ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-11544/15 от 22.12.2015 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;

информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                Дело № А27-11544/2015

28 декабря 2015 года                                                                     

Резолютивная часть решения  оглашена 22 декабря 2015 года

Решение в полном объеме  изготовлено 28 декабря 2015года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протокола судебного заседания и аудио протоколирования секретарем судебного заседания Бахаевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Муниципального казенного учреждения "Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района" (г. Белово, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации Моховского сельского поселения (с. Мохово, Беловский район, Кемеровская область, ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Беловского муниципального района

о взыскании задолженности в размере 284 100 рублей

при участии представителей сторон:

от истца  - ФИО1 (паспорт, доверенность от 25.06.2015 №162),

от ответчика – не явились,

от третьего лица – ФИО2 (удостоверение, доверенность от 14.08.2013 №10, начальник юридического отдела администрации Беловского муниципального района),

у с т а н о в и л :

Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района"(далее по тексту - истец)обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрации Моховского сельского поселения (далее по тексту - ответчик) задолженности по перечислению межбюджетных трансфертов на содержание учреждений культуры в сумме 281 100 рублей.

            В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал, просил суд иск удовлетворить. Представитель третьего лица поддержал позицию истца. Ответчик о судебном заседании уведомлен надлежаще, что подтверждается материалами дела. Суд в порядке ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело по существу при неявке представителя ответчика.

            Как следует из искового заявления Муниципального казенного учреждения "Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района" между Администрацией Моховского сельского поселения и  Администрацией Беловского муниципального района было заключено Соглашение о передаче осуществления части своих полномочий, утвержденное решением Совета народных депутатов. На основании такого Соглашения Администрация Моховского сельского поселения передала в полном объеме Администрации Беловского муниципального района осуществление полномочий в части: «создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры» на 2014 год.

Уполномоченным лицом на осуществление полномочий в части: «создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры» в Беловском муниципальном районе является МКУ «Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района» на основании Положения, утвержденного распоряжением администрации Беловского муниципального района № 151 от 07 сентября 2011 г.

Согласно п. 2.3.5 положения МКУ «Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района» осуществляет свои культурно-досуговое обслуживание через сеть учреждений культуры. На территории Моховского сельского поселения культурно-досуговое обслуживание жителей осуществляется филиалом МБУ Культурно-досуговой центр Беловского района».

Полномочия в части: «создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры» Администрация Моховского сельского поселения передает администрации Беловского муниципального района за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования «Моховское сельское поселение» в бюджет Беловского муниципального района, на основании соглашения о передачи администрацией Моховского сельского поселения осуществления части своих полномочий администрации Беловского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов Моховского сельского поселения от 27.11.2013 № 10. Согласно данного Соглашение Администрация Моховского сельского поселение перечисляет межбюджетные трансферты на содержание учреждений культуры.

Однако, Администрацией Моховского сельского поселения не перечислены межбюджетные трансферты на содержание учреждений культуры за декабрь 2014 года в размере 284 100 рублей, что привело к кредиторской задолженности по оплате тепловой энергии в размере 281 603,26 рублей и водоснабжения 2 496, 74 рубля, по Договорам на отпуск и пользования тепловой энергии и водоснабжения, заключенным между МБУ «Культурно -досуговый центр Беловского района» и ООО «Энергоресурс».

Исковые требования о взыскании задолженности по межбюджетным трансфертам основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязательств, основаны на положениях ст.ст. 309, 310 ГК РФ

Возражая против требований, позиция Администрации Моховского сельского поселения фактически сведена к надлежащему и полному исполнению своих обязательств по Соглашению о передаче осуществления части своих полномочий от 27.11.2013 г., полном перечислении Администрации Беловского муниципального района утвержденных межбюджетных трансфертов.

Изучив позиции сторон, исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд признает исковые требования не подлежащие удовлетворению на основании нижеследующего.

1. Суд признает спор подведомственным арбитражному суду.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные обязательства, это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования.

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

На основании частей 1 и 2 статьи 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Согласно разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики ВС РФ №1-2014 (утвержденном Президиумом ВС РФ 24.12.2014 г.) приведены разъяснений норм процессуального законодательства, согласно которых принцип разграничения юрисдикционных полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов основан на критерии характера спора и его субъектного состава, применяемые в совокупности.

Таким образом, из смысла названных норм арбитражного процессуального законодательства следует, что определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав, предмет спора, экономический характер требований.

В силу положений Бюджетного кодекса РФ к межбюджетным отношениям отнесены взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Поскольку использование бюджетных средств органами местного самоуправления относится к экономической сфере их деятельности, то спор, основанный на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - о подведомственности спора арбитражному суду.

2. Судом установлено, что Решением №36 от 19.12.2013 г. «О бюджете Беловского муниципального района на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» перечень главных администраторов источников финансирования бюджета Беловского мунициплаьного района утвержден в приложении №3 к решению. Согласно приложения №3 данного решения (опубликовано в газете Беловского муниципального района «Сельские зори», №4 (35) от 24.12.2013 г.) Муниципальное казенное учреждение «Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района» является администратором бюджета в части межбюджетных трансфертов, передаваемые бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

Согласно ст.160.1 БК РФ администратор бюджета наделен полномочиями по учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, осуществления взыскание задолженности.

