АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000
http://www. kemerovo. arbitr. ru/
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
e-mail: info@kemerovo. arbitr. ru.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-11676/2011
«07» декабря 2011 г.
резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2011г.
полный текст решения изготовлен 07 декабря 2011г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Обуховой Г.П., судей Власова В.В., Драпезо В.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лебер Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Металлург-10», с. Бунгур Новокузнецкого района
к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, г. Кемерово
к открытому акционерному обществу «Кузбасская энергетическая сбытовая компания», г. Новокузнецк
с участием прокурора Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недействующим нормативного правового акта в части
при участии:
представителя заявителя ФИО1 ( выписка из протокола собрания от 10.04.2010г., паспорт);
представителя РЭК КО –ФИО2 ( доверенность от 05.09.2011г., паспорт); представителя ОАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» -ФИО3 ( доверенность от 01.07.2011г., паспорт);
старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры КО ФИО4 ( сл. удостоверение)
у с т а н о в и л:
садоводческое некоммерческое товарищество «Металлург-10» ( далее- СНТ «Металлург-10») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании: пункта 2.1 постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области ( далее - РЭК КО) от 23.11.2010г. № 220 недействующим для СНТ «Металлург-10», как противоречащего Федеральному закону № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; пункта 1.3 (в части тарифа для сельского населения) постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 23.11.2010г. № 220 противоречащим постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1998г. № 1444. Кроме того, просит обязать открытое акционерное общество «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» произвести перерасчет тарифа на электроэнергию как для сельского населения с 01.01.2011г. Требование изложено с учетом его изменения 19.11.2011г.
В обоснование заявленного требования заявитель и его представитель ссылаются на то, что для СНТ «Металлург-10» тариф за электроэнергию должен быть равен тарифу для сельского населения, так как товарищество находится на территории Новокузнецкого района. Полагает не соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике, Федеральному закону № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» отнесение СНТ «Металлург-10» к категории городского населения и к категории потребителей , приравненных к населению, так как, по его мнению, тариф для садоводческого товарищества должен применяться как для сельских потребителей. При этом полагает не соответствующим действующему законодательству установление пунктом 1.3 оспариваемого постановления тарифа для сельского населения тарифа в размере 1, 53 руб./кВт с НДС, и считает, что применяться тариф в размере 1,07 руб./кВт с учетом понижающего коэффициента 0,7.
Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованием не согласились, мотивируя свои возражения тем, что постановление принято в полном соответствии с действующим законодательством, в силу которого садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан относятся к группе потребителей, приравненных к населению, о чем указанно в абзаце 6 примечания к Приложению, применение понижающего коэффициента 0,7 внутри группы потребителей «население» обусловлено двумя критериями: первый-это население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками; второй –это население, проживающее в сельских населенных пунктах, и это коэффициент был применен при установлении тарифов для указанных категорий потребителей. РЭК КО не имеет полномочий внести изменения в тариф на электрическую энергию, установленный в отношении группы потребителей, приравненной к населению.
ОАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» в отзыве и его представитель в судебном заседании также полагают требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как заявитель не доказал, что члены СНТ «Металлург-10» проживают в сельской местности, большинство участков вообще не имеют жилых строений.
Старший прокурор отдела прокуратуры Кемеровской области в заключении также указал, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя обратился с устным ходатайством о привлечении к участию в судебном разбирательстве специалиста-эксперта и представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области.
Другие участники процесса возразили.
Судом указанное ходатайство отклонено как необоснованное.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд признал заявленные требование необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; энергетики.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что заявитель зарегистрирован в установленном порядке в качестве юридических лиц и является садоводческим некоммерческим товариществом.
В силу статьи 7, подпункта 10 пункта 1 статьи 21, подпункта 10 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе заключать договоры, а также через свои органы управления решать вопросы создания и развития объектов инфраструктуры, организации строительства, ремонта и содержания инженерных сетей.
Между СНТ «Металлург-10» и ОАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» (далее- ОАО «Кузбассэнергосбыт») заключен договор от 18.06.2007г. № 3627 электроснабжения непромышленного потребителя, приравненного к категории населения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предметом указанного договора является продажа ОАО «Кузбассэнергосбыт» абоненту (СНТ «Металлург-10» электрической энергии и мощности, обеспечение передачи электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей. Согласно условиям договора расчеты за полученную энергию производятся на основании тарифов, утвержденных Региональной энергетической комиссией Кемеровской области. Абонент обязан оплачивать по настоящему договору энергию и услуги по одноставочному тарифу по тарифной ставке «Потребители, приравненные к населению» (с учетом дополнительного соглашения от 21.01.2010г.)
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области 23.11.2010г. принято постановление № 220 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население» на территории Кемеровской области с 01января 2011года».
Согласно приложению к указанному постановлению установлены тарифы: для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами в размере - 2,18 руб./кВт.ч с учетом НДС ( пункт 1.1); для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в размере - 1, 53 руб./кВт.ч с учетом НДС (пункт 1.2); для населения, проживающего в сельских населенных пунктах - в размере 1, 53 руб./кВт.ч с учетом НДС ( пункт 1.3).
Пунктом 2.1 приложения к постановлению от 23.11.2010г. № 220 установлен одноставочный тариф для потребителей, приравненных к населению, в размере 1,85 кВт.ч ( без НДС), что с учетом НДС составляет 2,18 кВт.ч.
