ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-11227/09 от 16.11.2009 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000 www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

Дело № А27-11227/2009

«16» ноября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена «16» ноября 2009 г.

Полный текст решения изготовлен «16» ноября 2009 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Ж.Г. Смычковой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ж.Г. Смычковой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Новокузнецкий хладокомбинат», г. Новокузнецк

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово

Коллегии Администрации Кемеровской области, г. Кемерово

третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва

о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, частично недействующим Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 520, незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области

при участии:

от заявителя – представителя Якимец Д.П. (доверенность № 223 от 31.12.2008 г.);

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области – представителя Пилипчук Н.С. (заместителя начальника отдела, доверенность № 02/09 от 11.01.2009)

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Новокузнецкий хладокомбинат» (далее – ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки принадлежащего ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» земельного участка площадью 30 622кв.м, с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12, предоставленных Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее – Управление Роснедвижимости по Кемеровской области) и утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008 г. «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области»; о признании недействительным Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008 г. «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки, принадлежащего ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» земельного участка площадью 30 622кв.м с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12.

Определением от 14 октября 2009 г. производство по настоящему делу в части требования о признании недействительным Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008 г. «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки, принадлежащего ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» земельного участка площадью 30 622кв.м с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12; прекращено в связи с неподведомственностью арбитражному суду.

Определением от 07.10.2009 г. судом принято к производству дополнительно заявленное для рассмотрения одновременно с первоначальными новое требование ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по организации проведения государственной кадастровой оценки принадлежащего ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» земельного участка площадью 30 622кв.м, с кадастровым номером: 42:30:0207052:0003, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12, и определению кадастровой стоимости принадлежащих ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» и расположенных по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12 пяти земельных участков: с кадастровым номером 42:30:0207052:84 и площадью 4169,33кв.м., с кадастровым номером 42:30:0207052:85 и площадью 2567,97кв.м., с кадастровым номером 42:30:0207052:86 и площадью 8077,04кв.м., с кадастровым номером 42:30:0207052:87 и площадью 1692,03кв.м., с кадастровым номером 42:30:0207052:88 и площадью 14115,88кв.м.

Руководствуясь положениями статей 127, 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая новое требование к рассмотрению одновременно с требованием о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, суд учел, что данное требование заявлено к тому же ответчику и связано с первоначальным по основаниям возникновения и представленным доказательствам.

Заявление ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» мотивировано следующим. ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» являлся собственником земельного участка площадью 30 622кв.м, с кадастровым номером: 42:30:0207052:0003, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12.

26.02.2009 г. указанный земельный участок был разделен на пять земельных участков с кадастровыми номерами: 42:30:0207052:84, 42:30:0207052:85, 42:30:0207052:86, 42:30:0207052:87, 42:30:0207052:88.

14.04.2009 г. на запрос ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» Управление Роснедвижимости по Кемеровской области сообщило сведения о кадастровой стоимости вновь образованных: земельного участка с кадастровым номерам 42:30:0207052:84 – 27 085 176,79 руб., земельного участка с кадастровым номерам 42:30:0207052:85 – 16 682 277,80 руб., земельного участка с кадастровым номерам 42:30:0207052:86 – 52 470 794,18 руб., земельного участка с кадастровым номерам 42:30:0207052:87 – 10 991 917,57 руб., земельного участка с кадастровым номерам 42:30:0207052:88 – 91 700 850,09 руб. Общая стоимость пяти земельных участков по состоянию на 01.01.2009 г. составила 198 931 016,43 руб. Удельный показатель составил 6496,29 руб.

Полагая, что при определении государственной кадастровой стоимости пяти вновь образованных земельных участков Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области использованы результаты оценки принадлежащего ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» земельного участка площадью 30 622кв.м, с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, заявитель обратился с требованием о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки существовавшего ранее земельного участка.

Как полагает заявитель, использование при проведении государственной кадастровой оценки отчета №1 ГКР140-029д «Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков противоречит пункту 3.2 (подпунктам 3.2.5.1, 3.2.5.2) Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г. №П/0152 (далее – Технические рекомендации), пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316 (далее – Правила №316), пунктам 1.2, 2.1 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра №П/337 от 17.10.2002 г.

Как следует из отчета ООО «Симплекс» рыночная стоимость ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 по состоянию на 17.12.2007 г. составляла 47 190 000 руб. Кадастровая стоимость превышает рыночную в четыре раза.

Заявитель настаивает, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области при организации проведения государственной кадастровой оценки вновь образованных земельный участков, принадлежащих ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат», нарушен пункт 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 г. №215 (далее – Административный регламент), пункт 2.1.3. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222 (далее – Методические указания от 12 августа 2006 г. № 222), пункт 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. №39 (далее – Методические указания от 15 февраля 2007 г. №39).

