АРБИТРАЖНЫЙ СУД |
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
Дело №А27-10547/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е |
именем Российской Федерации |
30 октября 2023 г. г. Кемерово |
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2023 г. |
Решение в полном объеме изготовлено 30 октября 2023 г. |
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителей заявителя ФИО2 по доверенности 26.05.2020 №23-15, заинтересованного лица ФИО3 по доверенности от 15.06.2020 №39-16-20/10-5713, ФИО4 по доверенности от 15.06.2020 №39-16-20/10-5707, до перерыва - ФИО5 по доверенности от 11.02.2022 № 39-16-17/10-2365,
дело по заявлению Министерства экономического развития Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании представления от 28.04.2023 № 39-23-27/11-4136,
у с т а н о в и л:
Министерство экономического развития Кузбасса (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании представления Управления Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу (далее – заинтересованное лицо, УФК по Кемеровской области - Кузбассу) от 28.04.2023 № 39-23-27/11-4136.
Определением суда от 22.08.2023 подготовка дела к судебному разбирательству завершена, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 05.10.2023, которое в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных пояснений с учетом доводов и возражений, изложенных в судебном заседании, было отложено на 24.10.2023.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании от 24.10.2023 был объявлен перерыв до 25.10.2023.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. В обоснование требований указывает, что Министерством экономического развития Кузбасса в рамках предоставленных ему полномочий обязательства по исполнению соглашений, указанных в пунктах 1 – 6 представления, исполнены в полном объеме. Министерство не является лицом, ответственным за достижение субъектом РФ значений показателей результативности, установленных соглашением о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации.
Мероприятия реализовывались путем оказания комплекса мер автономной некоммерческой организацией «Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области» (прежнее наименование автономной некоммерческой организации «Центр поддержки экспорта Кузбасса», далее — «АНО «ЦПЭ»), Микрокредитной компанией Государственный фонд поддержки предпринимательства Кузбасса (далее – МКК Госфонд).
После списания в установленном порядке денежной суммы субсидии с единого счета бюджета указанные денежные средства утратили статус средств соответствующего бюджета, на них не распространяются требования бюджетного законодательства. Указанные организации не являются получателями бюджетных средств в смысле, придаваемом этому понятию статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, (далее – БК РФ) на них не распространяются и бюджетные полномочия Казначейства.
Указывает, что большая часть мероприятий не была проведена в связи с запретами и ограничениями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19, а также ограничениями внешнеэкономической деятельности в результате санкционного давления, что повлекло закрытие для кузбасских компаний европейских международных электронных торговых площадок, проблемы с логистикой, необходимость переориентации экспортной деятельности на страны с наиболее благоприятным экспортным режимом. По мнению заявителя, данные факты относятся к обстоятельствам непреодолимой силы.
Указывает, что законодатель различает понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.
Достижение определенных результатов хозяйственной деятельности является условием использования субсидии, а не условием ее предоставления. Положения статьи 132 БК РФ, указанные в оспариваемом представлении, не регулируют условия использования субсидии.
Кроме того, оспариваемое представление, в части указания на нарушение требований части 3 статьи 132 БК РФ не соответствует акту выездной проверки от 15.03.2023, на основании которого оно принято, указывающего на нарушение части 1 статьи 132 БК РФ.
Оспариваемое представление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Министерства. Нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым представлением выражается в необоснованном возложении на заявителя обязанностей по проведению дополнительных мероприятий в целях устранения отсутствующих нарушений.
УФК по Кемеровской области – Кузбасса против удовлетворения требований возразило, полагает вынесенное представление законным и обоснованным.
Соглашениями, в соответствии с которым Кемеровской области предоставлялись субсидии из федерального бюджета, ответственным лицом, в том числе за достижение показателей результативности, определено Министерство (ранее - Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области).
Недостижение показателей результативности предоставления субсидии по «нижнеуровневым» соглашениям о предоставлении средств субсидии не отменяет факта недостижения показателя результативности использования субсидии в рамках исполнения соглашений уполномоченным органом - Департаментом.
