АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
20 августа 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 августа 2012 года
Судья Арбитражного суда Кемеровской области Шабалова О.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Ивановой Т.А,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску государственного бюджетного учреждения Кемеровской области «Кузбасский центр энергосбережения», город Кемерово
к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик», город Белово Кемеровской области
при участии
от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 15.02.2012 №Б-2-04/31, паспорт;
от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 02.04.2012, паспорт,
у с т а н о в и л:
государственное бюджетное учреждение Кемеровской области «Кузбасский центр энергосбережения», город Кемерово (ОГРН <***>) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик», город Белово Кемеровской области (ОГРН <***>) о взыскании 9 110 440 руб. отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения за периоды с 01.04.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 по 31.12.2010 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ – 24.07.2012).
Требования обоснованы статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ, Законом Кемеровской области №78 от 09.12.1999 и распоряжением Администрации Кемеровской области №58-р от 31.01.2000 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения» (в редакции распоряжений Администрации Кемеровской области от 15.02.2002 №97-Р, от 14.11.2003 №1305-р, постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 №61, от 17.07.2006 №139), мотивированы ссылкой на неисполнение ответчиком, включенным в реестр энергоснабжающих организаций, предусмотренной законодательством обязанности по отчислению целевых средств на энергосбережение, включенных в структуру регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ответчиком, в размере 1% от необходимой валовой выручки энергоснабжающей организации.
Протокольным определением от 24.07.2012 подготовка дела к судебному разбирательству завершена, судебное заседание назначено на 16.08.2012.
Ответчик в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Считает, что в расчете истца необоснованно включена сумма 5 411 500 руб. за период 01.01.2010 по 31.12.2010, поскольку экспертным заключением РЭК КО при формировании тарифа на тепловую энергию на 2012 год сняты с валовой выручки целевые средства для реализации программы энергосбережения в указанной сумме, как неиспользованные в 2010 году. Полагает, что нормативно-правовые акты, на которые ссылается истец, утратили юридическую силу, поскольку с 23.11. 2009 вступил в силу ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Кроме того, заявил о частичном пропуске исковой давности о взыскании задолженности за апрель 2009 года, т.к. иск подан в суд 02.05.2012, следовательно, период взыскания следует считать с мая 2009 года по декабрь 2010.
Истец в возражениях на отзыв указал, что утверждения ответчика о том, что при формировании тарифа на 2012 год сняты с валовой выручки целевые средства, как неиспользованные в 2010 году отношения к настоящему делу не имеют, поскольку требования предъявлены за 2010 год, а в экспертном заключении РЭК КО речь идет о формировании тарифа на 2012 год. Поскольку долг ответчиком в 2010 году не погашен, то указанная сумма исключается из НВВ, в связи с чем, и тариф на 2012 год будет меньше. В спорный период указанные нормативно-правовые акты действовали и были обязательными для исполнения на территории Кемеровской области, поскольку Закон КО №78-ОЗ утратил силу с 09.01.2011, а распоряжение АКО №58-р - с 17.03.2011. В преамбуле Закона КО от 09.12.1999 №78-ОЗ имеется ссылка на закон №28-ФЗ, действующий в то время, однако, указанный закон и нормативно-правовые акты Кемеровской области приняты в силу реализации полномочий, предоставленных органу государственной власти субъекта РФ Конституцией РФ, сослался на ст.ст. 71, 72, 73, 76 Конституции РФ. Полагает, что текст ФЗ №261-ФЗ не содержит указания на исключительное ведение РФ или совместное ведение РФ и субъектов РФ в сфере энергосбережения, а также не содержит никакого запрета для субъекта РФ на использование для целей энергосбережения иных внебюджетных источников, в том числе на полномочия по определению размере целевых отчислений и порядка их использования. Срок исковой давности за апрель месяц 2009 года не пропущен, так как согласно п.2.2 Положения, утв. распоряжением АКО от 31.01.2000 №58-р, целевые средства должны быть перечислены не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Заслушав сторон, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования, исходя из следующего.
