ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-11285/12 от 27.09.2012 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  город Кемерово Дело №А27-11285/2012

04 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 04 октября 2012 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Беляевой Л.В.,

при ведении протокола и аудиозаписи заседания секретарем судебного заседания Киселевой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению товарищества собственников жилья «Собственники», г. Кемерово

к Администрации города Кемерово

о взыскании 682 561 руб. 65 коп. субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием коммунальных услуг населению (с учетом уточнений)

при участии:

от истца – ФИО1, представитель, доверенность от 10.08.2011 № 1, паспорт;

ФИО2, главный бухгалтер, доверенность от 26.09.2012 № 24, паспорт;

от ответчика – ФИО3, начальник юридического отдела, доверенность от 11.01.2012 № 01-32/15, паспорт;

у с т а н о в и л:

Товарищество собственников жилья «Собственники», г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ТСЖ «Собственники», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Администрации города Кемерово (далее – Администрация, ответчик) о взыскании задолженности в размере 85 088 руб. 37 коп. за октябрь 2011 года по выплате субсидии на возмещение затрат с связи с оказанием населению коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по договору от 01.12.2011 № 84-с/11, заключенного в соответствии с пунктом 2 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.11.2010 № 409.

Определением от 31.05.2012 подготовка дела к судебному разбирательству признана оконченной, дело назначено к судебному разбирательству в порядке статьей 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ на 12.07.2012.

Судебное разбирательство неоднократно откладывалось, в том числе для принятия сторонами мер по урегулированию спора, определением от 29.08.2012 судебное заседание назначено на 27.09.2012.

Представитель истца ходатайствовал об уточнении размера исковых требований, просил взыскать с ответчика субсидию в сумме 682 561 руб. 65 коп. за период октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года.

Уточнения исковых требований приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика исковые требования оспорил, указав, что при расчете размера платы граждан за отопление следует применять Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Целью предоставления субсидий согласно распоряжению Администрации города Кемерово от 07.04.2008 № 1375, является возмещение затрат, не покрываемых платежами населения за предоставленные услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и не является источником дохода управляющей компании, а компенсирует лишь ее убытки, связанные с применением тарифа для населения. По итогам 2011 года истец должен произвести корректировку гражданам начисления платы за отопление, которая производится за год в целом. Проведение корректировки за квартал при смене способа управления действующим законодательством не предусмотрено. Более подробно позиция Администрации города Кемерово изложена в письменных отзывах, приобщенных к материалам дела.

Заслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев представленные документы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением Администрации города Кемерово от 07.04.2008 № 1375, действовавшим в спорный период, утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек (ред. от 05.05.2009 № 1708).

Согласно вышеуказанному нормативному акту целью предоставления субсидий является возмещение затрат, не покрываемых платежами населения за предоставленные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги организациям, осуществляющим производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 5).

Субсидии предоставляются Управлением в установленном для исполнения бюджета города порядке на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год и плановый период (пункт 6).

Предоставление субсидий осуществляется на основании договора, заключенного между Управлением и организациями, осуществляющими производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказывающими услуги населению по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек (пункт 7).

Согласно пункту 8 Порядка субсидия предоставляется ежемесячно на возмещение затрат исходя из разницы между утвержденным в установленном порядке экономически обоснованным тарифом на услугу, предоставляемую гражданам, и размером платы, утвержденным для граждан за данную услугу.

Размер платы граждан за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, за коммунальные услуги (в пределах нормативов потребления коммунальных услуг) с учетом предоставленных в соответствии с законодательством мер социальной поддержки и субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должен соответствовать установленному Коллегией Администрации Кемеровской области для муниципального образования город Кемерово стандарту предельной стоимости оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

В случае, если затраты управляющей (эксплуатационной) организации или объединения собственников помещений сложились в связи с необходимостью соблюдения Правил и норм эксплуатации жилищного фонда в объеме, превышающем объем субсидий, рассчитанный в порядке, указанном в абзаце первом настоящего пункта, Управление вправе увеличить размер предоставляемых субсидий в пределах лимита бюджетных обязательств при условии документального подтверждения управляющей (эксплуатирующей) организацией дополнительных затрат.

