Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
город Кемерово Дело № А27-11271/2015
«14» октября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена «07» октября 2015 года
Полный текст решения изготовлен «14» октября 2015 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.Н. Гатауллиной,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Владимировой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», г. Красноярск (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - Кузбассэнерго-Региональные электрические сети», г. Кемерово
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: открытое акционерное общество «Кузбасская энергетическая сбытовая компания», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными решения от 06.04.2015 и предписания от 06.04.2015 по делу № 62/А-10-2014
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности № 42/160 от 25.06.2015, паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО2 – представителя по доверенности № 416 от 20.04.2015, служебное удостоверение;
от третьего лица: ФИО3 – представителя по доверенности № 80-03/4016 от 27.06.2015, паспорт.
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», г. Красноярск (с учетом изменения организационно-правой формы - публичное акционерное общество), в лице филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Кузбассэнерго – региональные электрические сети», г. Кемерово (далее по тексту – заявитель, Общество, ОАО «МРСК-Сибири», ПАО «МРСК Сибири») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 06.04.2015 и предписания от 06.04.2015 по делу № 62/А-10-2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Кемеровское УФАС России, антимонопольный орган).
Определением арбитражного суда от 14.07.2015 к участию в качестве третьего лица не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), привлечено открытое акционерное общество «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» (далее – третье лицо, ОАО «Кузбассэнергосбыт»).
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование требований указывают, что со стороны Росстандарта по запросу антимонопольного органа представлена информация по проводимым в отношении ПАО «МРСК Сибири» проверкам качества электроэнергии в период с 01.01.2012 до момента предоставления ответа Росстандартом (14.08.2014), которая подтверждает факт отсутствия нарушений качества электроэнергии со стороны ПАО «МРСК Сибири». Росстандартом не установлено, что качество электроэнергии, передаваемой по сетям ПАО «МРСК Сибири» не соответствует требованиям ГОСТ 13109-97. Считают, что антимонопольный орган не является уполномоченным органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов, и, соответственно не наделен полномочиями в установленной сфере, и не вправе рассматривать вопросы по качеству поставляемой электроэнергии потребителям. Полагают, что качество электроэнергии, передаваемой потребителям, должно быть обеспечено совместными действиями ОАО «Кузбассэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири», однако со стороны ОАО «Кузбассэнергосбыт» обязанности, возложенные на ОАО «Кузбассэнергосбыт» законодательством РФ в области качества электроэнергии, а также Регламентом от 29.11.2011 не исполняются. Вместе с тем, качество электроэнергии, поставляемой потребителям, может быть обеспечено только совместными действиями ПАО «МРСК Сибири» и ОАО «Кузбассэнергосбыт». Поясняют, что обращения ОАО «Кузбассэнергосбыт» о проведении проверок по заявлениям потребителей на некачественное электроснабжение не рассматривались, только в случае, если не были представлены все документы, предусмотренные пунктом 3.1.3 Регламента. Также, по мнению заявителя, нарушение со стороны ПАО «МРСК Сибири» сроков предоставления ответов на обращения потребителей, установленных в Единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 № 186, не может свидетельствовать о нарушении со стороны ПАО «МРСК Сибири» антимонопольного законодательства, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о нарушении гражданско-правовых обязательств, ответственность за которые предусмотрена гражданским законодательством РФ. Считают, что правоотношения ПАО «МРСК Сибири» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» по вопросам качества электроэнергии, а также по вопросам рассмотрения жалоб потребителей электроэнергии на ненадлежащее качество электроэнергии, носят гражданско-правовой характер, и должны рассматриваться, как гражданско-правовые отношения между сторонами договора оказания услуг по передаче электроэнергии (между Заказчиком и Исполнителем). Таким образом, полагают, что решение УФАС принято за пределами предоставленных ему полномочий, УФАС в нарушение норм гражданского и антимонопольного законодательства РФ вмешивается в гражданско-правовые отношения сторон и подменяет собой суд, орган, уполномоченный осуществлять контроль и надзор за качеством электроэнергии (Росстандарт). Также, по мнению заявителя, в рассмотренном антимонопольным органом деле № 62/А-10-2014 ущемление интересов ОАО «Кузбассэнергосбыт», а также граждан-потребителей не установлено. Соответствие качества электроэнергии, передаваемой ПАО «МРСК Сибири», требованиям ГОСТ 13109-97 подтверждается действующим сертификатом соответствия качества электрической энергии РОСС RU.3011.B00069, выданным уполномоченным органом по сертификации электроэнергии и электроустановок, а также информацией, предоставленной антимонопольному органу Росстандартом. К тому же в ршении антимонопольный орган указывает, что сведений о причиненном ОАО «Кузбассэнергосбыт» материальном ущербе, вследствие нарушений антимонопольного законодательства в адрес УФАС не представлено. Таким образом, по мнению заявителя, антимонопольным органом не установлен нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), не установлено ущемление интересов ОАО «Кузбассэнергосбыт», а также граждан-потребителей. Подробнее доводы изложены в заявлении.
