ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-11023/09 от 05.10.2009 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., 8, г. Кемерово, 650000

www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело №А27-11023/2009

12 октября 2009 года

резолютивная часть решения оглашена 05 октября 2009 г.

полный текст решения изготовлен 12 октября 2009 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П..,

при ведении протокола судебного заседания судьей Обуховой Г.П.,

закрытого акционерного общества «Новокузнецкая межрайбаза», г. Новокузнецк

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва

третье лицо: Коллегия администрации Кемеровской области, г. Кемерово

о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка и незаконными действий

при участии представителей:

заявителя- ФИО1 (доверенность от 20.07.2009 г. №5, паспорт); ФИО2 – (доверенность от 20.07.2009 г. № 6, паспорт)

Управления Роснедвижимости- главного специалиста-эксперта ФИО3 (доверенность от 11.01.2009г. №03/09, паспорт);

Коллегии администрации КО - главного консультанта юридического отдела правового управления администрации ФИО4 (доверенность от 05.03.2009 г. №10-16/1433, сл. удостоверение)

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «Новокузнецкая межрайбаза» обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, в размере 37715258,4 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6551,2 рублей за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года № 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м в размере 37715258 рублей 40 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6551 рублей 20 копеек за кв.м. Кроме того, просит обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м в размере 37715258 рублей 40 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6551 рублей 20 копеек за кв.м., занимаемого Закрытым акционерным обществом «Новокузнецкая межрайбаза», почтовый адрес относительно ориентира: <...>.

В рассмотрении дела в качестве третьего лица принимает участие Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово.

Рассмотрение дела определением суда от 27.08.2009г. откладывалось в связи с изменением заявителем в судебном заседании оснований заявленных требований, в целях обеспечения равноправия сторон, состязательности процесса, прав заинтересованных лиц знать о доводах, на которых основаны требования.

Надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, в судебное заседание представителя не направило, возражения против рассмотрения спора без участия его представителя не заявило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом без участия представителей Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва.

В судебном заседании 30.09.2009г. объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 14.00 час. 05.10.2009г., о чем все лица, участвующие в деле, были извещены.

После перерыва представители заявителя в судебное заседание не прибыли.

В обоснование заявленных требований заявитель и его представители в судебном заседании сослались на то, что кадастровая оценка земельного участка расположенного по адресу : <...> с кадастровым номером 42:30:0207052:9 ( согласно свидетельству о государственной регистрации прав, кадастровый номер земельного участка 42:30:0207052:0009, который согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.04.2009г. равнозначен кадастровому номеру 42:30:0207052:9) площадью 5757 кв.м. проведена Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва с нарушением методики расчета, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель и иного действующего законодательства. По результатам оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207053:9, проведенной независимым оценщиком – ООО Центр профессиональной оценки «Трио» и отраженным в отчете № 079-06/09 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка (кадастровый номер 42:30:02 07 052:0009), общей площадью 5757 кв.м., расположенного : Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Вокзальная, 24», рыночная стоимость данного земельного участка на 01.01.2009 составила 4 029 900 руб., что в 9, 4 раза меньше его кадастровой стоимости.

Требования также мотивированы тем, что со стороны Управления Роснедвижимости по Кемеровской области не осуществлялся контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области, нарушение административных процедур свидетельствует о недостоверности государственной кадастровой оценки, соответственно, по мнению, заявителя, внесение Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка ничем не обоснованно и не подтверждено.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области ( Управление Роснедвижимости по Кемеровской области) в отзыве и его представитель в судебном заседании требование не признали, доводы заявителя полагают необоснованными. Возражения мотивированы тем, что кадастровая оценка производилась Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, на основании Государственного контракта от 29.06.2007 № 140, по которому Управление Роснедвижимости по Кемеровской области является заказчиком.

Работы по расчету кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, соответствуют требованиям действующего законодательства, регламентирующего порядок и методику проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов. При проведении кадастровой оценки, исполнителем Контракта учитывались, в том числе, и показатели статистического анализа рыночных цен, полученные последним в результате сбора информации от различных источников, в том числе Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом, Фонда имущества Кемеровской области, официальных реестров, содержащих сведения о сделках с объектами недвижимости, находящихся в ведении органов власти и местного самоуправления, официальных сайтов предприятий, организаций, размещающих информацию о рынке недвижимости, отчеты об оценке рыночной стоимости. В противном случае, по мнению представителя, условия государственного Контракта заказчиком были бы признаны не исполненными.