Как следует из материалов дела, 20 июня 2008 года общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: б-р Строителей, 28, 28/1, проведенных в форме заочного голосования, приняты решения о выборе способа управления путем создания ТСЖ «Собственники» (протоколы № 01-08 02-08).

ТСЖ «Собственники» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово 08 июля 2008 года за основным государственным регистрационным номером <***>.

Согласно уставу предметом и целями деятельности товарищества являются управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: б-р Строителей, 28, 28/1 г. Кемерово, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось сторонами, фактически ТСЖ «Собственники» приступило к осуществлению управления многоквартирными домами с 01 октября 2011 года.

Во исполнение распоряжения от 07.04.2008 № 1375 Администрацией города Кемерово (Администрация) и ТСЖ «Собственники» (получатель) заключен договор от 01.12.2011 № 84-с/11, предметом которого является предоставление в 2011 году получателю субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в жилых домах согласно приложению № 1 коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Субсидии по договору предоставляются получателю в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города на эти цели. Лимит бюджетных обязательств на возмещение затрат получателю в 4 квартале 2011 года составляет 1 425 200 руб. (приложение № 1), в том числе: на отопление и горячее водоснабжение 1 425 200 рублей (пункты 2.1, 2.2 договора).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Заключение договора на предоставление получателю субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим исполнителю возмещение издержек, признается судом правомерным, поскольку предусмотрено нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления города Кемерово в качестве механизма доведения субсидий до конечных получателей.

Согласно пункту 5.4 договора он вступает в силу с момента его подписания, распространяет действие на период с 01.10.2011, действует до полного выполнения сторонами своих обязательств.

По условиям договора предоставление субсидий получателю производится Администрацией ежемесячно за фактически оказанные услуги на основании ежемесячно предоставляемых до 10 числа следующего за отчетным месяца документов в соответствии с приложениями № 3, 4, 5 к настоящему договору. Все отчетные документы (расчеты за услуги отопления и горячего водоснабжения по ОАО «Кузбассэнерго» и МП г. Кемерово «Тепловые сети» и счета-фактуры), предоставляемые получателем, должны быть в обязательном порядке согласованы с управлением энергосбережения и взаимодействия с организациями коммунального комплекса администрации г. Кемерово (пункт 2.3). Если получатель производит начисление коммунальных платежей самостоятельно, минуя систему городского РКЦ, ему необходимо предоставлять Администрации оборотные ведомости начисления населению коммунальных платежей согласно приложению № 6 (пункт 2.5).

Все вышеуказанные документы направлялись истцом в адрес Администрации города Кемерово, в том числе и в период рассмотрения данного спора судом (уточненные).

Согласно решению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 409 (ред. от 27.05.2011) «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» (в ред. решений Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.02.2011 N 445, от 27.05.2011 N 32) в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 (в отношении ООО "АВК" с 01.06.2011 по 31.12.2011) в целях недопущения превышения по городу Кемерово предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям производить расчет размера платы граждан за коммунальные услуги исходя из следующих значений:

-за горячее водоснабжение (кроме жилых районов Кедровка, Промышленновский) (пункт 1.3): 21,26 рубля за куб. метр отпущенной воды в пределах норматива потребления; 35,68 рубля за куб. метр отпущенной воды свыше норматива потребления;

-за центральное отопление (кроме жилых районов Кедровка, Промышленновский) (пункт 1.5): 482,52 рубля за Гкал отпущенной тепловой энергии в пределах регионального стандарта площади жилья; 566,37 рубля за Гкал отпущенной тепловой энергии свыше регионального стандарта площади жилья.