Полагает, что указанные заявителем причины не являются обстоятельствами непреодолимой силы и не могут являться объективной причиной недостижения показателей результативности. В силу пункта 7.4 соглашений, стороны могли заключить дополнительное соглашение об уменьшении показателей результативности предоставления субсидии.
Наличие нарушений Министерством документально не опровергнуто.
При этом оспариваемое представление не предписывает возврата средств и не возлагает обязательств финансового характера. Указанное в представлении требование является мерой предупреждения новых правонарушений, совершение которых обусловлено теми же причинами и условиями, что и выявленные. Выбор способа исполнения представления находится в компетенции Министерства.
Казначейство отмечает, что уточнение правовой квалификации нарушения является непосредственным полномочием контрольной комиссии и в обязательном порядке отражается в протоколе заседания контрольной комиссии, и не свидетельствует о незаконности представления.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон и прокуратуры, суд установил следующее.
В период с 01.02.2023 по 15.03.2023 на основании приказа Управления Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу от 27.01.2023 № 46 «О назначении плановой выездной проверки Министерства экономического развития Кузбасса» (в редакции приказа от 27.02.2023 №107) в Министерстве проведена плановая выездная проверка по теме: «Проверка предоставления и использования субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» в субъектах Российской Федерации».
В ходе контрольного мероприятия УФК по Кемеровской области-Кузбассу выявлены нарушения, которые зафиксированы в акте выездной проверки от 15.03.2023.
По итогам проверки Министерству экономического развития Кузбасса выдано представление от 28.04.2023 №39-23-27/11-4136.
Как явствует из текста представления, Казначейство пришло к выводу о нарушении Министерством пункта 3 статьи 132 БК РФ, подпункта 6(1) пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила №999), выразившегося в недостижении показателя результативности использования субсидий по соглашениям №139-09-2019-234 от 14.02.2019, №139-09-2019-105 от 14.02.2019, №139-09-2021-130 от 25.12.2020, №139-09-2021-059 от 25.12.2020.
Представление содержит требование о принятии Министерством мер по устранению причин и условий нарушений в срок до 01.12.2023, предоставлении в Казначейство информации о результатах исполнения представления не позднее 04.12.2023.
Не согласившись с представлением УФК по Кемеровской области - Кузбасса от 28.04.2023 №39-23-27/11-4136, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, исследовав материалы дела и доводы сторон, указывает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно части 3 статьи 132 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта.
Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Приложением N 10 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" утверждены Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации (далее - Правила №316 на 2019-2020гг).
Согласно пункту 2 Правил № 316 на 2019-2020 гг. субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в том числе по оказанию в 2020 году неотложных мер в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».
Подпунктом «б» пункта 3 Правил № 316 на 2019-2020 гг. предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации при реализации, в том числе федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» по следующим направлениям:
- организация оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в центрах «Мой бизнес»;
- реализация программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в целях их ускоренного развития в моногородах;
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к экспортной поддержке;
- обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний;
- предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 316 на 2019-2020 гг. субсидии предоставляются при соблюдении субъектами Российской Федерации следующих условий:
а) наличие государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, в которой региональный проект, соответствующий федеральному проекту, обособлен в виде отдельного структурного элемента, а также муниципальной программы (подпрограммы) в случае, если оказание финансовой поддержки ее реализации предусмотрено государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой субсидии;
в) заключение Министерством экономического развития Российской Федерации, до которого как до получателя средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии, и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2013 N 413 утверждена Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области - Кузбасса" на 2014 - 2024 годы" (в редакции, действовавшей в спорный период).
Требования к соглашению, заключаемому в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, предусмотрены пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" утверждены (далее - Правила №999).
Пунктом б(1) пункта 10 Правил №999 предусмотрено, что соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать значения результатов использования субсидии.
Из материалов дела следует, что Коллегией Администрации Кемеровской области и Министерством экономического развития Российской Федерации были заключены следующие соглашения.
1) Соглашение от 14.02.2019 №139-09-2019-234 на предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Кемеровской области субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №316.
2) Соглашение от 14.02.2019 №139-09-2019-105 на предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Кемеровской области субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации в рамках федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №316.