Управление Роснедвижимости Кемеровской области выполнило возложенные на него обязанности по Контракту и полномочия, предусмотренные действующим федеральным законодательством в полном объеме, а именно проводило предварительную проверку Отчета на соответствие техническому заданию. Обязанность по проверке Отчета в полном объеме лежит на Роснедвижимости, что подтверждается актом проверки.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля» ( ФГУП «Земля) в отзыве с требованием заявителя также не согласилось, ссылаясь на то, что выполнило в полном объеме обязательства по Контракту, и предоставило результаты заказчику в полном объеме, который, в конечном итоге, был принят заказчиком, расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществлялся в соответствии с порядком, предусмотренным в пп2.2 Методических указаний; удельные показатели кадастровой стоимости для земельных участков 9 вида разрешенной деятельности рассчитывались на основе построения статистической модели, которая удовлетворяет доступным уровням критериев.

Третье лицо, не заявляющее требований, относительно предмета спора - Коллегия Администрации Кемеровской области - в отзыве, и ее представитель в судебном заседании, поддержали позицию заинтересованных лиц, полагают заявленное требование необоснованным и неподлежащим удовлетворению, сославшись на то, что предусмотренная действующим законодательством процедура по проведению кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, была соблюдена, вся документация и информация для проведения работ по кадастровой оценки, предусмотренная законодательством и Контрактом была предоставлена ФГУП «Земля», результаты проведенной работы по оценки проверены на соответствие нормам действующего законодательства, Техническому заданию и Контракту уполномоченными органами, в том числе Роснедвижимостью, и Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области. Полагает также, что законодательством не установлено равенство между рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью земельных участков, несоответствие показателей кадастровой стоимости рыночной цене, не является доказательством недостоверности кадастровой стоимости.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

Судом установлено, что ЗАО «Новокузнецкая межрайбаза» является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:02 07 052:0009 площадью 5757 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Вокзальная, 24, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.02.2004 сделана запись регистрации № 42-01/06-4/2004-667 ( свидетельство о государственной регистрации права от 24.02.2004 № 42АА 746223).

Земельный участок с кадастровым номером 42:30: 02 07 052: 0009 является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 17.10.2003г. с разрешенным использованием «под коммунально-складские объекты». Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.04.2009г. кадастровый номер 42:30:0207052:9 равнозначен кадастровому номеру 42:30:0207052: 0009.

ЗАО «Новокузнецкая межрайбаза» получило выписку из государственного кадастра недвижимости от 09.04.2009г. № 4200/001/09-84824 о земельном участке с кадастровым номером 42:30:0207052:9, согласно которой кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 37 715 258, 4 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости составляет 6551,2 рублей за кв.м.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м., определена ФГУП «Земля», по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен, и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд не находит оснований для признания результатов кадастровой оценки земельного участка недостоверными, а действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка – незаконными.

Согласно частям 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных нормами Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В целях установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой определяется Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают, в том числе, средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ( Роснедвижимости) утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 года № 215 -Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации ( далее -Отчет) Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.

После чего, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации (пункт 11.1 Административного регламента).

Судом не приняты довод заявителя и его представителей о том, что Управление Роснедвижимости по Кемеровской области фактически не осуществляло контроль за деятельностью подрядчика –ФГУП «Земля по проведению работ по кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, как необоснованные. Данные доводы опровергается материалами дела, в том числе протоколамизаседаний областной комиссии, по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области от 10.07.2007 № 1; от 31.10.2008, протоколом межведомственной комиссии г. Новокузнецка ( в состав которой входит представитель Новокузнецкого отдела Управления Роснедвижимости по Кемеровской области) по рассмотрению и согласованию материалов государственной кадастровой оценки городских земель от 30.07.2007г. № 1; протоколом предварительной проверки Отчета от 11.11.2008г.

Изложенные выше материалы, а также сам Отчет свидетельствуют, что Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в полном объеме выполнило административные процедуры, предусмотренные Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (в редакции постановлений Правительства РФ от 11.04.2006г. № 206, от 14.12.2006г. № 767, от 17.09.2007г. № 590), нормами «Административного регламента».

Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, при непосредственном участии органов исполнительной власти Кемеровской области, в том числе, заместителя Губернатора Кемеровской области, руководителей Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, Департамента лесного комплекса Кемеровской области, Главного финансового управления Кемеровской области, Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Кемеровской области», Управления Роснедвижимости по Кемеровской области (в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), рассматривались и были согласованы :

перечень оцениваемых населенных пунктов по городской технологии расчета кадастровой стоимости земельных участков;

состав факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Кемеровской области в разрезе групп видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.5, 1.2.7, 1.2.9 пункта 1.2. Методических указаний, оцениваемых по городской технологии в разрезе населенных пунктов;

состав факторов стоимости, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки в сельских населенных пунктах в разрезе районов Кемеровской области;

перечень организаций и открытых источников (общедоступных печатных изданий) в качестве информации, используемой для сбора исходных данных для государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области;

плановая основа для формирования слоев тематических карт и отображения результатов государственной кадастровой оценки земель и источника ее получения.