В соответствии с примечанием 4 к приложению, тариф, установленный пунктом 2 для потребителей, приравненных к населению, применяется, в том числе в отношении садоводческих , огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что цены (тарифы) на электрическую энергию подлежат государственному регулированию и устанавливается уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации.
Государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. № 109 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке, в том числе, регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), реализуемую гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения на розничных рынках в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен);
Согласно пункту 57(2) Основ ценообразования регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных в сводном балансе, и индикативной цены на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2 вариантах:
одноставочный тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
одноставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности в дневные и ночные часы суток.
Применение в расчетах за потребленную электрическую энергию (мощность) тарифа (цены), дифференцированного по зонам суток, определяется в договоре энергоснабжения и возможно только при наличии у потребителя соответствующих приборов учета электрической энергии (мощности).
Выбор варианта тарифа (цены) производится потребителем путем направления письменного уведомления в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета.
Порядок установления тарифов и их введения установлен Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. № 109.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004г. № 20-э/2 ( в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления) установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители; 2 группа - население; 3 группа - прочие потребители.
К тарифной группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды.
Аналогично указанной группе производится расчет тарифов для приравненных к категории «население» потребителей, в том числе, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан - некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
Таким образом, в соответствии с указанными выше нормативными актами садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан в целях регулирования тарифов на электроэнергию являются потребителями, приравненными к категории «население».
Как усматривается из оспариваемого постановления с учетом примечания к приложению, РЭК КО установлен тариф для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, как для группы «населения» в размере 1,85 руб./ кВт.ч ( без учета НДС) или 2, 18 руб./ кВт.ч ( с учетом НДС). Оплата электрической энергии производится СНТ «Металлург-10» по указанному тарифу в соответствии с оспариваемым постановлением.
Заявитель, со ссылкой на Федеральный закон № 66-ФЗ , считает необходимым применить для СНТ «Металлург-10» тариф как для населения в сельской местности, при этом первоначально он указывал на тариф 1,53 руб./кВт.ч, в последующем, сославшись на то, что и для сельского населения тариф установлен не верно, без применения понижающего коэффициента 0,7, посчитал, что должен применяться тариф в размере 1,07 руб./кВт.ч (1,53 Х 0,7).
Суд признал данные доводы и требования заявителя необоснованными и не соответствующими действующему законодательству.
Федеральным законом 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ не регулируются отношения по установлению тарифов и цен на электроэнергию.
Согласно подпункту пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
Таким образом, названная норма не относит указанную категорию потребителей к сельским потребителям. В ней говорится лишь о праве органов исполнительной власти устанавливать тариф на электроэнергию для садоводческих объединений как для сельских потребителей.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» понижающий коэффициент 0,7 применяется только для населения, проживающего в сельских населенных пунктах (имеющих регистрацию по месту жительства) и в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
То есть применение понижающего коэффициента обусловлено определенными в постановлении критериями.
Вместе с тем, доказательства, свидетельствующие о том, что члены СНТ «Металлург-10» проживают в сельском населенном пункте ( имеют регистрацию по месту нахождения дачного участка), в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что СНТ «Металлург-10» расположено на территории Новокузнецкого района, судом отклонены, поскольку доказательств того, что СНТ отнесено к сельскому населенному пункту или находится в сельском населенном пункте, не имеется.
В части неправильного исчисления тарифа для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а именно, не применения понижающего коэффициента 0,7 суд признал доводы заявителя также необоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам.
Из приложения к оспариваемому постановлению и примечаниям к приложению видно, что в пунктах 1.2 (население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установкам) и 1.3 ( население, проживающее в сельских населенных пунктах ) тарифы указаны с учетом применения понижающего коэффициента 0, 7, что подтверждается и простым математическим действием. Так, тариф для населения в пункте 1.1 установлен в размере 2, 18 руб./кВт.ч. , а 2, 18 умноженное на 0,7 и составляет 1,53.
Судом не приняты доводы заявителя о том, что в силу статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ органами исполнительной власти не должно допускаться повышение цен для одних потребителей при установлении льготных цен для других потребителей.
В данном случае РЭК КО не устанавливал для каких-либо потребителей льготных цен и тарифов.
Понижающий коэффициент 0, 7 для отдельных категорий населения установлен Правительством Российской Федерации в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти, предоставленных ему Федеральным законом, и обязателен для применения органами регулирования тарифов. При этом применение понижающего коэффициента не рассматривается как льготный тариф, а по сути своей является особым порядком ценообразования.
Данная позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 8.12.2003г. № ГКПИ03-1247, оставленном в силе определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2004г. № КАС04-15.
Судом нарушения ценообразования и процедуры установления тарифа на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», предусмотренных Федеральным законом № 35-ФЗ, Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2, в ходе судебного разбирательства не установлены. Постановление вынесено уполномоченным на то органом. Тарифы установлены в пределах установленных приказом Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010г. № 245-э/3 для Кемеровской области размеров минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей на 2011г. , а именно в размере минимального уровня тарифов.
Суд также признал, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь статьями 167-170,180,181, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Отказать садоводческому некоммерческому товариществу «Металлург-10», с. Бунгур Новокузнецкого района, в удовлетворении заявленного требования.
Признать пункты 2.1, 1.3 постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 23.11.2010г. № 220 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «населения», на территории Кемеровской области с 1 января 2011года» соответствующими Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г.. № 109; постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1998г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением, Методическим рекомендациям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. № 20-э/2, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий Г.П. Обухова
Судьи: В.В. Власов
В.Я. Драпезо