АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
Тел. (384-2) 45-10-16
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru, http://www.kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-11280/2021
13 августа 2021 года
Резолютивная часть решения вынесена 04 августа 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 13 августа 2021 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Сарафанниковой М.А., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное), город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью Охранное предприятие «Град плюс», город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании штрафа в размере 4 500 руб. за несвоевременное и недостоверное представление сведений о застрахованных лицах,
без вызова сторон,
у с т а н о в и л:
В Арбитражный суд Кемеровской области 04.06.2021 поступило заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное), город Кемерово (пенсионный орган, заявитель) к обществу с ограниченной ответственностью Охранное предприятие «Град плюс», город Кемерово (общество, ООО ОП «Град плюс») о взыскании штрафа за несвоевременное и неполное и (или) недостоверное представление сведений о застрахованных лицах в размере 4 500 руб.
Заявитель просил взыскать с должника финансовые санкции в сумме 4500 руб. в связи с нарушением законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования. Подробнее доводы изложены в исковом заявлении.
Определением арбитражного суда от 08.06.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства: почтовое уведомление о вручении № 65097155822288, конверт с извещением №65097155822295 (возврат по истечению срока хранения).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
04.08.2021 в удовлетворении заявленных требований судом отказано. Резолютивная часть решения, принятая в порядке упрощенного производства на основании части 1 статьи 229 АПК РФ, размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://kad.arbitr.ru 05.08.2021.
06.08.2021 от заявителя поступило ходатайство о составлении мотивированного решения арбитражного суда.
На основании части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ООО ОП «Град плюс» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
10.07.2018 страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) представлена форма СЗВ-М за июнь 2018 года на 1 застрахованное лицо.
Страхователем ООО ОП "Град плюс" в ИФНС по г. Кемерово представлен расчет по страховым взносам за полугодие 2018 года.
В соответствии с представленным расчетом в отношении 4 застрахованных лиц производилось в июне 2018 года начисление заработной платы и перечислялись страховые взносы.
03.08.2020 УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) в связи с выявлением несоответствий в представленных страхователем сведениях в ИФНС по г. Кемерово и в Пенсионный фонд, в адрес страхователя почтовым оправлением направлено Уведомление об устранении несоответствий.
По состоянию на 01.02.2021 сведения по форме СЗВ-М за июнь 2018 года в отношении 4 застрахованных лиц не представлены.
По мнению пенсионного фонда, страхователем нарушен установленный Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ срок для представления сведений в отношении 4 застрахованных лиц за отчётный период - июнь 2018 года (срок представления сведений не позднее 16.07.2018, фактически не представлены).
01.02.2021 специалистом Управления ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №052818210001597. Рассмотрение акта назначено на 09.03.2021.
04.02.2021 акт направлен в адрес страхователя заказным письмом. На рассмотрение акта страхователь не явился, письменных возражений не представил.
09.03.2021 заместителем начальника Управления вынесено решение №052819210003562 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ.
Указанным решением страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Решение о привлечении к ответственности было направлено должнику заказным письмом 12.03.2021.
Требование от 05.04.2021 №052S01210004895 должнику было направлено заказным письмом 09.04.2021, однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.
Также 05.02.2019 страхователем ООО ОП "Град Плюс" по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) представлена форма СЗВ- СТАЖ за 2018 год на 12 застрахованных лиц.
Страхователем ООО ОП "Град плюс" в ИФНС по г. Кемерово представлен расчет по страховым взносам за полугодие 2018 года.
В соответствии с представленным расчетом в отношении 4 застрахованных лиц производилось в июне 2018 года начисление заработной платы и перечислялись страховые взносы.
03.08.2020 УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) в связи с выявлением несоответствий в представленных страхователем сведениях в ИФНС по г. Кемерово и в Пенсионный фонд, в адрес страхователя почтовым оправлением направлено Уведомление об устранении несоответствий.
По состоянию на 01.02.2021 сведения по форме СЗВ-М за июнь 2018 года в отношении 4 застрахованных лиц не представлены.
По мнению пенсионного фонда, ООО ОП "Град плюс" представлены недостоверные сведения по форме СЗВ-СТАЖ в отношении 4 застрахованных лиц за отчетный период - 2018 год.
01.02.2021 специалистом Управления ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №052818210001578. Рассмотрение акта назначено на 09.03.2021.
04.02.2021 акт направлен в адрес страхователя ООО ОП "Град плюс" заказным письмом. На рассмотрение акта страхователь не явился, письменных возражений не представил.
09.03.2021 заместителем начальника Управления вынесено решение №052819210003568 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ за представление недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ.
Указанным решением страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Решение о привлечении к ответственности было направлено должнику заказным письмом 12.03.2021.
Требование от 05.04.2021 №052S01210004894 должнику было направлено заказным письмом 09.04.2021, однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.
Страхователем ООО ОП «Град Плюс» в адрес УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) представлены формы СЗВ-М за январь, февраль 2019 года на 1 застрахованное лицо.
УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) выявлено непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица.
По состоянию на 13.08.2020 сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица не представлены.
По мнению пенсионного фонда, ООО ОП «Град Плюс» нарушен установленный Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ срок для представления сведений в отношении 1 застрахованного лица за отчетный период — 2019 года: срок представления сведений не позднее 02.03.2020, фактически не представлены.
13.08.2020 специалистом Управления ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №052818200010322. Рассмотрение акта назначено на 17.09.2020.
17.08.2020 акт направлен в адрес страхователя заказным письмом. На рассмотрение акта страхователь не явился, письменных возражений не представил.
17.09.2020 заместителем начальника Управления вынесено решение №052819200010911 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ.