Результаты проведенных работ, в виде карт, таблиц, программ, описаний на согласование комиссии были представлены представителями подрядчика, в том числе Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» (протокол от 31.10.2008).

Как следует из вышеназванных протоколов, контроль со стороны заказчика - Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области носил постоянный (систематический), непосредственный характер.

Судом отклонены доводы представителя заявителя о том, что об отсутствии контроля свидетельствует не возможность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области предоставить заявителю мотивированный ответ и подробную информацию о расчете кадастровой стоимости, как необоснованные. В функции Управления Роснедвижимости входит проверка работы подрядчика на соответствие техническому заданию Проверка Отчета в полном объеме осуществляется Роснедвижимостью. В соответствии с пунктом 9 Административного регламента Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации предоставляет разъяснения в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель ( через средства массовой информации), а также в отношении результатов государственной кадастровой оценки земель конкретного земельного участка. Однако указанные разъяснения Управление предоставляет только на основании содержащихся в Отчете сведений. Исполнитель работ сам определяет методы, модели и алгоритмы определения кадастровой оценки земельных участков, при этом подробное описание каждого этапа действующим законодательством не предусмотрено.

Судом не приняты также доводы заявителя о том, что при проведении работ в целях определения кадастровой стоимости спорного земельного участка по виду разрешенного использования № 9: «земельные участки , предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально –технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», ФГУП «Земля» не были учтены данные по статистическому анализу рыночных цен.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области представило документы, в том числе, отчет о статистическом анализе рыночной информации земельных участков вида разрешенного использования в составе городских населенных пунктов, таблицы : «исходная рыночная информация с внесенными поправками по виду разрешенного использования, указанного в п. 1.2.9. Методических указаний в составе городских населенных пунктов Группа 6», «Сведения об используемых источниках информации». Представитель Управления также пояснил, что учитывалась вся имеющаяся информация о рыночной оценке земельных участков и объектов недвижимости, полученная подрядчиком от различных источников, в том числе, от Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом, Фонда имущества Кемеровской области, Кузбасской Торгово-промышленной палаты, собственников и пользователей земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц, объектов рекреационного и оздоровительного назначения, риэлтерских и оценочных компаний, интернет-сайтов, газет и журналов регионального и муниципального уровней.

При недостаточности информации оценщиком применялся Отчет № 1/ГКР/140-029д «Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу : РФ, Кемеровской области, г. Новокузнецк».

Оценив представленные Управлением документы, суд находит, что исполнителем ( ФГУП «Земля») применялся статистический анализ рыночных цен в целях построения статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, что свидетельствует о соблюдении требований законодательства в части использования данных о рыночной стоимости.

Довод заявителя о том, что информация о рыночных ценах не учитывалась при проведении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков населенных пунктов на территории Кемеровской области, основана на предположении, и не может быть принят судом в качестве доказательства, поскольку не отвечает требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, в том числе, быть основанными на предположении).

В обоснование правильности кадастровой стоимости земельных участков и соблюдения требований действующего законодательства при проведении работ по определению кадастровой стоимости, в том числе земельных участков 9 вида разрешенного использования, Группа 6 представлен Отчетоб определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, в виде отдельных таблиц  факторов стоимости земельных участков, расчетов  кадастровой стоимости, пояснений, актов, справочных и информационных материалов.

Как установлено в судебном заседании, в целях проведения кадастровой оценки была произведена группировка земельных участков. Город Новокузнецк вошел в группу 6.

Для данной группы был определены факторы стоимости, в наибольшей степени, влияющие на стоимость земельных участков в данной группе - «расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений» (модель «Экспоненциальная»).

Для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0009 была построены экспоненциальная модель с факторами стоимости «расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений» и «расстояние до ближайшего автовокзала, автостанции.

Был произведен сбор рыночной информации, в том числе объектов аналогов.

Судом отклонены доводы заявителя о том, что непонятен выбор из всего состава факторов, влияющих на кадастровую оценку земель, только двух факторов, как необоснованные .

Статистически значимая модель была определена оценщиком в ходе исполнения Государственного контракта.

Доказательств, подтверждающих незаконность ее выбора и неправомерность применения избранной модели, от заявителя не поступило.

