АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
www. kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-10876/2010
07 октября 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена : 07 октября 2010 года
Полный текст решения изготовлен : 07 октября 2010 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Петраковой С.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Швайко И.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Евразруда», г. Таштагол
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области, г. Новокузнецк
к Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области, г. Новокузнецк от 31.05.2010 № 2705 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, г. Кемерово от 12.07.2010 № 579.
при участии:
от заявителя: не явился
от налогового органа: ФИО1 – старшего государственного налогового инспектора юридического отдела, доверенность от 11.01.2010 № 16-03-20
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Евразруда» (ОАО «Евразруда») ( Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года Серия № 004131796 от 26.07.2002), г. Таштагол обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка «о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» от 31.05.2010 № 2705 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, г. Кемерово от 12.07.2010 № 579 «об оставлении решения налогового органа без изменения, а жалобы без удовлетворения».
В ходе рассмотрения спора от ОАО «Евразруда» поступило заявление об отказе от требования о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, г. Кемерово от 12.07.2010 № 579 «об оставлении решения налогового органа без изменения, а жалобы без удовлетворения».
Отказ от требований принят.
Производство по делу в данной части подлежит прекращению.
Определением суда от 30.08.2010 рассмотрение спора откладывалось в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для документального подтверждения и нормативного обоснования доводов, изложенных представителями сторон, заявителю также предлагалось документально подтвердить довод о составе работающих общества, численность работников которого, по словам представителя, превышает 5000 человек.
Надлежаще извещенный о рассмотрении спора заявитель (о чем свидетельствует подпись представителя в протоколе судебного заседания от 30.08.2010) в судебное заседание представителя не направил, о причине неявки не известил, возражений против рассмотрения спора без участия его представителя не заявил.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть спор по существу заявленных требований в отсутствие представителя заявителя.
В обоснование требований, изложенных в заявлении, общество сослалось на Положение о земельном налоге на территории города Новокузнецка, утвержденное постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 № 3/5 в редакции постановления от 21.04.2009 № 3/39, и на разъяснения председателя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов о порядке применения подпункта 8.1 Приложения № 1 к Положению о земельном налоге на территории города Новокузнецка, и полагало правомерным в целях исчисления земельного налога применение ставки земельного налога в размере 0,75%, поскольку общая численность работников ОАО «Евразруда» превышает 5000 человек.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против доводов заявителя, мотивировав тем, что оспариваемое решение законно и обосновано.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2009 г. налогоплательщику следовало применить ставку 1,5%, т.е. ставку, установленную пунктом 8.2 приложения № 1 к Положению о земельном налоге на территории города Новокузнецка, поскольку численность работающих в обособленном подразделении Абагурском филиале ОАО «Евразруда», находящемся на территории г. Новокузнецка менее 5000 человек, а именно : 1 340 человек.
Кроме того, полагал, что у председателя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов отсутствуют полномочия по разъяснению порядка применения норм налогового законодательства, в том числе и по местным налогам.
Возражения изложены в письменном отзыве.
В судебном заседании установлено, что ОАО «Евразруда» являясь плательщиком земельного налога, представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 года, по обособленному подразделению «Абагурский филиал» Открытого акционерного общества «Евразруда».
По результатам камеральной налоговой проверки, 31.05.2010 налоговым органом принято решение № 2705 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1 776 453 руб. 60 коп., доначислено земельного налога за 2009 г. в размере 8 882 268 руб. и начислено пени в размере 270 687 руб. 12 коп.
Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщиком при его исчислении неверно применена налоговая ставка.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора, изучив письменные материалы и обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований, исходя из следующего.
Согласно положениям пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 № 3/5 утверждено Положение о земельном налоге на территории города Новокузнецка.
Приложением № 1 к Положению о земельном налоге на территории города Новокузнецка (в редакции Постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 22.04.2009 № 4/39) установлены налоговые ставки в зависимости от разрешенного использования земельного участка.
Действительно, согласно Приложению № 1 к «Положению о земельном налоге на территории города Новокузнецка» (в редакции действующей в период спорных правоотношений) в отношении земель под объектами промышленности применяются следующие ставки: 0,75% к землям под градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями, численность работников которых превышает пять тысяч человек, 1,5 % к землям под прочими объектами промышленной и производственной деятельности.
Земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. в муниципальный бюджет того муниципального образования, где расположен соответствующий земельный участок.
Как установлено в судебном заседании Открытое акционерное общество «Евразруда» с 12.03.2004 года состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Таштаголу (Свидетельство о постановке на налоговый учет 12.03.2004 г. Серия 42 № 00563112).
Обособленное подразделение «Абагурский филиал», г. Новокузнецк поставлено на налоговый учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка.
Земельный участок, находящейся на территории города Новокузнецка, на котором расположено обособленное подразделение «Абагурский филиал», принадлежит обществу на праве собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Таким образом, Открытое акционерное общество «Евразруда» является плательщиком земельного налога, в том числе, в бюджет муниципального образования - г. Новокузнецка.
