ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-11459/20 от 07.07.2020 АС Кемеровской области

                              АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8,  г. Кемерово, 650000

http://www. kemerovo. arbitr. ru/

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

e-mail: info@kemerovo. arbitr. ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

город Кемерово                                                                               Дело № А27-11459/2020

14 июля 2020 года

Резолютивная часть решения  оглашена 07 июля 2020  года.

Решение в  полном объеме  изготовлено 14  июля 2020  года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Кормилиной Ю.Ю. 

при ведении  аудиозаписи и протокола  судебного заседания  помощником судьи Шумской А.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Кемерово   в  лице первого заместителя прокурора Кемеровской области – Кузбасса ФИО1

к администрации Прокопьевского муниципального округа, г. Прокопьевск, Кемеровская область – Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным бездействия, обязании разработать и утвердить правовой акт,

третьи лица:

1/общество с ограниченной ответственностью "Промстройкомплект Плюс"  (ОГРН <***>, ИНН <***>; 653204, Кемеровская область - Кузбасс, район Прокопьевский, поселок Школьный

2/  общество с ограниченной ответственностью "Разрез "Березовский" (ОГРН <***>, ИНН  <***>), Кемеровская область - Кузбасс, район Прокопьевский, поселок Калачево

3/  акционерное общество "Салек" (ОГРН <***>, ИНН <***>), Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск

4/  общество с ограниченной ответственностью "Кара-Чумышский каменный карьер" (ОГРН: <***>, ИНН <***>), Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск

при участии:

от заявителя: ФИО2 -  прокурор отдела  прокуроры Кемеровской области -  Кузбасса (служебное удостоверение)

от  общества с ограниченной ответственностью "Промстройкомплект Плюс":  ФИО3 -  представитель  (доверенность от 10.01.2020, паспорт, диплом, свидетельство о смене фамилии)

у с т а н о в и л:

Прокуратура Кемеровской области – Кузбасса в лице первого заместителя прокурора Кемеровской области Тимошичева А.М. обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Прокопьевского муниципального округа, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», обязании в течение месяца с момента вступления решения в законную силу разработать с учетом требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.03.2012 №54 «О Порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Кемеровской области» и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.

Определением суда от 26.05.2020 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 07.07.2020, к участию в деле  в качестве  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора,  в  порядке статьи  51  Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации  (далее -  АПК РФ) привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Промстройкомплект Плюс"  (далее -  ООО   "Промстройкомплект Плюс"),   общество с ограниченной ответственностью "Разрез "Березовский" (далее – ООО «Разрез «Березовский»),  акционерное общество "Салек" (далее -  АО «Салек»),   общество с ограниченной ответственностью "Кара-Чумышский каменный карьер" (далее -  ООО «Кара-Чумышский каменный карьер»).

В предварительном судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, указал, что администрации Прокопьевского муниципального округане разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от  21.02.1992  № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).

Администрация Прокопьевского муниципального округа явку представителя не обеспечила,  письменный отзыв на заявление  не  представила.

Представитель ООО   "Промстройкомплект Плюс" в судебном заседании  пояснил, что Департаментом  природных ресурсов  и экологии  Кемеровской области выдана  лицензия  на пользование недрами   КЕМ42123ТР  на разработку и добычу открытым способом  строительного камня – базальтов, антрацитов и песчаников   на Абинском участке. Добыча строительного камня  производится на основании  проектной  документации.  Разрешение спора, исходя из компетенции   органов  местного самоуправления и  органов государственной  власти   оставлено на усмотрение суда.

ООО «Разрез «Березовский» в  письменном отзыве пояснило, что  им осуществляется добыча  общераспространенного полезного ископаемого – известняка на участке «Чибуринский» осуществляется на основании  лицензии на пользование  недрами КЕМ42048ТР от 20.12.2007.

АО «Салек» в  письменном отзыве пояснило, что  им осуществляется  разведка  и добыча   строительного камня  (базальта) на Северо-Абнинском  участке на основании  лицензии на пользование  недрами КЕМ42286ТР от 11.07.2019.

ООО «Кара-Чумышский каменный карьер»   письменном отзыве пояснило, что  им осуществляется добыча  общераспространенного полезного ископаемого – известняка на участке «Кара-Чумышский» осуществляется на основании  лицензии на пользование  недрами КЕМ42011ТЭ от 12.10.2006.

Разрешение  спора по существу заявленных требований оставлено третьими лицами на усмотрение суда.

В порядке части 4 статьи 137  АПК РФ  суд в отсутствие  возражений  лиц, участвующих в деле,  завершил подготовку дела  к судебному разбирательству, перешел к судебному  разбирательству в судебном заседании.

Дело рассмотрено  судом в отсутствие  представителя администрации Прокопьевского муниципального округа и  третьих лиц  ООО «Разрез «Березовский», АО «Салек», ООО «Кара-Чумышский каменный карьер»  на основании статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев и исследовав материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131- ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается  деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, прокуратурой  Прокопьевского  района в результате проверки исполнения законов в сфере охраны земель при их рекультивации, нарушенных при добыче полезных ископаемых, выявлен факт бездействия администрации Прокопьевского муниципального округа.

В ходе проведения проверки установлено, что администрацией Прокопьевского муниципального округа  не разработан и не принят нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.

Пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации
предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами,
законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с
недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации,
Законом о недрах, другими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами.

Статьей 4 Закона о недрах определены полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования
отношений недропользования, которые корреспондируют положениям подпункта
43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
(с последующими изменениями).

На основании статьи 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления
вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах
предоставленных им действующим законодательством полномочий.

В соответствии с пунктами 4,5 части 1 статьи 5 Закона о недрах органы
местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования
наделены полномочиями по:

- контролю за использованием и охраной недр при добыче
общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- приостановлению работ, связанных с пользованием недрами, на земельных
участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков
недр местного значения.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
не вправе приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, вести
контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных
полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых, поскольку это иные полномочия,
предусмотренные статьей 5 Закона о недрах и принадлежат они органам местного
самоуправления.

Специальным законом, устанавливающим общие правовые,
территориальные, организационные и экономические принципы организации
местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим
государственные гарантии его осуществления, является
Федеральный закон  от 06.10.2003 № 131- ФЗ.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами,
принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие
виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов
местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением
требований, установленных федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля,
организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ.

Согласно пункту 1  статьи 37 Устава муниципального образования Прокопьевский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса", принятого Решением Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа от 26.03.2020 N 74,  (далее - Устав), администрация Прокопьевского  муниципального  округа является исполнительно-распорядительным орган местного самоуправления Прокопьевского муниципального округа.

Администрация Прокопьевского муниципального округа в соответствии с Уставом наделена полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа  (пункт 2 Устава).

Согласно ст. 8 Устава органы местного самоуправления Прокопьевского муниципального округа организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Кемеровской области - Кузбасса.

Органом местного самоуправления Прокопьевского муниципального округа, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, является администрация Прокопьевского муниципального округа  (пункт 3 статьи 8 Устава).

В соответствии с  пунктами 8, 9   части 1 статьи 38  Устава к  компетенции  Администрации Прокопьевского муниципального округа относится разработка  административных регламентов осуществления муниципального контроля (в порядке, установленном законодательством Кемеровской области - Кузбасса); организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Согласно  письму Департамента  природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 06.05.2019 №3098-пн на территории Прокопьевского муниципального  округа расположены участки недр местного значения, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

Правом пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых на указанных участках обладают:  ООО   "Промстройкомплект Плюс" (лицензия  на пользование недрами   КЕМ42123ТР  на разработку и добычу открытым способом  строительного камня – базальтов, антрацитов и песчаников   на Абинском участке),  ООО «Разрез «Березовский» (лицензия  на пользование недрами    КЕМ42048ТР  на добычу известняка на участке «Чибуринский»), АО «Салек» (лицензия  на пользование недрами   КЕМ42286ТР от 11.07.2019 на разведку и добычу строительного камня  (базальта) на Северо-Абнинском  участке), ООО «Кара-Чумышский каменный карьер»   (лицензия  на пользование недрами   КЕМ42011ТЭ от 12.10.2006 на  добычу известняка на участке «Кара-Чумышский»).

Вместе с тем Администрации Прокопьевского муниципального округа не
принят правовой акт о порядке осуществления муниципального контроля за
использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных
ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых.

По фактам выявленных нарушений прокурором Прокопьевского  района главе Прокопьевского муниципального округа внесено представление №7-2-2020 от 25.02.2020 об устранении нарушений закона. В прокуратуру  Прокопьевского района предоставлен ответ от 23.03.2020 №1656, согласно которому нарушения административные  регламенты по осуществлению муниципального контроля за использованием  и  охраной недр  при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также  при строительстве  подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых в настоящее время  разрабатываются и будут направлены в срок до 01.04.2020.

Вместе с тем  доказательства   разработки и  утверждения соответствующего муниципального правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах,  не  представлены.

Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований
к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка
осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные
интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской и иной
экономической деятельности.

В определении от 17.06.2008 №435-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой статус местного самоуправления как публично-территориальной организации населения по месту жительства и особой формы осуществления народом своей власти предполагает, что органы местного самоуправления, обеспечивая решение вопросов местногозначения, действуют в интересах населения муниципального образования и одновременно, будучи частью системы органов публичной власти, осуществляют конституционные функции государства.

При таких обстоятельствах бездействие администрации Таштагольского
муниципального района по факту непринятия мер по разработке и утверждению
правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля,
предусмотренного Законом о недрах, является незаконным.

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор
вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных
правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные
интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий
(бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных
лиц, если он полагает, что решение и действие (бездействие) не соответствует
закону или иному нормативному правовому акту в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального
закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор
вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и
охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и
свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств
нарушение приобрело особое общественное значение.

С учетом изложенного, суд считает установленным факт неправомерного бездействия администрации. Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах, заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Прокопьевского муниципального округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта,  регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992   N  2395-1 "О недрах".

Обязать администрацию Прокопьевского муниципального округав течение одного месяца с момента вступления в силу судебного решения разработать с учетом требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.03.2012 №54 "О Порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Кемеровской области" и утвердить правовой акт, регламентирующий: осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения условий предоставления в пользование участков недр местного значения.

Решение в месячный срок с момента его принятия  может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск. Апелляционная  жалоба подаётся через Арбитражный  суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                       Ю.Ю. Кормилина