Признаны несостоятельными доводы представителя заявителя о том, что оценщиком необоснованно принят при определении кадастровой стоимости еще один фактор, не поименованный в утвержденном составе факторов стоимости – «свободный член», природа которого не понятна.

Действительно образования такой математической величины как «свободный член» при проведении кадастровой оценки не понятно.

Применение в формуле «свободного члена», а также применение оценщиком определенных алгоритмов, моделей, факторов, функций и т.д. относятся прежде всего не к результатам оценки, а характеризуют, прежде всего принятые государством ( в лице его уполномоченных органов) и примененные оценщиком указания и методики расчетов кадастровой стоимости земель, как сложные и непонятные для широкого круга лиц, интересы которых они затрагивают, и понимание которых требует не только наличие специальных, но и профессиональных знаний.

Указанные обстоятельства, не возможность понять принципы применяемых моделей и математической величины, не могут быть положены судом в основу выводов о недостоверности кадастровой стоимости, поскольку доказательствами таковой не являются.

Заявителем не оспорено право исполнителя работ по проведению кадастровой оценки земельных участков на обладание и использование для исполнения Государственного контракта программного продукта.

Довод заявителя о том, что кадастровая стоимость земельных участков не должна превышать их рыночную стоимость, со ссылкой на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на отчет № 079-06/09 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка ( кадастровый номер 42:30: 02 07 052: 0009), общей площадью 5757 кв.м. расположенного: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Вокзальная, 24» , судом не принят исходя из следующего.

Из буквального прочтения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерацииследует, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, случаем исключения из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, является «случаи определения рыночной стоимости земельного участка».

Поскольку спор, рассматриваемый по настоящему делу, касается государственной кадастровой оценки земель, проведенной в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316, нормы пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для рассматриваемых правоотношений значения не имеют.

Кадастровая оценка земельных участков имеет иную цель, чем рыночная, в том числе- налогообложение.

Кадастровая стоимость- это экономическая оценка земельных участков, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования, является постоянной и рассчитана на применение в течение определенного периода ( пять лет).

Тогда как рыночная стоимость представляет собой продажную оценку объекта и значительно зависит от спроса и предложения на рынке, изменяется во времени и определяется на конкретную дату.

В Земельном кодексе Российской Федерации не содержится положений о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближенной к его рыночной стоимости. Превышение кадастровой стоимости над рыночной ценой не может свидетельствовать о недостоверности результатов кадастровой стоимости земельного участка. Анализ рыночной стоимости земельных участков является одним из множества факторов, на основании которых определяется кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 19 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки ( ФСО № !) оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, происшедших после даты оценки.

В связи с этим, суд не может принять в качестве доказательства недостоверности результатов государственной кадастровой оценки спорного земельного участка данные о рыночной стоимости земельного участка, содержащиеся в Отчете № 079-06/09 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка ( кадастровый номер 42:30: 02 07 052: 0009), общей площадью 5757 кв.м. расположенного: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Вокзальная, 24», поскольку для определения его рыночной стоимости на 01.01.2009г. , оценщиком ООО «Центр профессиональной оценки «Трио» применялась, в том числе, информация о событиях, происшедших после даты государственной кадастровой оценки, определяемой по состоянию на дату 01.01.2007г.

Доводы представителя заявителя о том, что, по его мнению, ФГУП «Земля» в целях определения кадастровой стоимости земельных участков, неправомерно применяло отчеты об оценке гипотетических земельных участков, содержащие сведения о недостаточности информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков, не принимаются, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств того, что применение отчетов об оценке гипотетических земельных участков, по причине недостаточности информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, противоречит требованиям, установленным правилам проведения кадастровой оценки, заявителем суду не представлено.

Как следует из Отчета № 1/ГКР/140-029д «Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу : РФ, Кемеровская область, г. Новокузнецк», именно по причине недостаточности информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, (обусловленной рядом причин), применялись в ходе проведения работ по кадастровой оценке земель Отчеты об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков.

Факт применения данных отчетов был принят в качестве состоятельного Роснедвижимостью, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, рабочей комиссией по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, в пределах полномочий, предоставленных данным органам погосударственной кадастровой оценке земель.

Кроме того, как следует из информации Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) «О проведении проверки» от 24.11.2008 № МП/0242, направленной в адрес Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в качестве сопроводительной к Акту проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 № 2, Роснедвижимостью проведена проверка Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области. Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 № 2 подписан должностным лицом Роснедвижимости – ФИО5

Оснований сомневаться в том, что Отчет с выводами о его соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007г. № 39 проверен и реально подписан должностным лицом Роснедвижимости – ФИО5 у суда не имеется.