3) Соглашение от 25.12.2020 №139-09-2021-130 на предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Кемеровской области - Кузбасса субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
4) Соглашение от 25.12.2020 №139-09-2021-059 на предоставление из федерального бюджета в 2021-2023 годах бюджету Кемеровской области-Кузбасса субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в целях достижения результатов регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316.
Согласно пунктом 6.1.2 соглашений №139-09-2019-234, №139-09-2019-105, приложениям №5 к соглашениям, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации определен Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области; согласно пунктам 6.1.1 соглашений №139-09-2021-059, 139-09-2021-130 - Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса.
На основании постановления Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 24.07.2020 N 74-пг "Об упразднении, переименовании отдельных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменений в постановление Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 09.06.2020 N 52-пг "О структуре исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса" Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кузбасса упразднен с передачей его функций в части развития предпринимательства в Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса.
С 01.12.2022 Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса переименован в Министерство экономического развития Кузбасса (постановление Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 30.11.2022 N 112-пг «О переименовании и изменении отдельных полномочий исполнительных органов Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменений в постановление Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 09.06.2020 N 52-пг «О структуре исполнительных органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса»).
Как следует из акта проверки и не оспаривается Министерством, показатели результативности использования субсидии не достигнуты.
По соглашению №139-09-2019-234в 2019 году не достигнут показатель результативности использования субсидии «Количество субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке ЦПЭ»на 0,020 тысяч единиц (69%) (0,009-0,029) (при плановом значении 0,029 тысяч единиц фактическидостигнутое значение 0,009 тысяч единиц);в 2020 году не достигнут показатель результативности использования субсидии «Количество субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке ЦПЭ»на 0,016 тысяч единиц (25%) (0,049-0,065) (при плановом значении 0,065 тысяч единиц фактически достигнутое значение 0,049 тысяч единиц).
По соглашению №139-09-2019-105 в 2020 году не достигнут показатель результативности использования субсидии «Объем финансовой поддержки, оказанный субъекта малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональными гарантийными организациями» на - 327 737,0 тысяч рублей (49%) (338310,0-666047,0) (при плановом значении 666 047,0 тысяч рублей фактически достигнутое значение 338 310,0 тысяч рублей).
По соглашению №139-09-2021-130 в 2021 году не достигнут показатель результативности использования субсидии «Количество субъектов МСП, включенных в реестр социальных предпринимателей» на 2 единицы (1,7%) (113115) (при плановом значении 115 единиц фактически достигнутое значение 113 единиц).
По соглашению №139-09-2021-059 в 2021 году не достигнут показатель результативности использования субсидии «Количество субъектов МСП, - экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг ЦПЭ» на 13 единиц (29,5%) (31-44) (при плановом значении 44 единицы фактически достигнутое значение 31 единица); в 2022 году не достигнуты показатели результативности использования субсидии:«Количество субъектов МСП, которые стали резидентами созданных промышленных парков, технопарков по всей территории страны, накопленным итогом» на 1 единицу (16,7%) (5-6) (при плановом значении 6 единиц фактически достигнутое значение 5 единиц); «Количество субъектов МСП - экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг ЦПЭ» на 20 единиц (51,3%) (19-39) (при плановом значении 39 единиц фактически достигнутое значение 19 единиц).
В 2021 году Министерством экономического развития Российской Федерации в адрес Правительства Кемеровской области - Кузбасса была направлена информация (письмо от 19.04.2021 №12102-ТИ/Д13и) о нарушении субъектами Российской Федерации обязательств в 2020 году, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидии, однако штрафные санкции к региону не применялись в связи с тем, что в 2020-2022 годах Правительством Российской Федерации установлены ограничения на применение пунктов 16-20(1) Правил №999.
В2022, 2023 годах в адрес Правительства Кемеровской области - Кузбасса направлены требования о возврате субсидии в связи с недостижением показателей (письма от 14.04.2022 №13682-ТИ/Д13и «О применении мер финансовой ответственности при нарушении субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидии, по итогам 2021 года», от 22.02.2023 № 6083- ТИ/Д13и «О нарушении субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий по итогам 2022 года»). Требования исполнены.