Представители Кемеровского УФАС России в судебном заседании против требований заявителя возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве. По существу завяленных требований представители антимонопольного органа указали, что фактически при производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства было установлено,что действия (бездействия) ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в передаче электрической энергии ненадлежащего качества потребителям; неосуществлении контроля за уровнем качества электрической энергии; неисполнении обязанности по незамедлительному уведомлению гарантирующего поставщика о нарушениях показателей качества электрической энергии; сокрытии нарушений качества электрической энергии; затягивании (отказе) рассмотрения обращений (жалоб) потребителей на качество
электрической энергии; неустранении либо затягивании устранения технологических нарушений (невыполнение обязанностей по ремонту и содержанию электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, непринятие необходимых мер по модернизации электросетевого хозяйства), нарушающие требования части 1 статьи 542 ГК РФ, части 12 статьи 38 Закона об электроэнергетике, пунктов 7, 15 Основных положений, Единых стандартов, Регламента и Договора, результатом которых явилось ущемление интересов ОАО «Кузбассэнергосбыт», а также граждан-потребителей, являются злоупотреблением ПАО «МРСК Сибири» доминирующим положением па рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями в Кемеровском районе Кемеровской области, и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Факт злоупотребления ПАО «МРСК Сибири» доминирующим положением доказан Кемеровским УФАС России и подтвержден материалами дела № 62/А-10-2014. Полагает, что в данном случае имело место фактическое ущемление интересов ряда граждан-потребителей, а именно ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11. ФИО12, ФИО13, а также гарантирующего поставщика - ОАО «Кузбассэнергосбыт». Более подробно доводы антимонопольного органа изложены в письменном мотивированном отзыве, приобщенного к материалам дела.
Представители ОАО «Кузбассэнергосбыт» в ходе судебного разбирательства, в письменном мотивированном отзыве в полном объеме поддержали позицию антимонопольного органа, указав, что в ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства были правильно установлены фактические обстоятельства, и им дана надлежащая оценка на предмет злоупотребления заявителем своим доминирующим положением. Довод ПАО «МРСК Сибири» о том, что антимонопольным органом в решении не установлено ущемление интересов потребителей и гарантирующего поставщика считают несостоятельным, поскольку заявитель не учитывает положения п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещаются не только действия (бездействие), которые привели к реальному ущемлению интересов других лиц, но и угроза ущемления их интересов. Сама по себе подача электрической энергии ненадлежащего качества является негативным фактором для потребителей, так как они не получают товара надлежащего качества, на которое рассчитывают по договорам энергоснабжения. Потребление электрической энергии ненадлежащего качества влечет наступление более тяжелых негативных последствий, таких как повреждение электробытовой техники, иного имущества, включая уничтожение жилых домов в результате пожаров, вызванных таким потреблением. Кроме того, вышеупомянутые действия (в т.ч. бездействие) ПАО «МРСК Сибири» свидетельствуют о выходе данной сетевой организации за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав путем наложения на потребителей электрической энергии необоснованных ограничений, связанных с невозможностью реализовать их право на качественное электроснабжение, в том числе без использования дополнительных технических средств, позволяющих стабилизировать и нормализовать отклонения напряжения электросети. Своими действиями по передаче электрической энергии ненадлежащего качества потребителям; отсутствию контроля за уровнем такого качества; затягиванию рассмотрения обращений (жалоб) потребителей и т.