Действительно, как указывает заявитель, филиал не является юридическим лицом и плательщиком земельного налога в бюджет муниципального образования г. Новокузнецка в отношении земельного участка, находящегося на территории г. Новокузнецка является юридическое лицо - Открытое акционерное общество «Евразруда».
Однако, земельный налог уплачивается в связи с нахождением земельного участка на территории г. Новокузнецка, на котором расположен «Абагурский филиал», тогда как, само юридическое лицо находится и состоит на налоговом учете в г. Таштаголе.
Новокузнецким городским Советом народных депутатов установлены ставки земельного налога на территории города Новокузнецка. Налоговые ставки установлены в зависимости от разрешенного использования земельного участка от 0,1% до 1,5 %.
Ставка в размере 1,5 % установлена для земель под объектами промышленной и производственной деятельности. Для земель под градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями, численность работников которых превышает пять тысяч человек установлена ставка 0,75%.
Установленные Новокузнецким городским Советом народных депутатов ставки применимы в пределах муниципального образования, т.е. на территории города Новокузнецка и в отношении земель под предприятиями, которые находятся на территории муниципального образования.
Установив пониженную ставку 0,75% для земель под градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями, численность работников которых превышает пять тысяч человек, городской Совет народных депутатов города Новокузнецка, по сути, предоставил льготу стимулирующего характера для градообразующих предприятий и предприятий, численность работников которых, превышает пять тысяч человек, расположенных на территории города Новокузнецка.
Следовательно, данная льгота установлена для субъектов предпринимательской деятельности – предприятий, находящихся на территории данного муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании численностью работающих в обособленном подразделении «Абагурский филиал», расположенном на земельном участке г. Новокузнецка составляет 1340 человек.
Юридическое лицо - Открытое акционерное общество «Евразруда», находится в г. Таштаголе, т.е. на территории другого муниципального образования.
Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании 30.08.2010, обособленные подразделения ОАО «Евразруда» также находятся в п. Шерегеш, п. Кас, г. Гурьевске, г. Абакане, г. Тея.
Суд предложил заявителю документально подтвердить данные обстоятельства, и представить сведения о численности работающих, в каждом обособленном подразделении.
Сведения суду не представлены.
Место нахождения Открытого акционерного общество «Евразруда» определяется местом его государственной регистрации и местом его фактического расположения.
Таким образом, поскольку численность работающих в обособленном подразделении «Абагурский филиал», расположенном на земельном участке г. Новокузнецка составляет 1340 человек, то, по мнению суда, у Открытого акционерного общества «Евразруда» не имелось законных оснований для применения по данному земельному участку ставки земельного налога в размере 0,75%.
Следовательно, доначисление налоговым органом земельного налога исходя из ставки 1,5%, установленной для земель под объектами промышленной и производственной деятельности, суд считает правомерным.
Ссылка заявителя на разъяснения председателя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО2 в обоснование довода о правильности применения ставки в размере 0,75 % от 03.06.2009 г. № 151, от 26.04.2010 № 254 судом не принимается в качестве состоятельной, исходя из следующего.
Действительно в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
На основании пункта 2 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Земельный налог отнесен к местным налогам (ст. 15 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, в силу требований налогового законодательства разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах вправе давать финансовые органы муниципальных образований.
Председатель городского Совета народных депутатов такими полномочиями не наделен.
Как следует из Устава города Новокузнецка (в редакции действовавшей в период спорных правоотношений), Регламента Новокузнецкого городского Совета народных депутатов полномочий по разъяснению налогоплательщикам и налоговым агентам вопросов по применению нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах председателю городского Совета народных депутатов не предоставлено.
Вместе с тем, из содержания письма председателя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 03.06.2009 г. № 151, направленного в адрес ООО «Евразруда», не усматривается каких-либо разъяснений по порядку применения Положения о земельном налоге на территории города Новокузнецка (в редакции Постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 22.04.2009 № 4/39).
А письмо председателя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.04.2010 г. № 192 для оценки законности оспариваемого решения значения не имеет, поскольку налоговая декларация по земельному налогу за 2009 г., заполнена и сдана налогоплательщиком в налоговый орган 29.01.2010, то есть, задолго до того, как была изложена позиция председатель Новокузнецкого городского Совета народных депутатов на вопрос о порядке применения Положения о земельном налоге на территории города Новокузнецка (в редакции Постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 22.04.2009 № 4/39) ОАО «Евразруда», г. Таштагол.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в части.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрения спора судом оставлены за заявителем в части требования оставленного судом без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрения требования, в отношении которого заявлен отказ и производство по делу подлежит прекращению, подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 4 частью 1 статьи 150, статьями 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Требование Открытого акционерного общества «Евразруда», г. Таштагол о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка от 31.05.2010 № 2705 оставить без удовлетворения.
В остальной части требований производство по делу прекратить.
После вступления решения в законную силу Открытому акционерному обществу «Евразруда», г. Таштагол выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в размере 2 000 (две тысячи) руб., уплаченной по платежному поручению от 25.06.2010 № 629.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья С.Е.Петракова