АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Красная, д.8, г. Кемерово, 650000,
тел. (3842) 58-43-26, факс (3842) 58-37-05
www.kemerovo.arbitr.ru
info@kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-11647/2011
28 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мишиной И.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Лияскиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области, г. Белово к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа – детский сад № 2 города Белово», г. Белово
о взыскании 20 820, 24 руб.
при участии: от заявителя: представители не явились; от должника: ФИО1 – представитель (доверенность от 14.08.2011 № 18),
у с т а н о в и л:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области, г. Белово обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа – детский сад № 2 города Белово», г. Белово (далее – учреждение) о взыскании 20 820,24 руб. недоимки по страховым взносам, штрафа.
Надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства заявитель своего представителя в заседание не направил, обратившись в досудебном порядке с письменным ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть спор по существу в отсутствие представителя пенсионного фонда по имеющимся в деле материалам.
Заявленные требования обоснованы тем, что в ходе выездной проверки учреждения пенсионным фондом были выявлены факты неуплаты должником сумм страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов, а также представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, в связи с чем учреждению были доначислены соответствующие суммы недоимки, а также штрафные санкции.
Представитель должника по существу требований возражает, ссылаясь на то, что произведенные им выплаты педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями являются компенсацией, установленной пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.192 № 33266-1 «Об образовании» и непосредственно связаны с выполнением педагогическим работником своих трудовых обязанностей (подробнее доводы и возражения изложены в письменном отзыве).
Как следует из материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области от 25.05.2011 № 14, принятым пенсионным фондом по результатам выездной проверки учреждения (акт проверки от 21.04.2011 № 36), страхователь привлечен к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в том числе - по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 462 руб., на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 18 048, 24 руб.
Кроме того, указанным решением учреждению доначислены и предложены к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в общем размере 2 310 руб. и соответствующие суммы пени.
20.06.2011 в адрес страхователя выставлено требование № 05200700000014 с предложением уплатить доначисленные решением от 25.05.2011 № 14 суммы страховых взносов, пени и штрафных санкций в добровольном порядке в срок до 08.07.2011.
В связи с неисполнением учреждением указанного требования в установленный срок пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе судебного разбирательства заявитель обратился с письменным ходатайством об изменении размера требований, в соответствии с которым просил суд взыскать с должника штраф на страховую часть трудовой пенсии в размере 294,40 руб., штраф на накопительную часть трудовой пенсии в размере 105,60 руб., штраф в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 18 048,24 руб., штраф в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 22 руб., штраф в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 40 руб.
С учетом фактических обстоятельств спора суд расценил указанное ходатайство как частичный отказ от заявленных требований и принял ходатайство к рассмотрению.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят судом.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд принимает отказ заявителя от заявленных требований в части взыскания с учреждения недоимки по страховым взносам в общем размере 2 310 руб., поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов каких-либо третьих лиц.
С учетом изложенного, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства заявитель в досудебном порядке обратился с письменным ходатайством о замене стороны по делу ее правопреемником, в соответствии с которым, ссылаясь на Распоряжение Администрации Беловского городского округа от 03.08.2011 № 1429-Р, просил заменить должника по делу - Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа – детский сад № 2 города Белово», г. Белово на его правопреемника - Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 4 города Белово», г. Белово.
Представитель должника по существу заявленного ходатайства возражает, ссылаясь на то, что процедура реорганизации учреждения до настоящего времени не завершена.
В силу статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении, в том числе в результате реорганизации юридического лица, арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. При этом правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
На основании пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Изучив представленные в материалы дела в обоснование заявления о процессуальном правопреемстве доказательства, а также принимая во внимание содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о Муниципальном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа – детский сад № 2 города Белово» по состоянию на 24.11.2011 как о действующем юридическом лице, находящемся в процессе реорганизации, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного пенсионным фондом ходатайства о замене стороны по делу.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, выслушав пояснения представителя должника, суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению и заявленное пенсионным фондом требование в части взыскания с учреждения штрафа на страховую часть трудовой пенсии в размере 294,40 руб., штрафа на накопительную часть трудовой пенсии в размере 105,60 руб., штрафа в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 18 048,24 руб., штрафа в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 22 руб., штрафа в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 40 руб. по следующим основаниям.
Из содержания акта выездной проверки от 21.04.2011 № 36 и текста решения от 25.05.2011 № 14 усматривается, что проверяемым периодом по страховым взносам является период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, действующим с 01.01.2010, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон «Об образовании») установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 в пункт 8 статьи 55 Закона «Об образовании» были внесены изменения Федеральным законом № 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Как видно из вышеуказанного пункта, конкретный размер ежемесячной компенсации предусмотрен только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Для остальных этот размер должен быть определен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В пункте 8 статьи 55 Закона «Об образовании» не установлено каких-либо ограничений о том, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация.
Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона «Об образовании», независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
При этом данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Указанной статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а органам местного самоуправления - для работников муниципальных образовательных учреждений.
Данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.09.2011 № ВАС-11571/11.
Соответственно, привлечение учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 462 руб. и на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 18 048, 24 руб. в связи с выявленными в ходе проверки несоответствиями в сведениях о страховых взносах за полугодие 2010 года, исчисленных страхователем, и подлежащими уплате по результатам проверки, по причине не включения учреждением в базу, облагаемую страховыми взносами, указанных сумм компенсаций, не основано на законе.
При таких обстоятельствах заявленное пенсионным фондом требование о взыскании с учреждения штрафных санкций в общем размере 18 510, 24 руб. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 216, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области, г. Белово в части взыскания с Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа – детский сад № 2 города Белово», г. Белово штрафных санкций в сумме 18 510, 24 руб. оставить без удовлетворения.
В остальной части производство по делу прекратить.
Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск.
Судья И.В. Мишина