Во исполнение положений Федерального закона «Об энергосбережении» от 23.11.2009 №261 для реализации областной Программы энергосбережения в Кемеровской области в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий 09.12.1999 принят Закон Кемеровской области № 78-ОЗ «О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению» (далее Закон № 78-ОЗ).
В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «Об энергосбережении» региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российский Федерации.
Согласно статье 2 названного Закона в качестве основного такого источника определены отчисления, включаемые в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии, реализуемой на потребительском рынке, и перечисляемые производителями энергии на специальные счета.
Статьей 3 Закона № 78-ОЗ определено, что порядок консолидации целевых отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм включения в тарифы и порядок использования целевых средств определяется Коллегией Администрации Кемеровской области.
Распоряжением Администрации Кемеровской области №58-р от 31.01.2000 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения» (в редакции распоряжений Администрации Кемеровской области от 15.02.2002 №97-Р, от 14.11.2003 №1305-р, постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 №61, от 17.07.2006 №139) утверждено Положение «О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области» (далее - Положение).
В соответствии с Положением источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок) на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
Установленный Положением размер отчислений составляет 1 % от необходимой валовой выручки (НВВ) энергоснабжающих организаций, которые обязаны ежемесячно письменно отчитываться перед ГБУ «Кузбасский центр энергосбережения» о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту и производить перечисление целевых средств не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (п.2.2 Положения).
Оперативное управление целевыми средствами согласно Положению, осуществляет ГУ «Кузбасский центр энергосбережения» (переименован в Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области), в том числе осуществляет сбор отчислений с энергоснабжающих организаций, выступает в суде в качестве истца и ответчика при рассмотрении любых споров, связанных с формированием и использованием целевых средств, в том числе обращается в суд с требованием о взыскании отчислений с энергоснабжающих организаций (п.3.1, 3.2 Положения).
Включение отчислений на целевые средства в структуру регулируемых цен (тарифов) осуществляет Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (п.3.3 Положения).
ООО «Теплоэнергетик» (ответчик) включено в реестр энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, что обществом не оспаривается.
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области утверждены тарифы на тепловую энергию, реализуемую обществом на потребительский рынок, утверждены с учетом 1% отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения (Постановления РЭК КО от 28.03.2008 № 26, от 05.12.2008 №256, от 05.12.2008 №257, от 30.12.2009 №271, от 30.12.2009 №272).
Утверждение тарифов для ответчика с учетом отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения в размере одного процента от необходимой валовой выручки подтверждено материалами дела и ответчиком не опровергнуто.
Тарифы, утвержденные вышеуказанными постановлениями РЭК Кемеровской области не оспорены, не отменены и фактически применялись ответчиком в спорный период при расчетах с потребителями тепловой энергии.
Учитывая, что в структуру тарифов, утвержденных РЭК Кемеровской области для ответчика на 2009, 2010 год, были включены целевые отчисления для выполнения региональной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в силу выше указанных нормативных актов Кемеровской области у ответчика возникла обязанность по перечислению указанных целевых средств на специальный счет ГУ «Кузбасский центр энергосбережения».
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных нормативных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку отчеты о стоимости фактически реализованной энергии и услуг по ее передаче ответчиком в адрес ГУ «Кузбассцентр энергосбережения» в нарушение п.2.2 Положения о порядке формирования и использования целевых средств не представлены, истец произвел начисление на основании данных, предоставленных РЭК Кемеровской области о плановых объемах целевых средств энергосбережения, включенных в тариф энергоснабжающей организации.
Расчет ответчиком не оспорен, документально не опровергнут.
Доказательства, подтверждающие уплату 9 110 440 руб. в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения за спорный период, ответчиком также не представлены.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования обоснованными.