Указанным решением страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Решение о привлечении к ответственности было направлено должнику заказным письмом 21.09.2020.
Требование от 13.10.2020 №052801200013178 должнику было направлено заказным письмом 15.10.2020, однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке указанных выше требований послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к следующим выводам.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 АПК РФ).
В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу пунктов 1 статьи 8, пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона - о сумме заработка, сумме начисленных страховых взносов, которые представляются в налоговый орган) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность; за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Процедура привлечения страхователя к ответственности прописана в статье 17 названного Закона. Этой нормой предусмотрены и сроки вручения (направления) акта проверки страхователю, представления возражений на акт, вынесения решения и его вручение (направление) страхователю, направления требования об уплате финансовых санкций и исполнения требования.
Согласно абзацу 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом установленных в законодательстве предельных сроков на проведение проверки (3 месяца с момента сдачи спорной отчетности либо, в случае ее отсутствия, истечения срока для ее представления (применительно к пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации); на составление акта проверки (10 дней применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации); 5 дней на вручение (направление) акта проверки, 6 дней на вручение акта в случае направления акта по почте, 15 дней на представление возражений на акт проверки проверенным лицом, 10 дней на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения, 5 дней на вручение (направление) решения по результатам проверки, 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте), 10 дней на вступление в силу решения по результатам проверки, 10 дней на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, 6 дней на получение требования в случае направления по почте (статья 17 Закона N 27-ФЗ); 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании; на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на сумму более 3 000 рублей либо 3 года плюс 6 месяцев, если сумма санкций меньше 3 000 рублей, на обращение в арбитражный суд с заявлением применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации)), решение территориального органа пенсионного фонда о привлечении к ответственности не может быть принудительно реализовано, иначе как в пределах совокупности указанных сроков.
Правовая позиция о допустимости применения положений статьи 48 НК РФ при взыскании страховых взносов с иных субъектов, не являющихся физическими лицами, также изложена в пункте 14 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79), сохраняющем свою актуальность.
Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018.
Из представленных ПФР документов следует, что сведения по формам СЗВ-М за июнь 2018 представлены 10.07.2018, СЗВ-СТАЖ за 2018 год – 05.02.2019, СЗВ-М за январь 2019 года – 06.02.2019, СЗВ-М за февраль 2019 года – 11.03.2019.
При решении вопроса о начале течения срока давности привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом совокупности положений статей 11 и 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ необходимо учитывать, что проверка полноты, достоверности и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета проводится в отношении каждого застрахованного лица по каждой форме сведений. По результатам проверки указанных сведений на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц за соответствующий отчетный период учитываются только те сведения, содержащиеся в исходной форме, которые были представлены страхователем на застрахованных лиц и не содержали ошибок.
Следовательно, начало течения срока при обстоятельствах настоящего спора, совпадает с датой фактического представления обществом сведений о застрахованных лицах по представленным формам – 10.07.2018 (за июнь 2018 года), 05.02.2019 – (за 2018 год), и с датой, когда фактически должна быть представлена форма в случае ее непредставления - 02.03.2020 (за 2019 год).
При этом, если учитывать 3-х месячный срок проведения проверки с момента сдачи спорной отчетности либо, а в случае ее отсутствия, истечения срока для ее представления, и далее учитывать срок на составление акта с момента окончания проверки, то за июнь 2018 года акт должен быть составлен не позднее 24.10.2018, за 2018 год – 22.05.2019, за 2019 год – 17.06.2020 соответственно.
В соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
С учетом наличия у фонда сведений по форме СЗВ-М за июнь 2018 года, СЗВ-СТАЖ за 2018 год и имеющихся сведений налогового органа, а также наступление даты предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, и срока проведения проверки, суд приходит к выводу, что акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 052818210001597, № 052818210001578, № 052818200010322 составлены с нарушением сроков – 01.02.2021, 13.08.2020 соответственно, что свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций.
Стоит отметить, что уведомления о несоответствии сведений от 03.08.2020 за отчетные периоды июнь 2018 направлены страхователю со значительным пропуском срока проведения проверки.
Само по себе составление актов с нарушением установленного срока свидетельствует о нарушении территориальным органом Пенсионного фонда процессуальных сроков проверок, повлекшем за собой соответствующее смещение совокупных сроков на взыскание финансовых санкций.
Исходя из изложенного, учитывая совокупность вышеприведенных сроков, суд приходит к выводу о том, что с момента, когда ПФР мог и обязан был установить правонарушение до момента обращения в суд с соответствующим заявлением, предельный срок на взыскание Управлением санкций Управлением пропущен. В данном случае ПФР не представлено доказательств либо обоснования невозможности проведения аудита и обнаружения правонарушения за указанный период при наличии своевременно представленных форм отчетности за июнь 2018 года, 2018 год - ранее направления уведомления о расхождении от 08.07.2020 и составления актов от 01.02.2021, равно как и не представлено доказательств либо обоснования невозможности обнаружения нарушения на непредставление сведений за 2019 год при наступлении срока такой обязанности – ранее составления акта от 13.08.2020.
Указанные действия ПФР повлекли необоснованное смещение срока судебного взыскания задолженности, в то время как пропуск Пенсионным фондом срока, установленного для совершения процедурного действия (в том числе проведение проверки, направление требования об уплате штрафа), не влечет продления срока, установленного для совершения последующего действия (принудительного взыскания штрафа), что соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71, пункте 31 Постановления от 30.07.2013 № 57, а также Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 16.04.2021 N Ф09-1428/21 по делу N А50-20252/2020.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО ОП «Град Плюс» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, вступившее в законную силу, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьёй 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.А. Сарафанникова