д., ПАО «МРСК Сибири» злоупотребляет доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии на территории Кемеровской области. Таким образом, считают, что ПАО «МРСК Сибири» было обоснованно признано Кемеровским УФАС России нарушившим антимонопольное законодательство. Более подробно доводы ОАО «Кузбассэнергосбыт» изложены в письменном мотивированном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления ПАО «Кузбассэнергосбыт» о наличии в действиях ПАО «МРСК Сибири» признаков нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с приказом Кемеровского УФАС России от 16.07.2014 г. № 169 возбуждено дело № 62/А-10-2014 по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении ПАО «МРСК Сибири» доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями ПАО «МРСК Сибири» в Кемеровской области, а именно: в действиях по передаче электрической энергии ненадлежащего качества потребителям; неосуществлении контроля за уровнем качества электрической энергии; неисполнении обязанности по незамедлительному уведомлению гарантирующего поставщика о нарушениях показателей качества электрической энергии; сокрытии нарушений качества электрической энергии; затягивании (отказе) рассмотрения обращений (жалоб) потребителей на качество электрической энергии; неустранении либо затягивании устранения технологических нарушений (невыполнение обязанностей по ремонту и содержанию электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, непринятие необходимых мер по модернизации электросетевого хозяйства), нарушающие требования, предусмотренные ч. 1 ст. 542 ГК РФ, ч. 1, 2 ст. 38 Закона об электроэнергетике, п. 7, 15 Основных положений, Единых стандартов, Регламента и Договора, результатом которых явилось ущемление интересов ОАО «Кузбассэнергосбыт», а также граждан-потребителей.
По результатам рассмотрения дела Кемеровским УФАС России принято решение от 23.03.2015 (в полном объеме решение изготовлено 06.04.2015) по делу № 62/А-10-2014 о признании ПАО «МРСК Сибири» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством несоблюдения требований, предусмотренных частью 1 статьи 542 ГК РФ, частью 1, 2 статьи 38 Закона об электроэнергетике, пунктами 7, 15 Основных положений, Едиными стандартами, Договором, Регламентом, выразившихся в действиях (бездействие) ПАО «МРСК Сибири» по:
- передаче электрической энергии ненадлежащего качества потребителям;
- неосуществлению контроля за уровнем качества электрической энергии;
- неисполнению обязанности по незамедлительному уведомлению гарантирующего поставщика о нарушениях показателей качества электрической энергии;
- сокрытию нарушений качества электрической энергии;
- затягиванию (отказе) рассмотрения обращений (жалоб) потребителей на качество электрической энергии, направленных ОАО «Кузбассэнергосбыт»;
- неустранению либо затягивании устранения технологических нарушений
(невыполнение обязанностей по ремонту и содержанию электросетевого хозяйства в
надлежащем состоянии, непринятие необходимых мер по модернизации электросетевого
хозяйства), результатом которых явилось ущемление интересов потребителей электрической энергии и ОАО «Кузбассэнергосбыт».
На основании вышеуказанного решения антимонопольного органа ПАО «МРСК Сибири» выдано предписание от 06.04.2015 по делу № 62/А-10-2014, согласно которому ПАО «МРСК Сибири» предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, не допускать в последующем все вышеперечисленные нарушения законодательства, Договора, Регламента, а также ежеквартально (до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом) в течение 3-х лет с момента получения настоящего предписания представлять в адрес УФАС сводную информацию о выполнении пунктов Предписания.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием антимонопольного органа в полном объеме, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, заслушав доводы и пояснения представителей сторон, суд признает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности, в абзаце втором пункта 1 указано: «если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным».
Следовательно, для признания незаконным ненормативного акта того или иного органа необходимо наличие одновременно двух условий:
а) несоответствие ненормативного акта закону;
б) нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Статьей 542 ГК РФ Установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором электроснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статья 542 ГК РФ устанавливает, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35 ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), который определяет основные права и обязанности субъектов электроэнергетики осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике одним из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
В статье 3 Закона об электроэнергетике установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.