Обоснованность и законность участия в проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 № 2 сотрудник ФГУП «ФКЦ «Земля» ФИО6, документально подтверждена Государственным контрактом № К-07/26 «на выполнение работ по теме : «Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель» от 30.05.2008, заключенным между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) г. Москва и Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва.

Оценив характер доводов заявителя, положенных в основу заявленных требований, с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что фактически заявитель оспаривает принцип и порядок ценообразования, установленный действующим законодательством в целях проведения кадастровой оценки, алгоритмы и методики, модели примененные исполнителем работ, при этом, не обосновывая, почему они не могут приняты, ссылаясь только на то, что кадастровая оценка не может превышать рыночную.

Довод заявителя о недостоверности кадастровой стоимости, по причине несоответствия использованной оценщиком информации, в том числе о рыночных ценах объектов недвижимости, требованиям, предусмотренным Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 256, судом не принят, поскольку документально не подтвержден и основан на предположении.

Действительно пунктом 19 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» предусмотрено, что информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.

Но в целях применения данной нормы, информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.

Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.

Если в качестве информации, существенной для определения стоимости объекта оценки, используется экспертное суждение оценщика или привлеченного оценщиком специалиста (эксперта), для характеристик, значение которых оценивается таким образом, должны быть описаны условия, при которых указанные характеристики могут достигать тех или иных значений.

Однако, доказательств того, что полученная и использованная оценщиком Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» информация в целях проведения кадастровой оценки, не соответствовала требованиям п. 19 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», суду не представлено.

Судом не приняты доводы заявителя о том, что представленные в дело материалы отчета не прошиты и не подписаны оценщиками, и что отсутствуют определенные страницы, так как суду представлены копии материалов из отчета в виде отдельных таблиц и страниц Управлением Роснедвижимости Кемеровской области, заверенные им с указанием на последнем листе даты, когда они прошиты и заверены, количества листов.

При этом суд указывает, что в суд представлены лишь материалы, касающиеся оценки земельных участков в г. Новокузнецке и спорного земельного участка, которые суд признал достаточными для рассмотрения дела.

Отклонены и доводы представителя заявителя о том, что не может быть признан достоверным Отчет с датой составления 15.04.2008г. и содержащий в себе сведения от поздней даты, со ссылкой на приобщенный к отчету протокол заседания областной комиссии от 31.10.2008г. и протокол заседания межведомственной комиссии от 26.06.2008г.

В соответствии с пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента после составления Отчета он направляется на предварительную проверку в Управление Роснедвижимости по субъекту российской Федерации, а затем в Роснедвижимость, которая принимает соответствующее решение. Контроль за выполнением работ осуществляется весь период выполнения Государственного контракта. Из материалов дела усматривается, что 26.06.2008г. межведомственной комиссией рассматривались и согласовывались материалы государственной кадастровой оценки; предварительная проверка и проверка Отчета проведена в ноябре 2008г., результаты Отчета могут приняться только после решения Роснедвижимости о соответствии его методическим рекомендациям. При таких обстоятельствах включение в материалы отчета протокола заседании областной комиссии от 31.10.2008г. и 26.06.2008г. не может свидетельствовать о недостоверности результатов кадастровой оценки, а подтверждается проводимую органами исполнительной власти работу по контролю и согласованию материалов оценки. Ссылки заявителя на то, что применялись факторы стоимости, согласованные только 31.10.2008г. судом отклонены, так как опровергаются иными материалами дела.

Исходя из вышесказанного, оценив в совокупности с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные участниками процесса в материалы дела, их доводы, возражения, установленные по делу обстоятельства, суд признал, что Кадастровая оценка земельных участков проведена в соответствии с действующим законодательством, Методическими рекомендациями и Техническими рекомендациями, Отчет содержит достаточную информацию об использованных материалов, расчеты кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем, необоснованны доводы заявителя о внесении данных о кадастровой стоимости в государственный кадастр без какого-либо документального подтверждения и расчета. Оснований для признания результатов государственной кадастровой оценки недостоверными не имеется.

Не установлены судом и основания для признания незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по формированию недостоверных сведений в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Материалами дела подтверждается соблюдение Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области Административного регламента. Полномочия по проверке Отчета на соответствие методическим рекомендациям возложены на Роснедвижимость. После принятия Роснедвижимостью решения о соответствии Отчета методическим рекомендациям, у Управления Роснедвижимости по Кемеровской области отсутствуют основания и полномочия по не принятию результатов кадастровой оценки и не включению их в государственный кадастр.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора судом оставлены за заявителем.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать закрытому акционерному обществу «Новокузнецкая межрайбаза» в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Г.П. Обухова