Недостижение показателей результативности расценено Казначейством как нарушение требований пункта 3 статьи 132 БК РФ, подпункта б(1) пункта 10 Правил №999, пункта 4.3.3 соглашений:
- №139-09-2019-234 в 2019 и 2020 гг. (пункты 1 и 2 представления);
- №139-09-2019-105 в 2020 году (пункт 3 представления);
- №139-09-2021-130 в 2021 году (пункт 4 представления);
- №139-09-2021-059 в 2021 и 2022 гг. (пункты 5 и 6 представления).
Суд, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого представления, исходя из следующего.
В обоснование позиции заявитель указывает, что Министерство не является лицом, ответственным за достижение субъектом РФ значений показателей результативности, поскольку мероприятия по соглашениям №139-09-2019-234, №139-09-2021-059 реализовывались путем оказания комплекса мер АНО «Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области» (прежнее наименование АНО «Центр поддержки экспорта Кузбасса») в рамках соглашения от 03.08.2020 №40-2020-00952 и соглашений от 17.06.2021 №40-2021-01321, от 19.05.2021 №40-2022-000956, мероприятия по соглашению №139-09-2019-105 реализовывались МКК Госфонд путем предоставления поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства по банковским кредитам в рамках соглашения от 13.06.2019 №2/20-ГФ и дополнительного соглашения к нему от 26.11.2019 № 7/20-ГФ. После списания в установленном порядке денежной суммы субсидии с единого счета бюджета указанные денежные средства утратили статус средств соответствующего бюджета.
Доводы заявителя судом отклонены.
В силу пункта 3 статьи 132 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Определение в соглашении, заключаемым в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, значения результатов использования субсидии на каждый год предоставления субсидии, установлено подпункта 6(1) пункта 10 Правил №999.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашенийпредоставление субсидий осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту согласно приложению №1 и приложению №2 к соглашению.
Пунктом 4.3.3 соглашений установлено, что субъект обязуется обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
Согласно пунктам 6.1.2 соглашений №139-09-2019-234, №139-09-2019-105, приложениям №5 к соглашениям, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации определен Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области; согласно пунктам 6.1.1 соглашений №139-09-2021-059, 139-09-2021-130 - Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса.
Таким образом, Министерство, как правопреемник, является лицом, ответственным за достижение показателей результативности.
Заключение Департаментом «нижнеуровневых» соглашений с АНО «Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области», МКК Госфонд в целях реализации «верхнеуровневых» соглашений не отменяет факта недостижения показателя результативности использования субсидии уполномоченным органом - Департаментом.
Невыполнение данного обязательства будет являться бюджетным нарушением независимо от возврата средств субсидии в соответствии с пунктами 16-19 Правил №999.
Ссылки заявителя на обстоятельства непреодолимой силы, а именно невозможность проведения большей части мероприятий в связи с запретами и ограничениями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19, а также ограничениями внешнеэкономической деятельности в результате санкционного давления, повлекшее закрытие европейских международных электронных торговых площадок и необходимость переориентации экспортной деятельности на страны с наиболее благоприятным экспортным режимом, судом отклонены.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства.
Согласно разъяснениям в ответе на вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Условием признания обстоятельств, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, является установление прямой причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства.
Вместе с тем документальное обоснование доводов о невозможности достижения показателей Министерством не представлено. Также заявителем не приведено доказательств того, что с учетом изменившихся рыночных условий им были предприняты конкретные действия, направленные на достижение показателей результативности использования субсидии.
С учетом изложенного, введение на территории субъекта режима повышенной готовности, а также закрытие европейских международных электронных торговых площадок, не могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы.
Пунктом 7.4 соглашений установлено, что внесение в соглашения изменений, предусматривающих ухудшение установленных значений результатов регионального проекта, а также продление сроков реализации предусмотренных соглашением результатов, не допускается в течение всего срока действия соглашения, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов результатов федерального проекта и дат их достижения, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.