Возражения ответчика о пропуске срока исковой давности и о непредоставлении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вступившим в законную силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации права на установление отчислений на энергосбережение, судом отклоняются ввиду их необоснованности, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 71, 72 Конституции Российской Федерации регулирование вопросов в сфере энергосбережения не отнесено к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти и согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Как следует из статьи 3 Федерального закона № 261-ФЗ, законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленный в ст. 7 Федерального закона №261-ФЗ, является открытым. При этом действующий Федеральный закон № 261-ФЗ не содержит запрета на использование субъектами Российской Федерации внебюджетных источников на цели энергосбережения. Более того, частью 2 статьи 14 указанного Закона предусмотрена возможность выполнения региональных и муниципальных программ за счет использования внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» утверждены перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области №161 от 25.06.2007 утверждена долгосрочная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения на территории Кемеровской области» на 2008-2013 годы, постановлением №363 от 31.08.2010 утверждена Комплексная региональная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области» на 2010 -2012 годы и на перспективу до 2020 года, которыми предусмотрено в качестве источников финансирования программ использование внебюджетных средств (в том числе целевых средств в объеме 2720,092 млн. руб.). При этом одним из исполнителей программы является ГУ «Кузбасский центр энергосбережения».
Закон Кемеровской области от 09.12.1999 №78-03 «О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению» и распоряжение Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 №58-р «Об утверждении Положения о порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области» в спорный период являлись действующими, не были отменены и в установленном законом порядке не обжалованы.
Ссылка в преамбуле Закона Кемеровской области от 09.12.1999г. №78-ОЗ на федеральный закон №28-ФЗ «Об энергосбережении», утративший силу в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ, не влечет автоматическое признание утратившим силу закона Кемеровской области, принятого в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит положений, которыми бы отменялись или признавались недействующими ранее принятые законы субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения.
Документального обоснования в подтверждение доводов о противоречии выше указанных нормативно-правовых актов Кемеровской области Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ ответчик не привел.
По мнению суда, не пропущен истцом срок исковой давности по предъявленному требованию за апрель 2009 года, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 196 Кодекса общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно пункту 1 статьи 200 Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу пункта 2 статьи 199 Кодекса исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Однако как следует из п. 2.2. Положения, утвержденного распоряжением АКО от 31.01.2000 №58-р, перечисление целевых средств производится ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, оплата за апрель 2009 года должна была произведена энергоснабжающей организации не позднее 10 мая 2009 года, ГБУ КО «Кузбасский центр энергосбережения обратился с иском в суд 02.05.2012, следовательно, срок исковой давности истцом не пропущен.
При указанных обстоятельствах, иные доводы ответчика несостоятельны, исковые требования подлежат удовлетворению в размере 9 110 440 руб.
Судебные расходы в сумме 200 руб. за получение в налоговой инспекции выписки из Единого государственного реестра юридических лиц на ответчика обоснованы, документально подтверждены платежным поручением от 29.12.2011 №486, выпиской из ЕГРЮЛ от 12.05.2012 и подлежат взысканию с ответчика в пользу ГБУ КО «Кузбасский центр энергосбережения» в соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, излишне уплаченная истцом госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 41, 49, 65, 110, 167 - 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик», город Белово Кемеровской области (ОГРН <***>) в пользу государственного бюджетного учреждения Кемеровской области «Кузбасский центр энергосбережения», город Кемерово (ОГРН <***>) 9 110 440 руб. 00 коп. долга, 68 552 руб. 20 коп. госпошлины, 200 руб. за получение выписки из ЕГРЮЛ.
Выдать государственному бюджетному учреждению Кемеровской области «Кузбасский центр энергосбережения», город Кемерово (ОГРН <***>) справку на частичный возврат госпошлины в сумме 39 677 руб. 97 коп., уплаченной по платежному поручению от 15.12.2011 №424, из федерального бюджета РФ.
Решение в месячный срок со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья О.Ф. Шабалова