как по юридическому, так и по почтовому адресам. Уведомления о вручении телеграмм о составлении протокола об административном правонарушении 19.05.2010 не поступили. Кроме того, НПФ был уведомлен телефонограммой о вызове в ФСФР России на 19.05.2010 в 14-15 часов для составления протокола об административном правонарушении. Указанная телефонограмма принята ФИО3 18.05.2010 в 14-25час.

Административный орган полагает, что срок давности следует считать годичным, поскольку Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков и контролирует организации, деятельность которых тем или иным образом затрагивает финансовый рынок. Все положения об отчетности участников финансового рынка, в том числе организаций, деятельность которых в определенной сфере затрагивает финансовый рынок, утверждены в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам (Положение № 317), которое, в свою очередь, утверждено в соответствии с полномочиями и функциями, возложенными на ФСФР России Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Следовательно, полагает заинтересованное лицо, данные положения об отчетности участников финансового рынка являются составной частью законодательства о рынке ценных бумаг.

ФСФР СФО также полагает, что оснований для применения ст. 2.9. КоАП РФ не имеется, отсутствие негативных последствий, равно как и наличие смягчающих обстоятельств не являются основаниями для признания правонарушения малозначительным.

В судебном заседании13.08.2010 объявлялся перерыв в соответствии со ст. 163 АПК РФ до 20.08.2010 в связи с неполучением от ФСФР полного пакета документов, приложенных к отзыву (представлен по факсу отзыв без приложения. Письменный отзыв с приложенными доказательствами поступил только 16.08.2010 по почте).

Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему:

Как следует из материалов дела, НПФ на основании лицензии от 04.03.2004 №А395535, регистрационный номер 411, осуществляет деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Согласно статье 32.1 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», негосударственный пенсионный фонд представляет отчеты о своей деятельности в сроки и по форме, которые установлены уполномоченным федеральным органом. Отчетным годом фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Согласно пункту 12 Положения о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда, утвержденного приказом ФСФР России от 30.08.2007 № 07-92/пз-н (далее – Положение), негосударственный пенсионный фонд представляет годовой отчет в Федеральную службу по финансовым рынкам в течение 90 дней по окончании года.

Таким образом, годовой отчет в ФСФР негосударственным пенсионным фондом должен быть представлен в срок до 31.03.2010  включительно.Однако в нарушение пункта 3 Положения, годовой отчет НПФ за 2009 год был представлен не в  полном объеме, а именно: в составе представленного годового отчета отсутствует учетная политика НПФ «Кузбассразрезуголь», утвержденная приказом руководителя исполнительного органа НПФ.

В соответствии со статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Административным органом действия НПФ правильно квалифицированы по ст. 19.7.3 КоАП РФ.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается факт несвоевременного представления НПФ отчета за четвертый 2009 год.

Однако постановление не может быть признано законным в связи со следующим:

поскольку исполнение обязанности заявителем ограничено сроком – 31.03.2010, то срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 01.04.2010 - со дня истечения срока, установленного законом для предоставления отчетности, при этом суд считает обоснованной позицию заявителя о необходимости применения двухмесячного срока давности, исходя из следующего:

статья 19.7.3 включена законодателем в главу 19 КоАП РФ, объединяющую правонарушения, родовым объектом которых является правоотношения в сфере установленного порядка управления.

Объективную сторону указанного административного правонарушения образует непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации.

Указанное нарушение посягает, прежде всего, на установленный порядок управления в сфере реализации полномочий ФСФР.

Суд соглашается с мнением заявителя о том, что нарушено не законодательство об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, а законодательство о негосударственных пенсионных фондах. Материалами проверки не доказано, что заявитель является профессиональным участником рынка ценных бумаг, ему не вменяется нарушение соответствующего Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно уставу НПФ «Кузбассразрезуголь» Фонд действует на основании Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», иных законодательных и нормативных правовых актов РФ, а также настоящего устава и правил фонда. Негосударственный пенсионный фонд- это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения (ст. 2 Закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

Функции уполномоченных государственных органов возложены не только на Федеральную службу по финансовым рынкам, но и на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.11.2003 № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью»).

