ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-10555/13 от 24.12.2013 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;

информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-10555/2013

«26» декабря 2013 года

Оглашена резолютивная часть решения «24» декабря 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме «26» декабря 2013 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Сапрыкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кемеровской таможни (ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474)

к Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040)

о признании недействительными решения № 98 от 17.06.2013г. в части и требования № 95 от 09.07.2013г.

при участии:

от заявителя – Евдокимова Н.А. (удостоверение, доверенность от 11.11.2013г.), Грозная Ж.Г. (удостоверение, доверенность от 12.12.2012г.)

от пенсионного фонда – Русинова И.Н. (паспорт, доверенность от 15.01.2013г.), Циркова Е.В. (удостоверение, доверенность от 10.01.2013г.)

установил:

Кемеровская таможня (далее по тексту – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) № 98 от 17.06.2013г. в части привлечения Кемеровской таможни к ответственности по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и начисления штрафа в сумме 845,11 рублей, пени в сумме 761,95 рублей, недоимки в сумме 4225,55 рублей; о признании недействительным и отмене требования № 95 от 09.07.2013г. «об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов» (требования уточнены заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, изложил доводы в обоснование своей позиции по делу.

Представитель пенсионного фонда с требованиями заявителя не согласился, изложил доводы в обоснование своих возражений, представил расчет штрафа по решению.

Как следует из материалов дела, по итогам выездной проверки пенсионным фондом был составлен акт № 78 от 16.05.2013г., принято решение № 98 от 17.06.2013 г. «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах». Указанным решением Кемеровская таможня привлечена к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в размере 845,11 рублей, начислены пени в общей сумме 1007,84 рублей, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 4225,55 рублей. В последующем пенсионным фондом было выставлено требование № 95 от 09.07.2013 года «об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов».

Частично не согласившись с правомерностью вынесенного решения № 98 от 17.06.2013 г. и требования № 95 от 09.07.2013 года, Кемеровская таможня обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями. Требования заявителя мотивированы тем, что оспариваемое решение и требование пенсионного фонда не соответствует действующему законодательству и незаконно возлагает на Кемеровскую таможню обязанность по уплате недоимки, штрафа и пени. По мнению заявителя, правовых оснований, установленных пунктом 19 Инструкции о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, для прекращения выплаты ежемесячного пособия Савельевой В.Г. у Кемеровской таможни не было, поскольку она была принята на государственную гражданскую службу, а не на правоохранительную службу. Заявитель также считает, что отсутствие установленной законом обязанности по уплате недоимки, штрафа и пени влечет за собой незаконность выставленного требования «об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов». Кроме того, заявитель указывает, что в нарушение положений Федерального закона от 24.09.2009 года № 212-ФЗ, в обжалуемом требовании отсутствуют подробные данные об основаниях взыскания недоимки, не указан ненормативный акт, послуживший основанием для взыскания недоимки.

Пенсионный фонд, возражая против заявленных требований, ссылаясь на нарушение Кемеровской таможней части 1 статьи 8 Федерального закона №212-ФЗ, считает неправомерным не включение в базу для начисления страховых взносов выплаченного пособия, связанного с увольнением сотрудника Савельевой В.Г.. Также пенсионный фонд указывает, что в соответствии с пунктом 19 части 2 Инструкции с момента поступления Савельевой В.Г. на службу в Кемеровскую таможню и присвоения ей классного чина – советника государственной гражданской службы РФ 3 класса, выплата ежемесячного пособия, установленного приказом от 18.12.2009г. № 247-к, должна прекратиться. В связи с чем, вынесенное решение пенсионного фонда является законным и обоснованным.

Более подробно позиции сторон изложены в заявлении, отзыве налогового органа на заявление.