Пунктом 2 решения от 26.11.2010 № 409 предусмотрено, что возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, осуществляется путем предоставления субсидий в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно исправленным счетам-фактурам от 31.05.2012 № 1, 2, 3 субсидии на возмещение затрат на предоставление населению услуги централизованного водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, за октябрь 2011 года составляют 85 065 руб. 43 коп., за ноябрь 2011 года – 218 100 руб. 10 коп., за декабрь 2011 года – 379 396 руб. 12 коп.

Расчет субсидий произведен истцом путем умножения количества Гкал потребленной тепловой энергии и количества горячей воды в куб.м, указанных в актах приема-передачи тепловой энергии (в том числен корректировочного), подписанных ТСЖ «Собственники» и ОАО «Кузбассэнерго» в рамках исполнения обязательств по договору на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде от 01.10.2011 № 4078, и межтарифной разницы (тарифа, применяемого при расчетах поставленной энергией между ТСЖ и ОАО «Кузбассэнерго» и тарифа, установленного для населения). Расчет произведен отдельно по тарифам для населения по нормативу и сверх норматива.

Позиция ответчика о возмещении за спорный период только затрат, не покрытых платежами населения за предоставленные услуги, признается судом необоснованной, поскольку из буквального толкования пункта 8 Порядка предоставления субсидии, утвержденного распоряжением Администрации города Кемерово от 07.04.2008 № 1375 (пункт 8) и условий договора от 01.12.2011 № 84-с/11 не следует, что они подлежат учету.

Согласно оборотным ведомостям за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года, начисление платы за отопление и горячее водоснабжение производилось исходя из норматива потребления.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307.

Приложением № 2 установлен порядок расчета размера платы граждан за коммунальные услуги: размер платы за отопление определяется по формуле № 1(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

, (1)

где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);

Таким образом, в оборотных ведомостях (по форме приложения № 6 к договору) истцом произведено начисление платы в соответствии с вышеуказанным нормативным актом.

При этом, предусмотрено, что размер платы за отопление 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

, (8)

где: - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.); - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м); - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).

Таким образом, формула корректировки предусматривают включение показаний приборов учета.

Вместе с тем, суд отмечает, что порядок начисления платы за отопление и горячее водоснабжение, порядок ее корректировки по итогам года относится к правоотношениям между товариществом собственником жилья, осуществляющим управление многоквартирным домом, и населением. Невозможность произвести перерасчет субсидии по итогам 2011 года (за весь календарный год) с учетом корректировки платы населению, не может служить основанием для отказа в выплате субсидии на возмещение затрат ТСЖ «Собственники» за четвертый квартал 2011 года.

Отсутствие у истца данных о потреблении тепловой энергии за период с января по сентябрь 2011 года для составления сводного расчета размера субсидий (приложение № 5 к договору), ввиду того, что управление многоквартирным домом производилось другой управляющей организацией, также не является основанием для отказа в возмещении соответствующих затрат, учитывая, что Администрация, заключая договор от 01.12.2011 № 84-с/11, посчитала возможным произвести расчет субсидии только за четвертый квартал 2011 года.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных нормативных актов, а при их отсутствии в соответствии с обычаями делового оборота; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств погашения спорной задолженности ответчик не представил, тем самым, приняв на себя риск наступления последствий несовершения процессуальных действий (статья 9 АПК РФ).

Учитывая, что размер субсидий за период с 01.10.2011 по 31.12.2011, определенный истцом в сумме 682 561 руб. 65 коп., не превышает лимит бюджетных обязательств на возмещение затрат получателя в четвертом квартале 2011 года, установленный в пункте 2.2 договора, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 101, 110 АПК РФ, пунктом 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт, в связи с чем, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3403 руб. 55 коп. подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 110, 168-171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

  Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Администрации города Кемерово в пользу товарищества собственников жилья «Собственники», г. Кемерово 682 561 руб. 65 коп. субсидии за период с 01.10.2011 по 31.12.2011, а также 3 403 руб. 55 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Л.В. Беляева