ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-1162/08 от 04.02.2008 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

650000, г. Кемерово, ул. Красная, 8

Www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово Дело № А27- 1162/2008-5

«04» февраля 2008г.

Решение принято 04.02.08

полный текст изготовлен 04.02.08

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Л.С. Тимошенко,

при ведении протокола судебного заседания судьей Л.С. Тимошенко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Хлебокомбинат», г. Новокузнецк

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее – РО ФСФР России СФО), г. Новосибирск

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии

от заявителя: не явились

от РО ФСФР: не явились

установил:

Открытое акционерное общество «Хлебокомбинат» обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления РО ФСФР России в СФО № 587 от 26.12.07 о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ (нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг).

Надлежаще извещенные заявитель и РО ФСФР РФ в СФО в судебное заседание представителей не направили.

Представителем ОАО «Хлебокомбинат» заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство судом удовлетворено.

Представитель РО ФСФР РФ в СФО о причинах неявки суд не известил, представил отзыв на заявление. Неявка представителей сторон не препятствует рассмотрению дела по существу в порядке ч.2 ст. 210 АПК РФ.

Заявитель, не оспаривая правонарушение по существу, просит отменить либо изменить оспариваемое постановление, мотивировав требование несоразмерностью наложенного штрафа совершенному административному правонарушению, нарушения административным органом установленного порядка производства по делам об административных правонарушениях. Ссылается также, что общество является убыточным и что права акционеров неправомерными действиями Общества не были нарушены, поскольку у Общества единственный акционер – генеральный директор С.И. Беляев (более подробно - в заявлении).

Административный орган требования заявителя не признал. Факт правонарушения и вину Общества считает доказанными материалами дела (подробно изложено в отзыве).

Исследовав и оценив доказательства по делу суд установил следующее:

из материалов дела следует, что РО ФСФР России в СФО постановлением от 26.12.07 № 587 привлекло общество к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ с наложением административного штрафа в сумме 40 000 руб.

Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме представления в РО ФСФР России СФО списка аффилированных лиц, а именно: непредставление в срок до 14.11.2007 ОАО «Хлебокомбинат» списка аффилированных лиц общества за 3 квартал 2007 года. Данными действиями Общество нарушило пункт 1 статьи 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ и пункт 8.5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н.

Согласно пункту 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

На основании данной нормы, а также статьи 30 и пунктов 4, 12, 13 статьи 42 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 317, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг приказом от 16 марта 2005 г. № 05-5/пз-н утвердила Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, действующее в редакции приказов ФСФР РФ от 01.11.2005 № 05-57/пз-н, от 12.01.2006 № 06-6/пз-н, от 10.10.2006 № 06-117/пз-н.

В силу подпунктов 8.1.1, 8.1.2, 8.5.1 и 8.5.3 названного Положения открытые акционерные общества обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества в форме представления в регистрирующий орган списка его аффилированных лиц в срок не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом обязанность по раскрытию информации возникает для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества, для закрытых акционерных обществ - с даты, следующей за датой государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций или иных ценных бумаг закрытого акционерного общества, размещаемых путем открытой подписки (публичного размещения).

Таким образом, требование о раскрытии информации об аффилированных лицах распространяется на все открытые акционерные общества вне зависимости от факта публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг и независимо от того, является ли открытое акционерное общество (эмитент) профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Довод заявителя относительно того, что положения законодательства о раскрытии информации установлены в интересах инвесторов (акционеров) и их права не были нарушены в результате совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, по причине принадлежности всех акций ОАО «Хлебокомбинат» единственному акционеру, являющемуся генеральным директором Общества, признан судом несостоятельным.

В соответствии со ст. 30 Закона о рынке под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам, независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.

При установлении порядка представления информации об аффилированных лицах законодатель не дифференцировал акционерные общества в зависимости от числа держателей акций.

Таким образом, круг лиц, обладающих правом доступа к спискам аффилированных лиц акционерных обществ, не ограничен.

Следовательно, исполнение открытым акционерным обществом обязанности по раскрытию информации об аффилированных лицах не зависит от числа акционеров открытого акционерного общества, а связано лишь с фактом его государственной регистрации в качестве юридического лица.