Как следствие, истец, являясь администратором бюджета в части контроля межбюджетных трансфертов по заключенному соглашению, вправе предъявить иск непосредственно Администрации Моховского сельского поселения в отношении не исполнения им своих обязательств по финансированию в рамках Соглашения о передаче части полномочий от 27.11.2013 г., заключенного между Администрацией Моховского сельского поселения и Администрацией Беловского муниципального района.

3. Согласно раздела 3 Соглашения о передаче части полномочий от 27.11.2013 г. размер межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования Моховское сельское поселение в бюджет Беловского муниципального района определяется в соответствии с действующими методиками с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг и утверждается решением Совета народных депутатов Моховского сельского поселения.

Решением Совета народных депутатов Моховского сельского поселения от 20.12.213 г. №13 утвержден бюджет на 2014 г. и плановые периоды 2015 и 2016 годов. Согласно данного бюджета на межбюджетные трансферты Муниципальному казенного учреждения Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района было утверждено 9 300 000 руб. (приложение №7 к решению). Решением Совета народных депутатов Моховского сельского поселения от 20.12.213 г. №13 данная сумма межбюджетного трансферта увеличена до 9 750 000 руб.

Согласно Отчета об исполнении бюджета за 2014 год (утвержден УФК по Кемеровской области) в 2014 г. произведено финансирование межбюджетных трансфертов на обеспечение деятельности учреждений культуры в размере 9 749 900 руб.

В целях исследования обстоятельств согласования и исполнения сторонами обязательств по заключенному Соглашению в части межбюджетных трансфертов, судом предложено сторонам составить развернутую сверку в отношении всех выставленных и оплаченных истцом счетов-фактур по коммунальным услугам каждого объекта, финансируемого Администрацией Моховского сельского поселения, с отражением сумм отдельно по финансовому периоду 2012, 2013, 2014 годов, а также в части формирование бюджетных ассигнований на 2014 года в разрезе финансирования каждого наименования расходов (целей).

Представленные суду акты сверки подписаны одной стороной, то есть стороны не пришли к согласию по отраженным в них показателям. Представленные суду акты сверки судом исследованы и оценены в порядке ст. 71 АПК РФ, на ряду с иными доказательствами по делу.

Так из представленных суду составленных сторонами актов следует, что по Соглашению выплаченные межбюджетные трансферты Муниципальному казенному учреждению Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района составили 9 749 900 руб., что последним не оспаривается.

Кроме того, ответчиком суду была представлена переписка с МКУ «Управления культуры и национальной политики Беловского муниципального района». Так согласно ходатайства МКУ «Управления культуры и национальной политики Беловского муниципального района», которое последним было направлено Главе района Моховского сельского поселения, увеличение фонда оплаты труда возможно в пределах утвержденной суммы межбюджетных трансфертов за счет уменьшения расходов на оплату коммунальных услуг в связи с  экономией по оплате за коммунальные услуги. Данное ходатайство, по мнению ответчика, свидетельствует о наличии экономии в оплате коммунальных услуг за 2014 г., что не может привести к задолженности по ним.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что Администрацией Моховского сельского поселения надлежаще производилось исполнение Соглашения о передаче части полномочий от 27.11.2013 г. в части межбюджетных трансфертов Муниципальному казенному учреждению Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района. Заявленная к взысканию задолженность в сумме 284 100 руб. не является неисполненным обязательством ответчика по не перечисленному межбюджетному трансферту по Соглашению между муниципальными образованиями в разрезе обязательств перед Управлением культуры и национальной политики Беловского муниципального района.

В силу ст. 309, ст. 310 ГК РФ, на которые истец ссылается как на основание своих требований, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допустим.

В рассматриваемом случае из материалов дела не следует нарушение ответчиком обязательств или отказ от исполнения обязательств по Соглашению о передаче части полномочий от 27.11.2013 г. в части заявленной к взысканию сумме.

Кроме того, суд не находит оснований для применения положений Гражданского кодекса РФ о деликте.

В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

По смыслу ст.ст. 15, 16, 1064 ГК РФ убытки должны быть реальными, то есть они должны реально сложиться у истца и находится в причинно-следственной связи с действиями ответчика.

Согласно п. 11 – 12 Постановления Пленуму ВС РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Доказательств наличия у истца убытков суду не представлено. Представленная истцом переписка с ООО Энергоресурс, а также представленные реестры задолженности перед ООО Энергоресурс свидетельствуют об отсутствии оплаты истцом суммы за коммунальные ресурсы, в том числе в сумме, заявленной к взысканию с ответчика. Таким образом на основании представленных истцом доказательств суд приходит к выводу, что истец не понес убытков в рассматриваемой сумме, что влечет их отсутствие у истца на момент рассмотрения дела судом. Доказательств обратного суду не представлено. При  отсутствии доказательств реального несения убытков заявленные требования удовлетворению судом не дподлежат.

Отказывая в удовлетворении требований судебные расходы в порядке ст.110 АПК РФ судом относятся на истца, который на основании ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 101, 110, 167–170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия.

Судья                                                                                                         А.Л. Потапов