Как полагает заявитель, из совокупности норм Административного регламента, Методических указаний от 12 августа 2006 г. № 222 и Правил № 316 следует, что удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала должен рассчитываться на основе информации о рыночной цене земельных участков.

Использование неполной информации о значениях факторов стоимости (сведения не собраны по 17 факторам стоимости для земельных участков 9 вида разрешенного использования), а также недостоверной информации (такие немаловажные факторы стоимости, как расстояние от объекта до промышленного центра и наличие объектов индустрии отдыха и развлечений городского значения (развлекательный центр и т.п.) определены неверно, необоснован выбор факторов стоимости для 9 вида разрешенного использования и 6 группы (г.Новокузнецк). Из отчета не видно, каким образом был определен коэффициент значимости, который повлиял на выбор фактора стоимости) при расчете кадастровой стоимости земельных участков.

Заявитель также ссылается на незаконность и необоснованность выбросов, указанных в таблице «Отчет о статистическом анализе рыночной информации», так как объектов-аналогов рыночная стоимость которых колебалась от 1006,56 руб. до 3589,77 руб. (10 объектов) было больше, чем объектов-аналогов со стоимостью от 8147,23 руб. до 8754,71 руб. (3 объекта). Выбросы сделаны относительно рыночной информации, полученной из оценочной компании «Номинал» и из Комитета по управлению муниципальным имуществом, а оставлены и использованы для определения кадастровой стоимости сведения из несуществующего печатного источника (газета «Вариант» от 15.01.2006 г. не публиковалась).

У заявителя вызвали сомнения цифры, указанные в таблицах значения факторов стоимости, из чего заявителем также сделан вывод о том, что проверка достоверности исходной информации не проводилась.

Нарушения привели к неверному выбору статистически значимой модели. Кадастровая стоимость земельных участков определена неправильно, в результате чего в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение были представлены неправильно определенные результаты кадастровой оценки, значительно превышающие ранее установленную кадастровую стоимость и рыночную стоимость.

Действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, по мнению заявителя, привели к необоснованному формированию сведений о кадастровой стоимости земельного участка, используемых в целях налогообложения и, следовательно, нарушению его прав и интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Управление Роснедвижимости по Кемеровской области в отзыве считает действия по организации проведения государственной кадастровой оценки ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 и вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 42:30:0207052:84, 42:30:0207052:85, 42:30:0207052:86, 42:30:0207052:87, 42:30:0207052:88 законными, полученные результаты достоверными, заявленные ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзывах.

Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществлялась Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Кемеровской области на основании государственного контракта № 140 от 29.06.2007 г. являлось ФГУП «ФКЦ «Земля», которое осуществляло расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования.

Сведения о земельным участке с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 в государственном кадастре недвижимости в настоящее время отсутствуют. Ответчик полагает, что результаты государственной кадастровой оценки данного земельного участка не влияют на права и обязанности заявителя. Оценка пяти вновь образованных земельных участков производилась с применением утвержденного среднего уровня кадастровой стоимости для конкретного кадастрового района.

Доводов, относительно нарушений процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель, либо на отсутствие надлежащей организации работ по государственной кадастровой оценки земель заявителем не приводится.

Управление Роснедвижимости по Кемеровской области и представитель в судебном заседании утверждают, что Технические рекомендации нормативным актом не являются.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Управление считает, что кадастровая оценка, проведенная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки не нарушает права заявителя. Кадастровая стоимость земельных участков экономически обоснованна.

Рыночная стоимость земельного участка может колебаться в зависимости от определенных факторов, в то время как кадастровая стоимость – наиболее постоянная величина, рассчитанная для определенной цели (в том числе налогообложения) и предполагаемая к применению до пяти лет.

Заявило о пропуске установленного законом срока для обжалования действий по организации проведения государственной кадастровой оценки ранее существовавшего и вновь образованных земельных участков.

Коллегия Администрации Кемеровской области с требованием не согласилась по основаниям, указанным в отзыве.

ФГУП «ФКЦ «Земля» в отзыве полагает доводы, изложенные в заявлении, не основанными на законе.

Для расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 была взята статистическая модель.

Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основании сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.

Для расчета удельного показателя кадастровой стоимости была построена экспоненциальная модель.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения, суд установил следующие обстоятельства.

Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области проведена оценка ранее принадлежавшего ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» земельного участка площадью 30 622кв.м, с кадастровым номером: 42:30:0207052:0003, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12.

Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: 42:30:0207052:0003 был использован при расчете кадастровой стоимости образованных после разделения данного земельного участка на пять земельных участков с кадастровыми номерами: 42:30:0207052:84, 42:30:0207052:85, 42:30:0207052:86, 42:30:0207052:87, 42:30:0207052:88.