Кроме того, из списка аффилированных лиц Общества за  3 квартал 2007 года, представленного заявителем 24.01.2008, следует, что генеральному директору Беляеву С.И. принадлежит 99,57% акций ОАО «Хлебокомбинат», из чего следует, что данное лицо не является единственным акционером.

Факт наличия обязанности представлять в регистрирующий орган список аффилированных лиц, а также факт непредставления списка аффилированных лиц за 3 квартал 2007 года в РО ФСФР России в СФО срок до 14.11.2007 установлены, доказаны материалами административной проверки и заявителем не оспорены по существу. Список аффилированных лиц за 3 квартал 2007 года был представлен заявителем в Региональное отделение только 24.01.2008, т. е. уже после выявления факта совершения административного правонарушения и вынесения постановления о назначении административного наказания от 26.12.2007 № 587.

Кроме этого, административный орган указывает, что Обществом и ранее неоднократно не представлялись списки аффилированных лиц за 1, 2 кварталы 2007 года, 1- 4 кварталы 2006 года, 1- 4 кварталы 2005 года, 1- 4 кварталы 2004 года и предшествующие периоды.

При указанных обстоятельствах ФСФР России сделал правильный вывод о том, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати до сорока тысяч рублей.

Суд принимает доводы Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе о правомерности взыскания штрафа в сумме 40 000 руб. и отсутствии нарушений установленного порядка производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в обязательном порядке полежит выяснению вопрос о достаточности имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

Согласно ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе, вопрос об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, по которому в случае необходимости выносится соответствующее определение.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг, возбужденного в отношении ОАО «Хлебокомбинат» по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, Региональное отделение располагало достаточными материалами для рассмотрения дела по существу и правильного его разрешения (материалами о наличии обязанности заявителя раскрывать информацию об аффилированных лицах, о факте непредставления заявителем в Региональное отделение списка аффилированных лиц за 3 квартал 2007 года в срок до 14.11.2007 включительно, а также о факте повторности совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2  ст. 15.19 КоАП РФ). Заявлений, объяснений, ходатайств, в том числе об учете тяжелого материального положения заявителя при назначении административного наказания, от заявителя в Региональное отделение не поступало.  Своими правами, установленными частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, заявитель не воспользовался.

Таким образом, необходимость в истребовании дополнительных материалов (в частности документов, подтверждающих затруднительное материальное положение заявителя) у административного органа отсутствовала.

В силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу в совокупности учитываются следующие обстоятельства: характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания и.о. руководителя Регионального отделения Чанкиной Т.С. было принято во внимание наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность.  Ранее в отношении Общества было вынесено постановление от 03.10.2007 № 450 о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере тридцати пяти  тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ, а именно: за непредставление в Региональное отделение списка аффилированных лиц за 2 квартал 2007 года. Таким образом, административное правонарушение, связанное с непредставлением списка аффилированных лиц за 3 квартал 2007года, совершено заявителем повторно, что в силу п.2 части 1 ст.4.3. КоАП РФ является отягчающим обстоятельством.

Ссылка заявителя на п. 5 ст. 26.1 КоАП РФ, в соответствии с которым по делу об административном правонарушении выяснению подлежат характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, также является неосновательной.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является формальным. Для привлечения заявителя к административной ответственности по данному составу достаточно установления самого факта нарушения заявителем порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий в виде причинения материального ущерба государству, акционерам, т.е. ответственность за указанное административное правонарушение не связана с последствиями его совершения, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.

Кроме того, последствия нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг могут наступить только в будущем времени либо не наступить вообще, в связи с чем, оценка характера и размера ущерба по составу правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19. КоАП РФ, невозможна.

На основании вышеизложенного, суд признает правомерным привлечение Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Мера административного наказания назначена с учетом повторности совершенного административного правонарушения как отягчающего вину обстоятельства, в пределах санкции, предусмотренной ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при составлении протокола и рассмотрения дела административным органом не допущено.

Руководствуясь статьями 167-170, 211.ч.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе № 587 от 26.12.07 о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ Открытому акционерному обществу «Хлебокомбинат» (г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 65, свидетельство о государственной регистрации от 22.07.02 за ОГРН 1024201670118).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в седьмой арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня его принятия.

Судья Л.С. Тимошенко