ОАО «Кузбассэнергосбыт» осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Кемеровской области (Постановление Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области от 18.10.2006 № 109 «О гарантирующих поставщиках на территории Кемеровской области»).
Гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии (статье 3 Закона об электроэнергетике).
ПАО «МРСК Сибири» владеет объектами электросетевого хозяйства на территории Кемеровской области и осуществляет по ним передачу электрической энергии.
Согласно определению в статье 3 Закона об электроэнергетике территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, ПАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией.
На основании вышеизложенного ПАО «МРСК Сибири» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» являются субъектами электроэнергетики.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства 04.05.2012 № 442, субъекты электроэнергетики в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 28 Основных положений гарантирующий поставщик обязан урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
Таким образом, законодателем предусмотрено право потребителей получать электрическою энергию, качество которой соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Указанное право потребителя порождает корреспондирующую обязанность субъектов розничного рынка электроэнергетики поставлять потребителю электрическую энергию надлежащего качества и урегулировать процедуру поставки электрической энергии между собой в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Согласно подпунктам «а», «г» пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), при исполнении договора сетевая организация обязана, в том числе:
- обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони;
- в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.
Согласно пункту 2 Основных положений точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Как следует из материалов дела целью исполнения обязательств по договорам энергоснабжения между ОАО «Кузбассэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 № 2465 (далее - Договор).
Согласно пункту 2.1 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 15.01.2010) ОАО «МРСК Сибири» обязуется оказывать ОАО «Кузбассэнергосбыт» услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» на праве собственности или ином установленном федеральном законе основании, а также через технические устройства смежных сетевых компаний (ССК), включенных в группу 3.1 Реестра энергоснабжающих организаций Кемеровской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов, а ОАО «Кузбассэнергосбыт» обязуется оплачивать услуги ОАО «МРСК Сибири» в порядке, установленном настоящим Договором.
Согласно пункту 13 (2) Правил недискриминационного доступа в случае если потребителем услуг является гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), договор должен содержать порядок взаимодействия сетевой организации и гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в части взаимодействия и обмена информацией, необходимый для соблюдения единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, при обслуживании потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор.
29.11.2011 г. ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» утвержден Регламент совместного взаимодействия ОАО «Кузбассэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» по вопросам рассмотрения заявлений (жалоб) потребителей, связанных с передачей электрической энергии ненадлежащего качества (далее - Регламент), который определяет порядок взаимодействия сторон по вопросам качества электрической энергии, в том числе при технологических нарушениях (аварийных ситуациях) в работе объектов электросетевого хозяйства и возможных жалоб и заявлений потребителей, связанных с передачей электрической энергии ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 1.2 Регламента совместного взаимодействия ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» по вопросам рассмотрения заявлений (жалоб) потребителей, связанных с передачей электрической энергии ненадлежащего качества, качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики.
Указанные организации отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации (пункт 1.3 Регламента).
Приказом Министерства энергетики РФ от 15.04.2014 № 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, которые устанавливают единые требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.
Согласно пункту 3.3.1 Договора ОАО «МРСК Сибири» обязано обеспечивать передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах разрешенной мощности, указанной в технических условиях, в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и иные параметры передаваемой электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и другим обязательным требованиям (ГОСТ13109-97, ГОСТ Р 54149-2010).
Аналогичныетребования к качеству передаваемой сетевой организацией электрической энергии регламентировано пунктом 1.7 Регламента, пунктом 3.3.10 Договора.
На основании пункта 3.3.11 Договора сетевая организация обязана незамедлительно ставить ОАО «Кузбассэнергосбыт» в известность о фактах нарушения электроснабжения потребителей и снижения показателей качества электрической энергии, об обстоятельствах, влекущих полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии.