По результатам государственной кадастровой оценки земель постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков.

Определенная в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка согласно содержанию статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации является налоговой базой определяемой, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с Правилами №316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).

Согласно пункту 10 Правил №316 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Методические указания от 15 февраля 2007 г. №39 позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе перечисленных в данном пункте (пункт 1.2.) видов разрешенного использования.

Пункт 1.4 Методических указаний от 15 февраля 2007 г. №39 устанавливает следующий порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний: формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Согласно пункту 2.2.1. Методических указаний от 15 февраля 2007 г. №39 расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Пунктом 2.2.3 Методических указаний от 15 февраля 2007 г. №39 закреплено, что сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом, перечень источников получения информации не ограничен. В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках. Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи.

Согласно пункту 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В числе других, качестве рыночной информации используется информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке. В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.

Для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков (пункт 2.2.6 Методических указаний от 15 февраля 2007 г. №39).

Как следует из пункта 2.2.7 Методических указаний от 15 февраля 2007 г. №39, если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом: определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.

Таким образом, расчет кадастровой стоимости земельных участков невозможен без построения статистической модели расчета кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, невозможна без сбора информации о рыночной стоимости. При этом указанная информация должна отвечать критериям достаточности и достоверности.

При расчете кадастровой стоимости должна учитываться информация о рыночной цене земельных участков этого населенного пункта и вида разрешенного использования.

Источниками информации могут быть данные органов государственной власти и местного самоуправления, печатных средств массовой информации и оценочных компаний. Оценщик должен проверить надежность, содержательность, адекватность и релевантность полученной информации.

Как правильно ссылается заявитель, из отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. не следует, что ФГУП «ФКЦ «Земля» производился сбор и проверка рыночной информации. Выбросы, указанные в таблице «Отчет о статистическом анализе рыночной информации» необоснованны. Объектов-аналогов рыночная стоимость которых колебалась от 1006,56 руб. до 3589,77 руб. (10 объектов) было больше, чем объектов-аналогов со стоимостью от 8147,23 руб. до 8754,71 руб. (3 объекта). Выбросы сделаны относительно рыночной информации, полученной из оценочной компании «Номинал» и из Комитета по управлению муниципальным имуществом, а оставлены и использованы для определения кадастровой стоимости сведения из несуществующего печатного источника (газета «Вариант» от 15.01.2006 г. не публиковалась).

Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, отзыв ФГУП «ФКЦ «Земля» не содержат данных, позволяющих проверить, каким образом при определении кадастровой стоимости учитывалась информация о рыночной оценке земельных участков и объектов недвижимости, обоснованности выбора модели.

Отчет об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков не соответствует положениям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В отчете отсутствует точное описание объекта оценки, в качестве объектов оценки указаны «гипотетические земельные участки».

Отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке приводятся иные сведения, которые необходимы для полного недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта отраженных в отчете. Не указана последовательность определения стоимости объекта оценки.

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Представленный Управлением Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. в виде отдельных таблиц, приложений, расчетов, пояснений, актов, справочных и информационных материалов не содержит описание последовательности определения стоимости земельных участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки, определить достаточность информации о рыночной стоимости земельных участков и проверить правильность расчета, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента.

Утверждая об отсутствии в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, Управление не указало причины, по которым кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере, намного превышающем его рыночную стоимость.

На основании изложенного требование о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки принадлежащего ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» земельного участка площадью 30 622кв.м, с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12, подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

На основании статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18 ноября 2004 года № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявления по делам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о восстановлении срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению арбитражным судом.

Сведения о кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков получены ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» Управление Роснедвижимости по Кемеровской области 14.04.2009 г., следовательно, с этой даты заявитель мог предположить о нарушении его прав действиями ответчика. На дату подачи дополнительно заявленного требования истек предусмотренный законом срок для обжалования действий государственного органа.

В связи с изложенным, требование о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем, учитывая, что требование о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки судом удовлетворено, судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. суд относит на Управление Роснедвижимости по Кемеровской области.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования удовлетворить частично.

Признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки принадлежащего открытого акционерного общества «Новокузнецкий хладокомбинат» земельного участка площадью 30 622кв.м, с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Взыскать 2000 руб. судебных расходов с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, зарегистрированного по адресу: 650000, г. Кемерово, пр. Советский, д. 33 в пользу открытого акционерного общества «Новокузнецкий хладокомбинат», в единый государственный реестр юридических лиц 27.08.2002 г. внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1024201752057 по адресу: 654029, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Ж.Г. Смычкова