Вместе с тем предусмотренный соглашениями порядок уменьшения показателей результативности предоставления субсидии, Министерством не реализован, дополнительные соглашения, предусматривающие уменьшение показателей, подлежащих достижению, не заключены.
Министерством не представлены документы, свидетельствующие об освобождении от исполнения обязательств по соглашениям.
Направление Правительством Кузбасса в адрес Министерства экономического развития РФ письма от 08.12.2020 №И16-8/9934 с просьбой пересмотреть с учетом результатов 2020 года целевые показатели на последующие периоды, не может свидетельствовать о совершении заявителем всех действий, направленных на изменение условий соглашений №139-09-2019-234, №139-09-2019-105, №139-09-2021-130, №139-09-2021-059.
Суд приходит к выводу о том, что нарушения, указанные в представлении, верно квалифицированы со ссылками на пункт 3 статьи 132 БК РФ и подпункт 6(1) пункта 10 Правил № 999, а также условия пункта 4.3.3 соглашений.
Доводы заявителя о неприменимости положений статьи 132 БК РФ, поскольку достижение определенных результатов хозяйственной деятельности является условием использования субсидии, а не условием ее предоставления, судом отклонены.
В соответствии с "Классификатором нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере" (утв. Казначейством России 19.12.2017) недостижение показателей результативности использования субсидии является нарушением п. 3 ст. 132, пп. 3, 7 п. 1 ст. 162 БК РФ пп. "б(1)" п. 10 Правил N 999 (код 02 05 04 00 01 05).
Также подлежат отклонению доводы заявителя о несоответствии квалификации нарушений, указанной в акте проверки (пункт 1 статьи 132 БК РФ).
В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 N 1095 (далее - Стандарт №1095) акт проверки (ревизии), возражения объекта контроля на акт проверки (ревизии) (при их наличии), а также иные материалы проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа контроля, по результатам которого принимается решение о наличии или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля.
На основании абзаца 7 пункта 6 Стандарта № 1095 рассмотрение результатов контрольного мероприятия, замечаний (возражений, пояснений) объекта контроля на акт, заключение может осуществляться с участием коллегиального органа.
Приказом УФК по Кемеровской области-Кузбассу от 14.09.2021 №538 «О создании Контрольной комиссии Управления Федерального казначейства по Кемеровской области- Кузбассу» утверждено Положение о Контрольной комиссии, согласно которому задачами и функциями комиссии являются в том числе рассмотрение результатов контрольных мероприятий, проводимых в рамках полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (п. 2.1). По результатам рассмотрения материалов проверочных мероприятий Комиссией вырабатываются предложения о направлении предписания и (или) представления объекту контроля; об отсутствии оснований для направления предписания и (или) представления; о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля возражений в письменной форме, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам проверки (ревизии) (п.2.3).
По своей правовой природе акт проверки является документом, в котором фиксируются нарушения, выявленные в ходе проверки, и не содержится указаний для осуществления каких-либо действий, то есть не является ненормативным правовым и не может нарушать права и интересы проверяемых лиц.
Окончательный результат проверки определяется в решении, принимаемом руководителем органа контроля после рассмотрения всех материалов проверки, в том числе с учетом возражений и дополнительных сведений, представляемых объектом контроля.
Таким образом, уточнение правовой квалификации нарушения без изменения его сути является непосредственным полномочием контрольной комиссии.
В соответствии с п. 2 ст. 270.2 БК РФ представление содержит одно из следующих требований: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий либотребование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Из положений указанной нормы не следует требование об обязательности указания на конкретные действия, которые должны быть совершены объектом контроля для устранения причин и условий, приведших к совершению нарушения.
Отсутствие в представлении указаний на конкретные действия, которые надлежит совершить объекту контроля, не свидетельствует о недействительности представления, поскольку решение вопроса о порядке и способах его исполнения, исходя из содержащихся в представлении формулировок, относится к компетенции заявителя.
Указанное в представлении требование является мерой предупреждения новых правонарушений, совершение которых обусловлено теми же причинами и условиями, что и выявленные. Требование о возврате денежных средств в представлении отсутствует.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует требованиям закона, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Ю.Ю. Кормилина