Согласно поступившему в адрес Кемеровского УФАС России обращению от ОАО «Кузбассэнергосбыт», установленным антимонопольным органом в ходе рассмотрения обращения фактам, в противоречие вышеуказанным нормам, положениям Договора и Регламента ОАО «МРСК Сибири» систематически допускает нарушение показателей качества при передаче электрической энергии и при этом бездействует в части устранения таких нарушений, рассмотрения соответствующих заявлений потребителей и гарантирующего поставщика в порядке сроки, установленные действующим законодательством РФ и договорными отношениями.
Данные факты подтверждены многочисленными ответами ОАО «МРСК Сибири» в адрес потребителей, обратившихся с жалобами на ненадлежащее качество потребляемой электрической энергии. Так, в письме ОАО «МРСК Сибири» от 29.12.2012 №1.4/03.2/8857 указано, что «...персоналом электрических сетей Кемеровского района 27.12.2012г. проведены замеры уровня напряжения на трансформаторной подстанции и на вводе в дом (<...>). Результаты замера подтвердили факт отклонения уровня напряжения в сети жилого дома от установленных требований Межгосударственного стандарта ГОСТ 13109-97...».
Идентичная информация о проведенных замерах напряжения и установления фактов несоответствия уровня напряжения ГОСТ 13109-97, содержится в массе других писем, направленных ОАО «МРСК Сибири» в адрес потребителей. Указанные письма имеются в материалах дела № 62/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.
Кроме того, ОАО «МРСК Сибири» не представлены доказательства того, что Общество в соответствии с пунктом 3.3.11 Договора незамедлительного уведомляло гарантирующего поставщика - ОАО «Кузбассэнергосбыт» о фактах нарушения электроснабжения потребителей и снижения показателей качества электрической энергии, что лишало ОАО «Кузбассэнергосбыт» возможности оперативно рассматривать соответствующие обращения потребителей, потребляемым энергию в рамках договоров электроснабжения.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о скрытии ОАО «МРСК Сибири» случаев нарушения качества электрической энергии. В соответствии с пунктами 6, 7, 39, 41, 44 Единых стандартов сетевой организацией должны быть рассмотрены обращения потребителей и в 30-дневный срок дан ответ по существу обращения.
Согласно пунктам 2.3, 2.4, 2.5, 3.2.1 - 3.2.2 Регламента сетевая организация обязана по существу рассмотреть поступившие претензии (обращения, жалобы), направить гарантирующему поставщику в 20-дневный срок ответы о результатах расследования фактов и сроках принятия мер по их устранению.
Из существующего порядка взаимодействия между субъектами электроэнергетики ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» и в соответствии с установленными законодательством РФ правилами следует, что провести проверку возникновения причин ущерба, заявленного потребителями, может только сетевая организация - ОАО «МРСК Сибири»
Между тем, как установлено антимонопольным органом и следует из материалов дела, сетевая организация ОАО «МРСК Сибири» ни по одному из заявлений (жалоб) о возмещении ущерба причиненного потребителям некачественной поставкой электроэнергии, направленных ОАО «Кузбассэнергосбыт» в адрес ОАО «МРСК Сибири», не проводила необходимые мероприятия и оставляло их без рассмотрения.
Так, поступившие в адрес ОАО «МРСК Сибири» заявления (жалобы) о возмещении ущерба, причиненного передачей электроэнергии ненадлежащего качества, сетевой организацией оставлены без рассмотрения, указывая на отсутствие документов, подтверждающих причину выхода оборудования, имущества из строя несмотря на то, что потребителями представляются заключения, выданные сервисными центрами, специализированными или экспертными организациями и др. (заявление ФИО4 вх. №1704-Г от 29.05.2013, заявление ФИО5 вх. №1739-Г от 04.06.2013, заявление ФИО6 вх. № 1738-Г от 04.06.2014, заявление ФИО7 вх №1764-Г от 05.06.2014, заявление ФИО8 вх. № 206 от 03.07.2013).
Непроведение соответствующих мероприятий по рассмотрению заявлений (жалоб) возлагает обязанность по возмещению причиненного потребителям ущерба на гарантирующего поставщика - ОАО «Кузбассэнергосбыт», лишенного возможности повлиять на качество передаваемой ОАО «МРСК Сибири» электроэнергии иным способом, кроме установленного Договором и Регламентом.