Суд, изучив материалы дела и позиции сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства признает требования подлежащие удовлетворению на основании нижеследующего.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определенные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Так пп.Д п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона №212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

В рассматриваемом случае решение УПФР в оспариваемой части было принято в отношении произведенных Кемеровской таможней выплат в адрес Савельевой В.Г. Так УПФР установило, что Савельевой В.Г. производится выплата ежемесячного пособия в размере 40% оклада денежного содержания по приказу от 17.12.2009 г. №242-к в связи с ее увольнением. В то же время Савельева В.Г. приказом от 18.12.2009 г. №247-к принята на должность федеральной государственной гражданской службы – начальником отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения. Приказом от 07.05.2010 г. №115-А с 05.05.2010 г. Савельевой В.Г. присвоен классный чин – советник государственной гражданской службы РФ 3 класса. УПФР считает, что при таких обстоятельствах выплата Савельевой В.Г. надбавки должна прекратиться в соответствии с п.19 ч.2 Инструкции «о выплате сотрудникам таможенных органов РФ единовременного пособия при увольнении со службы» (утвержденной приказом ФТС России от 31.08.2005 №810).

Из материалов дела следует, что согласно приказу Кемеровской таможни от 17.12.2009 №242-К Савельева В.Г. была уволена со службы в таможенных органов Российской Федерации по подпункту 5, пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 21.07.1997 №114-Ф3 «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в действующей в рассматриваемый период редакции) сотрудникам таможенных органов, имеющим выслугу от 15 до 20 лет и уволенным со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 5, 8 и 9 пункта 2 статьи 48 Федерального закона, в течение пяти лет после увольнения выплачивается ежемесячное пособие в размере 40 процентов оклада месячного денежного содержания.

Пункта 19 ч.2 Инструкции «о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах», на который ссылается УПФР, следует, что гражданам, которые в период получения ежемесячного пособия или пособия вновь поступили на службу в таможенные органы, на военную службу, службу в органы внутренних дел, в органы прокуратуры, а также на службу в другие правоохранительные органы в качестве военнослужащих или сотрудников, имеющих специальные звания, выплата указанных пособий прекращается со дня поступления на службу.

Таким образом, вышеуказанные положения предполагают прекращение таких выплат при поступлении на службу в качестве военнослужащего или сотрудника, имеющего специальное звание.

Специальные звания и должности сотрудников таможенных органов закреплены в ст. 5 Федерального закона №114-ФЗ.

Как указывалось ранее, Савельева С.Г. приказом от 18.12.2009 г. №247-к была принята на должность федеральной государственной гражданской службы.

Присвоенный в последующем Савельевой В.Г. классный чин – советник государственной гражданской службы, не является специальным званием в силу ст. 5 Федерального закона №114-ФЗ, ст.ст. 8, 9, 11 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 г.

В любом случае, выплаты Кемеровской таможни в адрес Савельевой В.Г. производились по основанию ее увольнения, что подпадает под регулирование пп.Д п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона №212-ФЗ. Оснований для переквалификации таких выплат в иные, в рассматриваемом случае не имеется.

При вышеизложенном, решение УПФР в оспариваемой части принято при неверном применении закона и при отсутствии оснований.

В то же время, Кемеровская таможня оспорила Требование от 09.07.2013 №95 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов полностью.

Согласно ст. 22 Федерального закона №212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.

Рассматриваемое требование было выставлено УПФР на основании принятого по итогам проверки решения, что Кемеровской таможней не оспаривается. Оспариваемое требование содержит необходимые реквизиты и иные положения позволяющие определить сумму недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, предложенных к уплате. Отсутствие в таком требовании ссылки на ранее принятое решение, на что указывали представители Кемеровской таможни в судебном заседании, является формальным обстоятельством и в рассматриваемом случае не ущемляет заявителя как плательщика страховых взносов и не может повлечь недействительность всего требования.

Поскольку судом признается принятое УПФР решение недействительным в вышеуказанной части, то в соответствующей части является недействительным и не подлежит исполнению оспоренное Кемеровской таможней требование №95 от 09.07.2013 г. В остальной части оснований для удовлетворения требований Кемеровской таможни не имеется.

Руководствуясь статьями 101, 102, 110, 167–170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявленные требования удовлетворить в части.

Признать недействительными, как несоответствующие нормам Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г., решение №98 от 17.06.2013 г. «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах», требование №95 от 09.07.2013 г. «об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов», принятое Управлением ПФ РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в части штрафа в сумме 845,11 руб., пени в сумме 761,95 руб., недоимки по страховым взносам в сумме 4 225,55 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия.

Судья А.Л. Потапов