Нарушение НПФ срока исполнения обязанности не является само по себе нарушением норм законодательства о рынке ценных бумаг только потому, что данное обязательство не выполнено перед ФСФР России, поскольку необходимо исходить из области общественных отношений, в сфере которых допущено нарушение.

Ссылка ФСФР, в обоснование позиции о применении годичного срока давности, на определение ВАС РФ от 21.04.2010 № ВАС-1615/10, несостоятельна и вводит в заблуждение суд первой инстанции и заявителя, поскольку в данном судебном акте речь идет об обществе, являющимся профессиональным участником рынка ценных бумаг, и ему вменяется нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.

При составлении протокола об административном правонарушении 19.05.2010 допущено нарушение, выразившееся в ненадлежащем уведомлении законного представителя Фонда и составлении протокола без его участия.

Административным органом не представлено доказательств надлежашего уведомления Фонда телеграммами (не получены уведомления о вручении телеграмм, а заявитель отрицает их получение, кроме телеграммы от 16.05.2010 о составлении протокола 17.05.2010, полученной 18.05.2010, о чем свидетельствует почтовый конверт). Помимо этого, приняты меры по уведомлению о составлении протокола об административном правонарушении 19.05.2010 в 14час.15мин. путем извещения НПФ телефонограммой, которая передана по телефону Фонда <***> 18.05.2010 и принята работником НПФ ФИО3 в 14-25, о чем имеется отметка на телефонограмме. Заявитель не отрицает получение телефонограммы, однако отмечает о невозможности явки представителя Фонда в связи с неразумно поздним уведомлением, т.е. практически накануне составления протокола об административном правонарушении, без учета расстояния и времени, необходимого на организацию поездки представителя в г.Москву, подготовки позиции по делу, а также без учета разницы во времени с Москвой. Так, из телефонограммы видно, что она получена 18 мая 2010 в 14:25 московского времени, т.е. с учетом разницы – в 17-25 час. кемеровского времени, в конце рабочего дня.

Суд принимает возражения представителя заявителя как обоснованные. Действия ФСФР России (г. Москва) по уведомлению лица, привлекаемого к административной ответственности, накануне совершения процессуального действия, без предоставления последнему разумного времени для подготовки, не способствуют соблюдению порядка привлечения к административной ответственности.

Суд не соглашается с мнением административного органа о невозможности в данном случае ограничиться применением ст. 2.9. КоАП РФ.

Мнение суда состоит в том, что правонарушение, совершенное НПФ «Кузбассразрезуголь» не представляет существенной угрозы общественным отношениям в сфере порядка управления, поскольку нарушение устранено уже в ходе проверки, нарушение срока представления учетной политики незначительно, в акте проверки от 29.04.2010 (пункт 3.3.) указано, что учетная политика Фонда на 2007-2009 годы разработана и утверждена приказами руководителя Фонда, т.е. реально она имелась. Контролирующий орган в ходе проверки имел возможность проанализировать ее, т.е. нормальная деятельность уполномоченного органа не была нарушена. При таких обстоятельствах мера наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. явно несоразмерна с содеянным. Соответственно, с учетом положений п.п.18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», ст. 2.9. КоАП РФ к данному нарушению может быть применена ст. 2.9. КоАП РФ, однако, в силу процессуального нарушения, а также истечения срока давности привлечения к административной ответственности, постановление подлежит отмене по указанным основаниям.

Руководствуясь статьями 167-170 , 211 ч.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе № 092 от 30.06.2010, о назначении административного наказания по ст.19.7.3 КоАП РФ Негосударственному пенсионному фонду «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово, признать незаконным и отменить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня его принятия, а также в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в суд кассационной инстанции.

Судья Л.С.Тимошенко