Такие действия ОАО «МРСК Сибири» являются результатом недобросовестного поведения, результатом которых помимо ущемления интересов ОАО «Кузбассэнергосбыт» является ущемление интересов непосредственных потребителей, имеющих право на качественное и надежное электроснабжение, оплату за которое ими осуществляется в полном объеме.
В ряде случаев (по обращениям ФИО9 от 24.12.2012, ФИО10 от 19.12.2012, ФИО11 от 24.12.2012, ФИО12 от 26.12.2012) ОАО «МРСК в ответах на запросы ОАО «Кузбассэнергосбыт» указывало, что для улучшения качества поставляемой электрической энергии работы по замене голого провода на самонесущий изолированный провод и замене деревянных опор на железобетонные внесены в ремонтную программу 2014 года. Таким образом, нарушения качества поставляемой энергии планировалось устранить по истечении более года с момента обращения потребителей. В ответе на запрос ОАО «Кузбассэнергосбыт» по обращению ФИО14 от 06.08.2012 ОАО «МРСК Сибири» указало, что работы по улучшению параметров качества поставляемой электрической энергии будут выполнены до конца 2012 года. Фактические данные работы были выполнены только 26.06.2013.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о непринятии ОАО «МРСК Сибири» достаточных мер по содержанию, эксплуатации, ремонту и модернизации электросетевого хозяйства. Действия (бездействия), выразившиеся в необеспечении надежного и качественного электроснабжения потребителей свидетельствует о выходе данной сетевой организации за допустимые пределы осуществления своих прав путем наложения на потребителей энергии необоснованных ограничений, связанных с невозможностью реализации принадлежащих им прав на качественное электроснабжение, в том числе без использования технических средств, позволяющих стабилизировать и нормализовать отклонения напряжения электросети.
Доводы заявителя о том, что часть обращений потребителей на ненадлежащее качество электроэнергии составляли обращения от потребителей (без конкретизации), имеющих присоединение к сетям других сетевых организаций, а не ОАО «МРСК Сибири», ответственность за которые несут другие сетевые организации, судом не принимаются, поскольку, как правомерно отмечено ОАО «Кузбассэнергосбыт», большая часть имеющихся в материалах дела обращений касались именно присоединений к сетям ОАО «МРСК Сибири» (что в том числе следует из ответов самой сетевой организации), а также тот факт, что до 1 января 2015 года (а период, который рассматривался в рамках дела № 62/А-10-2014 – 2012 - 2014 г.г.), на территории Кемеровской области действовала котловая схема формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, реализованная с использованием модели «котел сверху» (т.е. платежи потребителей за оказанные им услуги по передаче электроэнергии поступали только в одну сетевую организацию, которая затем расплачивалась с нижестоящими сетевыми организациями).
На территории Кемеровской области держателем «котла» выступало ОАО «МРСК Сибири», которое оказывало услуги по передаче электрической энергии, как по своим сетям, так и по сетям смежных сетевых организаций Кемеровской области. Таким образом, все обязанности в отношении всех точек поставки потребителей, обслуживаемых ОАО «Кузбассэнергосбыт», предусмотренные для сетевых организаций нормативно-правовыми документами РФ в сфере электроэнергетики (в том числе обязанности сетевых организаций обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), надлежащее качество электрической энергии), должен был осуществлять держатель «котла» - филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС».
Суд соглашается с антимонопольным органом и считает несостоятельным довод ОАО «МРСК Сибири» о том, что качество передаваемой электрической энергии подтверждено сертификатом соответствия качества электрической энергии РОСС RU.3011.В00069 со сроком действия до 20.12.2015.
Установлено, что в период действия сертификата ОАО «МРСК Сибири» провело работы по сертификации качества электрической энергии не по всем объектам электрических сетей, к которым подключены потребители ОАО «Кузбассэнергосбыт». К тому же вышеуказанный сертификат подтверждает качество электрической энергии в центрах питания, однако основная доля потребителей имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» в распределительных сетях 0,4кВ.
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС» на 2012-2015 годы утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго -РЭС», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала в Кемеровском районе Кемеровской области.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Статья 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминациоииого доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы, а также в рамках своих полномочий, по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее Постановление Пленума) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
В данном постановлении также указано, что арбитражному суду следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона озащите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничении или ставится необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Таким образом, для признания действий ПАО «МРСК Сибири» нарушающим положении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции достаточно угрозы наступления неблагоприятных последствий.
На основании изложенного, суд соглашается с мнением антимонопольного органа о том, что действия ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в:
- передаче электрической энергии ненадлежащего качества потребителям;
- неосуществлении контроля за уровнем качества электрической энергии;
- неисполнении обязанности по незамедлительному уведомлению гарантирующего
поставщика о нарушениях показателей качества электрической энергии;
- сокрытии нарушений качества электрической энергии;
- затягивании (отказе) рассмотрения обращений (жалоб) потребителей на качество
электрической энергии;
- неустранении либо затягивании устранения технологических нарушений (невыполнение
обязанностей по ремонту и содержанию электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии,
непринятие необходимых мер по модернизации электросетевого хозяйства), нарушающие требования, предусмотренные ч. 1 ст. 542 ГК РФ, ч. 1 2 ст. 38 Закона об
электроэнергетике, п. 7, 15 Основных положений, Единых стандартов, Регламента и Договора,
результатом которых явилось ущемление интересовОАО «Кузбассэнергосбыт», а также граждан-потребителей, являются злоупотреблением ПАО «МРСК Сибири» доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями в Кемеровском районе Кемеровской области, и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, факт злоупотребления ПАО «МРСК Сибири» доминирующим положением доказан Кемеровским УФАС России и подтвержден материалами дела № 62/А-10-2014.
Довод заявителя о том, что антимонопольный орган фактически осуществил вмешательство в гражданско-правовые отношения хозяйствующих субъектов, судом признается необоснованным, так как действующим законодательством антимонопольный орган не ограничен в праве оценивать возникшие гражданско-правовые отношения между хозяйствующими субъектами, единственным критерием определения действующих хозяйствующих субъектов должно быть установление факта нарушений антимонопольного законодательства, а также ущемление (возможное ущемление) прав и законных интересов иных участников предпринимательской (иной экономической) деятельности.
Антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Таким образом, суд не усматривает в действиях антимонопольного органа нарушений действующего законодательства, и приходит к выводу, что он действовал в рамках представленных полномочий при вынесении решения и предписания.
Иное толкование означало бы ограничение предоставленных антимонопольному органу прав на обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства (статья 22 главы 6 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания решения и предписания недействительными необходимо одновременное наличие двух условий: незаконность ненормативного правового акта и фактическое нарушение прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае решение и предписание от 06.04.2015 по делу №62/А-10-2014 не содержат неисполнимых требований и необоснованных обременений для общества. Какого-либо вмешательства в гражданско-правовые отношения между обществами судом не установлено.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о несоответствии выводов антимонопольного органа фактическим обстоятельствам дела, не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии нарушений прав и законных интересов третьих лиц и их ущемлением со стороны заявителя, не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое решение и предписание нарушают права и законные интересы ПАО «МРСК-Сибири» в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, при том, что устранять допущенные нарушения ПАО «МРСК-Сибири» обязано не только при исполнении предписания антимонопольного органа, но и при исполнении договора, общество должно совершить действия, направленные на соблюдение должностными лицами филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС» требований, предусмотренных частью 1 статьи 542 ГК РФ, частью 1, 2 статьи 38 Закона об электроэнергетике, пунктами 7, 15 Основных положений, Едиными стандартами, Договором, Регламентом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ПАО «МРСК-Сибири».
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя согласно правилам статьи 110 АПК РФ.
При этом, в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.1998 N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства" заявителю следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 05.06.2015 №7291 (на сумму 6000 рублей) государственную пошлину в размере 3000 рублей, поскольку требование о признании недействительными решения антимонопольного органа и выданного на его основе предписания следует рассматривать как одно требование.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
После вступления решения в законную силу выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Н. Гатауллина